Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 10.Проблема первоначала в греческой натурфилософии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Греческая натурфилософия («натура» – природа) ставит первую собственно философскую проблему – проблему субстанции или первоначала мира, проблему единства мира, ищет некое первоначало, из которого закономерно образуется все многообразие чувственно-конкретных единичных вещей. В отличие от мифологического мировоззрения, субстанция трактуется не только как всеобщее генетическое (порождающее) начало, но и как сущностная материально-вещественная основа мира. Фалес (624-547 гг. до н.э.) полагал, что все существующее происходит из воды. Текстов Фалеса осталось очень немного, поэтому затруднительно обосновать причину выбора именно воды в качестве субстанции. Вполне вероятно, что образ воды является одной из первых попыток теоретизировать мифологический образ Мирового Океана (Хаоса) как порождающего элемента мироздания. Анаксимен (585-528 гг. до н.э.) в качестве первоэлемента рассматривал воздух, который, пребывая в различных состояниях сгущения и разряжения, порождает все существующее. Анаксимандр (610-541 гг. до н.э.), в отличие от остальных натурфилософов, полагал, что субстанцией мира выступает не некое определенное материально-вещественное начало, а нечто неопределенное, лишенное всех качеств за исключением главного – быть материей, единым порождающим началом. Данное начало Анаксимандр и назвал апейроном, т.е. бескачественным, неопределенным. Отличительное свойство апейрона – соединять в себе противоположные начала, будучи «неопределенным», т.е. «никаким», давать начало всему. Апейрон – единственная структура, обладающая статусом вечности. В этом его отличие от конкретных вещей, которые смертны и уничтожимы. По мнению Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.), субстанция не является чем-то единым, а представляет собой единение четырех первоэлементов («корней») – огня, воды, земли и воздуха. Данные первоэлементы вечны и неизменны, содержатся во всем, заполняя собой все существующее, качество же конкретной вещи зависит от преобладания в ней первоэлемента определенного типа. Однако источник движения, а, следовательно, и причина возникновения мироздания коренится не в самих стихиях, а представляет собой силу, внешнюю по отношению к ним. Отдавая дань все еще мощной мифологической традиции, Эмпедокл определяет эту силу как взаимодействие Любви и Вражды. Однако Эмпедокл деантропоморфизирует данные понятия, наделяя их вполне конкретными физическими характеристиками. Так, Любовь определяется им как «липкая», т.е. способствующая соединению, сила, а Вражда – как сила «губительная», т.е. способствующая разделению. Развитие Космоса есть строго упорядоченный циклический процесс, в котором периоды Любви, при которых в мире господствует единство, постоянство, качественная определенность предметов сменяются периодами Вражды, несущими изменение качества, неопределенность и распад предметов на изначальные стихии. Согласно Демокриту (460-370 гг. н.э.), атом является мельчайшим, неделимым, вечным, неизменным и вещественным элементом, из которого состоит и рождается все сущее. Неотъемлемым свойством атомов является их движение, которое возможно благодаря пустоте, в которой и происходит вечное движение первоначал-атомов. Пустота однородна и может содержаться как между телами, так и внутри частей тел. Атомы не содержат пустоты, являясь «самодостаточными», «замкнутыми» структурами. Таким образом, Демокрит признает два начала мироздания – атомы (бытие) и пустоту (небытие). Гераклит (540-480 гг. до н.э.) в качестве первоначала называет не только конкретное вещество (огонь), но и Логос – разумное слово, закон, управляющий всем миром: «мир есть, был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим», «все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото». Основная причина совпадения противоположностей – Логос, понимаемый как единство генетического и субстанциального начал Вселенной. Принятие в качестве первоначала мира материально-вещественного первоначала дает основания считать греческую натурфилософию исторически первой формой европейского материализма (зачастую его также называют линией Демокрита). Таким образом, для представителей натурфилософии субстанция – это: − материальное (вещественное) начало мироздания, − порождающее начало, − вечное начало, − разумное начало.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.006 с.) |