Многообразие путей человеческого познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие путей человеческого познания



В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина — при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей — природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей — значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф — это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании — это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа — боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное — это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание — богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира — художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия — это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать — означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение — постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.013 с.)