Гегель Г.В.Ф. Философия истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гегель Г.В.Ф. Философия истории



1) Гегель связывает воедино исторический процесс свободу и человеческий возраст так, что исторического процесс он понимает как целостность и его целесообразность. Субстанциальная свобода есть в себе сущий разум воли, который затем развивается в государстве. При субъективной свободе человек восходит от внешней действительности к своему духу, возникает противоположность, выражающаяся в рефлексии, которая содержит в себе отрицание действительности. А человеческий возраст он связывает потому что, всемирная история делится на детский, отроческий(юношеский), возраст возмужалости и старческий возраст.

2) Гегель делит всемирную историю на такие четыре этапа как:

Детский возраст истории. Субстанциальные формы образуют пышные, стройные здания восточных государств, в которых оказываются налицо все разумные определения, но так, что субъекты остаются лишь чем-то несущественным.

Отроческий возраст, в котором обнаруживаются уже не детские спокойствие и доверчивость, а задор и драчливость. Затем с юношеским возрастом можно сравнить греческиймир, так как в нем формируются индивидуальности. Это есть второйглавный принцип всемирной истории.

Третий момент есть царство абстрактной всеобщности: это — римское государство,тяжелая работа возраста возмужалостиистории. Ведь возраст возмужалости характеризуется не подчинением произволу господина и не собственным прекрасным произволом, но служит общей цели, причем индивидуум исчезает и достигает своей личной цели лишь в общей цели.

Четвертый момент всемирной истории: германское государство; при сравнении с возрастами человека оно соответствовало бы старческомувозрасту.Естественный старческий возраст является слабостью, но старческий возраст духа оказывается его полной зрелостью, в которой он возвращается к единству, но как дух. Это государство начинается с примирения, совершавшегося в христианстве; но теперь оно совершилось в себе, а поэтому оно, собственно говоря, начинается с чудовищной противоположности духовного, религиозного принципа и самой варварской действительности.

 

3) Согласно Гегелю во всемирной истории существуют 3 формы свободы это:

· Деспотизм реализуется на 3 этапе

· демократия и аристократия

· монархия.

4) Целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы.

Я считаю, что место России во всемирной истории это тритий этап. Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как "этногенетический вулкан" определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Именно "сильная" Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала "глобальный мир" с позиций взаимоотношений Восток - Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

Фейербах Л. Сущность христианства

1. Объясните, как вы понимаете слова Л. Фейербаха: «Божественное познается только через божественное, "бог только через себя самого познается"».

Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его "Я"; религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви.

Божественная сущность, постигаемая чувством, есть не что иное, как очарованная и восхищенная собой сущность чувства, - восторженное, блаженное в себе чувство, следовательно, бога можно определить только так: бог есть чистое, неограниченное, свободное чувство, чем и является «божественное», «высшее».

2. В чём сущность человека, с точки зрения Л. Фейербаха, каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке?

Фейербах говорит о том, что сознание бога есть самосознание человека, познание бога - самопознание человека. О человеке можно судить по богу и о боге - по человеку. Они тождественны, божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге.

Собственная сущность человека есть его абсолютная сущность, его бог. Другими словами сущность человека, по Фейбраху, заключается в его боге, в его религии, в его душе.

 

Маркс К. К критике политической экономии (Предисловие)

1. Приведите аргументы, подтверждающие слова К.Маркса о том, что до середины XIX в. материализм считался незаконченным, незавершенным.

По мнению К. Маркса, материализм считается завершенным, когда «материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями», что даёт начало эпохе социальной революции. В начале XIX в. такое противоречие только начало назревать, но ещё ни во что не вылилось.

2. Каким образом К. Маркс структурирует основные элементы общества-базиса и надстройку?

«Реальным» базисом К. Маркс считает экономическую структуру общества, а всё остальное, как менее важное, то, что «надстраивается» над экономикой: юридическую и политическую надстройки. Тем самым получается, что способ производства материальной жизни обуславливает социальную, духовную и политическую жизнь общества. Кроме того базис от настройки отличает то, что ему соответствует форма общественного сознания.

3. Обоснуйте тезис, что «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Как бы мы не отпирались от этого, но человек, это тоже животное, и как любое другое животное, он способен подстраиваться (адаптироваться) под окружающий мир. Также на нас влияет социум. Устоявшиеся взгляды общества прививают нам с детства, тем самым формируя наше сознание.

4. Можно ли утверждать, что в современной России имеются экономические основы социальной революции?

Определённо можно, так как К. Маркс считал, что подобные революции связаны с отношениями собственности, а проблема собственности в России стоит довольно остро. Например, многих не устраивает тот факт, что нефть, газ и прочие природные запасы принадлежат не государству, то бишь народу, а отдельным личностям – олигархам, которые смогли присвоить все богатства во времена Перестройки. Также существует довольно большая пропасть между бедными и богатыми, а существующий средней класс довольно скуден, чтобы заполнить это пустующее пространство.

5. Соответствует ли реальности, предложенный К.Марксом закон соответствия производственных экономических отношений, характеру и уровню развития производительных сил общества?

Стоит отметить, что к подобному соответствию стремятся все страны с целью вовлечения всех имеющихся ресурсов и их отдачи. Однако, чаще всего, уровень развития производственных сил в обществе не реализовывается полностью в производственных экономических отношениях.

6. Какие критерии выделения типов общества лежат в основе формационного подхода к общественному развитию, предложенному К.Марксом?

Одним из критериев является наличие определённого базиса и надстройки, наличие определённых форм собственности, ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике, а также способ производства материальных благ.

 

Энгельс Ф.Диалектика природы

Введение

1) Чем характеризуются этапы развития цивилизаций, начиная от античности и до середины XIX в.?

Современное исследование природы, как и вся новая история, ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, называем, по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью, реформацией, французы — ренессансом, а итальянцы-чинквеченто и содержание, которой не исчерпывается ни одним из этих наименований. Это — эпоха, начинающаяся со второй половины XV столетия. Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности, основанные на национальности, монархии, в которых развились современные европейские нации и современное буржуазное общество; и в то время как горожане и дворянство еще продолжали между собою драку, немецкая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, — в этом уже не было ничего нового, — но за ними показались предшественники современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах.В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед её светлыми образами исчезли призраки средневековья, в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим свою классическую литературную эпоху. Рамки старого «orbis torrarum» были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века.

Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений.

2) О каких принципах познания в философии говорит Ф. Энгельс?

Но параллельно с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание — сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, на основе этого, у народов, находившихся в более благоприятном положении, — понимание законов природы, обусловливающих эти полезные результаты. А вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу; при помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развился соответственным образом и мозг человека.

ДИАЛЕКТИКА

1. Каким образом Ф. Энгельс подтверждает существование объективного закона о переходе количества в качество и наоборот?

Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

2. Можно ли изменить качественную характеристику любого материального обьекта, без учета изменения количественной его стороны. Если да, то почему, когда мы превращаем теплоту в механическое движение, или наоборот, то изменяется лишь качество, а количество остается тем же самым?

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, — что имеет место почти всегда, — на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела. В этой форме таинственное гегелевское положение оказывается, следовательно, не только вполне рациональным, но даже довольно-таки очевидным.

Едва ли есть необходимость указывать на то, что и различные аллотропические и агрегатные состояния тел, зависящие от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве (Menge) движения, сообщенного телу.

Но что сказать об изменении формы движения, или так называемой энергии? Ведь когда мы превращаем теплоту в механическое движение или наоборот, то здесь изменяется качество, а количество остается тем же самым? Это верно, но относительно изменения формы движения можно сказать то, что Гейне говорит о пороке: добродетельным каждый может быть сам по себе, а для порока всегда нужны двое. Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим, по меньшей мере, между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например, теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне. До сих пор еще никогда не удавалось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую.

Здесь речь идет пока только о неживых телах; этот же самый закон имеет силу и для живых тел, но в живых телах происходит качественное изменение, оно обусловливается соответствующим количественным изменением.

3. Почему Ф.Энгельс назвал химию наукой о качественных изменениях тел?

 

Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель. Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собою озон — тело, определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. A что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота) от азотного ангидрида (пятиокиси азота)! Первый — это газ, второй, при обыкновенной температуре — твердое кристаллическое тело. А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими расположены еще три других окисла азота (NO, N20s, NO,), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ

1. Современная наука открыла новые уровни организации материи и, естественно, обнаружила новые формы движения. В этой связи, попытайтесь ответить: Прав ли Ф.Энгельс, обозначив пять основных форм движения, и являются ли они устаревшими в свете новых открытий?

Основные формы движения это перемещение, вращение, отталкивание и притяжение. Но когда мы подводим эти многообразные формы явлений под одно общее название движения, то дело тут отнюдь не в том только, что наш рассудок объединяет их вместе. Напротив, эти формы сами доказывают своим действием, что они являются формами одного и того же движения, ибо при известных обстоятельствах они переходят друг в друга. Механическое движение масс переходит в теплоту, в электричество, в магнетизм; теплота и электричество переходят в химическое разложение; со своей стороны, процесс химического соединения порождает опять-таки теплоту и электричество, а через посредство последнего — магнетизм; и, наконец, теплота и электричество в свою очередь производят механическое движение масс. И происходит это таким образом, что определенному количеству движения одной формы всегда соответствует точно определенное количество движения другой формы, причем опять-таки безразлично, из какой формы движения заимствована единица меры, которой измеряется это количество движения, т. е. служит ли она для измерения движения масс, для измерения теплоты, так называемой электродвижущей силы или же превращенного при химических процессах движения.

2. Приведите аргументы, подтверждающие слова Ф. Энгельса о том, что философия почти на два столетия опередила естествознание по проблеме о несотворимости и неуничтожимости материи?

Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено» то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо. Этот вывод стал неизбежным, лишь только люди познали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несотворимости и неуничтожимости движения. Даже та форма, в которой она его сделала, все еще выше теперешней естественнонаучной формулировки его. Положение Декарта о том, что количество (die Mengo) имеющегося во вселенной движения остается всегда неизменным, страдает лишь формальным недостатком, поскольку здесь выражение, имеющее смысл в применении к конечному, применяется к бесконечной величине. Наоборот, в естествознании имеются теперь два выражения этого закона: формула Гельмгольца о сохранении силы и новая, более точная формула о сохранении энергии, причем, как мы увидим в дальнейшем, одна из этих формул высказывает прямо противоположное другой и каждая вдобавок выражает лишь одну сторону отношения.

3. Какие приводит Ф. Энгельс доводы, что движение по своей сути абсолютно?

Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено» то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо. Этот вывод стал неизбежным, лишь только люди познали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несотворимости и неуничтожимости движения. Даже та форма, в которой она его сделала, все еще выше теперешней естественнонаучной формулировки его. Положение Декарта о том, что количество (die Mengo) имеющегося во вселенной движения остается всегда неизменным, страдает лишь формальным недостатком, поскольку здесь выражение, имеющее смысл в применении к конечному, применяется к бесконечной величине. Наоборот, в естествознании имеются теперь два выражения этого закона: формула Гельмгольца о сохранении силы и новая, более точная формула о сохранении энергии, причем, как мы увидим в дальнейшем, одна из этих формул высказывает прямо противоположное другой и каждая вдобавок выражает лишь одну сторону отношения.

4. Попробуйте самостоятельно дать ответ на важнейший философский вопрос: Что составляет источник движения и какие существуют по этой проблеме концепции?

Объяснение возникновения и уничтожения как изменение субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, кудаи почему происходят изменения.
Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей — это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космические вихри (Демокрит),внутреннюю цель (Аристотель).
Таким образом, в истории философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого.
В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, — это результат длившегося миллионы лет процесса.
Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики

5. Какую роль сыграли кибернетика и синергетика в понимании природы возникновения движения?

Они сыграли важную роль ведь с мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.027 с.)