Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 2. Мифологическая и философские картины мира: сходства и различия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными чертами мифологического мировоззрения являются: 1 – авторитарность, игнорирование значимости индивидуально-личностного мышления, 2 – преобладание эмоционально-чувственного отношения к миру и неразвитость рационального мышления, 3 – построение по способу ассоциативных связей и широкое использование категории «подобие». Таким образом, понятия «мифологическое мировоззрение» и «свобода мышления» принципиально несовместимы.
На европейском континенте философия рождается достаточно поздно, в 7-6 вв. до н.э. До этого универсальной формой культуры выступала мифология. Мифология охватывает огромный период истории: является единственно существующей культурной формой в рамках всего первобытнообщинного строя, доминирует в период рабовладения, присутствует и в последующих культурах. Мифологическая культура является исторически первой формой социокультурной трансляции знания (процесс выработки, фиксации и последующей передачи генетически не наследуемой информации). Так как мифологический период, как правило, еще не знает письменности, то конкретно-исторической формой реализации социальной трансляции является ритуал. Основными функциями ритуала являются: 1) психологическое сплочение племени, организация социальной жизни первобытного коллектива через воспитание чувства родовой принадлежности – «МЫ» 2) санкция на определенное коллективное действие – «Делай так». Первая функция является следствием такого специфического явления мифологической культуры как отсутствие персонификации: человек не воспринимает себя как Я, личность. Это отражено, в том числе, и лингвистически: в самых древних мифах нет место имени Я, нет имен, миф оперирует лишь понятиями МЫ (племя, род, сообщество) и ОНИ – весь остальной, природный и человеческий мир, находящийся вне поля взаимодействия человека. В мифологии существует, так называемое, функциональное определение человека (человек-жрец, человек-охотник, человек-воин): человек воспринимается коррелятивно с тем видом социально полезной деятельности, которую он выполняет. В этих условиях чувство психологической сплоченности, поддерживаемое ритуалом, жизненно необходимо как для отдельного человека, так и для всего племени в целом. Ритуал представляет собой форму коллективной памяти, способствует сохранению социально значимой информации и приобщению индивида к жизненно необходимым формам нравственного и практического поведения. Ритуал является своеобразной социальной санкцией, программой «Делай так!». Мифологическая картина мира – исторически первая форма мировоззрения, решающая коренные проблемы природного и социального бытия через призму антропоморфизации мира. Антропоморфизм («человекоподобие») - перенесение психолого-поведенческих (а иногда и телесных) качеств человека на природные объекты и явления: природа наделяется волей, душой, способностью эмоционально реагировать и т.д. Синкретизм мифа проявляется в единстве эмоционально- чувственного и познавательно-практического отношения древнего человека к миру. Мифологическое сознание не является понятийным, оно не столько объясняет, сколько внушает, является практическим руководством к жизни. Миф не может быть понят вне целостного контекста жизни племени, он неразрывно связан с коллективным действием, он является реальностью, которая постоянно «проигрывается» всеми членами племени. Строится миф не на смысловых значениях, а на эмоционально-ассоциативных связях, поэтому миф невозможно опровергнуть ни рационально, ни опытно. Способ его соотнесенности с миром символичен и его главной объяснительной моделью является категория «подобие». Авторитарность проявляется в том, что миф обладает безусловной нормативностью для всех членов племени. В этой связи отнюдь не случайно, что наиболее древние мифы сформулированы в качестве табу, так как именно запретительная, а не разрешительная функция преобладает в них. Понятия «миф» и «сомнение» принципиально несовместимы. Фетишизм является наиболее древней формой мифологических верований и представляет собой поклонение неодушевленным предметам (камням, деревянным пластинам, оружию и т.п.). Тотемизм представляет собой веру древнего человека в наличие сверхъестественной связи между его родом и определенным видом животных или растений («прародителем»). Аниматизм – это вера в безличную одушевленность природы. Древние люди верили, что существует некая безличная, пронизывающая весь мир сила (древние евреи называли ее «эль», индусы – «брахман», гуроны – «орендо» или «мана»). Философия – любовь к мудрости. 1-ое отличие философии от мифологии: открытость, 2-ое: философия носит рационально-теоретический характер. Структура философского знания: Онтология-наука о бытие(что есть мир?); Гносеология- знания (что есть знания?) Аксиология-наука о ценностях; социальная философия; философская антропология (наука о сущности человека) Что есть сущность мира? – основной вопрос философии(ОВФ) ОВФ: 1. Материализм(в основе мира лежит некая материя), 2. Идеализм (в основе мифа лежит духовное начало) Специфика философии: 1. Произошло становление индивидуально-личностного мировоззрения. 2. Произошел распад мифологического синкретизма, выделение сферы мысли и рождение рефлексии(рефлексия- принцип человеческого мышления, ориентированный на осознание и осмысление универсальных оснований человеческой культуры, а также выявление специфики собственно человеческого бытия) Мифологию философию объединяет онтология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.006 с.) |