Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание и социальное познание↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познание как социальное явление и творческий процесс Итак, познание представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс приобретения знаний. Это обусловлено, появлением у человека и общества все новых и новых потребностей в расширении и углублении знаний и их использование для совершенствования практики, всей деятельности человека. Какова же внутренняя логика развития познавательного процесса? Познание всегда предполагает переход от обнаружения внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к изучению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности вещи, ее внутреннего закона. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности, а от сущности к практике — такова в основном логика движения процесса познания. Г. Гегель образно сравнивал познавательный процесс с лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана сущность. От описания к раскрытию и объяснению причин — таков действительный ход познания. Условно, в нем можно выделить два уровня. Первый уровень представляет собой чувственное познание («живое созерцание»). Оно закрепляется (фиксируется) в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение — это элементарная единица познания, в которой отражаются отдельные признаки и свойства предметов: температура воды, цвета радуги, звук движущейся техники и т.п. С помощью восприятия формируется целостный, но внешний, поверхностный образ объекта познания: образ реки, радуги в небе, образца техники и т.д. Роль представлений состоит в повторном воспроизведении в сознании познающего субъекта ощущений и восприятий, которые он зафиксировал в памяти. Вот почему без хорошей памяти невозможно эффективное протекание и развитие познания. Чувственное познание иногда называется эмпирическим или обыденным. Специально не останавливаясь на различиях, можно считать эти понятия синонимами, потому что они отражают один и тот же процесс — познание с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, а также системы общего чувствования человека — чувства голода, холода, страха, радости, спокойствия и т.п. Чувственное познание всегда субъективно по форме и своему носителю. Это неизбежно порождает многообразие суждений и оценок относительно одного и того же объекта познания. Но оно обеспечивает первую и непосредственную, а потому необходимую и важную познавательную связь сознания с внешним миром и самим человеком, позволяет ему накопить исходную информацию для повседневной жизнедеятельности. Каждый предмет имеет свои объективные свойства и параметры, знание которых необходимо человеку для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире. Вот почему утрата человеком органов чувств — это подлинная драма, ведь в таком случае он лишается возможности видеть, слышать, чувствовать мир во всем его великолепии и обаянии. Чувственное познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешние стороны объектов познания. Оно имеет пределы и в связи с ограниченными возможностями самих органов чувств. На протекание «живого созерцания» влияют психологические состояния человека (страх, гнев, восторг, сосредоточенность и др.). На ступени чувственного познания могут возникать искаженные формы отражения. Второй уровень — это рациональное познание. Близкими к рациональному познанию являются понятия теоретического и абстрактно-логического познания. Рациональное познание существует прежде всего в форме понятия, отражающего существенные признаки какого-то класса предметов, их отношение, факт существования. Например, понятие «человек» отражает существенные природные и социальные, материальные и духовные признаки всякого, индивида. Понятия образуют основу мыслительного процесса. Логически связанные понятия и выражающие завершенную мысль называются суждением. Вот пример простого суждения: «Человек есть разумное существо», в котором понятие «человек» и «разумное существо» логически связанны словом «есть» и выражают завершенную мысль. Более сложной формой мышления является умозаключение. Оно представляет связь между суждениями на основе которых можно сформировать новое суждение. Вот пример простого умозаклю- чения: «Человек есть разумное существо. Животное — не человек. Животное — не разумное существо». Рациональное познание, будучи непосредственно связано с предметным миром, позволяет человеку глубоко изучить внутреннее содержание объектов познания, их структуру, сущность, законы. Это относится также и к познанию социальных явлений. Особенности рационального познания расширяют гносеологические возможности человека. К процессу познавательно-отражательной деятельности, например, человеческого глаза как весьма совершенного органа чувств, добавляется абстрактное мышление. Оно оперирует логическими формами, возникшими на основе знаний, полученных зрением. Абстрактное мышление формирует единицы знания, которые можно «отделять» от сознания, «выводить» из духовного мира человека. Возникает знание — информация. Информация закрепляется в письменных источниках, в разных знаковых системах. Богатейшие возможности для познавательной деятельности открывает применение ЭВМ, компьютеров и иных технических средств обеспечения интеллектуального труда. Рациональное познание — это исследование качества, сущностей и закономерностей. Поэтому оно составляет важнейший компонент науки, являясь ее ядром. Два уровня познания не обособленны друг от друга. Чувственное познание всегда сопровождается абстрактно-мыслительной деятельностью, а мышление невозможно без чувств и эмоций. В процессе познания проявляют себя все основные познавательные способности человека — чувственность, рассудок и разум, а также иррациональность (интуиция, вера, предвидение, надсознательное, подсознательное). Познание — это всегда диалог субъекта познания с объектом. В социальном познании он наиболее показателен и проявляется постоянно. В характере диалога субъекта с объектом социального познания и возникает интеллектуальное и чувственное творчество. Основные понятия Познание, чувственное познание, рациональное познание, формы чувственного социального познания, формы абстрактно-логического социального познания. Методы познания Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деятельность. Методом называют и отдельный познавательный прием (например, наблюдение) и систему приемов (диалектический метод). Понятие «прием» употребляется как равнозначное понятию «метод» (в одном, узком значении слова). Но понятия «прием» и «метод» следует отличать от более широкого по объему понятия «средство», которое включает не только интеллектуальные, но и предметные средства: приборы, знаковые системы, сами знания как средство познания и практической деятельности людей. Роль метода в познании трудно переоценить. Английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, — писал он. — Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Методы познания представляют собой сложную систему. Поэтому они классифицируются по группам. В системе методов выделяются методы-подходы, определяющие методологию познания объекта, и методы-приемы, с помощью которых добывается конкретное знание. Методы познания бывают преимущественно практическими, для повседневного познания, и научными, которые обосновываются и используются конкретными науками или группами наук. По сферам преимущественного применения методы объединяются в группы: естественнонаучные, которые используются для познания природы, социальные — для познания общества и антропологические — для изучения человека и его бытия. Методы различаются также в зависимости от того, на каких уровнях познания они используются. Поэтому существуют методы чувственного (эмпирического) и теоретического (рационального) познания. Подробнее рассмотрим некоторые группы методов. В зависимости от степени общности методы принято делить на частные, общие и всеобщие. Формирование и применение частных, или специальных, методов определяется объемом познания, когда данный объект конкретен, имеет небольшой объем или пространственно-временные характеристики. Например, спектральный анализ в физике, лингвистический эксперимент, следственный эксперимент, изучение документов, социологический опрос. Специальные методы используются как в практическом, так и в теоретическом познании. Общие методы имеют широкую, но тем не менее ограниченную область применения. Например, наблюдение широко используется на практике в медицине, астрономии, следственных действиях, но не находит применения в математике, теоретической физике, исторических науках. А применение математических методов ограничено в гуманитарных науках. Общие методы используются также в науке и обыденно-практической жизни людей. Кроме частных и общих существуют всеобщие методы: системный анализ, методы синергетики, метафизический, диалектический и некоторые другие. Некоторые из них называются философскими, так как они обоснованы в философии, соответствуют философскому познанию бытия. Разработка и описание частнонаучных и общих методов — задача практики и специальных наук. Всеобщие методы обосновываются философией и другими науками о всеобщем или формируются народной мудростью. В соответствии с двумя уровнями научного познания различают чувственные (эмпирические) и рациональные (теоретические) методы. К первым относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т.д., ко вторым — идеализацию, формализацию, анализ, синтез восхождение от абстрактного к конкретному и др. Следует однако отметить относительность этого деления. Например, сравнение широко применяется не только в чувственном познании, но и в теоретических исследованиях. Эксперимент применяется преимущественно на эмпирическом уровне, однако экспериментирование возможно и с так называемыми мысленными моделями. Метод моделирования также трудно отнести безоговорочно к одному из двух уровней познания. Рассмотрим наиболее часто используемые методы эмпирического (чувственного) и теоретического (рационального) познания. 1. Эмпирические методы. Наиболее известным является наблюдение — это целенаправленное систематическое познание объекта с помощью зрения. Наблюдение закрепляется в зрительных ощущениях, восприятиях и представлениях, которые в последующем закрепляются как первичное знание осмысливаются и систематизируются на абстрактно-логическом уровне. Целенаправленность — важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Кроме того, наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в многократном восприятии объекта и в разных условиях, а также планомерностью, исключающей пробелы в наблюдении, активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью познания. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом часто опосредуется средствами наблюдения — приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления значительно расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, не доступные органам чувств человека, в эмпирические объекты. Как метод познания, наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего изучения. Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты познания сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта познания, измерение включает единицу измерения, измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, метод измерения не применяются. Но при измерении точного веса сравниваемых объектов познания все элементы измерения необходимы. С помощью измерения устанавливаются числовые характе- T04 ристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то этот метод широко используется как в практическом, так и научном познании. Наиболее сложным, но эффективным методом эмпирического (чувственного) познания является эксперимент, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба) — метод познания объекта, при котором субъект целенаправленно и активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Как и наблюдение, эксперимент часто предполагает применение определенных средств — приборов, инструментов, экспериментальных установок, но в отличие от наблюдения, которое осуществляется в естественных условиях, без воздействия наблюдателя на объект. Это позволяет изучить объект познания более обстоятельно, благодаря отвлечению от других факторов и условий существования объекта. Кроме того, эксперимент может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения достоверных результатов. Различают натурный и модельный эксперимент. Если первый осуществляется непосредственно с объектом, то второй — с его заменителем — моделью. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально созданный образец, воспроизводящий объект познания в задаваемых параметрах. Моделью может быть как материальный предмет (например, модель самолета, испытываемая в аэродинамической трубе), так и мысленная копия объекта. Процесс и результат эксперимента фиксируется средствами естественного и искусственного языков, он может быть представлен в виде схем, чертежей, рисунков, какой-либо информации. Модельный эксперимент проводится тогда, когда экспериментальное познание непосредственного объекта затруднено или невозможно. Объекты могут быть слишком велики или слишком малы по своим размерам, удалены от экспериментатора в пространстве или во времени. Модельный эксперимент используется также при создании новых объектов. Модельный эксперимент, или моделирование, опирается на другие эмпирические методы — наблюдение, сравнение, измерение и т.д. Он основан на сходстве модели с объектом, на аналогии: модель уподобляется объекту в изучаемых признаках. Это позволяет установить, что признаки, обнаруженные у модели, могут быть и у самого объекта познания. Игнорирование этого сходства иногда приводит к трагическим последствиям. Известен, например, случай, который произошел с британским броненосцем «Кейптаун» в 1870 г. Еще на модели броненосца инженер Рид показал несовершенство его конструкции. Ему не поверили. Корабль был построен, отправлен в плавание и затонул, 523 моряка погибли. Моделирование находит широкое применение на практике, в науке и технике — в физике, математике, кибернетике, в аэродинамике, кораблестроении, гидростроительстве. Применяется моделирование в обществоведении, политике, теоретической и практической работе юриста. Модельный эксперимент находит применение в праве при решении многих криминалистических задач, в том числе при разработке планов по оперативному задержанию преступника, при составлении рекомендаций по использованию криминалистической техники и т.п. Эксперименты с объектами познания проводятся при отработке следственных версий: проверке показаний подозреваемого или потерпевшего на месте совершения преступления, специальные отстрелы из изъятого у подозреваемого оружия для поиска доказательств преступления и во многих других случаях. Важными методами оперативно-розыскной работы при установлении лиц и места нахождения подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, при осмотре места происшествия, вещественных доказательств являются наблюдение, изучение вещественных доказательств, документов, опросы свидетелей и др. На основании сравнения преступных деяний в некоторых сходных признаках строятся версии об их участниках. Многие следственные действия, изучение динамики каких-либо процессов в праве, поиск статистических данных невозможны без измерения. Таким образом, эмпирические методы используются на этапе чувственного познания. Но полученные первые знания в последующем осмысливаются с применением других методов. 2. Теоретические методы. Среди них важное место занимают идеализация и абстрагирование. Метод абстрагирования основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе — абстрагировании, которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракций — понятия, категории, законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи объектов познания. В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции все более высокой степени общности (планета Земля — планета Солнечной системы — планета — небесное тело — космическое тело). Такое абстрагирование называется многоступенчатым. Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. таких, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но их изучение позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их как бы «чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не осложненными побочными обстоятельствами. Таковы, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п. Сконструировать идеальный объект — значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства, но оставить желаемое, совершенное, предельное. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Располагая реальные тела соответственно увеличению их твердости и мысленно продолжая этот ряд, образуют понятие «абсолютно твердое тело», переходя таким образом к предельному случаю в развитии этого свойства. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических признаков и законов к теоретическим, формулировать их на языке науки. В современной науке и практике все более широкое применение находит формализация — метод изучения некоторых областей знания с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко фиксировать знания, избежать многозначности терминов естественного языка. Системы, построенные методом формализации, основаны на определенной теории, являются ее знаковой моделью. Они освобождают объект от «мешающих случайностей», создают условия для более глубокого их исследования. Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация, можно рассматривать как разновидность моделирования — знаковое моделирование. В свою очередь, данные методы могут применяться, как отмечалось, к конкретным, реально существующим объектам познания, а также к таким, которых пока или уже не существует лиьо вообще не бывает как реальных материальных объектов. При этом широко используется метод соотнесения конкретного и абстрактного в истине, или метод восхождения от абстрактного к конкретному. Его можно назвать и методом восхождения от конкретного к абстрактному в зависимости от того, с какого момента начинает применяться метод к познанию объекта: или от абстрагирования, идеализации и формализации к совокупности конкретных признаков и других характеристик объекта познания или от конкретного объекта к обобщению, абстрагированию, идеализации и формализации. «Конкретное» и «абстрактное» представляют собой универсальные категории, характеризующие как реальный объект, так и познание. Объект конкретен как объективно существующая реальность. Конкретное в действительности, объективно-конкретное, — это реальный чувственно воспринимаемый предмет в единстве всех его многочисленных свойств, сторон и связей. Отдельная сторона, от- ношение, свойство представляют собой объективно-абстрактное. В противоположность конкретному оно выступает как относительно самостоятельный фрагмент, сторона конкретного, но в иной, нематериальной форме. Но бывают конкретные объекты познания, не существующие как материальные объекты: боги, мифы, фантазии и т.п. В таком случае сам конкретный объект познания по содержанию является абстрактным. В традиционном объяснении процесс познания был представлен «восхождением» от воспринимаемого органами чувств объективно-конкретного к образованию абстракций. Это эмпирическое восхождение, получившее свое обоснование, например, в учении Дж. Локка, является необходимым этапом процесса познания: любая абстракция возникает на основе эмпирического конкретного, путем исследования свойств и связей реального объекта. Но при таком понимании конкретное можно рассматривать как отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, а ее признаки — как объективно-конкретное. Абстрактное выступает результатом абстрагирования, существующим только в мышлении. Образование абстракций без их синтезирования не позволяет сформировать целостное знание об объекте. Г. Гегель предложил иное объяснение восхождения от объектов познания и их образов в мышлении. Он связал эти категории с движением теоретического мышления. Конкретное он не отождествлял с чувственно-данными, отдельными явлениями. Конкретное, по Гегелю, это целостность, «тотальность», «многообразное сочетание определений и их отношений», конкретное в мышлении. Абстрактное — неразвитое, ограниченное, одностороннее, к которому он причисляет и чувственно-конкретное. В статье «Кто мыслит абстрактно?» Гегель приводит пример с убийцей, которого ведут на казнь. Для толпы он убийца — и только. Это и называется, отмечает он, «мыслить абстрактно» — видеть в убийце только одно качество как абстрактное — что он убийца. Но специальным выделением такого качества не учитываются все другие качества убийцы, которые определяют человеческое существо. Поэтому такое абстрагирование является односторонним. Оно не позволяет изучить человека в многообразии его качеств. Сегодня в гносеологии абстрактное имеет ряд значений. Одно из них означает неполное, одностороннее знание об объекте, выраженное в категориях, тогда как конкретное — знание всестороннее и полное, отражающее объект во всей совокупности его сторон и связей. Теоретическое мышление, переходя от одной абстракции к другой, синтезирует их, тем самым осуществляет процесс восхождения к конкретному — формированию всестороннего знания об объекте познания. При этом природа объекта познания также учитывается, независимо от того есть он как материальное явление, или его нет, или он по природе идеален. Восхождение имеет определенную структуру, основными элементами которой являются исходный пункт (начало восхождения), процесс восхождения и его результат. Началом восхождения избирается наиболее абстрактная категория, содержащая в себе в неявном виде другие категории. Процесс восхождения представляет собой развертывание категорий, последовательность которого образует ступени восхождения к его результату. Если за начало восхождения принять категорию права, то процесс восхождения образуют, например, такие ступени: общегражданское и военное право, а затем — административное, трудовое, процессуальное, уголовное и другие разновидности права. В итоге конкретным будет достаточно подробная характеристика содержания права. Восхождение от абстрактного к конкретному возможно лишь на теоретическом уровне познания, когда сложились основные понятия, опираясь на которые можно осуществлять восхождение. Однако процесс познания в целом включает в себя обе разновидности восхождения — от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. С исследования реального объекта (объективно-конкретного) начинается познание. Это исходный пункт познавательной деятельности — движения от чувственно-конкретного к образованию абстракций. Только на основе выявленных абстракций возможно дальнейшее познание объекта — второе восхождение: от абстрактного к конкретному, к воспроизведению конкретного посредством мышления через синтез абстракций в многоплановое знание. Весь процесс второго восхождения от абстрактного к конкретному опирается на первое восхождение, так как предполагает постоянное обогащение содержания теоретической мысли эмпирическими данными. Это выражается в уточнении и обогащении абстракций, которые являются ступенями движения к конкретному, во введении новых понятий, полученных из анализа объективно-конкретного. Поэтому восхождение от абстрактного к конкретному не может рассматриваться как полный отрыв от эмпирического уровня познания. Оба процесса неразрывно связаны друг с другом, составляют единство, ведущей стороной которого в теоретическом познании является восхождение от абстрактного к конкретному, а необходимым моментом — восхождение от конкретного к абстрактному, опираясь на которое, познание движется от знаний об отдельных сторонах объекта, выраженных в абстракциях, ко все более полному и всестороннему знанию, к теории объекта. В научном познании широко используются исторический и логический методы. Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта — это реальный процесс его возникновения, изменения, развития, исчезновения. Логика объекта — внутренние и внешние взаимосвязи, выстроенные в строгие последовательности и фазы его существования. В этом смысле употребляются понятия «логика событий», «логика вещей», «логика общественного развития». История и логика объекта обусловливают исторический и логический методы познания. Исторический метод воспроизводит фактическое существование объекта познания в пространстве и времени в других возможных подробностях, изменениях, прогрессивном и регрессивном развитии. Он находит широкое применение в исторических науках, где существенное значение имеет изучение конкретных событий и фактов, особенностей развития народов, характеров и деятельности отдельных личностей. К таким наукам относится, например, история: отдельной страны, государства и права России, зарубежных стран, политических и правовых учений и др. Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами. История предстает в «выправленном», обобщенном виде, что позволяет выявить закономерности исторического процесса, внутреннюю взаимозависимость и взаимодействие элементов его содержания. Логический метод применяется в разных науках, а также на практике. Вместе с тем, несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, они используются вместе, взаимодо-полняя друг друга. Исследуя историю объекта, нельзя игнорировать его логику. Это ведет к описанию фактов без их объяснения, выявлению закономерных связей вне обусловливающих их причин. Исторический метод предполагает логический анализ исторического материала. Но логическая реконструкция истории объекта должна опираться на реальный исторический процесс, на конкретные факты. В противном случае неизбежно абстрактное теоретизирование, оторванное от действительности. Таким образом, современное познание располагает значительной совокупностью методов эмпирического и теоретического познания. Они применяются в самых разных сферах практической жизни людей, а также в науках. Методы упорядочивают процесс познания, повышают его эффективность, способствуют получению истинного знания. Основные понятия Метод познания, система методов познания, классификация методов, всеобщие, общие и специальные методы, эмпирические и теоретические методы познания. Наука и научное познание Существуют многообразные способы и формы чувственной, рассудочной и разумной познавательной деятельности человека. По природе своей чувственность, рассудок и разум содержат способ- но ность и возможность универсального (целостного), а одновременно и дифференцированного (раздельного) познания окружающего мира. Универсализм человеческого познания обусловлен общими целями освоения духовных и практических основ жизни человека: определением единого практического отношения человека к миру, необходимостью типизации различных форм практики, способностью человека формировать общую единую картину мира, отражающую системность бытия. Дифференцированность познания имеет свои основания: необходимость изучения отдельных объектов бытия, их признаков и элементов содержания, многообразие практической жизни людей и проявлений их духовности. В современном обществе сложились две основные формы познавательной деятельности: повседневно-практическое и научное познание. Повседневно-практическое познание сопровождает всю нашу жизнь, оно бывает чувственным, абстрактным, эмпирическим, теоретическим, интуитивным и т.п. Научное познание более систематизировано, осуществляется по особой методологии и методике, с использованием соответствующих методов и форм, закрепляется в понятиях и теориях. Наука и научное познание представляют собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Наука — это особое явление и институт общества. Наука предназначена для добывания аргументированных теоретических знаний и разработки технологий, их внедрения в практику. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. Общим объектом науки выступает система «человек — мир». В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные стороны и элементы бытия: космос, общество, человек, история и т.д. Предметом каждой науки являются те наиболее важные и существенные стороны объекта познания, его признаки и свойства, которые интересуют данную науку, а знания о которых необходимы обществу и человеку. Научное познание имеет своеобразную природу и признаки. 1. Наука нацелена на получение объективного (достоверного)' знания об объекте и предмете познания. Она стремится не допускать привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет реальность беспристрастного исследования. 2. Научное познание является абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. С помощью анализа изучаемый объект мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства, функции и т.д.). Благодаря же синтезу из знаний об отдельных сторонах объекта складывается его целостный и объемный образ. Таким путем формируется конкретное и развернутое теоретическое знание об объекте. 3. Научному познанию присущ также системный характер. Чувственно-наглядные образы подвергаются рациональной обработке (осмыслению), возникает систематизированное и концептуальное знание об объекте и его существенных свойствах. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира. 4. Для науки характерно применение своих методов исследования. Они представляют собой правила и приемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания. 5. Научное познание — это деятельность особого рода, требующая от исследователя соответствующих качеств и навыков. Ею занимаются специальные группы людей — ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид общественной деятельности, который осуществляется индивидами, а реализуется, в конечном счете, всегда коллективно, совместными усилиями многих исследователей. 6. Научное познание нацелено на изучение не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что будет или может быть в будущем. Всякая серьезная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), которая предвещает грядущие события и процессы, что особенно важно для общественной жизни. Возникнув на основе практики, способностей и потребностей человеческого духа, научное познание стало неотъемлемой стороной жизни общества и его культуры. Социокультурная роль науки состоит в следующем. Во-первых, наука представляет собой методологическую и мировоззренческую основу культурного самосовершенствования человеческого общества. Достоверные знания являются важнейшим элементом духовной культуры общества и индивида, инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя, основой определения отношения к бытию и себе. Без таких знаний и позиций сегодня нельзя получить убедительные и глубокие ответы на вопросы о сущности мира и бытии человека в нем. Вне мировоззрения человеку сложно осуществить выбор, определить свою свободу в соотношении со свободой других людей. Во-вторых, наука является культурообразующим фактором. В своем развитии она создает необходимые предпосылки для изготовления и совершенствования орудий труда и техники. Без науки были бы невозможны ремесло, промышленность, транспорт, связь, финансовая и торговая деятельность, создание разнообразных технологий по производству материальных и духовных благ. Решая эти задачи, она становится органическим элементом производительных сил и производственных отношений общества. В последние столе- •И2 тия наука оказала колоссальное воздействие на развитие всего общественного организма. Благодаря науке культура общества перешла в стадию индустриальной или техногенной культуры. Научные знания, воплощенные в материальных и духовных ценностях, составляют ведущий элемент в содержании современной культуры. Научно-технический прогресс выступает сегодня одним из главных направлений цивилизационного развития планетарного общества. В-третьих, наука — это фактор социального развития. Ее развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества и управлении в социальном статусе его субъектов. Научное знание активно применяется при решении проблем занятости населения, образа и качества жи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.016 с.) |