Первоначальное возбуждение и замещающее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальное возбуждение и замещающее



Воспитание у собаки условных рефлексов основано на сочетании, т.е. связи первоначального возбуждения с замещающим. Без этого ни один рефлекс воспитан быть не может. Перед тем, как приступать к обучению собаки тому или иному приему, дрессировщик должен

Рис. 10. Усадка собаки.

точно знать, какое он может применить первоначальное возбуждение. Вернее, он должен знать построение приема и те действия, которые принуждают, заставляют собаку исполнить прием.

Известно, что для воспитания одной группы условных рефлексов первоначальным возбуждением служат применяемые дрессировщиком принудительные действия а). Поясним это несколькими примерами

Для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на команду „сидеть", нужно произвести следующие принудительные действия нажать левой рукой на круп собаки, а правой поддернуть поводком вверх и назад и одновременно с этими действиями произнести команду „сидеть" (рис. 10). Произведенные действия (нажим на круп и подергивание поводком) будут служить первоначальным возбуждением, а команда „сидеть"—замещающим.

Если регулярно через известные промежутки времени производить эти действия и связывать, их с командой „сидеть", то у собаки условный рефлекс на команду „сидеть" будет воспитан быстро. Теперь важно выяснить, каким образом у собаки укрепляется связь первоначального возбуждения с замещающим или действия с командой. Когда мы нажимаем на круп собаки и подергиваем поводком, то этими действиями мы возбуждаем кожный анализатор собаки, а произносимой одновременно командой „сидеть" возбуждаем ушной анализатор. Таким образом, у собаки одновременно происходит возбуждение двух анализаторов:кожного и ушного. Вначале звук, получаемый от команды „сидеть" ушным анализатором, будет воспринят, как шум. И как бы мы первое время ни старались заставить собаку по одной команде „сидеть" сесть, она не сядет, потому что еще не укрепилась связь команды с действием, еще ушной анализатор не усвоил различия звука „сидеть" от других воспринимаемых звуков. Но постепенно, благодаря соединению одного и того же звука с определенными и неизменными действиями, ушной анализатор начинает отличать звук „сидеть" от других звуков, после чего собака по одной только команде, без применения первоначального возбуждения, исполнит требуемое действие.

Для воспитания же другой группы условных рефлексов первоначальным возбуждением будут служить уже не принудительные действия дрессировщика, а врожденные рефлексы. Например, для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на команду „фас", надо вводить в определенные рамки имеющийся у нее рефлекс схватывания, и на основе его воспитывать нужный рефлекс. Дрессировщик обращает внимание собаки на убегающего человека. Как только бегущий будет ею замечен, у нее тотчас же возникает попытка броситься за ним и схватить его (безусловный рефлекс). Вот этот-то момент, когда собака заметила убегающего человека и пытается броситься за ним, и надо связывать с командой „фас". В этом приеме первоначальным возбуждением будет служить убегающий человек, а замещающим — команда „фас".

Теперь становится ясным, что для воспитания одних условных рефлексов первоначальным возбуждением служат принудительные действия дрессировщика, для других же таковым могут быть врожденные рефлексы, во-время и умело возбуждаемые дрессировщиком. Замещающим же возбуждением во всех случаях служат команды или жесты. Применять одновременно первоначальное возбуждение и замещающее всегда следует до тех пор, пока собака основательно не усвоит тот или иной прием. Как только собака начнет исполнять прием по одной команде, значит условный рефлекс воспитан, после чего первоначальное возбуждение становится ненужным и лишним. В тех же случаях, когда собака после усвоения приема по какой-либо причине не выполняет приема по одной команде, следует опять применять первоначальное возбуждение.

Нежелательные связи

В течение дрессировки, благодаря неправильным действиям дрессировщика, у собаки может образоваться множество нежелательных связей или вредных, ненужных для работы условных рефлексов. Например, если дрессировщик каждый день будет требовать от собаки исполнения хотя бы трех приемов: "сидеть", „голос" и „лежать",всегда в одинаковой последовательности один за другим, то у нее образуется нежелательная связь. Например, дрессировщику нужно только усадить собаку, он подает команду „сидеть"—собака села. Но благодаря тому, что она ранее всегда после усадки слышала команду „голос", а затем „лежать", то она и теперь тотчас же после усадки „дает голос" и ложится, несмотря на то, что этих команд дрессировщик в настоящий момент не произносит.

Другой пример нежелательной связи. Во время обучения собаки работе по следу, если постоянно „след" будет прокладывать один и тот же помощник, то последняя, вследствие того, что всегда находит „знакомого" ей по виду и по запаху человека, к следовой работе будет относиться пассивно.

Указанных примеров считаем вполне достаточно для того, чтобы начинающий дрессировщик мог уяснить себе сущность нежелательных связей. Все нежелательные связи возникают и укрепляются постепенно, благодаря регулярному повторению дрессировщиком ненужных действий. И часто бывает так, что укрепившаяся нежелательная связь у собаки долгое время не может быть изжита дрессировщиком.

Для того, чтобы избежать во время дрессировки нежелательных связей, необходимо: 1) точное знание дрессировщиком построения приема, которому он намерен обучать собаку;

2)обдуманное, простое и однообразное поведение дрессировщика во время дрессировки;

3) однообразие и неизменность раз установленных команд и жестов;

4) перемена места для занятий, постоянное чередование приемов и частая смена помощников и

5) выдержка (пауза) между приемами.

11. Выдержка (пауза) между приемами

Выдержка является одним из лучших средств для предупреждения нежелательных связей, для развития дисциплины и сосредоточенности у собаки. Часто приходится наблюдать следующие явления. Дрессировщик упражняется с дрессированной собакой. Собака делает прыжки, через барьер, при чем дрессировщик не успел еще подойти к барьеру, не успел занять определенного места и произнести команды, как собака уже сделала прыжок. Или собака аппортирует брошенные дрессировщиком вещи. Не успел брошенный дрессировщиком аппорт упасть на землю, а собака уже мчится за ним вдогонку, без команды и жеста дрессировщика.

Точно такие же явления недисциплинированности можно наблюдать и при исполнении собакой других приемов. После этого разве можно такую собаку считать вполне выдрессированной? Конечно нет, потому что у нее нет самого основного и ценного для работы—выдержки и дисциплины.

Чтобы избежать этих ненормальностей, необходимо с первых же дней обучения перед исполнением каждого приема и после делать выдержку (паузу), начиная с нескольких секунд и к концу дрессировки доводя ее до 3—5 минут. Например, собака уже усвоила аппортировку, но выдержки не имеет. Дрессировщик бросил аппорт. Собака, увидев брошенный аппорт, будет пытаться броситься за ним. В этот момент дрессировщик сдерживает ее поводком и произносит команду „фу", а если она встала, то и команду „сидеть". Собака все время следит за аппортом. После небольшой паузы надо отцепить поводок от ошейника и произнести команду „аппорт". Собака принесла аппорт. Нельзя требовать от нее тотчас же исполнения другого приема,а необходимо сделать опять паузу, приласкать собаку, походить с нею, а потом уже приступать к другому приему. Постепенно выдержка собакой будет усвоена, и она будет исполнять всякий прием только после команды или жеста дрессировщика.

Команды и жесты

Известно, что команды и жесты во время обучения собаки тому или иному приему являются „замещающим возбуждением". Поэтому каждая команда должна произноситься внятно, отчетливо, ясно и однообразно. Жесты должны быть выразительны и постоянны. Раз установленные в начале обучения для каждого приема команды или жесты должны быть всегда неизменны. Никаких дополнительных слов к установленным командам и ненужных движений к жестам делать не следует. При соблюдении этих правил быстро будет наступать связь команды или жеста с действием или первоначального возбуждения с замещающим, и собака будет скоро усваивать каждый прием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.007 с.)