Билет 2. Мифологическая и философские картины мира: сходства и различия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 2. Мифологическая и философские картины мира: сходства и различия.



 

Основными чертами мифологического мировоззрения являются:

1 – авторитарность, игнорирование значимости индивидуально-личностного мышления,

2 – преобладание эмоционально-чувственного отношения к

миру и неразвитость рационального мышления,

3 – построение по способу ассоциативных связей и широкое

использование категории «подобие».

Таким образом, понятия «мифологическое мировоззрение» и «свобода мышления» принципиально несовместимы.

 

На европейском континенте философия рождается достаточно поздно, в 7-6 вв. до н.э. До этого универсальной формой культуры выступала мифология. Мифология охватывает огромный период истории: является единственно существующей культурной формой в рамках всего первобытнообщинного строя, доминирует в период рабовладения, присутствует и в последующих культурах.

Мифологическая культура является исторически первой формой социокультурной трансляции знания (процесс выработки, фиксации и последующей передачи генетически не наследуемой информации).

Так как мифологический период, как правило, еще не знает письменности, то конкретно-исторической формой реализации социальной трансляции является ритуал. Основными функциями ритуала являются:

1) психологическое сплочение племени, организация социальной жизни первобытного коллектива через воспитание чувства родовой принадлежности – «МЫ»

2) санкция на определенное коллективное действие – «Делай так».

Первая функция является следствием такого специфического

явления мифологической культуры как отсутствие персонификации: человек не воспринимает себя как Я, личность. Это отражено, в том числе, и лингвистически: в самых древних мифах нет место имени Я, нет имен, миф оперирует лишь понятиями МЫ (племя, род, сообщество) и ОНИ – весь остальной, природный и человеческий мир, находящийся вне поля взаимодействия человека. В мифологии существует, так называемое, функциональное определение человека (человек-жрец, человек-охотник, человек-воин): человек воспринимается коррелятивно с тем видом социально полезной деятельности, которую он выполняет. В этих условиях чувство психологической сплоченности, поддерживаемое ритуалом, жизненно необходимо как для отдельного человека, так и для всего племени в целом.

Ритуал представляет собой форму коллективной памяти,

способствует сохранению социально значимой информации и приобщению индивида к жизненно необходимым формам нравственного и практического поведения. Ритуал является своеобразной социальной санкцией, программой «Делай так!».

Мифологическая картина мира – исторически первая форма мировоззрения, решающая коренные проблемы природного и социального бытия через призму антропоморфизации мира. Антропоморфизм («человекоподобие») - перенесение психолого-поведенческих (а иногда и телесных) качеств человека на природные объекты и явления: природа наделяется

волей, душой, способностью эмоционально реагировать и т.д.

Синкретизм мифа проявляется в единстве эмоционально-

чувственного и познавательно-практического отношения древнего

человека к миру. Мифологическое сознание не является понятийным, оно не столько объясняет, сколько внушает, является практическим руководством к жизни. Миф не может быть понят вне целостного контекста жизни племени, он неразрывно связан с коллективным действием, он является реальностью, которая постоянно «проигрывается» всеми членами племени. Строится миф не на смысловых значениях, а на эмоционально-ассоциативных связях, поэтому миф невозможно опровергнуть ни рационально, ни опытно. Способ его соотнесенности с миром символичен и его главной объяснительной моделью является категория «подобие».

Авторитарность проявляется в том, что миф обладает безусловной нормативностью для всех членов племени. В этой связи отнюдь не случайно, что наиболее древние мифы сформулированы в качестве табу, так как именно запретительная, а не разрешительная функция преобладает в них. Понятия «миф» и «сомнение» принципиально несовместимы.

Фетишизм является наиболее древней формой мифологических верований и представляет собой поклонение неодушевленным предметам (камням, деревянным пластинам, оружию и т.п.).

Тотемизм представляет собой веру древнего человека в наличие сверхъестественной связи между его родом и определенным видом животных или растений («прародителем»).

Аниматизм – это вера в безличную одушевленность природы.

Древние люди верили, что существует некая безличная, пронизывающая весь мир сила (древние евреи называли ее «эль», индусы – «брахман», гуроны – «орендо» или «мана»).

Философия – любовь к мудрости.

1-ое отличие философии от мифологии: открытость, 2-ое : философия носит рационально-теоретический характер.

Структура философского знания:

Онтология-наука о бытие(что есть мир?); Гносеология- знания (что есть знания?)

Аксиология-наука о ценностях; социальная философия; философская антропология (наука о сущности человека)

Что есть сущность мира? – основной вопрос философии(ОВФ)

ОВФ: 1. Материализм( в основе мира лежит некая материя), 2. Идеализм ( в основе мифа лежит духовное начало)

Специфика философии:

1. Произошло становление индивидуально-личностного мировоззрения.

2. Произошел распад мифологического синкретизма, выделение сферы мысли и рождение рефлексии( рефлексия- принцип человеческого мышления, ориентированный на осознание и осмысление универсальных оснований человеческой культуры, а также выявление специфики собственно человеческого бытия)

Мифологию философию объединяет онтология.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.009 с.)