Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтологический статус сознания

Поиск

“Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любая другая сфера реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Ответы на первый вопрос колеблются в диапазоне между социальной и нейрофизиологической “материей”. Эти колебания отражаются и в языке описания сознательных явлений.

По-особому проблема онтологического статуса сознания выступает в философии. Ведь вопрос об отношении сознания к бытию, как известно, был и остается основным вопросом философии. В центре философского размышления стоит проблема места человека в мире, отношения человека к миру и мира к человеку, проблема предельных оснований человеческого познания и действия. Сознание - одна из тех особенностей человека, которые как раз и определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус...

Философия подходит к изучению сознания под специфическим углом зрения: прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального...

Не менее значима проблема бытия в структуре сознания. Такая постановка вопроса обостряет проблему онтологического статуса сознания. Под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участное в бытии,... существенное для жизни, а не нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью...

Выделение в сознании бытийного слоя влечет за собой необходимость расширения языка описания сознательных явлений. Он должен включать в свой состав и язык описания человеческой деятельности и действий...

Другими словами, мы наблюдаем сейчас (особенно отчетливо в психологии) не только расширение онтологии сознания, но и расширение онтологии действия, онтологии образа, для которых недостаточен традиционный язык описания, использовавшийся в рефлекторных, стимульно-реактивных, поведенческих и даже в социологических схемах описания человека и социума”.

(Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N11. С.4, 5, 8.)

1. Что такое субъективная реальность? Чем она отличается от объективной реальности?

2. В какой субстратной форме существует субъективная реальность?

3. Как проблема субъективной реальности соотносится с проблемой бытия? Каково место бытия в структуре сознания?

4. Какие изменения рассмотрение проблемы бытия вносит в язык философии?

Активность сознания

“Активность - важнейшая черта всех живых систем... Активность выступает как наиболее общая, всеохватывающая характеристика живых организмов и систем,... постановка понятия биологической активности в качестве отправной точки ведет к наиболее далеко идущему и глубокому переосмыслению тех понятий, которые отживают и уходят в прошлое вместе со всей платформой старого, механистического материализма.

Что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма? Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное организмом движение к определившейся цели требует преодолевания среды, он со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодолевание энергию в негэнтропической форме, пока либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с ней.

Среда, как все неживые совокупности, движется, согласно второму принципу термодинамики, всегда в направлении возрастания энтропии. Организм и в своем онтогенетическом формировании и во всех проявлениях активности по ходу жизни движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и в объекте своего воздействия и оплачивая этот эффект ценою возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ - участников энергетического метаболизма”.

(Бернштейн Н.А. На путях к биологии активности // Там же. С.70.)

“Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле...

Активность сознания наиболее полно проявляется в человечески целенаправленных действиях, осуществляющих изменение действительности...

Ряд социально-психологических факторов, относящихся к механизму активности, имеет не только психологическую, но и социальную природу и детерминацию. Комплексный характер исследования активности сознания имеет своей объективной основой единство трех детерминаций психики человека: нейрофизиологической, психологической и социальной...

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека.

Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, “генераторами” активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления и деятельности, как рассматривает ее бихевиористская психология. Всякая деятельность опосредствуется предварительно сознанием,.. является результатом этого опосредствования и, уже сказано, не всегда адекватна непосредственному воздействию...

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания... проявляется как в мышлении, так и на практике...

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух “этажах”. Внизу, в качестве первого “этажа”, находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т.д. Второй “этаж” составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего “этажа”.

Поэтому потребности еще до своей реализации контролируются сознанием: они оцениваются с точки зрения возможностей удовлетворения, соответствия удовлетворения данной потребности моральным и политическим нормам, общественному мнению, общественным и личным интересам и т.д. и в зависимости от них вызывают различную степень активности.

Интересы человека также контролируются сознанием и оцениваются им в процессе деятельности. Реализация политических интересов подчиняется соображениям целесообразности тех или иных политических актов в определенных условиях соотношения классовых сил. Научные интересы регулируются не только уровнем научной техники, но и оценкой практической актуальности и научного значения той или иной проблемы”.

(Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. С.84, 83, 85, 87, 88.)

1. Чем обусловлена активность живых организмов и систем?

2. Почему недостаточно пассивного приспособления организма к окружающей среде?

3. За счет чего возможно повышение негэтропийности живых организмов и систем?

4. В чем состоят особенности активности сознания?

5. Каков механизм порождения психосоциальной активности?

6. В чем недостаточность бихевиористского понимания активности?

7. В чем уязвимость формулы диалектического материализма об относительной самостоятельности сознания”?

8. Почему необходим социальный контроль активности сознания?

9. Каков механизм этого контроля?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.38 (0.01 с.)