Понятие «государство»и «право»:их соотношение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «государство»и «право»:их соотношение



Понятие «государство»и «право»:их соотношение

Государство — политическое сообщество, которое имеет 3 элемента: территорию, население и государственную бюрократию. Бюрократия означает, что существует государственная иерархия должностей, которая позволяет доводить решения вышестоящих органов до нижестоящих без ущерба для объективность, непредвзятости и т. д. Административной деятельности.

Право — дифференцированное понятие. Дихотомия — основание для логического мышления. (противоположность женщины — неженщина).Право принято делить на:Объективное и субъективное(В американской системе нет деления)

1) Объективное право — называется объективным потому, что не зависит от отдельного индивида, т. е. субъекта права. Оно обозначает всю совокупность юридических норм, которые действуют в данной правовой системе.ОП РФ — вся совокупность норм, которые характеризуют российский правопорядок.Криминология — наука о преступном поведении.

2) Субъективное право всегда вторично, т. е. производно от объективного права. По крайней мере с точки зрения юридического позитивизма. СП — правомочия отдельного индивида, которое возникает и реализуется только в силу и на основании объективного права.Публичное правоЧастное право.Публичное право — регламентирует все то что имеет отношение к res publica (публичная вещь)В современной терминологии публичное право — совокупность юридических норм, которые регулируют систему публичных потребностей (дороги, система безопасности). К отраслям публичного права относят конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое и т. д. Частное право (jus privatum (private – запрет)) — имеет в виду личную пользу или личный интерес. К отраслям частного права относят гражданское, семейное, предпринимательское и право интеллектуальной собственности.Jus privatum означает не частное право, а лишающее право, т. е. совокупность норм, которые лишают всех несобственников права пользоваться чужим имуществом.

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой - мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

 

Соотношение юриспруденции и других наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).Тгп, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции тгп, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь тгп дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место тгп в системе юридических наук. Общность тгп и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом.. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Сравнительеный метод:его значение в юриспруденции

Сравнительный метод

Его относят с специальным методам. Другими словами сравнительный метод не является обязательным. Однако сравнительный метод существует в двух версиях:

- в узком смысле этот метод восходит к компротивистике (отрасль языкознания, которая специализируется на сравнении разных языков). Компротивисты старались найти санскритские (древнеиндийские языки) проформы для всех индоевропейских языков. В юриспруденции компротивистика является главенствующей. (в международном частном праве, которое называют коллизионным правом. Коллизионист должен путем сравнения различных норм права сделать вывод о том, какая из коллизирующих (сталкивающихся) норм применима к данному конкретному обстоятельству).

- В широком смысле сравнительным метод означает сопоставление сходных явлений (фактов) норм, т. е. сводится к методу аналогии.

В широком смысле этот метод использую все ученые-исследователи, т. е. он является общенаучным.

Сравнительным метод в уском смысле может быть 2-ух видов:

1) диахроническим — можно рассматривать как разновидность исторического, т. к. даихронический метод позволяет изучать происхождение или эволюцию того или иного явления в сопоставлении с другими изменчивыми явлениями во времени.

2) синхроническим — сфокусирован на сопоставлении сходных явлений, существующих в одно и тоже время, но при этом не играет особой роли

 

Достоинства

1.ТЕП является надежным инструментом для контроля над позитивным правом, т. е. над законотворчеством. Поскольку ЕП является надгосударственным или надпозитивным правом.

 

2.ТЕП приобретает особую актуальность в контексте современных экологических идей. Человек не является царем природы, он является элементом экологической системы.

 

3.В современную эпоху ТЕП дала толчок развитию институту основных прав и свобод, тем самым ТЕП дала толчок развитию конституционного права. С другой стороны ТГП в настоящее время существует в усеченном виде. Если в эпоху средневековья концепция естественного права была представлена пирамидой Аквинского: 1 – божественный закон.2 - естественный закон.3 — человеческий законЕстественное право — посредник между 1 и 3В современную Эпоху ТЕП является лишь лакированным слоем над позитивным правом.

Недостатки:

1.ТЕП носит статический характер, т. е. не учитывает динамику социальных отношений и игнорирует особенности национальной культуры.

2.ТЕП игнорирует социокультурное многообразие человеческих сообществ.

Общая воля против воли всех

Что же такое общая воля, и чем она отличается от воли «Волю делает общею не столько число голосов, сколько общий интерес, объединяющий голосующих. Как поясняет П.И.Новгородцев, «общность воли представлялась Руссо в виде совершенного единства желаний, обеспеченного полным единством жизни и ничем невозмутимой простотой настроений и чувств».

Интересно, что автор постоянно подчеркивает, что он отнюдь не за правление народа в понимании преобладания большинства над меньшинством и споров партий за власть, так как в этом случае нет свободного волеизъявления каждого гражданина, а есть игра авторитетов, сговоры и подкупы. Дабы избежать этого, необходимо, в первую очередь не допустить возникновение партий и кружков: «Важно, следовательно, дабы получить выражение именно общей воли, чтобы в Государстве не было ни одного частичного сообщества и чтобы каждый гражданин высказывал только свое собственное мнение» «Частная воля – пишет Ж.-Ж.Руссо, - не может представлять волю общую, так и общая воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной цели» «Что же, собственно, такое акт суверенитета? Это не соглашение высшего с низшим, но соглашение Целого с каждым из его членов» Продолжение утопии. Он продолжает верить в непогрешимость народной воли. Общая воля – это знаменитое изречение Руссо стало идеалом народного полновластия. Продолжая логически расставлять связи в этом правлении, он также верит и в иной идеал – волю отдельного человека. Но вскоре сам замечает свое противоречие и разрыв с реальностью и пишет потрясающие слова: «Сам по себе народ всегда хочет блага, но сам он не всегда видит, в чем оно… Вот что порождает нужду в Законодателе» На протяжении всего двух-трех глав Руссо так запутывается, что, написав сначала: «Излишне спрашивать о том, кому надлежит создавать законы, ибо они суть акты общей воли…», через несколько абзацев говорит о том, что народ зачастую ошибается в выборе пути достижения общего блага, и необходим мудрый законодатель.

В результате для смирения народа, который должен все равно себя чувствовать полновластным, Руссо предлагает управлять им также с помощью религии Разума, через которую мудрый законодатель будет возвещать «волю богов», а на самом деле – свою «благую волю», так как «есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа. Руссо предлагает религию в качестве орудия политики при становлении народов. Через заповеди религии он пытается создать то идеальное общество, которое начал описывать и продолжает, но вовремя понял, что не все люди подобны сейчас ему и хотят того же, что и он, «Женевский гражданин»… Но он знает, что практически все люди верят в Верховное Существо, поэтому и предлагает законы «вкладывать в уста бессмертных, чтобы увлечь божественною властью тех, кого не смогло бы поколебать в их упорстве человеческое благоразумие» Подтверждает же свои слова мыслитель историей: якобы неразумие народа «во все времена вынуждало отцов наций призывать к себе на помощь небо и наделять своей собственной мудростью богов» Как ни пытался Руссо отказываться от опыта предков в построении государства, наконец все равно соглашается с многими их действиями и способами создания (и подчинения!) общества. И, твердя о всеобщей терпимости ко всем и недопустимости нетерпимости в идеальном государстве, говорит опять парадоксами: «Но кто смеет говорить: вне Церкви нет спасения, тот должен быть изгнан из Государства…»

Юриспруденция понятий

Иеринг был учеником Пухтара (Puchtar). Профессор Пухтар был учеником Фридриха фон Савиньи. Молодой Иеринг был представителем исторической школы права. В своем раннем творчестве Иеринг старался объединить исторический метод Савиньи с его же (Савиньи) концепцией юридической интерпретации. Такой подход получил название Begriffs jurisprudenz (юриспруденция понятий). Впервые данную доктрину развил и обосновал профессор Пухта. А молодой Иеринг был страстным защитником этой концепции. Молодой Иеринг, в частности утверждал (а потом отказался от них) следующее: «юридические понятия спариваются и размножаются». Пример юриспруденции понятий: mussen – Kaufmann = Muss- Kaufmann – это предприниматель, который для осуществления своей предпринимательской деятельности обязан иметь соответствующую лицензию, т.е. не может заниматься предпринимательской деятельностью без такой лицензии; sein – Kaufmann = Ist- Kaufmann – предприниматель, который обладает статусом предпринимателя просто по факту своей деятельности. В целях изучения источников изучения римского права молодого Иеринга направили в Дамаск. В античную эпоху территория Сирии входила в состав Византийской империи. Основные памятники римского права сохранились на территории бывшей Византии и в частности в Сирии. (Конституции Гая). После возвращения из Дамаска Иеринг превратился в резкого абонента исторической школы права и юриспруденции понятий. Теперь главным тезисом Иеринга после возвращения из Дамаска стал следующий тезис: «юриспруденция понятий – это лженаука. А юристы ведут себя так как будто у них нет брюха». В юриспруденции понятий отсутствует здравый смысл характерный для нормальных людей.

Юриспруденция интересов

В юриспруденции понятий отсутствует здравый смысл характерный для нормальных людей. Нормальные люди руководствуются, прежде всего, собственными, как правило, материальными интересами и главной задачей юриспруденции опознавать те интересы нормальных людей, которые достойны правовой защиты. Другими словами юриспруденция должна научиться отличать абсолютные интересы, относительные интересы, а также интересы, которыми правопорядок не интересуются, безразличны правопорядку. Интересы, которыми правопорядок не интересуется, как правило, не подлежат юридизации. Например: отношения дружбы, любви, благотворительности.

Существуют такие интересы людей, которыми правопорядок не интересуется намеренно.

Относительные интересы возникают в сфере частного права, между кредитором и должником, поскольку эти интересы соотнесены, т.е. сфокусированы друг на друга. Третьих лиц эти интересы не касаются.

Абсолютные интересы по преимуществу защищаются публичным правом. Они действуют в отношении всех лиц. (право на имя) Право на собственное имя реализует абсолютный интерес отдельного индивида в том, что никто не в праве использовать это имя без соответствующего разрешения его - носителя имени.

В юриспруденции интересов (концепция Иеринга) самым уязвимым является центральное понятие, а именно понятие «интерес». (Guod–Inter–esse). Любая вещь, которая находится между истцом и ответчиком, т.е. предмет спора называется интересом.

Agon – борьба. Таким образом юриспруденция интересов подчеркивает агональный характер права. Другими словами, только те интересы могут быть признаны правопорядком, за которые реальные, т.е. нормальные люди готовы сражаться. В конце 19 века юриспруденция интересов потерпела, существенные изменения

Классификации системы права

Частное и публичное право

Основная статья: Частное и публичное право

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Способы толкования

Первым теоретиком толкования был Платон. В частности Платон установил, что любое определение представляет собой явную или скрытую тавтологию. В средние века теория интерпретации развивалась в рамках схоластики. Тогда же за теорией интерпретации закрепилось понятие герменевтика. В Германии самым известным герменевтикам был Мартин Лютер, который перевел библию с латинского языка на немецкий. В рамках юриспруденции основным теоретиком толкователем является Фр. К. фон Савиньи. В своей работе «Система современного римского права» 1840, на странице 217 Савиньи пишет «Задача толкования заключается в том, чтобы мысленно встать на точку зрения законодателя и искусственно повторить его деятельность. Савеньи разработал алгоритм толкования, который включает в себя 4 фазы:

1) Грамматическое (дословное) толкование.

2) Систематическое (контекстуальное) толкование.

3) Историческое толкование (воля законодателя).

4) Телеологическое толкование (цель закона).

По Савиньи любое толкование начинается дословно. На первой стадии интерпретатор устанавливает границы значения и объема толкуемого понятия. При дословном толковании проблема заключается в целесообразности и допустимости расширительного или ограничительного толкования. При ограничительном толковании объем понятия сужается до ядра значения. При расширительном толковании в объем понятия включатся возможные периферийное значения.

Систематическое толкование: начинается после того когда установлены границы значения слова. При систематическом толковании интерпретатор ходит по кругу, точнее применяет метод герменевтического круга. Сначала Герменевтический круг применяется в рамках одного и того же нормативного акта. Строго говоря герменевтический круг больше похож на спираль. Герменевтический круг (спираль) заканчивается в момент насыщения.

Обычно толкование заканчивается на стадии герменевтического круга, но если остаются проблемы, то интерпретатор переходит на 3 стадию, где он пытается установить волю исторического законодателя. Проблема данной стадии в том, что трудно идентифицировать исторического законодателя (в современных условиях). Во вторых любой закон представляет компромисс самых разных интересов. Исторический метод толкования не дает надежных результатов. Именно по этому алгоритм толкования замыкается 4 стадией – телеологическим толкованием.

На завершающей стадии толкователь пытается установить объективную цель закона, не зависимую от исторического законодателя.

Виды толкования

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 

Понятие «государство»и «право»:их соотношение

Государство — политическое сообщество, которое имеет 3 элемента: территорию, население и государственную бюрократию. Бюрократия означает, что существует государственная иерархия должностей, которая позволяет доводить решения вышестоящих органов до нижестоящих без ущерба для объективность, непредвзятости и т. д. Административной деятельности.

Право — дифференцированное понятие. Дихотомия — основание для логического мышления. (противоположность женщины — неженщина).Право принято делить на:Объективное и субъективное(В американской системе нет деления)

1) Объективное право — называется объективным потому, что не зависит от отдельного индивида, т. е. субъекта права. Оно обозначает всю совокупность юридических норм, которые действуют в данной правовой системе.ОП РФ — вся совокупность норм, которые характеризуют российский правопорядок.Криминология — наука о преступном поведении.

2) Субъективное право всегда вторично, т. е. производно от объективного права. По крайней мере с точки зрения юридического позитивизма. СП — правомочия отдельного индивида, которое возникает и реализуется только в силу и на основании объективного права.Публичное правоЧастное право.Публичное право — регламентирует все то что имеет отношение к res publica (публичная вещь)В современной терминологии публичное право — совокупность юридических норм, которые регулируют систему публичных потребностей (дороги, система безопасности). К отраслям публичного права относят конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое и т. д. Частное право (jus privatum (private – запрет)) — имеет в виду личную пользу или личный интерес. К отраслям частного права относят гражданское, семейное, предпринимательское и право интеллектуальной собственности.Jus privatum означает не частное право, а лишающее право, т. е. совокупность норм, которые лишают всех несобственников права пользоваться чужим имуществом.

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой - мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.029 с.)