Основные элементы общественных объединений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы общественных объединений



К числу общественных объединений, входящих в политическую систему общества, в соответствии со ст.7 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 14 апреля 1995 г., можно отнести:

– общественные организации (т.е. основанные на членстве общественные объединения, создаваемые на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, членами которых могут быть как физические, так и юридические лица – ст.8);

– общественные движения (состоящие из участников и не имеющие членства общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного объединения – ст.9);

– общественные фонды (вид некоммерческих фондов, не имеющих членства, целью которых является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений, и использование этого имущества в общественно полезных целях – ст.10);

– общественные учреждения (не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения – ст.11);

– органы общественной самодеятельности (т.е. не имеющие членства общественные объединения, цель которых – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленных на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с реализацией целей и программ органа общественной самодеятельности – ст.12).

Государство как ядро политической системы общества

Государство как элемент политической системы общества отличается определенным своеобразием, благодаря которому оно занимает особое место в политической системе.

Во-первых, само государство является системным образованием, включающим в себя более мелкие элементы: государственные органы и государственные организации. Последние отличаются от государственных органов (рассмотренных выше) тем, что не обладают государственно-властными полномочиями.

Во-вторых, только государство является единой политической организацией, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственной территории.

В-третьих, только государство обладает суверенитетом как внутри страны, так и за ее пределами.

В-четвертых, только государство, выступая официальным представителем всего общества, выполняет общесоциальные функции. И, наконец, только государство может обеспечить реализацию политической воли, используя при этом легализованное принуждение.

Государственное принуждение

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Виды государственного принуждения:

1. Меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);

2. Меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стажу, подписка о невыезде и др.)

3. Меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

4. Меры защиты (правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.)

Понятие, принципы и сущность права

Понятие и основные признаки права

В его современном понимании

 

Право как и государство принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Проанализировав многообразие учений о праве и его понимании, можно с определенной долей условности все же определить его дефинитивное значение. Будем придерживаться понятия права, данного профессором В.К. Бабаевым, который рассматривал право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженную главным образом в законодательстве и регулирующую общественные отношения.

Как своеобразному социальному феномену, праву присущи следующие признаки.

Общие:

1. Право состоит из нормативных установок.

Нормативность – явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. В основе нормативности лежит типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, их подчиненность определенным правилам.

2. Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода – идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Свобода – неотъемлемое условие существования человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих способностей и возможностей.

3. Право имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, обеспечивают свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.

4. Право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли
и чувства.

Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он не деформирован социально, стремится к справедливости и свободе, а государство рассматривает как гарант справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиняться нормативным установкам. В этом для него – внутренняя обязательность права. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается только поведения, а не сознания (как при внутренней обязательности).

5. Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.

Значительная часть норм права облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законодательство, таким образом, – форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма.

Специфические:

1. Право – возведенная в закон воля.

Воля – сознательно обусловленное психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешне обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле государство в лице своих законодательных органов “возводит в закон” существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы, т.е. идеи естественного права.

2. Формальная определенность права.

Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство – формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники.

3. Системность права.

Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи.

4. Динамизм права.

Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований.

5. Право – одинаково определяет поведение разных людей.

Право посредством законодательства “дозирует” поведение людей, определяет его масштабы. Эти одинаковые мерки “прикладываются” к разным людям (разным по своим способностям, физическим возможностям, семейному и иному положению и т.д.).

6. Охрана права государством.

Далеко не все нормы позитивного права исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых норм лишь потому, что за правом стоит государство (меры государственного принуждения).

Слово “принцип” (от лат. рrincipium) означает буквально основу, начало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.).

В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов прав.

Во-вторых, обособленные в виде относительно самостоятельных элементов принципы права, под которым следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.84.213 (0.01 с.)