Билет 16. Общая характеристика философии Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 16. Общая характеристика философии Аристотеля.



Аристотель (384-322 гг. до н.э.) творчески развивает учение Платона, однако формирует собственную позицию в процессе творческого переосмысления его философских взглядов («Платон мне друг, но истина дороже»).

Аристотель настаивает на том, что реально существующими являются лишь конкретные вещи (в терминологии Аристотеля «субстанции»). Всеобщее («форма», по Аристотелю) – есть лишь свойство, присущее субстанции, и вне него самостоятельно существовать не может. Аристотель рассматривает всеобщее как результат абстрагирующей способности разума, усматривающей в самих субстанциях признаки различной степени общности. Совокупность существенных признаков, типичных для субстанций данного вида, и есть форма, которая существует уже не вне конкретных вещей, а исключительно в них самих. Также как и у Платона, способом познания формы у Аристотеля остается исключительно разум.

Аристотель полагает, что изменчивость есть фундаментальное

свойство мира и должно быть включено в понятие субстанции.

Философия Аристотеля дуалистична: каждая конкретная

субстанция есть результат взаимодействия формы и материи, которые независимы друг от друга, объективны и равно необходимы для существования субстанций. Материя в той же мере необходима материи, что и материя – форме. Материя же – это некий пассивный материал, который должен быть структурирован, определен извне. Материя рассматривается Аристотелем как возможность, потенция всего существующего, форма – как активное осуществление этой возможности.

Характер взаимодействия формы и материи конкретизируется

Аристотелем в учении о четырех причинах:

1) конечной,

2) действующей,

3) материальной,

4) формальной.

Например, когда строится дом, то материальной причиной будут кирпичи, формальной – сам дом, действующей – деятельность архитектора и конечной (целевой) – назначение дома. Только формальная и материальная причины являются основными и несводимыми друг к другу.

Субстанции Аристотеля организованы иерархически. Основные уровни (по восходящей линии): мир чистой потенциальности – неорганические вещества – растения – животные – человек – чистая актуальность. Человек является последней ступенью в иерархии, обладающей как формой, так и материей. Первопринцип мира (Нус или Ум), называемый также Аристотелем перводвигателем мира или «формой форм», имеет некоторое сходство с платоновской идеей Блага, но Нус имеет не столько рационально-логический характер, сколько жизненно-

эстетический, его функция – наполнение мира красотой. Нус находится в постоянной деятельности – он мыслит, т.е. постоянно увеличивает красоту и разнообразие мира. Таким образом, философия Аристотеля является одновременно телеологичной (признание высшей цели развития) и теологичной (наличие верховного существа, хотя в данном случае он не является персонифицированным).

Натурфилософские воззрения Аристотеля телеологичны. Любое явление в мире, а также и весь мир в целом содержат в себе возможность изменения и цель, к которой они стремятся. Процесс реализации данной цели Аристотель называет энтелехией (в современной терминологии энтелехия может быть осмыслена как наличие внутренне присущего объекту или явлению определенного алгоритма изменения). В живых организмах понятие энтелехии связывается Аристотелем с понятием души. Душой обладает не только человек. Аристотель говорит о существовании растительной, животной и разумной души. Разумная душа представляет собой высшую форму деятельности тела человека. В душе находятся ум, который не возникает и не подлежит гибели.

Аристотеля называют «первым энциклопедистом древности», подчеркивая тем самым изменения стиля античного мышления: историзм, систематичность и методичность являются для Аристотеля безусловными максимами философского мышления. Аристотель рассматривает познавательный процесс как этапный: он начинается с положительного знания (чувственного опыта) и по ступенькам абстрагирования, т.е. рационально-логического выделения общего, поднимается к познанию сущности – формы. Таким образом, Аристотель говорит о процессе познания как движущемся от индуктивного обобщения чувственных данных к формулировке дедуктивно-общезначимых выводов. Тем самым впервые в истории античности Аристотель снимает противопоставление чувственного и рационально-теоретического знания.

Несомненна заслуга Аристотеля в разработке основ логики

как самостоятельной науки, исследующей формы мышления.

В социальных воззрениях Аристотель полемизирует с Платоном, отвергая его модель «идеального государства». По мнению Аристотеля, рабовладение является наилучшей форма сообщества (Аристотель не различает понятия «общество» и «государство»), в котором власть должна принадлежать не богатым или бедным, а среднему классу рабовладельцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.007 с.)