ТОП 10:

Сознание как форма моделирования действительности



“Содержание психических образований, будучи в основном подобием действительности, как бы замещает, репрезентирует (представляет) эту действительность. Поэтому психика и сознание могут рассматриваться как своеобразная модель этой действительности, т.е. такой объект, который, отображая, имитируя или замещая другой (мысленно или материально) дает нам информацию об этом другом объекте (“прототипе”).

Понимание психики и сознания как моделей не противоречит их пониманию как форм отражения. Понятие модели в данном случае лишь с новой стороны выражает материалистическое положение, что психика и сознание не сама действительность, а лишь подобие последней...

Модельный подход к психическому явлению есть анализ его с точки зрения его гомоизоморфизма в отношении действительности, а также общности некоторых функций психической жизни с функциями искусственных моделей.

Так, художественное произведение есть модель объекта, она подобна последнему. Степень этого подобия мы называем степенью жизненной правды этого произведения. Но художественное произведение - это не полное воспроизведение “натуры”, пусть это будет и монумент в человеческий рост. То, что в жизни длится годами, на сцене театра проходит в течении пары часов; что совершается в жизни многих и многих людей, в художественной литературе происходит с немногими персонажами. Искусство есть “сгусток” жизни, концентрированная модель важных событий или черт людей”.

(Турганов В.П. Философия сознания. С.174.)

“Наглядность (модельные) представления являются специфической формой научного мышления. Такие модели не просто формируются при ведущей роли мышления, но сами становятся формой выражения мысли человека, этим и определяются эвристические функции модельных представлений. Все это показывает, что научное познание не исключает полностью чувственно-наглядных образов. Любое мышление (в том числе художественное) осуществляется в виде абстракции - понятий и суждений. При этом формой выражения мысли по преимуществу является язык, речь. В некоторых случаях мысли могут быть выражены и с помощью наглядных образов, как бы заменяющих языковые средства. Следовательно, наглядные образы используются не только в искусстве, но и науке. Модельные представления и выражают в наибольшей степени связь мышления с наглядностью”.

(Коршунова А.М. Теория отражения и творчества. М., 1971. С.133.)

1. Что дает для понимания сути психики и сознания рассмотрение их как средств построения моделей действительности?

2. В каком смысле содержание сознания гомоморфно и изоморфно действительности?

3. Является ли наглядность обязательным признаком модельного отображения прототипа?

Структура сознания

“Способ, какими существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание” (Маркс). Однако отсюда не следует, что сознание и знание тождественны. Сознание не только отражение, но и отношение к действительности. Ведь отраженный в сознании предмет, как правило, затрагивает интересы и потребности человека, порождая у него определенные эмоции, оценочные суждения и волевые побуждения. Структурными компонентами сознания помимо мышления являются чувства, эмоции, волевые и другие некогнитивные элементы. Без них целенаправленная практическая деятельность людей невозможна.

Сознание является регулятором как психических процессов, так и практических действий человека, однако само по себе мышление не является источником, движущей силой поведения. “Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей” (Маркс)...

Интеллектуализм получил широкое распространение и в психологии. Изучение познавательных процессов (в отличие от анализа потребностей и побуждений) психологи всегда уделяли большое внимание. “В действительности, - подчеркивал С.Л. Рубинштейн, - в психике человека, в мотивах его поведения проявляется далеко не только интеллект; в них существенную роль играют влечения, аффективные тенденции, которые часто приходят в острый конфликт с сознанием человека и, определяя его поведение, порождают жестокие потрясения...”

В современной марксистской философии и психологии тезис об определяющем значении потребностей в структуре человеческой личности стал, по существу, общепризнанным, но представление о сознании как основном регуляторе поведения человека глубоко укоренилось в общественном мнении.

Источником активности человека являются осознанные потребности...

Эмоции - важнейший структурный элемент сознания. Они самым непосредственным образом участвуют в процессах формирования различных потребностей...

Другим важнейшим структурным элементом сознания является воля...

Сознание как высшая форма отражения качественно отличается от предшествующих форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления... Существует достаточно широкий круг задач, которые можно быстро и эффективно решить на уровне наглядного мышления, т.е. оперируя действиями и образами, обладающими большей информационной емкостью, чем понятия...

Наглядное мышление, являясь досознательным уровнем отражения, включено в структуру индивидуального сознания... Известно, что число бессознательных или неосознаваемых психических процессов у человека очень велико. Под бессознательным психологи подразумевают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и актуально не переживаются”.

(Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989. С.137, 138, 139, 140.)

1. В чем ошибка интеллектуализма в понимании сознания?

2. Какие структуры, кроме когнитивных, входят в сознание?

3. Как соотносятся в сознании познавательная деятельность

с деятельностью подсознания, знание с оценкой, разум с влечением, чувством, аффектами и волей?

Сознание и самосознание

“Самосознание есть сознание направленное на самого себя; это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание... Существование самосознания есть непреложный факт сознания, не нуждающийся сам по себе ни в каком философском “обосновании”. Вопрос, следовательно, состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и осознание, которое познается (объект)...

Самосознание есть особая форма сознания. В филогенетическом плане самосознание присуще лишь человеку, так как оно связано с осознанием своего отделения от внешнего мира и от своей собственной жизнедеятельности, чего нет у животного...

Однако способность “я” в процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъект от меняющегося объекта... Тождество моего вчерашнего и сегодняшнего, прошлого и настоящего “я”, моего индивидуального сознания есть условие не только самосознания, но и сознания вообще, ибо последнее было бы немыслимо при отождествлении самого себя с меняющимися внешними явлениями”.

(Тугаринов В.П. Философия сознания. С.109, 110, 112_113.)

1. Чем отличается сознание от самосознания?

2. Как трансформируется отношение субъекта к объекту в применении к самосознанию?

3. Как соотносятся устойчивое и изменяющееся в сознании субъекта? В чем состоит тождество “я” самому себе?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.008 с.)