Фрэнсис бекон и его учение о методе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрэнсис бекон и его учение о методе.



(эмпиризм) + см локка

16-17вв. основатель сатериализма. Цель знания способность науки увеличивать власть чел-ка над природой. Этой цели может достичь лишь наука, постигающая истинные причины вещей. Выступал против схоластики. Требовал занять скептическую позицию к предшествующему знанию. Высшей задачей философии Бекон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Знание не возникает в голове у человека, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Предметом философии должна быть материя, а также. различия и многообразие ее формы. Бекон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. Суть фил-и - метод для познания природы. Метод позволяет ориентироваться в безбрежном океане природы. Задача фил-и создание универсального метода, кот-й раскроет универсальн закон бытия. Универсальный метод индукция(движение мысли от единичного к общему, от частного к универсальному, так получаются общие формы). Метод: сложные вещи разделить на более простые, познание через простые вещи. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Бекон отстаивал познаваемость природы, считал, что этот вопрос решаем не спорами, а опытом. На пути познания - множество препятствий, заблуждений, которые засоряют сознание. Достижению истины мешают предрассудки сознания, иллюзии (идолы): идолы рода, пещеры, рынка, театра. Рода: мешает познанию истины, коренятся в самой человеческой сущности. Человек пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели.; пещеры: переносит на предмет специфические черты именно этого субъекта, индивидуальные особенности людей, мешающие познанию, ложное восприятие действительности отдельных людей или индивидуумов заблуждение.; рынка: воздействует на интеллект, многозначность языка, ложные понятия, которые порождены неправомочным употреблением слов. В одинаковые слова люди часто вкладывают различное понимание, что затрудняет познание вещей природы. Наиболее тяжки из всех; театра: запутывают естественный ход челов-о мышления, называет идолами театра фл-е доктрины, называя их сказками. После освобождения разума от идолов надо посмотреть с помощью каких путей и какого метода можно воспринять природные формы, это путь индукции. Индукция лежит в основе эксперимента. Метод индукции дает знание таковым, какое оно есть. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер.Отдельная вещь это сложная вещь, чтобы ее познать надо разложить на простейшие элементы (восхождение от простого к сложному). Допускает существование Бога.(+++++ БЭКОН. Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка, театра.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

ЛОКК. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний(Гоббс, Локк).

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.

Юм (1711---1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует опыт восприятия ощущений. Из чего состоит опыт? В нашем сознании мы имеем восприятия, что за ними---неизвестно, восприятиями чего являются наши восприятия? Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи (в этом Юм следует Локку: простые и сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность. За временной дистанцией идеи (бывшие свежие идеи). Оперирует внеидеями и идеями. Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Принцип ассоциации---механизм комбинирования ассоциациями и идеями. Три механизма: по смежности в пространстве (Эйфелева Башня и Париж), по сходству и контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе работают жесты), ассоциации по времении. Мы не имеем права говорить о субстанциях и причинности. Пример: играем в биллиард. Попадая мы говорим, что хороший удар стал причиной попадания шара в лузу. Имеем пространственную смежность, видим последовательность событий, движение другого шара. Солнце всходит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключение на основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения информации. Это психическая привычка. Юм полностью проблематизирует эту сторону нашего опыта. Также он смотрел на субъект познания. На основе чего мы знаем о своем сознании? Наше сознание также неуловимо как и материя. Это тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. Где тот кто спрашивает: кто такой Я? Вы постоянно себя отодвигаете дальше. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом обьяснить самому себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во внутреннем мире и во внешнем. Физически невозможно узнать. Есть впечатления и идеи. Беркли и Юм критиковали теорию общественного договора. Беркли оворит о сакральности власти (вредна теория, где говорится что власть от Бога). Юм стремился показать утопизм этой теории, он считал что власть это результат насилия одной группы людей над другими. Юм отказывается признать исходную данность религии. Произведение: "Естественная история религии". Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежделюдей. Человеческое сознание должно развиться, чтобы создать монотеистическую идею.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.004 с.)