Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 27. Традиция эмпиризма в философии Нового времени. Материалистический и субъективно-идеалистический эмпиризм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпиризм (от гр. empiria – «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть сведено к нему. Разум, в трактовке эмпиризма, ограничивается регистрацией, классификацией и упорядочиванием фактов, поставляемых органами чувств и здравым смыслом. Для материалистической традиции эмпиризма Нового времени характерно: 1 – ориентация на практическую полезность знания, 2 – универсализация индуктивной методологии, 3 – интерпретация взаимодействия субъекта и объекта познания как двух материальных систем, связанных причинным взаимодействием 4 – ведущей стороной данного взаимодействия провозглашается объект, внешний мир, 5 – субъект познания трактуется, по преимуществу, пассивно.
Основной недостаток эмпиристики ориентированной методологии: рассматривая познание как процесс, обусловленный лишь причинным воздействием объекта на субъект, упускается из виду то обстоятельство, что восприятие всегда предполагает осмысление воспринятого и включение его в ранее сформированный теоретический фундамент знания. Качественное своеобразие рационально-логического мышления и принцип гносеологической активности субъекта познания оказались невостребованными данной методологией.
Представителями эмпиризма в философии Нового времени являлись Фр. Бэкон (1561-1662), Т. Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704) (традиция материалистического эмпиризма) и Д. Беркли (1685-1753), Д. Юм (1711-1776) (традиция субъективно-идеалистического эмпиризма). Родоначальником эмпиризма Нового времени является английский философ Фр. Бэкон, считавший своей целью создание гносеологии нового типа, ориентированной на получение практически-полезного знания, способного помочь человечеству в решении, в первую очередь, технолого-инструментальных задач. Фр. Бэкон мечтает о новом типе социального устройства, в котором наука станет играть определяющую роль в жизни общества. Идеал подобного общества он излагает в своей социальной утопии «Новая Атлантида». Идеал знания, стимулирующего к действию, Фр. Бэкон выразил в своем знаменитом афоризме, до сего дня звучащем весьма актуально – «Знание – это сила». В соответствии с мировоззрением своей эпохи, в качестве идеального прообраза знания Бэкон рассматривает опытное естествознание, основным объектом познания считает исследование природы, а в качестве наиболее эффективного метода познания он рассматривает опытно-индуктивный метод. По своему назначению все знание должно быть нацелено на исследование причинно-следственных отношений между явлениями природы. «Идолы» или «призраки», т.е. заблуждения, которые, по мнению Фр. Бэкона, «обволакивают» ум человека и мешают правильному мышлению: • «идолы рода» - всеобщие заблуждения, коренящиеся в самой природе человека, например, наличие порога чувственного восприятия, наделение мира свойствами антропоморфности, телеологизма, наличие веры. • «идолы пещеры» - гносеологические заблуждения конкретного человека, связанные с особенностями воспитания, когда человек воспринимает мир, глядя на него из своей «пещеры». • «идолы площади» основаны на речевом общении, особую роль в их формировании, по мысли Бэкона, сыграли софисты. • «идолы театра» базируются на некритическом следовании авторитетам, в частности, Аристотелю. Только осознав наличие данных заблуждений, человек может отнестись к ним критически и попытаться избавиться от них. Выдвинутая Бэконом программа борьбы с «идолами» является необходимой, но решает сугубо предварительную задачу. Его цель – разработка нового метода познания, индуктивной логики. Его главный философский труд «Новый Органон» (само название противопоставляет данный труд основателю дедуктивной логики Аристотелю и его труду «Органону») посвящен именно этой задаче. Основой предложенного им метода познания является индукция, которая базируется на опытно-экспериментальном знании или ощущениях индивида и, поднимаясь по пути логического анализа, доходит до самых общих и абстрактных понятий. Определяя возможные методы познания, Бэкон использует язык метафор и называет их «путем муравья», «путем паука» и «путем пчелы». Разрабатываемый им опытно-индуктивный метод он называет «путем пчелы», подчеркивая тем самым его отличие как от грубого, плоского эмпиризма, который довольствуется только собранной опытной информацией («муравей»), так и от схоластического метода философствования, базирующегося исключительно на умозрительных, оторванных от жизни рассуждениях («паук»). В этом состоит сильная сторона эмпиризма Бэкона, который, в отличие от своих более поздних единомышленников, не ограничивается утверждением об опытно-чувственной основе познания, но акцентирует внимание и на значимости рационально-логического мышления.
Д. Локк развивает далее методологию эмпиризма, конкретизируя основной тезис Бэкона: любое знание основывается на чувственном опыте. Детальной разработке данного положения посвящен основной труд Локка «Опыт о человеческом разуме». Локк является приверженцем теории «tabula rasa» («чистая доска»), согласно которой разум человека изначально является чистой доской, которая заполняется письменами только в результате получения эмпирической информации в процессе жизнедеятельности человека. Опыт, который лежит в основе всех без исключения знаний, Локк подразделяет на два типа: 1) Внешний опыт (совокупность ощущений) возникает в результате воздействия предметов и обстоятельств на органы чувств человека. Данный опыт является базовым, т.к. он преобладает количественно, возникает исторически первым и определяет собой интенсивность и содержание опыта внутреннего. 2) Опыт внутренний (рефлексия или внутренние чувства) образуется из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Совокупность внешнего и внутреннего опыта есть идеи, которые и составляют содержание сознания человека. Локк различает идеи первичных и вторичных качеств. Первичные качества (протяженность, форма, движение, плотность и т.п.) присущи всем без исключения предметам и совпадают с чувственными ощущениями о них. Напротив, вторичные качества (цвет, вкус, запах и т.п.) изменчивы и в значительной мере зависят от органов чувств воспринимающего субъекта. Локк настойчиво подчеркивает мысль о том, что как идеи первичных, так и идеи вторичных качеств имеют объективное содержание, соответствующее самим объектам окружающей человека действительности.
Субъективно-идеалистический вариант эмпиризма базируется на двух основных принципах: 1 – человек принципиально формирует знание о мире, исходя из собственного жизненного опыта, 2 – предметы внешнего мира существуют, но для субъекта являются лишь модификациями его сознания.
Субъективно-идеалистический эмпиризм Д. Беркли критически развивает идею Локка о разграничении первичных и вторичных качеств. По мнению Беркли, человек не в состоянии различать свойства предметов, существующие независимо от человека (первичные качества) и свойства, которые зависят от человека (вторичные качества). Беркли настаивает на принципиальной субъективности всех качеств; чувственно воспринимаемый и зависящий от органов чувств мир является единственно существующим. Если же все человеческое знание основывается на чувственном опыте, то никаких объективно существующих предметов и явлений (материальных субстанций) нет в принципе. Тем самым Беркли отвергает существование материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания человека. Грань, разделяющая реальность и иллюзию, у Беркли весьма условна. Реальность – это те впечатления, которые возникают у человека регулярно и помимо его воли. Восприятия, появляющиеся нерегулярно (и, возможно, по воле человека) статусом реальности не обладают. Существовать, в традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, означает быть способным восприниматься некоторым разумным созданием: esse est percipi. Формулируя данный принцип в отрицательной форме: что не может быть воспринимаемо, то не существует.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.) |