Философия Рене Декарта (рационализм в философии).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Рене Декарта (рационализм в философии).



+ см канта

Француз 17в. один из создателей аналитической геометрии. В механике сформулировал общий закон действия и противодействия, закон сохранения. В космогонии об естественном развитии солнечной сис-мы. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Общей причиной движения явл Бог, мир - творение Бога. Бог сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и тоже количество движения и покоя. Тело и душа чел-ка взаимодействуют через шишковидную железу . Сущность тела в протяжении, сущность души в мышлении. Человек - механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию” (картезианство). В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Конечная задача знания господство чел-ка над силами природы, для этого надо усомниться во всем наличном существовании. «Мы можем сомневаться во всем, но мы не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся.». Сомнение это акт нашего мышления. Первый принцип философии: «я мыслю, значит я существую.». Цель Декарта создание истинной фил-и. Поиск истины начинается с принципа абсолютного сомнения. Признает существование2 субстанций: материи и сознания, взаимодействие между ними осуществляет Бог(3субстанция). Разработал рациональный метод. Метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике, а все имеет лишь то, что может быть математически зафиксировано. Метод: 1.считать истинным то, что понимаешь; 2.все разделять на части, пока не поймешь;3. Мыслить по-порядку, от простого к сложному; 4. Быть уверенным в том, что ничего не упустил.(++++. Рационалистическая метафизика

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы.

Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии. Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепци - человеку. Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”. В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высш. ступень - отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 

Агностицизм Канта.

И.Кант немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. Он был не только философ, но также крупным ученым в области естествознания. Фил развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Вывел 2 естественнонаучные гипотезы: о возникновении солнечной сис-мы и о замедлении вращения Земли благодаря приливам.

Во 2-й период (критический) исследовал познавательные способности и возможности чел-ка. Способность познавать это постоянная и неизменная способность. Первичная способность ощущать. Мир вне нас (вещей в себе) непознаваем(агностицизм). Вещи для нас - мир в чувствах, вещи как они раскрываются человеком в процессе познания и вещи в себе - мир умопостигаемый, вещи как они существуют сами по себе. Познание начинается с того, что вещи в себе воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Истинные знания мы имеем благодаря априорным (врожденным) формам мышления. Т.к. способности познавать у всех одинаковые(врожденные), то люди получают одинаковые знания. Процесс познания включает в себя чувственное познание(созерцание), рассудок(суждение) и разум(умозаключение). То, что не дано нам в чувствах, не может быть доказано теоретически это Бог, душа, материя. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Природа вещей самих по себе («вещи в себе») недоступна нашему познанию. Это возможно только посредством «явлений»,феноменов, т.е. способа, через который вещи обнаруживаются в нашем опыте. Человеческая способность познания феноменов безгранична, но в нашем знании всегда присутствует априорные (знание предшествует опыту, независимо от него) и апостериорные ( знание, получается из опыта) элементы. Разум стремится к безусловному знанию(о боге, о характере процессов в мире, о беспредельности мира). Развивая критику разума, Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского.

2. выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления.

Ввел термин трансцендентальная апперцепция – обозначает априорное (до опыта) сознание. Трансцендентальным может быть только познание, кот-е занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов.

Абсолютный идеализм Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии являетсяГеорг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г. Подвел итог двухтысяч-му развитию фил-и, т.е. всю фил-ю сжал в одну точку. Ничего нового после меня не будет (сравнение с деревом).

Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривалось как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея может мыслить только о себе, поскольку ничего др еще не существует. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорический способ мышления. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалоговый принцип: сущность проявляется, явление существенно. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Абсолютная идея – это мысль, кот-я мыслит себя. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: логика. Фил-я природы и фил-я духа. Логика наука об идее в себе и для себя. Фил-я природы наука об идее в ее инобытии, природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Фил-я духа абсолютная идея познает себя с помощью чел-ка. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Процесс познания не имеет и не может иметь завершения.

Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.017 с.)