Классовое и общесоциальное в сущности госудраства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классовое и общесоциальное в сущности госудраства



Сущность - это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

Сущность явления остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития.

На сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства:

1.

1. общесоциальный;

2. классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания имволи господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Государство должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.

Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

 

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство. Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и др.

Поэтому в рамках современной теории государства становится актуальным не столько догматическое и вульгаризированное описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. При этом важно учитывать, что и сама-то классовая природа современных государств менялась весьма зримо в направлении выражения и обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.

Именно всесторонняя характеристика государства, а не только сведение ее к классовой «сущности» ведет к необходимому пониманию и определению государства. Только такой подход позволяет отказаться от предыдущих застывших определений государства, которые в изобилии имеются у многих философов, юристов и политиков.

Вот почему, неизменно учитывая «классовый след» в природе государства, становится необходимым рассматривать и другие его характеристики, такие как, политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и т.п. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, по и большой социальной и культурной ценностью, объективной организацией на этапе формирования раннеклассовых обществ, «городской революции» (города-государства), становления цивилизации. И сущность его не сводится только к классовой природе.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

28. относительная самостоятельность государства от общества

Относительная самостоятельность государства и права по отношению к обществу. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Пределы самостоятельности государства существуют, но достаточно относительны. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу при этом состоит в способности государства потенциально или реально оказывать активное обратное воздействие на условия жизни людей в трёх направлениях: 1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала людей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому; 2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития; 3) государство в одних компонентах может стимулировать, развитие общества, в других - сдерживать и даже отбрасывать общество назад.

Рассматривая тесную взаимосвязь и взаимозависимость общества и государства, общественных объединений и государства, коммерческих корпораций и государства, следует учитывать, что государство имеет относительную самостоятельность. Известно, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может, поскольку существует всеобщая взаимосвязь процессов и явлений.

Не может быть и «абсолютной зависимости». Когда мы говорим о государстве как о «слуге общества», это не значит, что мы представляем его как слугу, марионетку в игре внешних условий, общественных отношений. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым, а, следовательно, лишним звеном в политической системе общества, в общественном механизме.

Понятие «относительная самостоятельность» государства призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни. Обратное влияние государства на общество мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности.

Относительную самостоятельность государства следует рассматривать конкретно-исторически, принимая во внимание специфические условия развития общества, его политической системы и др. В процессе научно-технического и общественного прогресса относительная самостоятельность государства возрастает.

Находясь в определенной зависимости от внешних факторов (экономики, классовой борьбы, политики, идеологии), государство оказывает на них обратное влияние, что является одной из форм проявления его относительной самостоятельности. Другой формой проявления относительной самостоятельности государства можно назвать возвышение государства над интересами борющихся классов, выполнение общесоциальных задач или его организационную обособленность от общества в целом, наличие собственно внутренней структуры и функций. Таких форм проявления относительной самостоятельности государства можно привести немало, они специфичны для разных стран каждой исторической эпохи.

Кроме того, у государства есть своя логика развития. Наличие особых этапов развития государства является одной из форм проявления относительной самостоятельности. Государство следует своему собственному пути развития, над которым главенствует развитие производства. Но государство, благодаря своим собственным законам и фазам развития, оказывает обратное воздействие на развитие производства, что является одной из общих (свойственных всем историческим этапам) форм относительной самостоятельности государства.

Правильным ли будет утверждение, что «государство не имеет собственной истории», поскольку его появление и дальнейшее развитие были обусловлены развитием общества — экономическим, социальным, политическим? Нет, конечно. Государство развивается вместе с обществом и в то же время имеет свою историю. Аргументом в пользу последнего утверждения является относительная самостоятельность государства в виде разных форм ее проявления

Типология государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.005 с.)