Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический тип государства и праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формационный подход широко использовался советской юридической наукой и в общей теории государства и права получил название “учение об историческом типе государства и права”. Этот подход является наиболее основательно разработанным в юридической литературе, в силу чего заслуживает более детального рассмотрения. Учение об историческом типе основывается на формационной теории развития общества, разработанной классиками марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Суть данной теории в том, что развитие человеческого общества рассматривается как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – совокупность экономического базиса и социально-политической надстройки. Базис – экономический фундамент общества, включает в себя средства производства (орудия труда) и людей, использующих средства производства в процессе создания материальных благ. Социально-политическая надстройка – совокупность отношений, взаимозависимых и взаимообусловленных экономическим базисом, включает в себя классы, политику, общественную мораль и иные социальные нормы, государство и право. Важнейшей частью социально-политической надстройки является государственно-правовая надстройка (государство и правовая система общества: право, правовая культура, правовая идеология, правовая наука, юридическая практика и др.). В истории человеческого общества выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Тип государства и права ставится в зависимость от типа общественно-экономической формации. Критериями марксистской типологии выступают: экономическая основа государства (господствующий способ производства); классовая сущность государства; социальная (классовая) структура общества; классовая сущность государства; функции государства; особенности механизма государства; форма государства; классовая сущность и формы права. Соответственно пяти типам общественно-экономической формации выделяют четыре типа государственно-правовых явлений: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное) и социалистическое государство и право. В соответствии с данной типологией первые три типа (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) государства и права были по своему характеру эксплуататорскими, в социалистическом же – эксплуатация отсутствовала. Эксплуататорские типы государства по своей классовой сущности орудия диктатуры экономически господствующего класса (рабовладельцы, феодалы, крупные капиталисты); в числе функций данных государств доминируют те из них, которые обусловлены классовыми интересами эксплуататорского меньшинства (охрана господствующего способа производства и подавления сопротивления эксплуатируемых классов); для реализации этих функций создается соответствующий механизм, в котором доминируют армия, полиция и т.п.). Эксплуататорские типы права характеризует прежде всего их классовая сущность (возведенная в закон воля экономически господствующего класса). Социалистическое государство и право рассматривалось как государство и право принципиально нового типа. Главным отличием от эксплуататорских типов государства и права являлось то, что их экономической основой был социалистический способ производства, основанный на собственности на средства производства и социалистической системе хозяйствования, исключая эксплуатацию одного класса другим. По своей классовой сущности, это государство – “орудие в руках абсолютного большинства общества (трудящиеся, возглавляемые рабочим классом) для подавления сопротивления меньшинства (свергнутых эксплуататоров)”[11]. Социалистическое государство называлось государством “высшего, исторически последнего типа”, которое в последующем должно было “отмереть” и перерасти в общественное коммунистическое самоуправление”. Сущность социалистического права составляет “ воля трудящихся во главе с рабочим классом, содержание которой, в конечном итоге, определяется материальными условиями их жизни”[12]. Оно так же, как и государство, рассматривалось как право высшего типа, которое, по мере построения коммунистического общества, должно было перерасти в “правила коммунистического общежития”. В рамках формационного подхода выделялись также “промежуточные типы” государств. Это государства, как правило, освободившиеся от колониальной зависимости, которые в силу ряда причин нельзя было идентифицировать как капиталистические или социалистические. Такие государственно-правовые явления классифицировались как государство и право “в странах капиталистической ориентации” и соответственно “социалистической ориентации”. Цивилизационный подход Практика общественного развития показала некоторую ограниченность и односторонность формационного подхода к изучению государства и права, в том числе и в вопросах типологии. Так, заявление о том, что социалистическое государство и право принадлежат к “высшему” и “исторически последнему типу”, постепенно отмирающему по мере “построения коммунизма”, было несколько преждевременным. В обозримом будущем “окончательной победы коммунизма” не предвидится, мало того, в странах бывшего “социалистического лагеря” в экономике происходит “реставрация капитализма”, обусловливая изменения в социально-политической надстройке. В этой связи и возникла необходимость рассмотрения вопроса об использовании иных типологических подходов. Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств, широко применяется цивилизационный подход, в основе которого – типология цивилизаций. В самом общем виде понятие “ цивилизация ” можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Английский ученый А. Дж. Тойнби пишет, что “культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и, тем более, политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и “движущих сил цивилизации”. Отрицая единое общественно-экономическое развитие общества, он рассматривает его как развитие локальных цивилизаций, сравнивая последние с ветвями дерева, вырастающими из единого ствола и растущими относительно самостоятельно. Понятие цивилизации им сформулировано как относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21-й цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход к типологии государства, в условиях расширяющейся правовой аккультурации, является вполне современным, однако, на наш взгляд, не лишен некоторых недостатков. Прежде всего, следует сказать, что целью этой типологии является определение типа цивилизации, а не государства и права. Данный подход основывается не на юридических критериях, а на т.н. цивилизационных критериях, которые не вполне учитывают специфику государственно-правовой реальности. Весьма сомнительно, что все типы государства и права, выделяемые
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.007 с.) |