Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 27. Традиция эмпиризма в философии Нового времени. Материалистический и субъективно-идеалистический эмпиризм.

Поиск

Эмпиризм (от гр. empiria – «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть сведено к нему. Разум, в трактовке эмпиризма, ограничивается регистрацией, классификацией и упорядочиванием фактов, поставляемых органами чувств и здравым смыслом.

Для материалистической традиции эмпиризма Нового времени характерно:

1 – ориентация на практическую полезность знания,

2 – универсализация индуктивной методологии,

3 – интерпретация взаимодействия субъекта и объекта познания как двух материальных систем, связанных причинным взаимодействием

4 – ведущей стороной данного взаимодействия провозглашается объект, внешний мир,

5 – субъект познания трактуется, по преимуществу, пассивно.

 

Основной недостаток эмпиристики ориентированной методологии: рассматривая познание как процесс, обусловленный лишь причинным воздействием объекта на субъект, упускается из виду то обстоятельство, что восприятие всегда предполагает осмысление воспринятого и включение его в ранее сформированный теоретический фундамент знания. Качественное своеобразие рационально-логического мышления и принцип гносеологической активности субъекта познания оказались невостребованными данной методологией.

 

Представителями эмпиризма в философии Нового времени являлись Фр. Бэкон (1561-1662), Т. Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704) (традиция материалистического эмпиризма) и Д. Беркли (1685-1753), Д. Юм (1711-1776) (традиция субъективно-идеалистического эмпиризма).

Родоначальником эмпиризма Нового времени является английский философ Фр. Бэкон, считавший своей целью создание гносеологии нового типа, ориентированной на получение практически-полезного знания, способного помочь человечеству в решении, в первую очередь, технолого-инструментальных задач. Фр. Бэкон мечтает о новом типе социального устройства, в котором наука станет играть определяющую роль в жизни общества. Идеал подобного общества он излагает в своей социальной утопии «Новая Атлантида».

Идеал знания, стимулирующего к действию, Фр. Бэкон выразил в своем знаменитом афоризме, до сего дня звучащем весьма актуально – «Знание – это сила». В соответствии с мировоззрением своей эпохи, в качестве идеального прообраза знания Бэкон рассматривает опытное естествознание, основным объектом познания считает исследование природы, а в качестве наиболее эффективного метода познания он рассматривает опытно-индуктивный метод. По своему назначению все знание должно быть нацелено на исследование причинно-следственных отношений между явлениями природы.

«Идолы» или «призраки», т.е. заблуждения, которые, по мнению Фр. Бэкона, «обволакивают» ум человека и мешают правильному мышлению:

• «идолы рода» - всеобщие заблуждения, коренящиеся в самой природе человека, например, наличие порога чувственного восприятия, наделение мира свойствами антропоморфности, телеологизма, наличие веры.

• «идолы пещеры» - гносеологические заблуждения конкретного человека, связанные с особенностями воспитания, когда человек воспринимает мир, глядя на него из своей «пещеры».

• «идолы площади» основаны на речевом общении, особую роль в их формировании, по мысли Бэкона, сыграли софисты.

• «идолы театра» базируются на некритическом следовании авторитетам, в частности, Аристотелю.

Только осознав наличие данных заблуждений, человек может отнестись к ним критически и попытаться избавиться от них.

Выдвинутая Бэконом программа борьбы с «идолами» является необходимой, но решает сугубо предварительную задачу. Его цель – разработка нового метода познания, индуктивной логики.

Его главный философский труд «Новый Органон» (само название

противопоставляет данный труд основателю дедуктивной логики

Аристотелю и его труду «Органону») посвящен именно этой задаче. Основой предложенного им метода познания является индукция, которая базируется на опытно-экспериментальном знании или ощущениях индивида и, поднимаясь по пути логического анализа, доходит до самых общих и абстрактных понятий. Определяя возможные методы познания, Бэкон использует язык метафор и называет их «путем муравья», «путем паука» и «путем пчелы». Разрабатываемый им опытно-индуктивный метод он называет «путем пчелы», подчеркивая тем самым его отличие как от грубого, плоского эмпиризма, который довольствуется только собранной опытной информацией («муравей»), так и от схоластического метода философствования, базирующегося исключительно на умозрительных, оторванных от жизни рассуждениях («паук»). В этом состоит сильная сторона эмпиризма Бэкона, который, в отличие от своих более поздних единомышленников, не ограничивается утверждением об опытно-чувственной основе познания, но акцентирует внимание и на значимости рационально-логического мышления.

 

Д. Локк развивает далее методологию эмпиризма, конкретизируя основной тезис Бэкона: любое знание основывается на чувственном опыте. Детальной разработке данного положения посвящен основной труд Локка «Опыт о человеческом разуме».

Локк является приверженцем теории «tabula rasa» («чистая доска»), согласно которой разум человека изначально является чистой доской, которая заполняется письменами только в результате получения эмпирической информации в процессе жизнедеятельности человека.

Опыт, который лежит в основе всех без исключения знаний, Локк подразделяет на два типа:

1) Внешний опыт (совокупность ощущений) возникает в результате воздействия предметов и обстоятельств на органы чувств человека. Данный опыт является базовым, т.к. он преобладает количественно, возникает исторически первым и определяет собой интенсивность и содержание опыта внутреннего.

2) Опыт внутренний (рефлексия или внутренние чувства) образуется из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Совокупность внешнего и внутреннего опыта есть идеи, которые и составляют содержание сознания человека.

Локк различает идеи первичных и вторичных качеств. Первичные качества (протяженность, форма, движение, плотность и т.п.) присущи всем без исключения предметам и совпадают с чувственными ощущениями о них. Напротив, вторичные качества (цвет, вкус, запах и т.п.) изменчивы и в значительной мере зависят от органов чувств воспринимающего субъекта. Локк настойчиво подчеркивает мысль о том, что как идеи первичных, так и идеи вторичных качеств имеют объективное содержание, соответствующее самим объектам окружающей человека действительности.

 

Субъективно-идеалистический вариант эмпиризма базируется на двух основных принципах:

1 – человек принципиально формирует знание о мире, исходя

из собственного жизненного опыта,

2 – предметы внешнего мира существуют, но для субъекта являются лишь модификациями его сознания.

 

Субъективно-идеалистический эмпиризм Д. Беркли критически развивает идею Локка о разграничении первичных и вторичных качеств. По мнению Беркли, человек не в состоянии различать свойства предметов, существующие независимо от человека (первичные качества) и свойства, которые зависят от человека (вторичные качества). Беркли настаивает на принципиальной субъективности всех качеств; чувственно воспринимаемый и зависящий от органов чувств мир является единственно существующим. Если же все человеческое знание основывается на чувственном опыте, то никаких объективно существующих предметов и явлений (материальных субстанций) нет в принципе. Тем самым Беркли отвергает существование материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания человека. Грань, разделяющая реальность и иллюзию, у Беркли весьма условна. Реальность – это те впечатления, которые возникают у человека регулярно и помимо его воли. Восприятия, появляющиеся нерегулярно (и, возможно, по воле человека) статусом реальности не обладают. Существовать, в традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, означает быть способным восприниматься некоторым разумным созданием: esse est percipi. Формулируя данный принцип в отрицательной форме: что не может быть воспринимаемо, то не существует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.)