Билет 10.Проблема первоначала в греческой натурфилософии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 10.Проблема первоначала в греческой натурфилософии.



Греческая натурфилософия («натура» – природа) ставит первую собственно философскую проблему – проблему субстанции или первоначала мира, проблему единства мира, ищет некое первоначало, из которого закономерно образуется все многообразие чувственно-конкретных единичных вещей. В отличие от мифологического мировоззрения, субстанция трактуется не только как всеобщее генетическое (порождающее) начало, но и как сущностная материально-вещественная основа мира. Фалес (624-547 гг. до н.э.) полагал, что все существующее

происходит из воды. Текстов Фалеса осталось очень немного, поэтому затруднительно обосновать причину выбора именно воды в качестве субстанции. Вполне вероятно, что образ воды является одной из первых попыток теоретизировать мифологический образ

Мирового Океана (Хаоса) как порождающего элемента мироздания. Анаксимен (585-528 гг. до н.э.) в качестве первоэлемента рассматривал воздух, который, пребывая в различных состояниях сгущения и разряжения, порождает все существующее. Анаксимандр (610-541 гг. до н.э.), в отличие от остальных натурфилософов, полагал, что субстанцией мира выступает не некое определенное материально-вещественное начало, а нечто неопределенное, лишенное всех качеств за исключением главного – быть материей, единым порождающим началом. Данное начало Анаксимандр и назвал апейроном, т.е. бескачественным, неопределенным. Отличительное свойство апейрона – соединять в себе противоположные начала, будучи «неопределенным», т.е. «никаким», давать начало всему. Апейрон – единственная структура, обладающая статусом вечности. В этом его отличие от конкретных вещей, которые смертны и уничтожимы.

По мнению Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.), субстанция не является чем-то единым, а представляет собой единение четырех первоэлементов («корней») – огня, воды, земли и воздуха. Данные первоэлементы вечны и неизменны, содержатся во всем, заполняя

собой все существующее, качество же конкретной вещи зависит от преобладания в ней первоэлемента определенного типа. Однако источник движения, а, следовательно, и причина возникновения мироздания коренится не в самих стихиях, а представляет собой силу, внешнюю по отношению к ним. Отдавая дань все еще мощной мифологической традиции, Эмпедокл определяет эту силу как взаимодействие Любви и Вражды. Однако Эмпедокл деантропоморфизирует данные понятия, наделяя их вполне конкретными физическими характеристиками. Так, Любовь определяется им как «липкая», т.е. способствующая соединению, сила, а Вражда – как сила «губительная», т.е. способствующая разделению. Развитие Космоса есть строго упорядоченный циклический процесс, в котором периоды Любви, при которых в мире господствует единство, постоянство, качественная определенность предметов сменяются периодами Вражды, несущими изменение качества, неопределенность и распад предметов на изначальные стихии.

Согласно Демокриту (460-370 гг. н.э.), атом является мельчайшим, неделимым, вечным, неизменным и вещественным элементом, из которого состоит и рождается все сущее. Неотъемлемым свойством атомов является их движение, которое возможно благодаря пустоте, в которой и происходит вечное движение первоначал-атомов. Пустота однородна и может содержаться как между телами, так и внутри частей тел. Атомы не содержат пустоты, являясь «самодостаточными», «замкнутыми» структурами. Таким образом, Демокрит признает два начала мироздания – атомы (бытие) и пустоту (небытие).

Гераклит (540-480 гг. до н.э.) в качестве первоначала называет не только конкретное вещество (огонь), но и Логос – разумное слово, закон, управляющий всем миром: «мир есть, был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим», «все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото». Основная причина совпадения противоположностей – Логос, понимаемый как единство генетического и субстанциального начал Вселенной.

Принятие в качестве первоначала мира материально-вещественного первоначала дает основания считать греческую натурфилософию исторически первой формой европейского материализма (зачастую его также называют линией Демокрита).

Таким образом, для представителей натурфилософии субстанция – это:

− материальное (вещественное) начало мироздания,

− порождающее начало,

− вечное начало,

− разумное начало.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.004 с.)