Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 26. Наукоцентризм и механико-рационалистическая интерпретация мира в философии Нового времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфической чертой мировоззрения Нового время является стремление европейской культуры осмысливать и осознавать себя через призму классической науки. Особую роль в становлении классической науки сыграли такие научные открытия, как философская идея Н. Кузанского о бесконечности Вселенной и вращении Земли (сер. 15 в.), математическое обоснование гелиоцентричности Вселенной Н. Коперником (1473-1543 гг.), астрономическое обоснование бесконечности Вселенной и создание основ динамики Г. Галилеем (1564-1642 гг.) и И. Кеплером (1571-1630 гг.), открытие системы кровообращения У. Гарвеем (1578-1657 гг.). Свое логическое завершение классическая наука получила в физике И. Ньютона (1642-1727 гг.). Базовыми методологическими принципами классической науки являлись: • механицизм (рассмотрение мира в целом и его отдельных частей в качестве хотя и сложного, но рационального в своей основе механизма), • универсализация причинно-следственных отношений, • преобладание количественных, а не качественных методов научного исследования, • полагание математики в качестве универсального научного языка, • ориентация на практически-полезный конечный результат. Главный труд И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) содержит как математическое, так и философское обоснование нового мировоззрения. Последнее заключается в окончательной деантропоморфизации мира, в разграничении областей веры и знания, в изгнании телеологизма из сферы научного мышления (телеологизм – распространенное в средние века и Возрождении идеалистическое учение существовании в самой субстанции мира предопределенных свыше целей развития). Ориентация культуры Нового времени на идеал классической науки привела к универсализации мировоззрения и становлению первой в истории научной картины мира. Это предполагало четкое фиксирование метода соотношения научной картины мира и иных сфер жизнедеятельности человека. Данным методом был провозглашен механистический детерминизм – мировоззрение, согласно которому все явления объективного мира взаимосвязаны благодаря существованию универсальных причинно-следственных отношений, и могут быть рационально осмыслены посредством науки классичесского типа. Языком общения человека с окружающей его действительностью стал язык математики, а не язык здравого смысла, искусства или религиозно трактуемой символики. В рамках наукоцентризма именно Природа, а не Божественный Абсолют начинают осознаваться и как первопричина, и как цель мирового развития. Понятия «природа» и «естественность» понимаются, фактически, как синонимы. Впервые в истории базовым признаком описания природного, социального, а также и своего собственного существования человек объявляет разум. По сути дела, возникает культ разума: указанные признаки классической науки не были ограничены лишь сферой научно-теоретической рациональности, они получили поистине всеобщую мировоззренческую интерпретацию и были осмыслены практически всеми сферами культуры. Излюбленной метафорой 17 века становятся часы, как пример достаточно сложного, но абсолютно рационального в своей конструкции механизма. Возникновение экспериментального метода в науке, преобладание механистической картины мира в философии и расцвет жанра натюрморта в живописи совпадают во времени и имеют одни мировоззренческие основания. Классический натюрморт 17 века ориентирует зрителя не столько на наслаждение мастерством его автора, богатством колористики, оригинальностью замысла, сколько обращается к разумному началу в человеке, создавая особый психологический настрой размышлений о смысле жизни, о близкой смерти. Натюрморт не есть только форма наслаждения красотой, его задача – давать «пищу» для ума, быть своеобразным ребусом, подлежащим интеллектуальному разгадыванию. Сам выбор предметов для натюрморта способствовал этому – череп, часы, золотой кубок с изображением св. Георгия (символ победы над драконом чувственности), пустые раковины, бабочки-однодневки. В рамках господствующего в этот период классицизма стремление к рационализации сознания проявляется с максимальной очевидностью. Классицизм стремится упорядочить саму жизнь, привести эстетические чувства к некоей строгой и рационально просчитываемой форме. Красота начинает соотноситься со свойствами ясности, логической четкости, очевидности, геометрической правильности. Философия Нового времени отличается явным акцентированием гносеологической проблематики: человеческий разум, его структура и возможности в достижении истинного знания на долгие годы становятся главными философскими проблемами. В интерпретации Нового времени знание есть, в первую очередь, инструмент эффективного преобразования мира, а также результат познавательной деятельности человека, направленной на получение истины (т.н. инструментально-прагматическая модель знания). Новое время, акцентируя инструментальную направленность разума, предполагает обязательное исследования метода получения подобного знания. Даже названия работ философов этого периода весьма симптоматичны: Р. Декарт «Рассуждение о методе» и «Правила для руководства ума», Б. Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума», Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Г. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме» и т.д. Приведенные названия фиксируют основополагающую методологическую установку эпохи – недостаточно только иметь хороший разум, главное- это правильно применять его. Р. Декарт стремится построить систему мышления в соответствии с идеалами математического естествознания, полагая интеллектуальную интуицию в качестве основы мышления и умозрительно-дедуктивный метод как способ получения истинного знания. Фр. Бэкон также явно формулирует мысль о том, что философия должна быть, в первую очередь, методологией наук. В своей работе «Новый Органон» он выдвигает индуктивную концепцию научного познания и разрабатывает учение о методе познания как сочетании способностей опыта и разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.008 с.) |