Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие путей человеческого познания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию, окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувствами и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстетическими образами или нравственными нормами. Его можно постигать взором художника и скульптора, а также типичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина — при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования. К вненаучным путям и способам освоения человеком окружающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие. В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обыденным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия и содержание жизнедеятельности людей — природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводника дотрагиваться опасно и т.п. Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное познание «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей — значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.
Обыденное познание, особенно современного человека, включает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику. Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом. Миф — это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил окружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом сознании — это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зрителем их поединков и пиршеств. Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились первые живые существа — боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.
Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного общества как архетипы культуры. Это обусловлено исторической преемственностью развития духовного мира людей, потребностями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с мечтой, идеалом, фантазией, надеждой. Среди путей познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание-постижение. Оно представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить от сверхъестественного спасение, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие негативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное — это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание — богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными догмами являются положения о троичности Бога, о сотворенности всего сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека. Религиозное познание сформировало свою картину мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду- ховную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир. Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира — художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчестве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания. Познание мира в искусстве как профессиональном художественном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства являются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бытия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по содержанию народном художественном творчестве. Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия — это органическое единство научного знания и обыденной жизненной мудрости человека. Философствовать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Ее предназначение — постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интеллект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.
Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифологическое познание, религиозное познание, художественное познание, философское познание.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.012 с.) |