Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие абсолютного и относительного.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и метод философии. Философия – древнегреческий термин (7в. до н.э.)- любовь к мудрости. Мудрым может быть только Бог, который знает, как устроен космос. Бог – первоначало абсолют. Но человек может только любить мудрость и не может быть мудрецом. Мудрость состоит в знании первых начал и причин всего сущего (Аристотель). Мудрость начало причины всего сущего. Философский мир: 1 бесконечное единство, 2 конечное множество конечных предметов. Деятельность философа: поиск начала беспричинной причины, почему смертное смертно, бесконечное бесконечно. Задача философа: показать, как бесконечное превращается в конечное. Предмет философии: -круг ее специфических разделов и проблем.Отношение абсолютного к относительному, и вечного ко времени. Относительное (конечное) - это то, что существует через иное и познается так же через иное. Сущность Относительного - отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно. Абсолютное – существует отдельно от всего и обособлено от него (не растворено в нем). Абсолютное - то, что существует через себя и постигается через себя. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Существует 2 точки зрения на возможность постижения: Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того, что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком. Метод философии: отвлеченное разумное мышление. Отвлеченное: изучает то, чему присущи признаки абсолютного. Разумное: отталкивается от рассудочного. Рассудок способность, которая приписывает реальное бытие только многому. Разум наоборот множественности нет, есть только единство. Все есть одно. Гераклит- все есть огонь. Платон- все есть универсальный ум. Анаксимен- все произошло из воздуха. Мышление сущность человека. Сущность мышления состоит в том, чтобы сводить многое к единому. Философом может быть только тот, кто обладает разумом. Понятие абсолютного и относительного. Философский мир: 1 бесконечное единство,2 конечное множество конечных предметов. Абсолютное: вечно, бесконечно, не зависит ни от кого. То, что существует абсолютно. Он существует через себя и постигается через себя, имеет в себе самом причины своего бытия. Имеет власть над причинами своего существования и над своей сущностью. Абсолют свободен, т.е. дает себе бытие. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью). Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность - результат его существования. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Пантеистическое представление: абсолют во всем. Тенестическое: изолирован от всего, но вездесущ. Гегель: абсолют – целое во всей его сложности, он духовен. Относительное (конечное): отношение чего-то к чему-то. То, что существует через иное и постигается через иное. Его сущность в ином (сущность тетради в потребности человека). Мы можем понять сущность только тех предметов, которые сделали своими руками, а о другом будем формировать лишь относительное представление. Конечное бытие указывает на завершенность существования. Конечное необходимо по своей сущности. Необходимость-стихия конечного бытия. Относительное знание лишено полноты. Относительное бытие - бытие некоего отношения.
Условия и причины возникновения философии. Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Китае, Индии, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. 2 точки зрения на появление философии: Материалистическая (Маркс и Энгельс) вызвана материалистическим пониманием истории: главное - материальные потребности, они руководят человеком во время формирования исторического процесса. Вся человеческая деятельность направлена на поиск пищи. Материальное производство порождает духовное мышление, духовное бытие. Материальное производство главенствует, это база истории – совокупность производственных отношений, сил и юридических отношений. Идеи - не самостоятельная сущность, они производятся обществом. Философия появляется как идеология рабовладельческого общества. Смена отношения к собственности ведет к смене идеологии, изменении философии. Т.е. философия появляется при переходе от одной формации производственных отношений к другой. Идеалистическая (Гегель): Дух - самостоятельная реалия. Мышление - духовная составляющая человека, оно заложено в человеке изначально. Индивидуальное развитие человека сравнивают с развитием истории. Идеалисты замечают аналогию между развитием одного человека и развитием общества в целом. В человеке нельзя развить того, что в нем не заложено генетически. Человек появляется как существо ощущающее, затем активизируется восприятие, затем воображение, затем рассудок (мышление). Становление рассудочного мышления проходит несколько этапов: 1- умение пользоваться словом, 2-освоение чисел, 3-появл отвлеченных рассудочных понятий, 4-становление разума, способностей, 5-становление отвлеченного философского мышления. Когда на родовом уровне доминирует воображение - появляется мифология, когда способность отвлеченного мышления - появляется философия. Поэтому Философия появляется независимо и одновременно у разных народов. Но философия появляется только в зрелых этносах. К появлению философии одна причина. Причина – это семя, а условие – почва. Философия появляется, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления. Причины: материальные и наличие свободного времени. Философия – оппозиция религиозной точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие подрывает основы государства, где не было одной религии философия появлялась, где нетерпимо относились к инакомыслию, философия либо не появлялась, либо быстро исчезала. Основные идеи Пифагореизма. Основоположник - Пифагор. Основная направленность - философия числа. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир – значит, познать управляющие им числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Степень сгущения определяется числом. Они заметили сходство между числом и вещами. Числа вначале вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, не только физических вещей, но и всех существующих. Делили числа на линейные, плоскостные, квадратные, прямоугольные и трехмернотелесные. Точка означала еденицу, прямая линия – два, треугольник – три. Каждое число получило свое место, значение и роль. В дальнейшем стали пониматься как божественные существа. 1 - в основе бытия, 2 - женское начало, 3 - мужское начало, 4 -самое главное число, в основе вещественности, 7 - определяет зрелость естественных моментов, 10 - особое число, сама полнота числового бытия, ее называли космосом. Учение о душе: концепция всеобщего круговорота веществ, теория переселения душ: душа кусок огня. Этот огонь и есть божество. Астральный огонь - из него созданы тела невидимых богов и наша душа. Душа разбойника переселится в того человека, которому суждено умереть смертью пострадавшего. Через 216 лет душа рождается снова. Тела - могила души. Но! Душа может не родиться, тогда надо приобщиться к сокровенному знанию. Учение о космосе: космос - замкнутая сфера, где происходит все само по себе. Первоначально обозначал порядок. Имеет твердую оболочку снаружи и центр внутри(Земля). Внутри 5 планет, Луна и Солнце + планета Антихтон (антиземля). У всех планет разные орбиты, звезды отдельно, планеты отдельно, но все вертятся вокруг Земли. При движении производится звук космическая симфония. Принимали за музыкальный инструмент, который лег в основу других. Арифметика и рассуждения о противоположностях: другие идей пифагорейцев. Учение о противоположностях: Все вещи состоят из противоположностей – четные - нечетные, предельное - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга в Особое значение - предельное и беспредельное. Предельное - огонь, беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха. Метафизика Аристотеля Аристотель родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики и т.д. Он критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Подверг критике платоновскую теорию идей, полагал, что идеи - это просто копии чувственных вещей и отождествлены им по содержанию. Метафизика по Аристотелю – то, что после физики, первая философия или теология. Первая философия – это наука по ту сторону физической, любая попытка человеческой мысли выйти за рамки эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности. Различал «общую» методику, которая изучает «сущее поскольку оно сущее» и частную, которая изучает особый вид бытия. Четыре определения дает А. Метафизике:1.исследование причин, первых, или высших начал (формальная, материальная, действующая и финальная причины),2.познание бытия, поскольку оно бытие,3. Знание о субстанции, 4. Знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика наиболее возвышенная из наук, не связана с материальными нуждами, не преследует эмпирические и практические цели. Вопрос метафизики: что такое бытие? И какова субстанция? Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон отрицает причинную зависимость идей от вещей. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Основой бытия, сущностью и причиной является форма. Единичное бытие – единство формы и материи. Материя существует вечно, лишена всяких свойств, определенности, не оформлена и чувственно не воспринимаема; превращается в действительность лишь после соединения с формой, именно наличие формы делает данную вещь вещью, отличной от других. Форма придает материи определенность, т.е. причина бытия заключена в форме. Форма форм – сам Бог. Душа – форма тела. Внешняя форма- это то, что делает данную вещь этой вещью; внутренняя форма – это закон, по которому объединяется содержание данной вещи. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные. Бог – первая причина движения, начало всех начал.
Неоплатонический мистицизм. Неоплатонический мистицизм. Школа неоплатонизма появилась в III веке, в Риме, ее основателем был Плотин, последователями Порфирий, Ямвлих, Прокл. Неоплатонизм завершает этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии.Основоположник Аммоний Саккас. Главной идеей неоплатонизма было понятие единого - принцип существования всего живого. Учение о единстве духовного начала (материя - низшее звено, зло; над ней дух; высшее звено - первосущность или единое), которое раздваивается, только нисходя в смертные тела. Ум - единое, само себя содержащее. Единое существующее - есть ум, есть содержащее в едином себя самого, первообраз всех вещей. Ум- полнота идейного бытия. И ум - умозрительный космос. Ум входит в конфликт с материей. Материя не может воплотить идею полностью, навечно, она разрушается и в ней, в отличие от идеи, есть зло. Душа - посредник между идеей и материей. Высшая ступень философии достигается не знанием и опытом, а состоянием экстазиса. Римская школа: Плотин, Амелий. Тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между Богом и телесным объектом. Любое существо остается собой благодаря своему единству. Единое бесконечно, невыразимо, т.к. к нему нельзя приложить ничего из области конечного. Абсолютное Единое причина всего. Благо есть для всех вещей, которое в нем нуждаются. Бог свободно создает самого себя Сирийская: главная задача - практическая мистика, сильны элементы пифагореизма.
12. Основные черты средневековой философии. Средневековая философия пришла на смену исчерпавшей себя античной философии (2в/6в - 14в.). Большое влияние на средневековое мышление оказывает христианство. У чел-ка появляется новый идеал, подобный ему, он выше его; чел-к стремиться к божественным возможностям,т.е. вверх, но т.к. живет на земле поддается земным соблазнам; задача чел-ка преображать себя; источником всякого блага, бытия и красоты является Бог; высшая цель жизни – служение Богу. Основные идеи средневековой фил-и: Теоцентризм – Бог как источник и причина всего; Креационизм – творение мира Богом из ничего; Провиденциализм – попечительство Бога над миром; Монотеизм - Бог един и уникален; Символизм - понимание земного как инобытие, мира Бога; Антропоцентризм – чел-к, созданное Богом привилегированное существо. Средневековая фил-я делится на патристику и схоластику. Патристика: 2-3вв. апогеты ставят и разрабатывают проблемы соотношения знания и веры. Первые отцы церкви отдавали предпочтение вере, утверждали несовместимость религиозной веры с античной философией. Вера в идеале ничем не подкреплена, самая крепкая вере основана на себе самой. Тартулиан: верую ибо абсурдно. Климент Александр: стремился объединить веру и знание(«нет веры без знания, а знания без веры»). Ориген: пытался синтезировать греческую фил-ю и богословие. Августин Аврелий: без Бога мира нет, Бог – это невозможная возможность духа чел-ка, Бог неизменная сущность. Зло – результат высокомерия чел-ка, пытающего встать вровень с Богом. Идея попечительства Бога нашла название в провиденциализме. Ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования – действительное существование присуще только настоящему. Схоластика: 9-14вв. проблема знания и веры. Представители этой школы стремились систематизировать христианские вероучения, дать теоретическое обоснование религиозному вероучению. Схоласты изобрели метод «онтологический», который способен доказать истину предмета из его понятий. Фома Аквинский: рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Бытие Бога воспринимается только верой. Бог – центральный объект познания. 5 способов доказательства существования Бога: Бог – перводвигатель; Бог – первопричина; Бог – первонеобходимость; Бог – абсолютная ценность; Бог – первоцель для всего и перворуководитель. Цель фил-и видел в познании истины. Душа – субстанция, кот-я обретает полноту лишь в единстве с телом. Чел-ку присуще 2 способности познания: чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Скот: Бог – предмет богословия, а предмет фил-и – бытие. Фил-я может постигать Бога не в качестве Бога, а лишь в качестве бытия. После того, как природа выдвигается на первый план начинается переход к фил-и эпохи возрождения. Агностицизм Канта. И.Кант немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. Он был не только философ, но также крупным ученым в области естествознания. Фил развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Вывел 2 естественнонаучные гипотезы: о возникновении солнечной сис-мы и о замедлении вращения Земли благодаря приливам. Во 2-й период (критический) исследовал познавательные способности и возможности чел-ка. Способность познавать это постоянная и неизменная способность. Первичная способность ощущать. Мир вне нас (вещей в себе) непознаваем(агностицизм). Вещи для нас - мир в чувствах, вещи как они раскрываются человеком в процессе познания и вещи в себе - мир умопостигаемый, вещи как они существуют сами по себе. Познание начинается с того, что вещи в себе воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Истинные знания мы имеем благодаря априорным (врожденным) формам мышления. Т.к. способности познавать у всех одинаковые(врожденные), то люди получают одинаковые знания. Процесс познания включает в себя чувственное познание(созерцание), рассудок(суждение) и разум(умозаключение). То, что не дано нам в чувствах, не может быть доказано теоретически это Бог, душа, материя. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Природа вещей самих по себе («вещи в себе») недоступна нашему познанию. Это возможно только посредством «явлений»,феноменов, т.е. способа, через который вещи обнаруживаются в нашем опыте. Человеческая способность познания феноменов безгранична, но в нашем знании всегда присутствует априорные (знание предшествует опыту, независимо от него) и апостериорные (знание, получается из опыта) элементы. Разум стремится к безусловному знанию(о боге, о характере процессов в мире, о беспредельности мира). Развивая критику разума, Кант пытался: 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского. 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Ввел термин трансцендентальная апперцепция – обозначает априорное (до опыта) сознание. Трансцендентальным может быть только познание, кот-е занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов. Абсолютный идеализм Гегеля. Выдающимся представителем немецкой классической философии являетсяГеорг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г. Подвел итог двухтысяч-му развитию фил-и, т.е. всю фил-ю сжал в одну точку. Ничего нового после меня не будет (сравнение с деревом). Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривалось как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея может мыслить только о себе, поскольку ничего др еще не существует. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорический способ мышления. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалоговый принцип: сущность проявляется, явление существенно. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Абсолютная идея – это мысль, кот-я мыслит себя. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: логика. Фил-я природы и фил-я духа. Логика наука об идее в себе и для себя. Фил-я природы наука об идее в ее инобытии, природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Фил-я духа абсолютная идея познает себя с помощью чел-ка. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Процесс познания не имеет и не может иметь завершения. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания).
Закон отрицания отрицания Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. Проявление метафизического отрицания было в нашей стране во времена Пролеткульта в первые годы советской власти. Сегодня такую тенденцию можно заметить в области экономики, политики, кино. Одинаково большой вред приносит как огульное отрицание зарубежного опыта, так и отказ от своей собственной истории, философии, науки. Проявлением метафизического отрицания были требования пролеткультовцев в первые годы советской власти отказа от достижений культуры прошлого. Они мечтали о создании «пролетарской культуры» на чистом месте. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки — объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей — уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.
Таким образом, развитие основано на наличии внутренних противоречий. Оно осуществляется благодаря накоплению количественных изменений и перехода явления, процесса в новое качественное состояние, становление нового качества идет путем отрицания старого и утверждения нового.
Структура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое. Бессознательное. Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы. В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б (гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества. Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер Б – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью. В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое вытесненное Б”, охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт. 4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.
Предмет и метод философии. Философия – древнегреческий термин (7в. до н.э.)- любовь к мудрости. Мудрым может быть только Бог, который знает, как устроен космос. Бог – первоначало абсолют. Но человек может только любить мудрость и не может быть мудрецом. Мудрость состоит в знании первых начал и причин всего сущего (Аристотель). Мудрость начало причины всего сущего. Философский мир: 1 бесконечное единство, 2 конечное множество конечных предметов. Деятельность философа: поиск начала беспричинной причины, почему смертное смертно, бесконечное бесконечно. Задача философа: показать, как бесконечное превращается в конечное. Предмет философии: -круг ее специфических разделов и проблем.Отношение абсолютного к относительному, и вечного ко времени. Относительное (конечное) - это то, что существует через иное и познается так же через иное. Сущность Относительного - отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно. Абсолютное – существует отдельно от всего и обособлено от него (не растворено в нем). Абсолютное - то, что существует через себя и постигается через себя. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Существует 2 точки зрения на возможность постижения: Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того, что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком. Метод философии: отвлеченное разумное мышление. Отвлеченное: изучает то, чему присущи признаки абсолютного. Разумное: отталкивается от рассудочного. Рассудок способность, которая приписывает реальное бытие только многому. Разум наоборот множественности нет, есть только единство. Все есть одно. Гераклит- все есть огонь. Платон- все есть универсальный ум. Анаксимен- все произошло из воздуха. Мышление сущность человека. Сущность мышления состоит в том, чтобы сводить многое к единому. Философом может быть только тот, кто обладает разумом. Понятие абсолютного и относительного. Философский мир: 1 бесконечное единство,2 конечное множество конечных предметов. Абсолютное: вечно, бесконечно, не зависит ни от кого. То, что существует абсолютно. Он существует через себя и постигается через себя, имеет в себе самом причины своего бытия. Имеет власть над причинами своего существования и над своей сущностью. Абсолют свободен, т.е. дает себе бытие. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью). Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность - результат его существования. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Пантеистическое представление: абсолют во всем. Тенестическое: изолирован от всего, но вездесущ. Гегель: абсолют – целое во всей его сложности, он духовен. Относительное (конечное): отношение чего-то к чему-то. То, что существует через иное и постигается через иное. Его сущность в ином (сущность тетради в потребности человека). Мы можем понять сущность только тех предметов, которые сделали своими руками, а о другом будем формировать лишь относительное представление. Конечное бытие указывает на завершенность существования. Конечное необходимо по своей сущности. Необходимость-стихия конечного бытия. Относительное знание лишено полноты. Относительное бытие - бытие некоего отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.134.23 (0.02 с.) |