Понятие абсолютного и относительного.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие абсолютного и относительного.



Предмет и метод философии.

Философия – древнегреческий термин (7в. до н.э.)- любовь к мудрости. Мудрым может быть только Бог, который знает, как устроен космос. Бог – первоначало абсолют. Но человек может только любить мудрость и не может быть мудрецом. Мудрость состоит в знании первых начал и причин всего сущего (Аристотель). Мудрость начало причины всего сущего. Философский мир: 1 бесконечное единство, 2 конечное множество конечных предметов. Деятельность философа: поиск начала беспричинной причины, почему смертное смертно, бесконечное бесконечно. Задача философа: показать, как бесконечное превращается в конечное.

Предмет философии: -круг ее специфических разделов и проблем.Отношение абсолютного к относительному, и вечного ко времени.

Относительное (конечное) - это то, что существует через иное и познается так же через иное. Сущность Относительного - отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно. Абсолютное – существует отдельно от всего и обособлено от него (не растворено в нем). Абсолютное - то, что существует через себя и постигается через себя. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Существует 2 точки зрения на возможность постижения:

Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем

Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того , что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком.

Метод философии: отвлеченное разумное мышление. Отвлеченное: изучает то, чему присущи признаки абсолютного. Разумное: отталкивается от рассудочного. Рассудок способность, которая приписывает реальное бытие только многому. Разум наоборот множественности нет, есть только единство. Все есть одно. Гераклит- все есть огонь. Платон- все есть универсальный ум. Анаксимен- все произошло из воздуха. Мышление сущность человека. Сущность мышления состоит в том, чтобы сводить многое к единому. Философом может быть только тот, кто обладает разумом.

Понятие абсолютного и относительного.

Философский мир: 1 бесконечное единство,2 конечное множество конечных предметов. Абсолютное: вечно, бесконечно, не зависит ни от кого. То, что существует абсолютно. Он существует через себя и постигается через себя, имеет в себе самом причины своего бытия. Имеет власть над причинами своего существования и над своей сущностью. Абсолют свободен, т.е. дает себе бытие. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью). Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность - результат его существования. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Пантеистическое представление: абсолют во всем. Тенестическое: изолирован от всего, но вездесущ. Гегель: абсолют – целое во всей его сложности, он духовен.

Относительное (конечное): отношение чего-то к чему-то. То, что существует через иное и постигается через иное. Его сущность в ином (сущность тетради в потребности человека). Мы можем понять сущность только тех предметов, которые сделали своими руками, а о другом будем формировать лишь относительное представление. Конечное бытие указывает на завершенность существования. Конечное необходимо по своей сущности. Необходимость-стихия конечного бытия. Относительное знание лишено полноты. Относительное бытие - бытие некоего отношения.

 

 

Условия и причины возникновения философии.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Китае, Индии, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции.

2 точки зрения на появление философии:

Материалистическая (Маркс и Энгельс) вызвана материалистическим пониманием истории: главное - материальные потребности, они руководят человеком во время формирования исторического процесса. Вся человеческая деятельность направлена на поиск пищи. Материальное производство порождает духовное мышление, духовное бытие. Материальное производство главенствует, это база истории – совокупность производственных отношений, сил и юридических отношений. Идеи - не самостоятельная сущность, они производятся обществом. Философия появляется как идеология рабовладельческого общества. Смена отношения к собственности ведет к смене идеологии, изменении философии. Т.е. философия появляется при переходе от одной формации производственных отношений к другой.

Идеалистическая (Гегель): Дух - самостоятельная реалия. Мышление - духовная составляющая человека, оно заложено в человеке изначально. Индивидуальное развитие человека сравнивают с развитием истории. Идеалисты замечают аналогию между развитием одного человека и развитием общества в целом. В человеке нельзя развить того, что в нем не заложено генетически. Человек появляется как существо ощущающее, затем активизируется восприятие, затем воображение, затем рассудок (мышление). Становление рассудочного мышления проходит несколько этапов: 1- умение пользоваться словом, 2-освоение чисел, 3-появл отвлеченных рассудочных понятий, 4-становление разума, способностей, 5-становление отвлеченного философского мышления. Когда на родовом уровне доминирует воображение - появляется мифология, когда способность отвлеченного мышления - появляется философия. Поэтому Философия появляется независимо и одновременно у разных народов. Но философия появляется только в зрелых этносах. К появлению философии одна причина. Причина – это семя, а условие – почва. Философия появляется, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления. Причины: материальные и наличие свободного времени. Философия – оппозиция религиозной точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие подрывает основы государства, где не было одной религии философия появлялась, где нетерпимо относились к инакомыслию, философия либо не появлялась, либо быстро исчезала.

Основные идеи Пифагореизма.

Основоположник - Пифагор. Основная направленность - философия числа. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир – значит, познать управляющие им числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Степень сгущения определяется числом. Они заметили сходство между числом и вещами. Числа вначале вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, не только физических вещей, но и всех существующих. Делили числа на линейные, плоскостные, квадратные, прямоугольные и трехмернотелесные. Точка означала еденицу, прямая линия – два, треугольник – три. Каждое число получило свое место, значение и роль. В дальнейшем стали пониматься как божественные существа. 1 - в основе бытия, 2 - женское начало, 3 - мужское начало, 4 -самое главное число, в основе вещественности, 7 - определяет зрелость естественных моментов, 10 - особое число, сама полнота числового бытия, ее называли космосом.

Учение о душе: концепция всеобщего круговорота веществ, теория переселения душ: душа кусок огня. Этот огонь и есть божество. Астральный огонь - из него созданы тела невидимых богов и наша душа. Душа разбойника переселится в того человека, которому суждено умереть смертью пострадавшего. Через 216 лет душа рождается снова. Тела - могила души. Но! Душа может не родиться, тогда надо приобщиться к сокровенному знанию.

Учение о космосе: космос - замкнутая сфера, где происходит все само по себе. Первоначально обозначал порядок. Имеет твердую оболочку снаружи и центр внутри(Земля). Внутри 5 планет, Луна и Солнце + планета Антихтон (антиземля). У всех планет разные орбиты, звезды отдельно, планеты отдельно, но все вертятся вокруг Земли. При движении производится звук космическая симфония. Принимали за музыкальный инструмент, который лег в основу других. Арифметика и рассуждения о противоположностях: другие идей пифагорейцев.

Учение о противоположностях: Все вещи состоят из противоположностей – четные - нечетные, предельное - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга в Особое значение - предельное и беспредельное. Предельное - огонь, беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

Метафизика Аристотеля

Аристотель родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики и т.д. Он критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Подверг критике платоновскую теорию идей, полагал, что идеи - это просто копии чувственных вещей и отождествлены им по содержанию. Метафизикапо Аристотелю – то, что после физики, первая философия или теология. Первая философия – это наука по ту сторону физической, любая попытка человеческой мысли выйти за рамки эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности. Различал «общую» методику, которая изучает «сущее поскольку оно сущее» и частную, которая изучает особый вид бытия. Четыре определения дает А. Метафизике:1.исследование причин, первых, или высших начал (формальная, материальная, действующая и финальная причины),2.познание бытия, поскольку оно бытие,3. Знание о субстанции, 4. Знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика наиболее возвышенная из наук, не связана с материальными нуждами, не преследует эмпирические и практические цели. Вопрос метафизики: что такое бытие? И какова субстанция? Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон отрицает причинную зависимость идей от вещей. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Основой бытия, сущностью и причиной является форма. Единичное бытие – единство формы и материи. Материя существует вечно, лишена всяких свойств, определенности, не оформлена и чувственно не воспринимаема; превращается в действительность лишь после соединения с формой, именно наличие формы делает данную вещь вещью, отличной от других. Форма придает материи определенность, т.е. причина бытия заключена в форме. Форма форм – сам Бог. Душа – форма тела. Внешняя форма- это то, что делает данную вещь этой вещью; внутренняя форма – это закон, по которому объединяется содержание данной вещи.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные. Бог – первая причина движения, начало всех начал.

 

Неоплатонический мистицизм.

Неоплатонический мистицизм. Школа неоплатонизма появилась в III веке, в Риме, ее основателем был Плотин, последователями Порфирий, Ямвлих, Прокл. Неоплатонизм завершает этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии.Основоположник Аммоний Саккас. Главной идеей неоплатонизма было понятие единого - принцип существования всего живого. Учение о единстве духовного начала (материя - низшее звено, зло; над ней дух; высшее звено - первосущность или единое), которое раздваивается, только нисходя в смертные тела.

Ум - единое, само себя содержащее. Единое существующее - есть ум, есть содержащее в едином себя самого, первообраз всех вещей. Ум- полнота идейного бытия. И ум - умозрительный космос. Ум входит в конфликт с материей. Материя не может воплотить идею полностью, навечно, она разрушается и в ней, в отличие от идеи, есть зло. Душа - посредник между идеей и материей. Высшая ступень философии достигается не знанием и опытом, а состоянием экстазиса.

Римская школа: Плотин, Амелий. Тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между Богом и телесным объектом. Любое существо остается собой благодаря своему единству. Единое бесконечно, невыразимо, т.к. к нему нельзя приложить ничего из области конечного. Абсолютное Единое причина всего. Благо есть для всех вещей, которое в нем нуждаются. Бог свободно создает самого себя

Сирийская: главная задача - практическая мистика, сильны элементы пифагореизма.

 

12. Основные черты средневековой философии.

Средневековая философия пришла на смену исчерпавшей себя античной философии (2в/6в - 14в.). Большое влияние на средневековое мышление оказывает христианство. У чел-ка появляется новый идеал, подобный ему, он выше его; чел-к стремиться к божественным возможностям,т.е. вверх, но т.к. живет на земле поддается земным соблазнам; задача чел-ка преображать себя; источником всякого блага, бытия и красоты является Бог; высшая цель жизни – служение Богу.

Основные идеи средневековой фил-и: Теоцентризм – Бог как источник и причина всего; Креационизм – творение мира Богом из ничего; Провиденциализм – попечительство Бога над миром; Монотеизм - Бог един и уникален; Символизм - понимание земного как инобытие, мира Бога; Антропоцентризм – чел-к , созданное Богом привилегированное существо.

Средневековая фил-я делится на патристику и схоластику.

Патристика: 2-3вв. апогеты ставят и разрабатывают проблемы соотношения знания и веры. Первые отцы церкви отдавали предпочтение вере, утверждали несовместимость религиозной веры с античной философией. Вера в идеале ничем не подкреплена, самая крепкая вере основана на себе самой. Тартулиан: верую ибо абсурдно. Климент Александр: стремился объединить веру и знание( «нет веры без знания, а знания без веры»). Ориген: пытался синтезировать греческую фил-ю и богословие. Августин Аврелий: без Бога мира нет, Бог – это невозможная возможность духа чел-ка, Бог неизменная сущность. Зло – результат высокомерия чел-ка, пытающего встать вровень с Богом. Идея попечительства Бога нашла название в провиденциализме. Ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования – действительное существование присуще только настоящему.

Схоластика: 9-14вв. проблема знания и веры. Представители этой школы стремились систематизировать христианские вероучения, дать теоретическое обоснование религиозному вероучению. Схоласты изобрели метод «онтологический», который способен доказать истину предмета из его понятий. Фома Аквинский: рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Бытие Бога воспринимается только верой. Бог – центральный объект познания. 5 способов доказательства существования Бога: Бог – перводвигатель; Бог – первопричина; Бог – первонеобходимость; Бог – абсолютная ценность; Бог – первоцель для всего и перворуководитель. Цель фил-и видел в познании истины. Душа – субстанция, кот-я обретает полноту лишь в единстве с телом. Чел-ку присуще 2 способности познания : чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Скот: Бог – предмет богословия, а предмет фил-и – бытие. Фил-я может постигать Бога не в качестве Бога, а лишь в качестве бытия. После того, как природа выдвигается на первый план начинается переход к фил-и эпохи возрождения.

Агностицизм Канта.

И.Кант немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. Он был не только философ, но также крупным ученым в области естествознания. Фил развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Вывел 2 естественнонаучные гипотезы: о возникновении солнечной сис-мы и о замедлении вращения Земли благодаря приливам.

Во 2-й период (критический) исследовал познавательные способности и возможности чел-ка. Способность познавать это постоянная и неизменная способность. Первичная способность ощущать. Мир вне нас (вещей в себе) непознаваем(агностицизм). Вещи для нас - мир в чувствах, вещи как они раскрываются человеком в процессе познания и вещи в себе - мир умопостигаемый, вещи как они существуют сами по себе. Познание начинается с того, что вещи в себе воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Истинные знания мы имеем благодаря априорным (врожденным) формам мышления. Т.к. способности познавать у всех одинаковые(врожденные), то люди получают одинаковые знания. Процесс познания включает в себя чувственное познание(созерцание), рассудок(суждение) и разум(умозаключение). То, что не дано нам в чувствах, не может быть доказано теоретически это Бог, душа, материя. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Природа вещей самих по себе («вещи в себе») недоступна нашему познанию. Это возможно только посредством «явлений»,феноменов, т.е. способа, через который вещи обнаруживаются в нашем опыте. Человеческая способность познания феноменов безгранична, но в нашем знании всегда присутствует априорные (знание предшествует опыту, независимо от него) и апостериорные ( знание, получается из опыта) элементы. Разум стремится к безусловному знанию(о боге, о характере процессов в мире, о беспредельности мира). Развивая критику разума, Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского.

2. выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления.

Ввел термин трансцендентальная апперцепция – обозначает априорное (до опыта) сознание. Трансцендентальным может быть только познание, кот-е занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов.

Абсолютный идеализм Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии являетсяГеорг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г. Подвел итог двухтысяч-му развитию фил-и, т.е. всю фил-ю сжал в одну точку. Ничего нового после меня не будет (сравнение с деревом).

Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривалось как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея может мыслить только о себе, поскольку ничего др еще не существует. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорический способ мышления. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалоговый принцип: сущность проявляется, явление существенно. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Абсолютная идея – это мысль, кот-я мыслит себя. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: логика. Фил-я природы и фил-я духа. Логика наука об идее в себе и для себя. Фил-я природы наука об идее в ее инобытии, природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Фил-я духа абсолютная идея познает себя с помощью чел-ка. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Процесс познания не имеет и не может иметь завершения.

Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания).

 

Закон отрицания отрицания

Этот закон диалектики органически связан с двумя ра­нее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне свя­занных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляет­ся в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утвер­ждающего или отрицающего характера.

Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые слу­жат условием и моментом развития.

Проявление метафизического отрицания было в нашей стране во времена Пролеткульта в первые годы советс­кой власти. Сегодня такую тенденцию можно заметить в области экономики, политики, кино. Одинаково боль­шой вред приносит как огульное отрицание зарубежного опыта, так и отказ от своей собственной истории, фило­софии, науки.

Проявлением метафизического отрицания были требо­вания пролеткультовцев в первые годы советской власти отказа от достижений культуры прошлого. Они мечтали о создании «пролетарской культуры» на чистом месте.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового.

Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философс­ких школ, смена формаций, создание новых научных тео­рий — все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки — объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей — уничтожения и сохранения), ре­зультативность — должно возникнуть что-то новое.

Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в раз­витии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспо­собного в нем, переход на высшую ступень развития.

Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходно­му положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов разви­тия; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

 

Таким образом, развитие основано на наличии внут­ренних противоречий. Оно осуществляется благодаря на­коплению количественных изменений и перехода явления, процесса в новое качественное состояние, становление нового качества идет путем отрицания старого и утверж­дения нового.

 

Структура сознания.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Бессознательное.

Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б (гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефликсивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях Б, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер Б – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Б находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные подсознат явления – усвоенные субъектом как членом той или иной соц группы образцы типичного для данной общности поведения , влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание). 2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое вытесненное Б” , охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и прявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены Б в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собст свойствами) и т.д. 3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт. 4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

 

Предмет и метод философии.

Философия – древнегреческий термин (7в. до н.э.)- любовь к мудрости. Мудрым может быть только Бог, который знает, как устроен космос. Бог – первоначало абсолют. Но человек может только любить мудрость и не может быть мудрецом. Мудрость состоит в знании первых начал и причин всего сущего (Аристотель). Мудрость начало причины всего сущего. Философский мир: 1 бесконечное единство, 2 конечное множество конечных предметов. Деятельность философа: поиск начала беспричинной причины, почему смертное смертно, бесконечное бесконечно. Задача философа: показать, как бесконечное превращается в конечное.

Предмет философии: -круг ее специфических разделов и проблем.Отношение абсолютного к относительному, и вечного ко времени.

Относительное (конечное) - это то, что существует через иное и познается так же через иное. Сущность Относительного - отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно. Абсолютное – существует отдельно от всего и обособлено от него (не растворено в нем). Абсолютное - то, что существует через себя и постигается через себя. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Существует 2 точки зрения на возможность постижения:

Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем

Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того , что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком.

Метод философии: отвлеченное разумное мышление. Отвлеченное: изучает то, чему присущи признаки абсолютного. Разумное: отталкивается от рассудочного. Рассудок способность, которая приписывает реальное бытие только многому. Разум наоборот множественности нет, есть только единство. Все есть одно. Гераклит- все есть огонь. Платон- все есть универсальный ум. Анаксимен- все произошло из воздуха. Мышление сущность человека. Сущность мышления состоит в том, чтобы сводить многое к единому. Философом может быть только тот, кто обладает разумом.

Понятие абсолютного и относительного.

Философский мир: 1 бесконечное единство,2 конечное множество конечных предметов. Абсолютное: вечно, бесконечно, не зависит ни от кого. То, что существует абсолютно. Он существует через себя и постигается через себя, имеет в себе самом причины своего бытия. Имеет власть над причинами своего существования и над своей сущностью. Абсолют свободен, т.е. дает себе бытие. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью). Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность - результат его существования. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Пантеистическое представление: абсолют во всем. Тенестическое: изолирован от всего, но вездесущ. Гегель: абсолют – целое во всей его сложности, он духовен.

Относительное (конечное): отношение чего-то к чему-то. То, что существует через иное и постигается через иное. Его сущность в ином (сущность тетради в потребности человека). Мы можем понять сущность только тех предметов, которые сделали своими руками, а о другом будем формировать лишь относительное представление. Конечное бытие указывает на завершенность существования. Конечное необходимо по своей сущности. Необходимость-стихия конечного бытия. Относительное знание лишено полноты. Относительное бытие - бытие некоего отношения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.054 с.)