Особенности предмета теории государства и права. Понятийные ряды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности предмета теории государства и права. Понятийные ряды.



Теории происхождения государства и права.

Теологическая теория (Фома Аквинский)

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога.

Патриархальная теория (Аристотель)

государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

Договорная теория (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев) государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович). Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория (Г. Спенсер, Вормс, Прейс).государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Материалистическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий). появление государственности связывается с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Патримониальная теория. (Галлер). Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Понятие политической системы РФ. Политическая структура.

Политическая система складывается как единство и взаимодействие институционного (политическая структура), нормативного (система социальных норм), поведенческого (политические и правовые отношения, политическая практика), интеллектуального (политическое и правовое сознание и культура, правовое мышление) компонентов, обеспечивающих целостность общества, упорядоченность политических отношений и процессов, уравновешивание интересов социальных слоев и групп населения страны.

Политическая система исходя из этого является системным образованием, характеризуется целостностью, структурой, совокупностью взаимосвязей и взаимодействий компонентов, выполняет определенные функции и (как блок соответствующих знаний) обладает методологическим потенциалом для смежных специальных областей науки.

В соответствии с особенностями формы государственного устройства России различают три уровня политической системы – федеральный, субъекта федерации, муниципальный.

В политической системе центральное место занимает организационный (институциональный) компонент. Это, прежде всего, человек (личность) и его способность формировать в зависимости от предпочтений объединения, изначально по политическим критериям, а также по социальным интересам – экономическим, профессиональным, социально-культурным и др. Инициатива людей – это предпосылка и основание возникновения и функционирования политических явлений в их институционном оформлении. В зависимости от общественного разделения труда и места в общественной системе социальных групп, слоев, других социальных общностей складываются организационные формы, являющиеся носителями политических идей, концепций, программ, выражающие притязания на участие в решении государственных дел.

Институциональный срез политической системы (политическая организация общества) становится центральным ее компонентом, объединяющим все ее другие (нормативный, интеллектуальный, поведенческий) компоненты, складывающиеся в иерархическом порядке расположения однородных элементов, их автономии и одновременно обусловленности целым, действующих в системе многообразных связей и зависимостей. Набор политических институтов в определенном порядке их расположения обычно начинается с государства, которое является ядром политической системы. Далее, в политической структуре в соответствии с режимом автономности и соотношением с государством называют политические партии, общественные организации, религиозные объединения, местное самоуправление, самодеятельные организации, трудовые коллективы. Такое общепринятое расположение политических институтов создает условия и возможность установления роли, назначения, функций каждого из них (прежде всего государства), порядка взаимоотношения и взаимодействия между собой в конституционном, правовом пространстве.

Содержание правоотношений. Правомочия и юридические обязанности.

Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр.обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц и юр. содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в следующих правомочиях: а) праве на положительные действия; б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица; в) праве притязания – приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юр. обязанности со стороны обязанного лица. Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может существовать вне правоотношения (абсолютное право собственности, н-р, либо обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе). Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается: а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица; б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица; в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях; г) в обязанности нести юр. ответственность за совершенное правонарушение.

104.Объекты правоотношений. Понятие и классификация. Объекты правоотношений характеризуются как материальные или нематериальные блага, по поводу получения, передачи и использования которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов правоотношений. Вся совокупность разнообразных объектов правоотношений классифицируется на следующие виды: Предметы материального мира – это такие, в создание, воспроизводство, поддержание которых человек не вкладывает средства, общественно необходимый труд. Вещи и ценности – все то, что подлежит стоимостной оценке, во что вложено общественно необходимое количество и качество труда. Услуги – полезный результат действий. Личные нематериальные блага – жизнь, безопасность, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т. п. Продукты духовного творчества – предметы, удовлетворяющие эстетическим запросам и иным потребностям.

105.Юридические факты в правоотношениях. Фактические составы. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им юр. статус в целях их урегулирования, упорядочения. Это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юр. факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юр. факты классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юр. факты делятся на события и деяния. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (пожары, наводнения, землетрясения). Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (техногенные аварии). Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее (буран, наводнение). Деяния (действия или бездействия) – это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Деяния, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). Среди юр.фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (н-р, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза – прекращает, а перевод на др. форму обучения в том же вузе видоизменяет данное правоотношение). К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных гос. органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, завещания, и т. д.). В литературе указывается на юр.факты-поступки длящегося характера, н-р создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения. Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые «юр.составы», т.е. сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Фактический состав - это система юр. фактов, необходимая для наступления юр. последствий (возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Простые составы - это комплексы фактов, между которыми существует «свободная» связь. В таком составе факты могут накапливаться в любом порядке. Сложные (связанные) - это системы фактов, между которыми существует взаимообусловленность, зависимость. Факты должны накапливаться в строго определенном порядке.

106.Материально-правовые и процессуальные правоотношения. Особенности взаимодействия. Виды правоотношений, возникающих на острове норм права, выделяются в зависимости от оснований или признаков классифи­кации. По отраслевой принадлежности выделяются: конституци­онные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на ос­нове норм материального права и регулируют общественные отно­шения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и но­сят организационный, управленческий характер, т.е. предусмат­ривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.

107.Право и общественные отношения. правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные правом. Право как регулятор общественных отношений.

В свою очередь, правовое регулирование – это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Правомочия, обязанности, ответственность, которыми наделяются участники общественных отношений, превращая их в субъектов правоотношений, заключены в нормах права или иначе, что одно и то же – в «положительном» (позитивном) праве, в объективном праве (законах, прецедентах, правовых обычаях и т.д.). Поэтому правоотношение в своей основной характеристике – это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение – это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.

Правоотношение – это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования, о котором речь шла выше (запреты, дозволения, управомочия), распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни. Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своем конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.

Но поскольку действие, реализация нормы права обеспечивается возможностью государственного принуждения, то государство всегда незримо, но весьма мощно присутствует в правоотношении, в качестве «третьего нелишнего». Оно подчас и свидетель правоотношения, и грозный контролер, и поручитель, и обеспечитель, а порой и конкретный участник. Все зависит от того, о каком правоотношении идет речь, каково конкретное содержание нормы, воплощаемой в поведении субъектов правоотношения.

Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения (трудовые, семейно-брачные, имущественные и т.п.), хотят приобрести те или иные права и обязанности. Им это нужно для достижения своих целей, устойчивого обеспечения своей жизнедеятельности. Но и тогда, когда правоотношения возникают добровольно, по воле и желанию самих участников, все равно за их плечами поднимается грозный лик государства как надежного обеспечивающего начала. Это прежде всего возможность обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Это и возможность привести в действие весьма мощный, скрежещущий, неумолимый механизм государственного принуждения. Государство в правовых нормах устанавливает юридическую ответственность за нарушение прав, неисполнение обязанностей, которая и может наступить в случаях, когда субъект правоотношения будет признан в установленном порядке правонарушителем.

Однако многие правоотношения возникают и помимо воли и желания субъектов – событие порождает их (например, стихийные бедствия, смерть наследодателя и т.п.). И в этих случаях в правоотношении участвует государство как контролер, как гарант тех правомочий и обязанностей, которые распределены среди конкретных субъектов конкретных правоотношений.

Словом, теория права выделяет различные грани взаимодействия нормы права и правоотношений.

108.Взаимодействие правовых средств, стадий правового регулирования, правовых режимов. Регулирование общ. отношений - главная функция права. Право - многогранное явление, призванное регулировать общ. отношения. Право можно рассматривать и как средство для разрешения практически значимых задач об-ва, для удовлетворения интересов людей. Такой подход называется инструментальным, в рамках которого исследуются пр. средства. Будучи явлением культуры, право выступает в качестве цели об-ва, как инструмент управления средством регулирования общественных отношений. Под правовыми средствами понимают те юр.инструменты, с помощью которых право служит как регулятор общественных отношений. В качестве правовых средств выступают: нормы права; правоприменительные акты; договоры; юр.факты; субъективные права; юр. обязанности; запреты, льготы, поощрения, наказания и др. Признаки правовых средств: 1) выражают собой юр.способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; 2) отражают информационно-эстетические кач-ва и ресурсы права, что придает им особую юр силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов; 3) выступают основными элементами действия права; 4) приводят к юр.последствиям, конкретным результатам; 5) обеспечиваются гос-вом. Стадии: 1. Формирование нормативной основы (процесс создания и общего действия юр.норм). 2. Включает правоотношения, возникающие на основе юр.фактов и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности; осущ. индивидуализация прав и обяз-й. 3. Реализация прав и обязанностей (процессы соблюдения, исполнения, использования и применения) 4. Юр. последствия (при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения). Различные сочетания правовых средств, способов, а также типов правового регулирования образуют соответствующие правовые режимы. Правовой режим – обособленный порядок правового регулирования, выражающийся в характере взаимодействия большего или меньшего объема правовых средств и способов, обеспечивающих оптимальность в достижении целей урегулирования социальных связей. 1. Правовой режим – это обособленный узел законодательства (отрасль, подотрасль, институт и т.д.). 2. В правовом режиме специфическими становятся способы и средства правового регулирования. 3. Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования и его результатами – обеспечения прав и законных интересов субъектов права. Правовые режимы классифицируются по ряду оснований: – по предмету правового регулирования выделяют конституционный, гражданско-правовой, административный и т.п. режимы; – по блокам правового регулирования – материально-правовой и процессуальный; – в зависимости от субъектов правотворчества – общефедеральный, субъектов федерации, ведомственный, муниципальный, локальный; – в зависимости от правового статуса субъектов – граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без гражданства и др.

109.Правовые формы государственной деятельности в механизме правового регулирования. Механизм правового регулирования – динамический институт правовой системы. Свойство динамизма ему придают правовые формы государственной деятельности. Так, к нормативной основе постоянно подключается правотворчество как фактор обновления законодательства РФ, а также официальная интерпретационная деятельность. Акты официального толкования создают условия для правильной реализации нормативной основы механизма правового регулирования. К правоотношениям в случаях возникновения спора о праве, совершения правонарушения, необходимости определить новый правовой статус лица подключается правоприменительная деятельность. Акты применения норм права восполняют недостающую энергию норм права в преодолении препятствий, встречающихся на пути правореализации. Для нормального функционирования механизма правового регулирования необходимо осуществлять контрольно-надзорную деятельность – нормоконтроль, надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц. Последние являются важными, поскольку механизм правового регулирования может действовать только в режиме законности.

110.Законность в правовой жизни современного общества. Понятие, субъекты, нормативная база. Законность – это явление многогранное и универсальное, соотносимое со всеми институтами правовой системы общества. Она характеризует правовой порядок формирования гражданского общества, является правовым способом взаимодействия государства и общества, структур власти и населения страны, средством приведения общества к согласию, равновесию и благополучию. В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (ст. 15 К-ии РФ). 2. Законность – метод гос. руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом, метод законности предполагает развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. 3. Законность – это гос.-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юр. обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей. Законность – конституционное требование к состоянию правовой системы по реальному выражению права в законодательстве, а также соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права. Правовая база законности может рассматриваться в узком смысле (законодательство) и в широком смысле – законы и подзаконные акты, тяготеющие к соответствию Праву – международным стандартам основных прав и свобод граждан. Современное конституционное право, учитывая прямое действие норм К-ии РФ, становится фундаментом, правовой базой законности (блок норм К-ии). В другом блоке этой базы можно видеть иерархию законов – конституционных законов, основ законодательства (рамочных законов), кодификационных законов, обыкновенных законов. В соответствии с п. 2. ст. 15 К-ии РФ к субъектам относятся органы гос. власти, ОМСУ, должностные лица и после этого – граждане и их объединения. В литературе органы государства, ОМСУ, должностные лица рассматриваются как субъекты законности, а граждане – как субъекты правопорядка.

111.Понятие и принципы законности. Законность это общественно-политический режим, при котором обеспечивается реализация конституционного требования строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства. Компоненты законности: нормативная основа - содержание действующего законодательства, теоретическая основа - образуемая правовыми взглядами и концепциями, средства, приемы и условия - осуществления законности, система защиты законности. В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (ст. 15 К-ии РФ). Место юр. закрепления принципа законности свидетельствует о подчиненности всех других норм, даже К-ии РФ, этому требованию. Это является свидетельством общецивилизационного характера законности. 2. Законность – метод гос.руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом (организации, насилия, сотрудничества, волюнтаризма, произвола, воспитания), метод законности предполагает последовательное задействование потенциала демократии, развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. 3. Законность – это гос.-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юр. обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей, одновременно это устранение произвола, противодействие неблагоприятным факторам жизни – терроризму, наркотизации и т.п. Принципы -исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. 1. единство законности- одинаково на всей территории. 2. всеобщность права- требования обращены ко всем и в равной степени. 3. верховенство закона- высший акт гос-ва. 4. целесообразность законности. 5. обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод.6. неотвратимость наказания за правонарушения.

112.Правовое поведение. Понятие, структура и виды. Поведенческая сторона правового регулирования и действия его механизма занимает свое определенное место в системе категорий теории государства и права. Сложился понятийный строй этой проблемы, в нем присутствует наиболее обобщенное, только претендующая на отражение в учебной литературе категория – правовое поведение.

Правовое поведение характеризуется как юридически значимое, осознанное поведение лиц, урегулированное нормами права, создающее юридические последствия – позитивные или негативные.

Для такого поведения характерны:

а) юридическая значимость, подвергаемая оценке с точки зрения интересов лица, общества и государства. Правовое поведение либо имеет социально-полезный характер, юриди-чески безразличный, либо наносит вред интересам других людей, обществу;

б) субъективная самооценка (интеллектуальная, психическая). Правовое поведение является осознанным, волевым, осуществляется под контролем лица, совершающего юридически значимые действия или бездействия;

в) урегулированность нормами права либо осуществляемое в зоне их действия, в правовом пространстве, в сфере действия юридических принципов;

г) юридическая результативность, выражающаяся в наступлении юридических последствий (позитивных, негативных) в случае совершения юридически значимых действий, бездействий.

Различают следующие виды правового поведения: правомерное поведение, пограничное поведение (маргинальное, девиантное, виктимное), правонарушение.

Особенности предмета теории государства и права. Понятийные ряды.

ТГП. имеет свой предмет научного освоения. ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования, исторических перспектив государства и права вообще, современного государства и права в особенности. ТГП, во-1, оперирует понятием «государственно-правовая закономерность», хар-щим наличие такой связи между явлениями и процессами, которые имеют устойчивый характер, значение господствующей тенденции, управляющей движением «материи» государственно-правовой жизни. Во-2, тенденции эти имеют всеобщий, универсальный хар-р независимо от структуры, субъективных оценок Особенности предмета науки и учдисц. дает основание для предположения о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия ТГП по отношению к отраслевой и прикладной науке. Вместе с тем отраслевая наука нередко выходит на общетеоретический, фундаментальный уровень разработок и способна обеспечить приращение знаний в ТГП.

ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования гос-ва и права, направления возвышения личности в системе ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования.

ТГП в системе юр. науки имеет обособленный объект и предмет:

1) познает объект в целом

2) изучает и определяет формы, институты и механизмы их реализации, в т.ч. правовые средства

3) изучение методологии правоведения;

4) познает механизмы формирования правосознания и ценностей правовой культуры;

5) изучает технико-юридические средства обеспечения гос. деятельности

Единство предмета теории гова и права обуславливается ее практическим и научно-понятийным едиством. А потому ТГП не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию гос-ва (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Структура:

1) Историко-теоретический блок юриспруденции (теория государства и права, история государства и права, история учений о государстве и праве).

2) Отраслевую юридическую науку (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.).

3) Прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.).

4) Наука международного права (международного публичного и международного частного права).

На всякий случай дополнить - 4) историко-прав. науки вплотную примыкают к ТГП и представляют ее ответвление.

 

6.Теория государства и права как юридическая наука. Особенности предмета и функции. Юридическая наука – система знаний о государстве и праве и отдельных сторонах государственно-прававой сферы жизни. Теория государства и права познает наиболее общие закономерности ее развития сквозь призму функций, форм, институтов, механизма осуществление власти через совокупность правовых средств, обеспечивающих равновесие общества, правовую упорядоченность жизни людей. Как и всякая наука, теория государства и права имеет свой предмет научного освоения. В отличие от других юридических наук, изучающих отдельные стороны государственно-правовой жизни, теория государства и права изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования, исторических перспектив государства и права вообще, современного государства и права в особенности. Будучи специальной дисциплиной в системе общегуманитарной науки, юриспруденция является многопрофильной, многоотраслевой наукой. В ее структуре обосабливаются, во-первых, историко-теоретический блок научных знаний (история государства и права, история правовых учений, теория государства и права); во-вторых, отраслевая юридическая наука (конституционное право, административное, гражданское и др.); прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина и др.).

Отдельно следует характеризовать историко-теоретическую науку, ядром которой является теория государства и права. Во-первых, это наука вводная в юриспруденцию, закладывает исходную первичную информацию о государстве и праве. Во-вторых, содержит обобщенные знания по предмету науки, оперирует наиболее общими сведениями об отдельных сторонах государственно-правовой жизни. В-третьих, является методологической наукой, поскольку оснащает отраслевую юриспруденцию и другие юридические науки системой категорий и понятий. В-четвертых, историко-теоретическая наука (прежде всего теория государства и права) образует фундаментальную часть юриспруденции. Отраслевая и прикладная части юриспруденции оперируют специальными знаниями в системе юридической науки.

Существо юриспруденции обнаруживается в функциях данной системы научных знаний как основных направлений ее воздействия на юридическую практику. Среди функций юридической науки принято называть: познавательную (гносеологическую), констатирующую (онтологическую), прогностическую, эвристическую, методологическую, практическую (прикладную).

Теория государства и права здесь, во-первых, оперирует понятием «государственно-правовая закономерность», характеризующим наличие такой связи между явлениями и процессами, которые имеют устойчивый характер, значение господствующей тенденции, управляющей движением «материи» государственно-правовой жизни. Во-вторых, тенденции эти имеют всеобщий, универсальный характер и независимо от политической конъюнктуры, субъективных оценок и действий в конечном счете пробивают и пробьют себе дорогу к реализации объективных потребностей.

Особенности предмета науки и учебной дисциплины дает основание для предположения о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевой и прикладной науке. Этого, конечно, нельзя упускать из вида. Вместе с тем отраслевая наука нередко выходит на общетеоретический, фундаментальный уровень разработок и способна обеспечить приращение знаний в теорию государства и права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.045 с.)