ТОП 10:

Пантеизм и неоплатонизм эпохи Возрождения



 

В конце XV в. пробуждается в философии особый интерес к природе. Природа трактуется пантеистически - бог сливается с природой. Парацельс Ауреол Теофраст (1493-1541) - немецкий философ, естествоиспытатель, врач - видел в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Все наше знание, по Парацельсу, является самооткровением, а все наши возможности - результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Парацельс называет его архе). У человека, представляющего собой "микрокосм", появляется еще "деалическая", т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. От античного такое магико-алхимическое понимание природы существенно отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский естествоиспытатель и философ - объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации. Однако единичные вещи подвержены изменению. В мире нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить, согласно этим законам.

С 1563 г. Бруно - доминиканский монах, в 1576 г. он бежал из монастыря. Во время шестнадцатилетнего странствия по Швейцарии, Франции, Англии и Германии во многих университетах Бруно проповедовал свое учение. Однако в Венеции он был схвачен инквизицией и приговорен к смертной казни за ересь. Сожжен на костре был мыслитель, провозгласивший:

"Мир - бездна бездн. И каждый атом в нем

Проникнут богом - жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живем

Единою, всемирною Душою".

Иван Бунин "Джордано Бруно".

Платонизм был в эпохе Возрождения оформлением стихийного индивидуализма, стремившегося объять собою все: и идеальное, и материальное, оформить весь жизненный энтузиазм, неудавшееся стремление охватить бытие в целом, постепенно входить в глубины человеческой жизни и человеческой души, не сковывая себя никакими материальными ограничениями.

Платонизм – идея вещи определяет и осмысливает собою всю структуру вещи и все ее изменчивые формы, порождая их и являя их первообразом. Мир идей осмысляет и организует и всю человеческую личность. Зрелый платонизм не только не отрицает существование вещей, но, наоборот, стремится сделать их насыщенными для познания, активного утверждения их текучести.

У первого поэта Новой эпохи – Данте Алигьери (1265-1321) идея – «мысль бога»:

Все, что умрет, и все, что не умрет,

Лишь отблеск Мысли, коей всемогущий

Своей Любовью бытия дает

«Рай», XIII

Идея обладает совершенством в чистом виде. В материи природы или искусства, она теряет свою первозданную законченность. Тем самым, перед искусством – и человеком-художником – задача – приближения к потустороннему идеалу: значит искусство – символ более высоких ценностей.

О вы, разумные, взгляните сами,

И всякий наставленье да поймет,

Сокрытое под странными стихами.

«Ад»

У Франсиско Петрарки чувственная любовь отождествляется с максимально возвышенными небесными порывами, так что все чувственное идеально. Высотой своих духовных качеств и нравственным совершенством Лаура вызывает в Петрарке любовь к Творцу. «Любовь к ней несомненно побуждает меня любить Бога» (Исповедь).

Когда, как солнца луч внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сияньи радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей.

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной.

Сонет XIII

Предпосылки возрожденческого неоплатонизма обнаруживаем в античном неоплатонизме, что отражено в схеме

Античный неоплатонизм Возрождение
1. Под влиянием Аристотеля – учение о самосознающем и мыслящем самого себя Уме, («идея идей», «мир идей»), материально осуществленном без всякого мира и над ним, энергийно заряженном в отношении всех возможных оформлений космического бытия и жизни. 1. В Возрождении человек стремился обосновать и себя, и материальный мир, представив его в максимально одушевленном, красочном виде. Возвысить материальный мир, увековечить при помощи идеалистических категорий.
2. Неоплатоники говорят о смысловом становлении Мира идей, или Нуса, который превращается у них в становящуюся сущность, движущуюся идею, которая является началом движения вообще для всякой вещи – Мировая Душа, результат вечной подвижности – Космос. 2. Культ самостоятельной и универсальной личности, не сводимый ни на какие природные и материальные данности, самоутверждение индивидуального человека.
3. Введение трансцендентного Единого Плотина, познаваемого только в особого рода наитии или исступлении, т.е. в сверхумном экстазе. 3. Единственное средство утвердить себя навсегда и найти для себя вечную опору в бытии, охватить собою всю жизнь, всю историю, все мироздание.

 

Нус ↔ возвышение, обожествление Мира

Мировая Душа ↔ самоутверждение человека

Единое ↔ Единство бытия человека, Космоса, Бога

Возрожденческий неоплатонизм антропоцентричен, причем «антропос» мыслится индивидуалистически, художественно.

Ближе к возрожденческому способу мышления неоплатонизм. У неоплатоников натурфилософия Возрождения заимствовала понятие Мировой души, которая все чаще ставилась на место трансцендентного христианского бога. Мировая душа трактуется как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается в потустороннем начале.

Николай Кузанский (1401-1464), настоящее имя Николай Кребс, - немецкий теолог и философ, одна из наиболее значительных личностей XV века. Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Кузанский отвергает античный дуализм: противопоставление единого - многому (пифагорейцы), Единое - не-единому (Платон и неоплатоники). Он заявляет: "единому ничто не противоположно", значит "единое есть все". Здесь проявился возрожденческий подход к онтологии - единое тождественно беспредельному, бесконечному. Кузанский становится родоначальником новоевропейской диалектики. Место единого занимает понятие актуальной бесконечности, на бесконечное возложена роль быть мерой всего сущего. Парадокс становится синонимом точного знания. Это повлекло к пересмотру принципов античной и средневековой философии и науки. Николай Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область "знания о незнании". В работе "Об ученом незнании" (1440) он указывает, что сознание структурной диспропорции между конечным человеческим умом и бесконечностью, в которую он включен и к исследованию которой он стремится - это и есть ученое незнание. "Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом"[57].

Основываясь на этом, Кузанский указывает верный путь для приближения к истине (самой по себе недостижимой), сосредотачиваясь на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. Следовательно, и в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, которые в тварном мире оказываются противопоставленными между собой, совпадают. Что это означает? Кузанский показывает, что он имеет в виду, когда говорит о "совпадении противоположностей", на концепции "максимума". В Боге, который есть предельное "абсолютное", противоположные "максимумы" и "минимумы" являются одним и тем же.

Блестящие примеры предлагает нам геометрия. Возьмем, к примеру, круг с увеличивающимся до бесконечности радиусом. В таком случае, круг будет стремится к совпадению с линией, и окружность станет постепенно минимально кривой и максимально прямой. Кроме того, в бесконечном круге любая точка будет центром, и, вместе с тем, также крайним пределом; и, аналогично, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадет со всем. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому, есть свертывание противоположностей и их совпадение.

Так Кузанский доказывает существование глубинного принципа "все во всем": "Если, как ясно из первой книги, Бог во всем так, что все - в нем, а теперь выяснилось, что Бог во всем как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, все - во всем, и каждое - в каждом".[58]

Следующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума, который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней - от высшего к низшему.

Открытия Кузанского внесли в астрономию принцип относительности, была разрушена та картина мира, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед (геоцентризм). Николай Кузанский подготовил коперниковскую революцию в астрономии, оказал большое влияние на формирование взглядов Джордано Бруно.

 

Проблема человека

 

Человек эпохи Возрождения не отбрасывал ценностей христианства, но они у него отодвигались на второй план, а на первый выдвигались земные ценности. Уже Данте Алигьери (1265-1321) говорил о том, что у человека есть две цели, одна из них - это спасение души, вечное блаженство, а другая - это блаженство в земной жизни. Следовательно, эти ценности не противопоставлены, а сопоставлены у Данте.

В трактате итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457) "Об истинном и ложном благе" излагается позиция, очень характерная для Возрождения. В диалоге участвуют три мыслителя: один излагает понимание истинного блага стоиками, утверждая, что это добродетель, а все остальное может быть дано судьбой и может быть отнято. Второй собеседник - эпикуреец, утверждающий, что истинным благом является наслаждение в этой земной жизни, но у Эпикура речь идет не о погоне за наслаждениями, а наслаждение - это средство достижения равновесия души и обеспечивает отсутствие страданий. Третий собеседник - представитель христианской морали, он не отвергает наслаждение, и высшая цель христианской морали, согласно Лоренцо Валла, - это блаженство в загробной жизни, и земное блаженство - ступень к нему.

Эти три голоса - голоса друзей, а не врагов, поэтому не случайно отличает гуманистов диалогичность мышления, которое соединяет в себе как будто противоположные вещи по отношению к одному культурному пространству.

Философия Возрождения обретает характер аксиологического антропологизма, поскольку человек выдвигался на первый план, признавалось первенство человека даже по отношению к ангелам, утверждалось богоподобие человека: человек - сотворец, сотрудник Бога. Развивая эту идею, гуманисты приводили аргументы того, почему человек стоит так высоко, они утверждали высокую ценность его достоинства. Вся аргументация ценности человека основывалась, в первую очередь, на его эстетическом отношении к миру, на его способности видеть и создавать красоту. Человек сам рассматривался как творец, сотрудник Бога. Итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек - скульптор самого себя и творец своей судьбы; что человек создан богом, как субъект эстетической оценки, чтобы было кому оценить труд творца.

В целом, эстетическое отношение к миру, художественная доминанта была характерна для культуры Ренессанса. Гуманист Манетти считал, что достоинство человека - в деяниях его рук и ума, ибо бог, когда создавал мир, нарочно не завершил творение, и задача человека, как сотворца, довести природу и мир до совершенства.

Таким образом, человек понимается как субъект преобразования окружающей действительности, а творчество и свобода составляют его сущность. Это одна из первых в истории философии попыток так понять и интерпретировать суть человека.

Гуманистическая философия широкого распространения не получила, поскольку была далека от реальной действительности XV века, а в XVI веке особенно возросла потребность в альтернативном мировоззрении. Так как стал проявляться раннекапиталистический уклад, и вся экономическая жизнь с ее погоней за наживой, деньгами, золотом и великие географические открытия - все это формировало новый жизненный мир и, следовательно, потребность новых ориентаций.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.15.215 (0.008 с.)