ТОП 10:

Онтологический статус сознания



“Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любая другая сфера реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Ответы на первый вопрос колеблются в диапазоне между социальной и нейрофизиологической “материей”. Эти колебания отражаются и в языке описания сознательных явлений.

По-особому проблема онтологического статуса сознания выступает в философии. Ведь вопрос об отношении сознания к бытию, как известно, был и остается основным вопросом философии. В центре философского размышления стоит проблема места человека в мире, отношения человека к миру и мира к человеку, проблема предельных оснований человеческого познания и действия. Сознание - одна из тех особенностей человека, которые как раз и определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус...

Философия подходит к изучению сознания под специфическим углом зрения: прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального...

Не менее значима проблема бытия в структуре сознания. Такая постановка вопроса обостряет проблему онтологического статуса сознания. Под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участное в бытии,... существенное для жизни, а не нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью...

Выделение в сознании бытийного слоя влечет за собой необходимость расширения языка описания сознательных явлений. Он должен включать в свой состав и язык описания человеческой деятельности и действий...

Другими словами, мы наблюдаем сейчас (особенно отчетливо в психологии) не только расширение онтологии сознания, но и расширение онтологии действия, онтологии образа, для которых недостаточен традиционный язык описания, использовавшийся в рефлекторных, стимульно-реактивных, поведенческих и даже в социологических схемах описания человека и социума”.

(Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N11. С.4, 5, 8.)

1. Что такое субъективная реальность? Чем она отличается от объективной реальности?

2. В какой субстратной форме существует субъективная реальность?

3. Как проблема субъективной реальности соотносится с проблемой бытия? Каково место бытия в структуре сознания?

4. Какие изменения рассмотрение проблемы бытия вносит в язык философии?

Активность сознания

“Активность - важнейшая черта всех живых систем... Активность выступает как наиболее общая, всеохватывающая характеристика живых организмов и систем,... постановка понятия биологической активности в качестве отправной точки ведет к наиболее далеко идущему и глубокому переосмыслению тех понятий, которые отживают и уходят в прошлое вместе со всей платформой старого, механистического материализма.

Что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма? Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное организмом движение к определившейся цели требует преодолевания среды, он со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодолевание энергию в негэнтропической форме, пока либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с ней.

Среда, как все неживые совокупности, движется, согласно второму принципу термодинамики, всегда в направлении возрастания энтропии. Организм и в своем онтогенетическом формировании и во всех проявлениях активности по ходу жизни движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и в объекте своего воздействия и оплачивая этот эффект ценою возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ - участников энергетического метаболизма”.

(Бернштейн Н.А. На путях к биологии активности // Там же. С.70.)

“Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле...

Активность сознания наиболее полно проявляется в человечески целенаправленных действиях, осуществляющих изменение действительности...

Ряд социально-психологических факторов, относящихся к механизму активности, имеет не только психологическую, но и социальную природу и детерминацию. Комплексный характер исследования активности сознания имеет своей объективной основой единство трех детерминаций психики человека: нейрофизиологической, психологической и социальной...

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека.

Перечисленные явления порождаютактивность, являются ее основаниями, “генераторами” активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления и деятельности, как рассматривает ее бихевиористская психология. Всякая деятельность опосредствуется предварительно сознанием,.. является результатом этого опосредствования и, уже сказано, не всегда адекватна непосредственному воздействию...

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания... проявляется как в мышлении, так и на практике...

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух “этажах”. Внизу, в качестве первого “этажа”, находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т.д. Второй “этаж” составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего “этажа”.

Поэтому потребности еще до своей реализации контролируются сознанием: они оцениваются с точки зрения возможностей удовлетворения, соответствия удовлетворения данной потребности моральным и политическим нормам, общественному мнению, общественным и личным интересам и т.д. и в зависимости от них вызывают различную степень активности.

Интересы человека также контролируются сознанием и оцениваются им в процессе деятельности. Реализация политических интересов подчиняется соображениям целесообразности тех или иных политических актов в определенных условиях соотношения классовых сил. Научные интересы регулируются не только уровнем научной техники, но и оценкой практической актуальности и научного значения той или иной проблемы”.

(Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. С.84, 83, 85, 87, 88.)

1. Чем обусловлена активность живых организмов и систем?

2. Почему недостаточно пассивного приспособления организма к окружающей среде?

3. За счет чего возможно повышение негэтропийности живых организмов и систем?

4. В чем состоят особенности активности сознания?

5. Каков механизм порождения психосоциальной активности?

6. В чем недостаточность бихевиористского понимания активности?

7. В чем уязвимость формулы диалектического материализма об относительной самостоятельности сознания”?

8. Почему необходим социальный контроль активности сознания?

9. Каков механизм этого контроля?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.007 с.)