ТОП 10:

Бог как нравственное совершенство



“Евангелисты стремились донести до нас... весть о Сыне Человеческом, который есть альфа и омега христианства; без него оно лишается души, попросту говоря, не существует...

Центральная тайна Евангелия - тайна Богочеловечества... Сын Человеческий принадлежит не только прошлому. Сегодня,

как и в то время, когда Он жил на земле, Его любят, в Него верят и с Ним борются...

Однажды, после уединенной молитвы, Иисус обратился к Двенадцати (апостолам. - А.В.) с вопросом:

- За кого Меня почитают люди?..

Вопрос Иисуса: “За кого Меня почитают люди?” звучит и сегодня; и сегодня, как две тысячи лет назад, многие готовы видеть в Нем только пророка или учителя нравственности...

“Язычник” Гете сравнивал Иисуса с Солнцем. “Если меня спросят, - говорил он, - соответствует ли моей натуре благоговейное преклонение перед Ним? Я отвечу: конечно! Я склоняюсь перед Ним как перед божественным откровением высшего принципа нравственности”...

В чем же заключалась неповторимая притягательность Христа? Только ли в Его моральной доктрине?

Не следует ли в поисках ответа прислушаться к тем, кто ходил с Ним по городам и весям Галилеи, кто был всего ближе к Нему, с кем он делился самым сокровенным? А они на вопрос: “За кого вы почитаете Меня?” - отвечают словами Симона (Петра): “Ты - Христос, Сын Бога Живого”...

Явление Иисуса приближает Творца к людям, через Мессию мир должен познать, что Сущий “есть любовь”, что Он может стать для каждого Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести потерянное сыновство.

Человек идет по земле. Пересекает пустыни, реки, моря, горные хребты. Голод и властолюбие, алчность и любопытство влекут его все дальше. Он везет с собой дорогие товары и свитки книг, он приносит порабощение и мудрость, открытия и гибель. Но вот к этим неисчислимым караванам прибавляются новые путники. Ими движет любовь и вера, воля Христа и Дух Божий; они несут людям радостную весть о Сыне Человеческом”.

Александр Мень (1935-1990) - философ и теолог, протоиерей, кандидат богословия. (Мень А. Сын человеческий. М., 1991. С.10, 13, 121, 122, 123, 128, 216.)

1. Носителем каких нравственных принципов наделяется Дух Божий в Богочеловеческом воплощении Иисуса Христа?

2. В каком направлении, согласно учению современного христианства, движет человека Дух Божий?

3. Если Богочеловечество - душа религии, то как возможны другие религии, например ислам, основанный на идее Великого, но недоступного для человека Аллаха?

Отчужденное бытие

“Животное непосредственно отождествлено со всей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности.

Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т.е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность.

В переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его (человека) произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, действительно, и созерцает самого себя в созданном им мире...

Отчужденный труд, отнимая у человека его предмет производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращается для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отнимает его неорганическое тело, природу.

...Самоотчуждение человека в его предмете выражается в том, что чем больше рабочий производит, тем меньше он может потреблять; чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается достоинства; чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий; чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам; чем могущественнее труд, тем немощнее рабочий; чем замысловатее выполняемая им работа, тем большему умственному опустошению и тем большему закабалению природой подвергается сам рабочий... Труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности;... он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух... Отчужденность труда ясно сказывается в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы... Этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому”.

(Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. Из ранних произведений. М., 1956. С.565-566, 562, 563.)

1. В чем состоит родовое бытие человека, создаваемое трудом?

2. Чем обусловлено отчуждение труда? Является оно закономерным результатом эволюции человека или нарушением этой закономерности?

3. В чем проявляется отчуждение труда и человека?

4. Почему форму человеческого отчуждения Маркс называет самоотчуждением?

5. Является ли уничтожение частной собственности условием снятия отчуждения?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.005 с.)