Билет 26. Наукоцентризм и механико-рационалистическая интерпретация мира в философии Нового времени.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 26. Наукоцентризм и механико-рационалистическая интерпретация мира в философии Нового времени.



Специфической чертой мировоззрения Нового время является стремление европейской культуры осмысливать и осознавать себя через призму классической науки. Особую роль в становлении классической науки сыграли такие научные открытия, как философская идея Н. Кузанского о бесконечности Вселенной и вращении Земли (сер. 15 в.), математическое обоснование гелиоцентричности Вселенной Н. Коперником (1473-1543 гг.), астрономическое обоснование бесконечности Вселенной и создание основ динамики Г. Галилеем (1564-1642 гг.) и И. Кеплером (1571-1630 гг.), открытие системы кровообращения У. Гарвеем (1578-1657 гг.). Свое логическое завершение классическая наука получила в физике И. Ньютона (1642-1727 гг.).

Базовыми методологическими принципами классической науки являлись:

• механицизм (рассмотрение мира в целом и его отдельных частей в качестве хотя и сложного, но рационального в своей основе механизма),

• универсализация причинно-следственных отношений,

• преобладание количественных, а не качественных методов научного исследования,

• полагание математики в качестве универсального научного языка,

• ориентация на практически-полезный конечный результат.

Главный труд И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) содержит как математическое, так и

философское обоснование нового мировоззрения. Последнее заключается в окончательной деантропоморфизации мира, в разграничении областей веры и знания, в изгнании телеологизма из сферы научного мышления (телеологизм – распространенное в средние века и Возрождении идеалистическое учение существовании в самой субстанции мира предопределенных свыше целей развития).

Ориентация культуры Нового времени на идеал классической науки привела к универсализации мировоззрения и становлению первой в истории научной картины мира. Это предполагало четкое фиксирование метода соотношения научной картины мира и иных сфер жизнедеятельности человека. Данным методом был провозглашен механистический детерминизм – мировоззрение, согласно которому все явления объективного мира взаимосвязаны благодаря существованию универсальных причинно-следственных отношений, и могут быть рационально осмыслены посредством науки классичесского типа.

Языком общения человека с окружающей его действительностью стал язык математики, а не язык здравого смысла, искусства или религиозно трактуемой символики. В рамках наукоцентризма именно Природа, а не Божественный Абсолют начинают осознаваться и как первопричина, и как цель мирового развития. Понятия «природа» и «естественность» понимаются, фактически, как синонимы.

Впервые в истории базовым признаком описания природного, социального, а также и своего собственного существования человек объявляет разум. По сути дела, возникает культ разума: указанные признаки классической науки не были ограничены лишь сферой научно-теоретической рациональности, они получили поистине всеобщую мировоззренческую интерпретацию и были осмыслены практически всеми сферами культуры.

Излюбленной метафорой 17 века становятся часы, как пример достаточно сложного, но абсолютно рационального в своей конструкции механизма. Возникновение экспериментального метода в науке, преобладание механистической картины мира в философии и расцвет жанра натюрморта в живописи совпадают во времени и имеют одни мировоззренческие основания. Классический натюрморт 17 века ориентирует зрителя не столько на наслаждение мастерством его автора, богатством колористики, оригинальностью замысла, сколько обращается к разумному началу в человеке, создавая особый психологический настрой размышлений о смысле жизни, о близкой смерти. Натюрморт не есть только форма наслаждения красотой,

его задача – давать «пищу» для ума, быть своеобразным ребусом, подлежащим интеллектуальному разгадыванию. Сам выбор предметов для натюрморта способствовал этому – череп, часы, золотой кубок с изображением св. Георгия (символ победы над драконом чувственности), пустые раковины, бабочки-однодневки.

В рамках господствующего в этот период классицизма стремление к рационализации сознания проявляется с максимальной очевидностью. Классицизм стремится упорядочить саму жизнь, привести эстетические чувства к некоей строгой и рационально просчитываемой форме. Красота начинает соотноситься со свойствами ясности, логической четкости, очевидности, геометрической правильности.

Философия Нового времени отличается явным акцентированием гносеологической проблематики: человеческий разум, его структура и возможности в достижении истинного знания на долгие годы становятся главными философскими проблемами. В интерпретации Нового времени знание есть, в первую очередь, инструмент эффективного преобразования мира, а также результат познавательной деятельности человека, направленной на получение истины (т.н. инструментально-прагматическая модель знания).

Новое время, акцентируя инструментальную направленность разума, предполагает обязательное исследования метода получения подобного знания. Даже названия работ философов этого периода весьма симптоматичны: Р. Декарт «Рассуждение о методе» и «Правила для руководства ума», Б. Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума», Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Г. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме» и т.д. Приведенные названия фиксируют основополагающую методологическую установку эпохи – недостаточно только иметь хороший разум, главное- это правильно применять его.

Р. Декарт стремится построить систему мышления в соответствии с идеалами математического естествознания, полагая интеллектуальную интуицию в качестве основы мышления и умозрительно-дедуктивный метод как способ получения истинного знания.

Фр. Бэкон также явно формулирует мысль о том, что философия должна быть, в первую очередь, методологией наук. В своей работе «Новый Органон» он выдвигает индуктивную концепцию научного познания и разрабатывает учение о методе познания как сочетании способностей опыта и разума.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.007 с.)