Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и состав юриспруденции↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и состав юриспруденции Юриспруденция – комплексная юридическая дисциплина Каждая наука – это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, которые она изучает. Условно все существующие науки можно подразделить на несколько групп: технические; естественные; гуманитарные. С точки зрения данной классификации юриспруденция является гуманитарной наукой, представляющей собой способ производства и организации юридических знаний. У каждой науки есть объект и предмет исследования и их следует различать. Объект исследования – это то, что еще подлежит изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т.е. системой понятий и категорий об основных сущностных свойствах исследуемого явления. Следовательно, научное познание представляет собой творческий процесс по созданию мысленного образа (модели) объекта в виде определенной системы понятий. Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и есть предмет исследования. Другими словами, предмет исследования – это его объект во всех своих связях и отношениях. В упрощенной форме: объект – это то, что мы о нем знаем до научного познания. Предмет – после. Каждая наука имеет один предмет исследования, которому соответствует определенный объект. В нашем случае мы сталкиваемся с тем, что у юриспруденции наряду с одним предметом исследования имеются два объекта. Преодоления подобного дуализма объектов и объединение их в едином предмете возможно лишь при глубоком внутреннем единстве исследуемых явлений. Достигнуть единства объектов возможно двумя путями: на базе понятия государства; на базе понятия права. Традиционно сложилось так, что юридическая наука (юриспруденция) развивалась и развивается на базе понятия права, т.е. предметом изучения которой являются понятие права и соответствующее ему понятие государства. В зависимости от правопонимания (юридического и легистского) различают две различные типологические концепции юриспруденции. Первая концепция исходит из либертарно-юридического понятия права (В.С. Нерсесянц). В рамках данной концепции право понимается как формальное равенство свободных индивидов; государство – это институциональная (организационно-властная) форма этой же свободы. Вторая – исходит из неопозитивистского “чистого учения о праве” (Г. Кельзен). В этом случае право рассматривается как приказ власти, как принудительный порядок; любое государство с этой позиции следует считать правовым. Каждая из рассмотренных концепций по-своему разрешает дуализм объектов юриспруденции. Однако ни ту, ни другую нельзя назвать ложной или истинной. Истина – не на крайних полюсах мнений, а, как известно, посередине. Разрешив проблему дуализма объектов юриспруденции и внутрипредметные противоречия, можно сформулировать ее определение. Юриспруденция – это комплексная юридическая наука, изучающая сущностные свойства государства и права в их понятийно-правовом выражении. И 3 Понятие и предмет теории государства и права Ведущее место в комплексе наук, составляющих юриспруденцию, по праву занимает теория государства и права. Теория государства и права изучает главным образом не случайные, а закономерные процессы тех или иных государственно-правовых явлений. Закономерность – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая (повторяющаяся) связь общего характера между отдельными явлениями. Исходя из того, что в принципе предмет науки составляет то, что она изучает, предметом теории права и государства будут выступать основные государственно-правовые закономерности. В числе основных государственно-правовых закономерностей можно выделить следующие: – возникновения государства и права; – смены их исторических типов; – развития их сущности; – эволюций форм государства и права; – построения системы органов государства и системы права; – осуществления функций права и государства; – пределов регулирующего воздействия права и государства на общественные отношения; – проявления принципов демократии, законности и правопорядка; – развития правосудия и правовой культуры; – соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. Таким образом, общая теория государства и права изучает основные и главные объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также непосредственно связанных с ними общественных отношений и форм сознания. Теория государства и права не ставит перед собой задачу изучить все стороны деятельности государства, содержание конкретных юридических норм, практику их применения и т.п. Такую задачу решает вся система наук о государстве и праве, т.е. правоведение. Правоведение (юриспруденция) – это система знаний, в пределах и посредством которых происходит теоретическое освоение теории права и государства. Как видно, теория государства и права – это лишь одна из юридических наук. Кроме теории, есть много и других, предметом основания которых являются государственно-правовые явления. Это: конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право и др. Каждая из перечисленных юридических наук изучает какую-то свою часть государственно-правовой реальности, те или иные частные закономерности. В совокупности все юридические науки составляют правоведение. Следует еще раз отметить, что теория права и государства – это лишь часть правоведения, изучающая наиболее общие, основополагающие закономерности юридических отношений. В настоящее время общая теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное теоретико-методологическое представление о государственно-правовой деятельности. В то же время, как и все правоведение, общая теория государства и права имеет определенную структуру. Оставаясь единой, цельной наукой, она имеет внутри себя относительно автономные части: общую теорию государства и общую теорию права. Соответственно сказанному, теорию государства и права можно определить как систему обобщенных знаний об основных закономерностях развития права и государства, их сущности и назначения в обществе. С учетом специфики теории права и государства можно назвать следующие, свойственные ей три задачи: – выработка рекомендаций по коренным вопросам права и государства; – определение направления развития правоведения и всей системы юридических знаний; – создание основы юридического образования; – формирование общей юридической культуры, юридического мышления. Таким образом, вопрос о предмете изучения теории права и государства не сводится к логике и технике очерчивания его границ. Этот вопрос самым непосредственным образом связан с методологическими, познавательными возможностями и характеристиками самой науки о праве и государстве.
Всеобщие методы Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами. Они выражают наиболее универсальные принципы мышления. В юридической литературе, как правило, приоритетное значение имеет диалектический метод, или метод материалистической диалектики. Материалистическая диалектика является своеобразным компасом при изучении права и государства. С позиции метода материалистической диалектики, всякое явление (в т.ч. право и государство) рассматривается: Метафизика – это метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. С точки зрения метафизического подхода государство и право – явления постоянные. (Они были и всегда будут существовать без особых изменений. Государство и право, в этом плане, органически не связаны друг с другом и иными общественными явлениями.) 7. Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д. Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко. Так, многие категории права и государства формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Показательны здесь такие понятия, как система права, механизм государства и др. Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход – направление методологии, в основе которого лежит использование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Любая система состоит из элементов, взаимосвязанных между собой. С точки зрения системного подхода исследуются наиболее значимые связи между элементами. Так, системный анализ позволяет проследить действие правовых норм во взаимосвязях, преодолевая существующие их разграничения (нормы-принципы, нормы дефиниции и т. д.). В частности, систему права можно представить в виде совокупности таких элементов, как отрасли. В то же время элементами системы могут быть подотрасли, правовые институты. Расчленение системы права может быть осуществлено по иному основанию (дозволения, обязывания, запреты). Один из известных исследователей систем Л. Берталанфи определил систему как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии. Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.
8. Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук. Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа. Эти приемы помогают собирать, обрабатывать, обобщать, систематизировать фактический материал, необходимый для установления данного государственно-правового явления, закономерностей и тенденций его развития, его связи с другими факторами общественной жизни. Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Таким путем устанавливается их возраст, социальное положение, бытовые условия, выявляется, совершали ли они ранее правонарушения и какие меры воздействия к ним применялись. Анализ и обобщение этих данных помогают выяснить причины и условия, ведущие к нарушению правопорядка, повышать эффективность мер воздействия, применяемых к правонарушителю. Аналогичные исследования проводятся среди осужденных в местах лишения свободы, а также во многих других случаях, связанных с деятельностью ОВД. Исключительно важно при использовании конкретно-социологических исследований правильно подготовить процесс анкетирования. Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д. – конкретно-социологические исследования способны дать объективную картину состояния законности, уровень правовой культуры граждан, складывающихся тенденций развития государственно-правовых институтов. Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Такие эксперименты проводились в связи с реализацией норм административного, трудового, воздушного права. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права. Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Право по своей природе таково, что позволяет использовать в целях его познания формализованные приемы, в т.ч. приемы математической логики. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности. Формально-логический, или формально-юридический. Суть его заключается в применении законов логики для изучения данного явления. Так, чтобы уяснить природу правовой нормы, ее правильное применение, нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Как видно, специфической чертой этого метода является отвлечение от сущностных сторон права. Основное внимание уделяется выяснению важных признаков правовых явлений, их отличию друг от друга, созданию логических конструкций набазе законодательных определений. Это необходимо для целей правотворчества, правоприменительной, сравнительно-правовой практики. Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В таком плане сопоставляются и анализируются правовые акты по линии их сходства и различия, практики их применения. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств. 9. Место теории государства и права в системе Предметом изучения гуманитарных наук является общественное бытие и общественное сознание. Юридические науки – часть гуманитарных наук, ибо право и государство – это общественные явления, социальные институты. В свою очередь юридические науки можно условно поделить на четыре основные группы: – общая теория государства и права; – историко-правовые науки; – отраслевые науки; – прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, психиатрия). Особенность теории государства и права как науки состоит в том, что она является: – гуманитарной наукой, предметом изучения которой составляют общественные явления – право и государство. Этой особенностью она отличается от других наук – естественных и технических; – политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области политики, властной деятельности государства. Этой особенностью теория государства и права отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих право и государство; – теоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности права и государства. Этой особенностью она отличается от специальных юридических наук, имеющих, преимущественно, прикладной характер. Теория государства и права изучает право и государство в целом, как и положено всякой теории. Рассмотрим более подробно соотношение теории государства и права с другими общественными науками, как с юридическими, так и неюридическими. Прежде всего, необходимо обратить внимание на связь теория государства и права с философией. Термин “философия” [гр. philosophia phileo – люблю и sophia – мудрость] имеет два значения: 1) система идей взглядов на мир и на место в нем человека (человек – мир); наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления; 2) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки [2] . Теория [гр. theoria наблюдение, исследование] – это система принципов, утвержденных относительно некоторого объекта реальной деятельности. Теория – всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Как видно, философский уровень теоретического осмысления права и государства позволяет показать сущность этих явлений, т.е. их глубинные качества. В юриспруденции нередко используются философские категории, такие как: “ форма” и “ содержание”, “форма” и “ сущность”. В ходе философского подхода к изучению права и государства формируется научное мировоззрение юристов, позволяющее верно оценить, осмыслить государственно-правовые институты. Общая теория государства и права органически связана с политологией, т.е. политической наукой, изучающей политику, политические отношения, политические системы. Политика [гр. politer искусство управления государством][3] означает деятельность самых различных субъектов по поводу государства, власти, демократии, словом, – это весь комплекс общественных отношений, возникающих в обществе по поводу власти. В этой связи теория государства и права носит политический характер. О соотношении теории государства и права и отраслевых наук можно сказать следующее: каждая из отраслей права в качестве предмета своего изучения берет в одном и том же объекте (государственно-правовая действительность) различные его стороны, аспекты и структурные части. Вместе с тем для них характерны определенные общие закономерности возникновения, развития, функционирования права и государства. Изучение данных закономерностей – предмет теории государства и права. Следовательно, по отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает в качестве фундаментальной науки. Она дает целостную картину государственно-правовой деятельности, круг явлений, образующих предмет теории государства и права шире и богаче в сравнении с предметом какой-либо отраслевой юридической науки. Следовательно, ее выводы, концепции являются более общими, а значит, более содержательными. С позиции экономической науки государство и право исследуются как своеобразные экономические факторы, историческая наука (всеобщая история) изучает государство и право в их историческом своеобразии, социология изучает государство и право как продукты социальной жизни. Предмет изучения теории государства и права представляет собой не только социально-экономические и политические явления, но, прежде всего, явления юридические.
Место тгп в системе юр наук В системе юридических наук ТГиП занимает особое положение, ведущее место как установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГиП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук. Значение других гуманитарных наук Значение определяется не только предметом науки, но и ее функциями. В юридической литературе в числе функций теории государства и права называются: онтологическая; методологическая; идеологическая; вводная; обобщающая. Онтология [гр. оn (ontos) сущее + …логия] – философское учение о бытии, его основных закономерностях[4]. С онтологической точки зрения теория государства и права призвана констатировать, что и как происходит в сфере государства и права, а затем объяснять, почему это происходит. Методологическая функция заключается в следующем:права понятия и выводы являются предпосылкой, отправным моментом для последующей научной деятельности (например, понятия “норма права”, “правоотношение” и т.д. используются во всех других юридических науках). Идеологическая функция: теория государства и права – средство формирования идеологической составляющей правовой политики. Ее выводы и обобщения используются для формирования правового сознания и правовой культуры не только юристов-профессионалов, но и всего общества в целом и для преодоления правового нигилизма. С этой точки зрения теория государства и права есть средство обогащения духовной культуры общества, средство активного воздействия на идеологическую сферу. Вводная функция: основной задачей теории государства и права как учебной дисциплины является формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. Обобщающая функция важна на завершающем этапе изучения, когда обучающийся посредством теории государства и права обобщает полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретает цельное знание о праве. Таким образом, значение теории государства и права для подготовки юристов-практиков ярко проявляется в ее функциях, т.е. основных направлениях воздействия на действительность. 16. Особенности власти и социального регулирования Основной формой человеческого общежития в первобытном обществе, как уже было сказано выше, был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены также и общностью процесса труда и общей собственностью на имущество. Власть принадлежала всей родовой общине в целом. Общественные дела решались на общем собрании всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Решения родовых собраний, следовательно, выражали волю всех членов рода. Общественная власть не отделялась от общества, а совпадала с ним, исходила из самого рода. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Избиравшиеся родовым собранием старейшины и военные вожди, управляющие текущими делами, трудились наравне со всеми, их власть основывалась лишь на моральном авторитете. Таким образом, можно выделить две основные особенности общественной власти, характерные для первобытно-общинного строя: 1. Власть опиралась на общественное самоуправление и носила общественный характер. Главными органами власти являлись: род, собрание, старейшина, при необходимости военачальник. Отсутствовала обособленная от народа политическая власть и специальный аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Эта власть, по существу, “сливалась” с населением, так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти, общество одновременно было и объектом, и субъектом власти. 2. Власть базировалась на авторитете, на традициях. Она носила естественный характер, выражала единство общества, общность его интересов. В первобытном обществе люди подчинялись велениям власти под воздействием внутренних факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки. При первобытно-общинном строе нормативное регулирование выражалось в решениях общих собраний, старейшин и военных вождей, а также в существовании особых норм – обычаев. Обычай – это общепринятый, традиционный способ поведения, исторически сложившийся и вошедший в привычку в силу многократного повторения. Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии, детально регламентируя жизнь и деятельность членов первобытного общества. “Вся жизнь австралийца, – пишет историк, профессор С.А. Токарев, – была подчинена строгим нормам обычая. Отдельная личность не только была несвободна в своем поведении, но, напротив, каждый ее шаг, от колыбели до могилы, и в повседневной будничной жизни, и в особенно торжественных случаях совершался по раз и навсегда предписанными правилами, которые диктовал обычай. Блюстителями обычаев выступали старейшины. Они и являлись носителями общественной власти”[5]. Нормы первобытного общества иногда называют мононормами. Моно…[гр. monos один, единый] – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову “одно”, основе “едино”[6]. Мононормы выступали одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, они регламентировали формы и порядок взаимоотношений между членами рода, племени, семейно-брачные отношения, отношения с другими племенами. Кроме того, мононорма представляла собой единую, нерасчлененную норму, в которой были “слиты” воедино и запреты (в форме “табу”), и дозволения, и позитивные обязывания. Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения. 19.
Инцестную (половую) теорию возникновения государства выдвинул французский исследователь общественных явлений Клод Леви-Стросс. Он полагал, что запрет близкородственного смешивания (инцеста) стал базовым фактором, который позволил человечеству пойти по пути социального прогресса и образовать такую форму организации политической власти как государство. Претворение запрета на близкородственное смешивание в жизнь потребовало определенной организации общественных отношений и выделения определенной группы членов общества, которая занималась тем, что следила из исполнением этого запрета, а также реализовывала неблагоприятные меры воздействия на нарушителей этой первобытной социальной нормы. Именно эта группа членов общества стала прообразом государственных институтов и из нее сформировались первые органы управления. Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства: Инцестная или половая теория происхождения государства базируется на неопровержимых исторических фактах (переход от эндогамных форм брака к экзогамным). Безусловно, для поддержания запрета на близкородственное скрещивания было необходимо выделить из структуры общества людей, которые занимались бы его претворением в жизнь. В этом факте прослеживается определенная историческая логика, однако, по мнению большинства исследователей государственно-правовых явлений биологический фактор хотя и был одним из наиболее значимых в процессе возникновения государства, но отрицать воздействие других факторов (экономических, психологических, политических) было бы неоправданно. Марксистская теория 1. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Марксистская схема возникновения государства объясняет происхождение государства и права факторами экономического порядка и обусловленной ими классовой борьбой. Изначально производительность труда людей в первобытном обществе была чрезвычайно мала. Они занимались собирательством плодов, кореньев, охотой и рыболовством. Пользовались примитивными орудиями труда. Однако постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа – занялся земледелием, скотоводством, стал изготавливать более совершенные орудия труда и успешно их применять. Вследствие этого росли производительность труда и сознание человека. На определенном этапе развития общества произошло разделение труда: выделилось скотоводство из общей массы производимых работ; ремесло – из земледелия; появилась группа людей, которая обменивала продукцию – купцы. Все это привело к тому, что воспроизводить стали больше, чем потреблять. В результате – появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военачальников. Это, в свою очередь, приводит к дифференциации населения по уровню доходов, к зарождению классов имущих и неимущих, появлению эксплуатации. Возникающие между классами противоречия носят антагонистический[9] характер. Для того, чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством. Таким образом, классическая марксистская схема возникновения государства, выглядит следующим образом: рост сознания человека – повышение производительности труда, вследствие общественного разделения труда – появление прибавочного продукта – возникновение, вследствие неравномерного распределения прибавочного продукта, частной собственности – расслоение общества на основе отношения к частной собственности – появление классов с ярко выраженными антагонистическими противоречиями – возникновение классовой борьбы – возникновение государства как средства “сдерживания” антагонизмов, как “машины”, осуществляющей классовое принуждение. Государство, согласно этой теории, появляется под воздействием главным образом экономических факторов, по определению В.И. Ленина, как “машина для подчинения одного класса воле другого класса”. 21. 3. Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Д. Фрейзер, Г. Тард, Н.М. Корнилов и др.). Ряд мыслителей, социологов, психологов предпринимали попытки обосновать происхождение государства и права не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особым свойством человеческой психики. Так, Цицерон писал, что “первой причиной для государственного соединения людей является врожденная потребность жить вместе”. Видный русский государствовед Н.М. Корнилов возводил государство к так называемому “психологическому единению людей”, “коллективному сознанию”. Государство возникает, по мнению Корнилова, в результате осознания массой своей зависимости от власти, т.е. из-за чисто психологических причин. Другой крупнейший представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий – считал, что без правовых переживаний людей невозможно существование таких социальных феноменов, как общество, государство и право. Из психологии индивида выводил необходимость государства З. Фрейд – основатель влиятельного в наше время психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве. По его мнению, в истоках возникновения государства лежит т.н. “эдипов комплекс”. 7. Органическая теория возникала в период “домонополистического капитализма” в Германии и Англии в рамках органической школы права. Основателем ее считается немецкий юрист Краузе. К числу видных представителей этой теории относятся австрийский юрист Аренс
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.02 с.) |