Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 33. Гегель о тождестве субъекта и объекта познания. Этапы саморазвития абсолютной идеи.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целью своей философской системы он считает обоснование тезиса о тождестве субъекта и объекта познания. Данный тезис является логическим следствием его методологической установки на историзм и диалектичность как познавательного процесса, так и способа бытия самой реальности. Таким образом, Гегель впервые формулирует идею о совпадении объективной и субъективной диалектики. Критика субъект-объектной оппозиции является у него, одновременно, критикой господствовавшего в то время механистического стиля мышления, в соответствие с которым человек стремился дистанцироваться от мира, стать в позицию незаинтересованного наблюдателя и лишь беспристрастно фиксировать происходящее по аналогии с естественнонаучным экспериментом. Согласно Гегелю, данная исследовательская позиция неплодотворна, т.к. сущность человека не есть нечто, раз и навсегда предопределенное, сущность человека – в его свободе, предполагающей наличие внутренних индивидуальных стремлений к обретению своей уникальной сущности. Поэтому и отношение человека к миру не может быть формально-отстраненным, он должен сопереживать происходящее с миром, как происходящее непосредственно с ним самим. Для акцентирования мысли о тождестве субъекта и объекта познания Гегель даже вводит такие термины как «мышление-воображение», «мышление-интуиция». Гегель фиксирует общность «сценариев» развития мировой культуры и формирования индивида. Исследованию подобных закономерностей посвящена работа Гегеля «Феноменология духа». Описывая этапы интеллектуального «взросления» человека, Гегель разводит понятия «душа» и «дух». Душа индивидуальна, субъективна, основывается на чувственно-эмоциональном отношении к миру. В процессе овладения интеллектуальным наследием человеческой культуры душа проявляет способность к теоретическому мышлению и, тем самым, поднимается до уровня духа. Дух, следовательно, есть форма рационально-теоретического отношения человека к миру.
Гегель полагает мировой разум («абсолютную идею») в качестве абсолютной субстанции мира, некоего онтологического основания, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие. Абсолютная идея активна, находится в процессе постоянного саморазвития. В своем совершенном виде, до возникновения природы и человека, находясь вне времени и пространства, абсолютная идея находилась в состоянии чистого мышления и являла собой мир чистой логики, мир понятий (процесс описан в работе «Наука логики», 1812-1816). По мере своего развития и совершенствования это чистое духовное начало порождает из себя («отчуждает») природу («Философия природы», 1817), а затем и сферу духа во всех своих индивидуально-личностных и культурно-исторических многообразиях («Философия истории», «Философия духа», «Философия религии», «Философия права»). Таким образом, рассматривая процесс диалектического саморазвития абсолютной идеи, Гегель выделяет три ступени: абсолютный дух, объективный дух и субъективный дух.Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека,которое, в свою очередь, имеет несколько уровней: сознание, самосознание, разум. Сознание характеризуется направленностью «вне себя», с его помощью человек познает предметы окружающего мира. Самосознание есть более высокий уровень и возникает тогда, когда сознание направляется на себя само, когда предметом познания становится рассудок, его структура и познавательные возможности. Принципиально новым для всей европейской философской традиции является то, что, анализируя процесс роста самосознания человека, Гегель обращается к истории, анализируемой сквозь призму самого важного социального отношения – труда. В «Феноменологии духа» Гегель пытается воспроизвести всю мировую историю в контексте развития трудовой деятельности, трактуемой, однако лишь в аспекте духовно-интелектуальной активности. В философском плане это был абсолютно новый методологический ракурс, но в сфере политиче- ской экономии уже существовала теории трудовой стоимости, созданная А. Смитом. Вторым основанием, посредством которого Гегель «фильтрует» историю, есть свобода. Согласно Гегелю, человеческая история есть трудный, но неуклонный рост человеческой свободы. Высшей формой самосознания Гегель полагает христианство. С этого момента развитие духа переходит в свою высшую фазу – разум. Функции разума многообразны: научная деятельность, попытки создания справедливых моделей общественного устройства и т.п., но его высшая форма- добродетель. Гегель полагает, что добродетель, нравственные основания жизни не вырабатываются человеком самостоятельно, он воспринимает их из культуры. Нравствен- ность императивна, существует как надындивидуальная форма, это предписанный извне закон. Достигнув этой стадии, индивидуальное сознание – субъективный дух – достигает предела своего развития. Следующий «шаг» в саморазвитии мирового разума – это объективный дух, существующий в формах реальной истории, т.е. в общественных формах права, морали, семьи, гражданского общества и государстве. В философии истории Гегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом. Исчерпав свои возможности в сфере реальной истории, мировой разум завершает себя в высшей сфере – сфере абсолютного духа. Абсолютный дух существует в общественно-исторических формах искусства, религии и философии, в которых дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.006 с.) |