Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие истины и ее особенности в социальном познанииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема истины состоит в степени соответствия знаний человека объектам познания. Истина представляет собой знание, которое отражает объект познания таким, каков он есть на самом деле. Рассматривается она в трех аспектах: через соотношение субъективного и объективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. 1. Истина представляет единство субъективного и объективного знания. Структура всякого знания имеет как бы два слоя. Первый формируется познающим субъектом в зависимости от его возможностей и способностей, т.е. субъективен. Истина есть такое субъективное знание, которое получено и сформулировано человеком, выражено им в знаковой форме. Второй слой истины обусловлен объектом познания. Объективность знания выражает соответствие содержания знания объекту познания. Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается и заблуждениями. Заблуждение — это форма непреднамеренного искажения знаний об объекте познания. Это могут быть мифы, суеверия, субъективные объяснения каких-либо событий и процессов. Например, в древности существовало мифологическое представление о том, что Земля якобы держится на трех китах. Позже появилось мнение о том, что наша планета является центром всего мира. В науке существовали заблуждения об эфире как космическом газе, о происхождении человека, о «вечном» двигателе и т.п. Заблуждение — это такое знание, в котором непреднамеренное искаженное субъективное имеет определяющее значение в отношении с объективным содержанием. Нередко в заблуждении со- держится «зерно» истины, верная догадка или предположение. Но бывают заблуждения, которые вовсе не совпадают с объектом познания. Со временем некоторые заблуждения уточняются, и тогда в них или усиливается объективно-истинный элемент, или они вовсе преодолеваются. Заблуждение многообразно в своих проявлениях как на уровне индивидуального, так и общественного сознания людей. Оно выражает сложный и противоречивый путь движения познания от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному. Заблуждение свидетельствует также о неразвитости или ограниченности практики, научных и иных возможностей познающего субъекта. Если заблуждение распространено за пределы объекта познания, оно превращается в абсурд. Примером абсурда может быть тезис о том, что вся материя ощущает и мыслит. В данном тезисе истинное знание о том, что челбвек как природное и социальное существо может ощущать и мыслить, распространено как заблуждение на весь природный и социальный мир. В этом и состоит абсурдность заблуждения. Заблуждение не следует путать с ложью, которая означает преднамеренное искажение человеком знаний о действительности, обман людей. Заблуждение — это как бы веха на пути к истине и иногда даже приближение к ней. Ложь уводит с этого пути. Ложь многолика и имеет разные, но всегда корыстные и осознаваемые причины — как индивидуальные, так и социальные. В социальном познании и распространении информации ложь соотносится с правдой. Правда не всегда тождественна истине. Но она противостоит лжи, как благо — злу. Ложь есть такое преднамеренно искаженное знание, когда истина известна лжецу, но по каким-либо своим причинам он скрывает ее. Ложь в социальном знании проявляется как неправда. Она имеет место в межличностных отношениях и общественных взаимодействиях. Ложная информация часто характерна для средств массовой информации, для политической и экономической сфер жизни. Она существует и в других сферах, но не так устойчиво и массовидно. 2. Истина представляет единство относительного и абсолютного знания. Абсолютное знание в истине выражает устойчивый элемент, а относительное знание указывает на изменчивость истины. Единство устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного также не является в истине постоянной величиной. Между устойчивым и изменчивым в знаниях происходит постоянное противоборство. Если же знание обнаруживает неспособность к дальнейшему развитию, то оно превращается в омертвевшую догму. По природе своей человеческое познание таково, что ему свойственно стремиться к максимальной полноте и большей точности знания. Но оно никогда не сможет прийти к своему завершенному состоянию из-за непрерывного изменения объекта познания и ограниченных познавательных возможностей человека. Эта противоречивость познания как процесса и выражается в гносеологии с помощью понятий относительной и абсолютной истины. Относительная истина — это неполное и незавершенное знание об объекте познания. К числу таких истин можно отнести, например, геометрию Евклида, классическую механику И. Ньютона и другие научные теории, многие иные знания. Абсолютная истина представляет собой полное, всестороннее и исчерпывающее знание об объекте познания. Она складывается из бесконечной суммы относительных истин. В данном значении абсолютная истина недостижима из-за изменчивости объектов познания и несовершенства средств познания. Абсолютная истина есть тот предел и идеал знания, к которому вечно стремится человечество в своем интеллектуальном поиске. Но она может существовать как момент адекватного объекту знания, как достоверное знание, как истина факта. Даты, события, факты познаются достаточно точно. В этом смысле относительная истина содержит «зерна» истины, которые могут быть использована на практике. 3. Истина содержит в себе конкретное и абстрактное знание. Прежде всего следует сказать, конкретность означает соотношение истины с конкретным объектом познания. Добывая истинное знание, человек стремится познать как можно больше сторон и связей предмета. Но необходима и другая сторона формирования истины — абстрактность. В процессе познания делаются обобщения, осуществляется абстрагирование — временное отвлечение от других сторон и направлений познания. Многие объекты познания реально не существуют как материальные объекты. Поэтому абстрактное в истине также существует. Оно соотносится с конкретностью истины. Выражение «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» указывает на необходимость соотносить истинное знание с объектом познания, его свойствами и содержанием. Но являются ли конкретными знания о боге, о мифах, о суевериях и т.п.? Данные объекты познания реально не существуют как материальные объекты. Знания о них не имеют объективного содержания. Они субъективны и по форме, и по содержанию, а потому абстрактны. Можно ли назвать конкретной истиной знание о бытии в целом? Это знание абстрактно, так как не известен объем данного объекта познания. Истинность знания по всем рассмотренным характеристикам проверяется разными способами и средствами. Поэтому существуют критерии истины. Сторонники опытного знания считают таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. Представители рационалистического направления в качестве критерия истины отстаивают ясность и отчетливость форм разума, выведение знаний из всеобщих очевидных положений. Было бы неправильно отрицать определенную положительную роль перечисленных критериев в познании. Чувственный опыт, как результат ощущений и восприятий, полученных об объекте познания, является в ряде случаев достаточным критерием истинности. Наблюдая, например, что идет дождь, гремит гром, мы доверяем нашим органам чувств, не прибегая к другим способам проверки. Однако чувственный опыт ограничен. С помощью ощущений и восприятий невозможно оценить, познаны или не познаны сущностные характеристики объекта познания. Рациональность как критерий истины основывается на теоретических и экспериментальных доказательствах. Важным критерием истины при этом выступает логическая аргументация или опровержение. Теоретическое доказательство и научный опыт лежит в основе построения учений. Определенное значение для установления истинности имеет требование внутренней согласованности, непротиворечивости знания. Общий недостаток этих и других частных положений состоит в том, что критерий истинности знания мыслится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Таким критерием должна быть внешняя предметная деятельность, составляющая содержание социальной практики. Социальная практика определяется как целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию окружающей среды в его интересах. Это деятельность не только отдельного индивида, но социальных общностей, обществ и государств. Практика имеет социально-историческую природу, она опирается на результаты деятельности и опыт предшествующих поколений. Критерий практики является ведущим. Практика как критерий истины связана с созидающей материально-практической деятельностью масс. Вместе с тем знания могут рассматриваться не только с точки зрения их практической полезности. Они должны оцениваться и нейтрально-объективно по отношению к интересам отдельных людей. Более точным и эффективным критерием истины является конкретно-историческая практика людей по формированию материальной и духовной культуры общества. Таким образом, практика не является единственным критерием истины, существуют и другие критерии. Но все они в конечном счете опосредованы практикой. Поэтому общественная практика является всеобщим и наиболее объективным критерием истины. Характеристика признаков и содержания истины обладает заметной спецификой в той или иной сфере жизни общества, в видах деятельности. Свои особенности истина имеет, например, в правовой сфере. Так, в уголовном процессе эта специфика обусловлена оценкой тяжести правонарушений. Объективная истина в данной право- вой сфере представляет собой отражение юридического факта, т.е. события или действия, являющегося основанием для возбуждения или прекращения судопроизводства. Юридический факт относится не к настоящему, а к прошлому. Истинность факта устанавливается в строгом соответствии с закрепленным в законе порядком и субъективно выражается в его описании как правонарушителем, так и представителем права. Цель уголовного судопроизводства — установление истины по конкретному факту нарушения закона. Все органы суда и следствия призваны обеспечить всестороннее, полное и объективное расследование, позволяющее установить подлинную картину правонарушения. Любой конкретный факт имеет множество свойств, сторон и связей, и в этом смысле знание о нем не может быть абсолютно истинным. Оно всегда относительно. Но следствие и суд интересуют лишь те факты, которые имеют значение для принятия правильного (адекватного преступлению) решения. Поэтому отражение юридического факта в уголовном процессе ориентируется на поиск и обоснование достоверных, доказательных знаний, на основе которых и принимается решение. В противном случае возможны неверная квалификация деяния и, следовательно, несправедливое назначение наказания (или освобождение от него). Спорным в уголовном процессуальном праве является вопрос о юридической квалификации деяния. Существует точка зрения, согласно которой к уголовному преступлению приложимы понятия истинности и ложности. Но квалификация преступления состоит в уголовно-правовой оценке преступного деяния. Оценка заключается в установлении соответствия его признаков признакам состава преступления, предусмотренного законом об уголовной ответственности. А все оценки содержат значительную долю субъективности, в том числе и ошибочных суждений. В нормативной логике оценочные высказывания, частным случаем которых являются нормы права (они выражаются с помощью понятий «обязательно», «разрешено», «запрещено»), не характеризуются как истинные или ложные. Оценка может быть обоснованной, целесообразной и т.п., но не считается ни истинной, ни ложной. Юридическая оценка квалификация деяния с точки зрения нормативной логики не может рассматриваться как истинная или ложная. Эта оценка обусловлена степенью соответствия (несоответствия) преступного деяния установленным нормам уголовной ответственности. Но в разных условиях места и времени (государства, исторического периода) существуют разные системы правовых норм. Поэтому в разных системах одно и то же деяние может оцениваться по-разному: запрещенное в одной правовой системе может отсутствовать или быть разрешенным в другой системе. Из этого следует, что правовая квалификация с гносеологической и логической точек зре- ния не соотносится с объективной истиной, т.е. знанием, содержание которого не зависит от человека. Не может оцениваться также как истинное или ложное и назначаемое судом наказание. Приговор суда — это волеизъявление, указание на необходимость выполнять норму. Но указание может быть оценено как законное или незаконное, справедливое или несправедливое, но не может рассматриваться как истинное или ложное. Таким образом, ни юридическая квалификация, ни определение наказания не могут однозначно и с необходимостью соотносится с пониманием истины, они должны основываться на ней. Критерий практики в уголовном процессе также имеет свою специфику. Она проявляется в собирании и проверке доказательств (юридических фактов) с применением следственных действий определенными лицами (следователем, органами дознания, прокурором, судом) в установленном законом порядке. В этих действиях используются различные критерии, в том числе логический. Но, как и в любой познавательной деятельности, основным критерием является практика, включающая не только практический опыт участвующих в уголовном процессе лиц, но и всю судебно-следственную деятельность, являющуюся частью общественно-исторической практики на данном этапе ее развития. Основные понятия Истина, объективность истины, субъективность истины, абсолютность истины, относительность истины, конкретность истины, абстрактность истины, критерии истины, особенности истины в социально-правовом познании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.008 с.) |