Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об интонациях при произношении команд

Поиск

 

Установлено, что если мы будем развивать ушной анализатор собаки, то последний в состоянии будет различать 1/8 тона. Исходя из этого, при произношении команд особенное внимание нужно уделять интонациям. Ибо каждый для нас почти незаметный оттенок интонаций воспринимается ушным анализатором собаки и служит особым возбудителем. При произношении команд интонации должны подразделяться следующим образом: 1) на низкие, 2) средние и 3) высокие.

Запрещающая команда „фу" всегда произносится низким угрожающим тоном. Команды всех приемов произносятся средним, энергичным и бодрым тоном, с оттенком приказания. Поощряющая команда „хорошо" всегда произносится высоким, веселым и ласковым тоном. Никогда не следует при произношении команд допускать резкости и крикливости звука. Это, во-первых, сильно нервирует собаку и не дает ей возможности своевременно воспринять команду, а во-вторых, пагубно отражается на усвоении приемов. Если собака находится рядом, то при подаче команд сила звука должна быть меньше, чем если бы она находилась на расстоянии.

О помощниках

В процессе обучения собаки, главным образом специальным приемам, дрессировщику необходимо иметь всегда переменных помощников. Роль каждого помощника очень ответственная. Поэтому при подборе таковых предпочтение нужно отдавать тем, которые любят животных и интересуются дрессировкой собак. Перед тем, как приступать к занятиям, дрессировщик должен дать точные указания помощнику с подробным пояснением всех его действий.

Менять помощников следует через каждые.6 дней, а при следовой работе—через 3 дня. Желательно в помощники брать таких людей, которых собака еще не знает.

Необходимые для дрессировки спецпринадлежности

1) Ошейник простой (рис. 11); 2) ошейник строгий—(парфорс), (рис. 12);3) поводок короткий (длина—2 метра); 4) поводок длинный (длина —6 метров); 5) свисток; 6) аппорт; 7) пугач с пробками; 8) жгут

для ударов; 9) сумка для охраны; 10) предохранительный рукав; II) дрессировочный костюм (желательно два—один серого, другой черного цвета) Лучше всего делать костюм из брезента с мягкой подкладкой. Прослойка должна быть из ваты или из какого-нибудь другого материала. Он должен быть сшит так, чтобы не стеснять движений помощника во время бега, и иметь такую плотность, которую собака не в состоянии прокусить., 12) шлейка для пуска собаки по следу, 13) намордник.

 

ОБЩЕВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Общевоспитательные приемы

Приучение к кличке

Так как каждая взрослая собака, будь то породистая или просто дворняжка, имеет кличку, то необходимо приучать собаку к усвоению таковой еще с щенячьего возраста.

Щенки, достигшие 2—3-месячного возраста, становятся внимательными, и у них начинает развиваться рефлекс настораживания. Вот с этого возраста и можно приучать их к кличке.

Предположим, что решено щенку дать кличку "Дольф". Щенок находится в комнате и занимает определенное место. Его кормят несколько раз в день в установленные часы. Допустим, что уже установлено время для кормления щенка 9 ч., 15 ч. и 21 ч. Через несколько дней шенок привыкнет к установленному распорядку и будет точно давать о себе знать перед началом кормления. Минут за 5 до кормления надо взять миску с едой в руки и внятно и ласково произнести несколько раз подряд кличку „Дольф". В это время щенок, занятый игрой, или находясь на своем месте, на возглас „Дольф" обратит внимание, и, увидев хозяина стоящим в отдалении с миской, из которой он ежедневно получает пищу, обязательно подойдет к нему. Когда щенок подойдет, необходимо поласкать его и дать ему есть. Точно так же следует поступать перед каждым кормлением.

Спустя несколько дней, когда слух щенка привыкнет к кличке "Дольф", можно проделать следующее.

Во время игры щенка незаметно для него отойти в сторону, повернуться к нему спиной и произнести кличку „Дольф". Во время движения щенка еще несколько раз ласково произнести кличку и, когда щенок подбежит, также, лаская его, вторично необходимо произнести кличку, не добавляя лишних слов, как, напр., „хороший", „милый" и т.п.

Затем для того, чтобы испытать щенка, усвоил ли он кличку или нет, необходимо проделать следующее упражнение: незаметно для щенка выйти из комнаты и встать около двери. Спустя несколько минут, громко произнести кличку и внимательно прислушаться, как будет вести себя щенок. Если он после возгласа „Дольф" будет взвизгивать и лаять, значит кличка им усвоена.

Рекомендуется оставлять щенка в комнате не одного, а с кем-нибудь из домашних, кого он знает. Тот, кто остается со щенком, должен следить за его поведением после возгласа хозяина из-за двери „Дольф", после чего о результатах поведения сообщить хозяину.

Точное усвоение клички собакой является обязательным, в виду чего, если собака приобретена уже взрослой и знающей свою кличку, рекомендуется оставлять имещуюся, а не приучать к какой-либо другой.

Приучение к ошейнику

Как только щенок достигнет 3—4-месячного возраста,его можно приучать к ошейнику. К этому времени он может уже привыкнуть к своему владельцу и знать свою кличку. Ошейник необходимо приготовить такого размера, чтобы в него свободно могла войти голова щенка. Несколько дней подряд надо приучать его играть с ошейником. Приучая к игре с ошейником, необходимо попутно с этим приучать его и к другой какой-либо вещи.

Через несколько дней во время игры со щенком надеть ему на шею ошейник и продолжать игру для того, чтобы не дать ему почувствовать присутствия на шее ошейника. На следующий день, опять во время игры, закрепить ошейник так, чтобы щенок не мог его снять через голову. После этого ошейник уже не снимается, а в связи с ростом щенка время от времени, для того, чтобы ошейник не давил ему шею, постепенно надо делать его шире. Только лаской и игрой можно приучить щенка к ошейнику.

Приучение к поводку

Как только щенок приучен к кличке и ошейнику, его необходимо затем приучать и к поводку. Обыкновенно щенков приучают к поводку в 5-6-месячном возрасте.

Во время игры со щенком надо левой рукой взять за ошейник, а в правой держать несколько кусочков мяса. Держа правую руку перед мордой щенка, а левой, придерживая за ошейник, начинайте движение вперед. Щенок, чувствуя перед собой запах мяса, не обратит внимания на то, что его держат за ошейник, а будет следовать вперед за правой рукой. Пройдя таким образом шагов 10-—15, следует дать щенку кусочек мяса и снова продолжать движение с ним. Когда кусочки мяса будут с'едены, нужно остановиться, поласкать его и пустить гулять.

На следующий день пристегнуть к ошейнику короткий поводок и дать щенку с ним побегать и поиграть. Во время игры взять левой рукой за конец поводка, позвать щенка по кличке и, показав ему кусочек мяса, медленно подтягивать его к себе. После нескольких упражнений, если будет видно, что щенок свободно подходит на поводке, можно короткий поводок сменить на длинный.

Приучая щенка к поводку, нужно избегать каких бы то ни было принуждений, так как в противном случае у щенка может привиться боязнь поводка и недоверие к хозяину.

Хождение рядом на поводке

(Команда „рядом")

Часто приходится видеть, что взрослая собака, не будучи научена занимать во время движения определенное место, бегает из стороны в сторону, отстает или забегает вперед,— одним словом, бежит там, где ей заблагорассудится. Такое движение собаки, безусловно, служит большой помехой как для самого дрессировщика, так и для посторонних. Кроме того, у такой собаки развивается вольность, которую потом с большим трудом придется изживать.

Чтобы избежать всего этого, в начале дрессировки нужно приучить собаку ходить рядом у левой ноги на поводке, а затем без поводка. Прием этот выполняется следующим образом.

Взять собаку и итти с ней в такое место, где нет отвлечений. Придя на место, дать собаке выгуляться. После этого пристегнуть короткий поводок к ошейнику собаки и встать рядом с нею так, чтобы ступни ног приходились между передними и задними лапами собаки и правее на 10—15 см. Взять левой рукой поводок на расстоянии 20—25 см от ошейника, а правой держать остальную часть поводка, произносить команду „рядом" и начинать движение вперед. Во время движения строго наблюдать за тем, чтобы не был натянут поводок. Если собака будет забегать вперед, то необходимо замедлить шаг и сделать короткий рывок левой рукой за поводок назад, с одновременным произнесением команды "рядом". Если же собака отстает, то нужно ускорить шаг и сделать рывок вперед. Как в первом, так и во-втором случае, когда собака после рывка займет правильное положение у ноги, следует освободить левую руку от поводка и погладить ею шею и спину собаки, произнося в это время ласково и протяжно „рядом ","рядом".

Необходимо ускорять и замедлять темп движения и чаще делать повороты вправо, влево и назад. Всегда при поворотах отчетливо и внятно произносить команду „рядом". С первого же дня обучения собаки этому приему ничего не делать неприятного ей левой рукой. Левая рука должна только ласкать собаку и давать ей лакомство. Привыкнув к этому, собака идеально будет ходить рядом.

В тех случаях, когда собака выказывает полнейшее нежелание итти рядом, главным образом, благодаря строптивости и нервности, можно переменить строгий ошейник. Ошейник этот одевается на шею собаки во внутрь шипами. Польза от него та, что он во время рывка своими шипами причиняет боль собаке и этим самым смиряет ее пыл. Злоупотреблять им не следует. Как только будет замечено, что собака вполне может обойтись без строгого ошейника, надо заменить его опять простым ошейником.

После этого постепенно надо приучать собаку ходить рядом в тех местах, где есть отвлечения. Приступая к работе при всевозможного рода отвлечениях, необходимо стремиться к тому, чтоб научить собаку не реагировать на отвлечения. Например, вы идете с собакой по улице, и впереди вас или в стороне пробегает кошка. Что это? Отвлечение? Да. Идущая рядом с вами собака, заметив кошку, бросится за нею. Вот в таких-то случаях внимание дрессировщика должно быть всегда наготове. Он должен своевременно заметить кошку и, наблюдая за поведением собаки, не ждать того момента, когда она набросится на нее, а тотчас же, как только собака насторожилась, сделать на ходу резкий рывок поводком назад и нанести короткий, сухой удар концом поводка по крупу, одновременно произнося возглас „фу", и уже после небольшой выдержки подать команду „рядом". Так нужно проделывать при всяких отвлечениях до тех пор, пока собака не перестанет на них реагировать.

Только после этого можно переходить к обучению собаки хождению рядом без поводка.

Хождение рядом без поводка

(Команда "рядом")

Собака идет рядом на поводке. Затем на ходу нужно отстегнуть поводок от ошейника и, лаская собаку левой рукой, продолжать движение. Если у собаки будет попытка забегать вперед или в сторону, необходимо замедлять шаг и произносить энергично команду "рядом", одновременно ударяя себя кистью левой руки по бедру левой ноги. Когда собака будет отставать, надо ускорять шаг и опять по-

Рис. 13. Правильное положение собаки при усадке.

давать команду „рядом". Так же, как и при обучении на поводке во время движения, рекомендуется чаще делать повороты и менять темп движения.

Усадка собаки

(Команда „сидеть")

Одновременно с обучением собаки хождению рядом на поводке ее обучают и приему „сидеть". Это небходимо для того, чтобы во время остановок собака не стояла, что ее сильно утомляет, а сидела. Собака идет рядом на поводке у левой ноги. Поводок находится в левой руке. Пройдя небольшое расстояние, надо остановиться, повернуться налево, взять поводок в правую руку так, чтобы расстояние от ошейника было не более 15 — 20 см и,одновременно нажимая левой рукой на круп собаки, а правой подергивая поводком вверх и назад, произносить внятно и энергично команду „сидеть" (рис. 10). Собака села. Следует поласкать ее и дать лакомство. После небольшой паузы снова продолжать движение, с первым же шагом произнося команду „рядом". Спустя несколько минут, вторично сделать усадку собаки. При попытке собаки двинуться с места необходимо сдерживать ее и произносить команду „фу—сидеть". После 5—7 таких упражнений во время остановки попробовать не делать первоначального возбуждения, а произносить только команду „сидеть". Если собака тотчас же исполнит приказание, значит связь команды с действием укрепилась; если же по одной команде она не исполнит приема, тогда надо опять применять первоначальное возбуждение до тех пор, пока она не будет исполнять прием по одной команде. Это правило должно относиться ко всем приемам. Когда собакой прием будет усвоен, тогда следует вводить основательную выдержку. Например, во время остановки собака села (рис. 13). После небольшой паузы нужно вторично произносить команду „сидеть" и, держа конец поводка в правой руке, отходить задом на расстояние поводка, но так, чтобы поводок не был натянут вперед, вправо и влево. Внимательно нужно следить за тем, чтобы собака не двигалась с места и не принимала другого положения. Спустя несколько секунд, подойти к ней, поласкать ее и продолжать движение. Это упражнение надо проделывать несколько раз. Если собака во время остановки самостоятельно без команды "сидеть" сядет, то этому препятствовать не следует: она делает то, что нужно. Во всех остальных случаях никаких самостоятельных действий собаке, разрешать не следует. Как только этот прием собакой будет усвоен, можно приступить к обучению приема „лежать".

Укладка

(Команда "лежать")

Собака сидит рядом у левой ноги. Надо присесть на левое колено, левой рукой нажимать на лопатки собаки, а правой взять передние лапы собаки и выносить их вперед, одновременно произнося команду "лежать" (рис. 14). Собака лежит. Сделать в несколько секунд паузу, а для того, чтобы собака не встала, дер-

Рис. 14. Укладка собаки.

жать левую руку на лопатках. После паузы следует встать и произносить команду „сидеть". Если собака не исполнит приказания, то

Рис. 15. Укладка жестом.

повторить команду „сидеть" с одновременным подергиванием поводком вверх и назад. Так же, как и в приеме „сидеть", всегда надо следить за тем, чтобы собака не трогалась с места. Отхождения вперед, вправо и влево во время выдержки нужно проделывать так же, как и при приеме „сидеть*. Для основательного укрепления этого приема рекомендуется в тот момент, когда собака находится рядом, а также и на расстоянии короткого поводка, попеременно с паузами произносить команды „сидеть" и „лежать".

После того, как собака начнет исполнять прием по одной команде, можно приучать ее и к жесту. Собака сидит от дрессировщика в 5 шагах. Последний быстро поднимает вверх правую руку и после небольшой паузы начинает опускать ее вниз с одновременным произнесением команды „лежать" (рис. 15). После 5—7 таких упражнений собака будет ложиться по одному жесту. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы собака ложилась до опускания руки.

 

Подзыв

(Команда „ко мне")

Усадить собаку и, держа короткий поводок в правой руке, задом отходить от нее на расстояние поводка. После небольшой паузы сделать легкий рывок поводком к себе и одновременно с рывком произносить команду „ко мне" (рис. 16). В тот момент, как собака

Рис. 16. Подзыв собаки

тронется с места, надо передать сзади поводок из правой руки в левую, а освободившейся правой направлять движение собаки так, чтобы она.прошла мимо правой ноги и сзади и заняла место у левой ноги. Если она при подходе самостоятельно не села, то необходимо произносить команду „сидеть", после чего нужно поласкать собаку и дать ей лакомства. Повторить это упражнение несколько раз. Затем попробовать сделать подзыв также на поводке, но только по одной

команде без рывка поводком. После этого, если будет замечено, что собака по одной команде подходит правильно, можно переходить к подзыву без поводка.

Например, усадите собаку и отойдите от нее на 7—10 шагов и, сделав небольшую выдержку, произнесите команду „ко мне". Перед подзывом нелишним будет, если несколько раз попеременно сделаете усадку и укладку собаки. Для тех собак, которые делают подход медленно и вяло, желательно после команды „ко мне", когда собака тронулась по направлению к дрессировщику, произносить поощряющую команду „хорошо". По мере усвоения собакой этого приема надо постепенно увеличивать расстояние отхода, доводя его до 100 шагов.

Для особенно резвых собак, которые после команды „ко мне" далеко пробегают за дрессировщика, рекомендуется при приближении ее произносить сдерживающую команду „рядом". В тех случаях, когда собака без команды срывается с места, необходимо произносить команду „фу" и отводить ее на старое место.

Подзыв жестом. После того, как собака усвоит команду „ко мне", можно приступать к обучению ее подзыву жестом. Усадив собаку, отойти от нее на 10 шагов, поднять левую руку так, чтобы

Рис. 17. Подзыв жестом.

она была на уровне плеча и в горизонтальном положении, сделать небольшую выдержку и опускать руку, одновременно произнося команду „ко мне" (рис. 17). Первое время, конечно, собака будет подходить по знакомой команде, но благодаря связыванию команды с жестом, у нее постепенно начнет устанавливаться условный рефлекс и на один жест. После 5—7 упражнений собака будет подходить по одному жесту.

Подзыв свистком. Для развития у собаки идеальной дисциплины рекомендуется приучать ее к подзыву свистком. К обучению подзыву свистком можно приступать только тогда, когда собака основательно усвоила подзыв и по команде, и по жесту. Собака находится от дрессировщика в 40 шагах. После небольшой паузы надо делать подзыв собаки жестом, связывая последний со свистком. С каждым днем необходимо увеличивать расстояние, доводя его до 100 шагов. Через 3-4 дня попробовать сделать подзыв одним свистком. Если у собаки воспитался условный рефлекс и на один свисток, то можно приступать к следующему упражнению, усадить собаку и отходить от нее в такое место, где бы она не могла видеть дрессировщика. После выдержки давать свисток. Такие упражнения дадут возможность оставлять собаку в тех местах, где это является необходимым, и она не тронется с места до тех пор, пока не услышит знакомого свистка. После этого может возникнуть вопрос: а что, если собака, услыша свисток постороннего человека, возьмет да и пойдет на этот свисток? При правильной дрессировке такого явления быть не может. Известно, что ушной анализатор собаки способен различать 1/8 тона. Также известно, что тогда только у собаки происходит установка условного рефлекса на тот или иной тон, когда систематически повторяют, его несколько раз и сопоставляют с другими высокими или низкими нотами. Поэтому необходимо давать свисток одним тоном, т.-е., чтобы сила звука его была постоянно одна и та же. Дрессировщик попутно со своим тоном свистка знакомит собаку и с другими тонами свистков, исходящими от помощников. После свистка дрессировщика собаке разрешается подбежать к нему, и она при подбеге получает лакомства и ласку. После же чужих свистков, которые имеют другие тона, собаке не разрешается трогаться с места. Вот на таком сопоставлении, по какому тону можно подходить и по какому нельзя, и укрепляется у собаки рефлекс на свисток дрессировщика.

Подытожим сказанное о приеме „ко мне". Первоначальное возбуждение, легкий рывок поводком назад мы связывали с замещающим, т.-е. с командой „ко мне", затем команду связывали с жестом, а жест со свистком. Таким образом, у собаки воспитались условные рефлексы на команду, на жест и на свисток.

В дальнейших занятиях ежедневно следует вести упражнения подзывом в отдельности по команде, по жесту и по свистку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.014 с.)