Надпозитивное право и законодательство России – деформации и противоречия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надпозитивное право и законодательство России – деформации и противоречия.



Общецивилизационное (надпозитивное) право – это признанные международным сообществом базовые формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости.

Рассмотрение этого вопроса нужно увязать с особенностями посттоталитарного развития России, переходным обществом и переходной государственностью. Важно обратить внимание на издержки экономического развития, отсутствие политической системности и самоидентификации населения, т. к. гражданское общество находится в стадии формирования. Но несформированное общество не может обеспечить и гарантировать основные права и свободы человека и гражданина, породить соответствующее мировым стандартам законодательство (равно как и само общество, государство и законодательство находятся в переходном состоянии, в связи с чем были сделаны крупные шаги на пути его реформирования). Конституционное закрепление (формальное признание) получили стандарты основных прав и свобод, умножился законодательный массив в системе нормативных правовых актов, судебная система обрела качество ветви власти.

Вместе с тем законодательство (в широком смысле) несет печать противоречий и деформаций по следующим позициям.

1. В законодательстве РФ имеет место слой неправовых законов – тех, которые не обеспечены бюджетными средствами и являются плодом популистских решений (правовой идеализм); тех, которые не соотвествуют Конституции РФ, не гарантируют осуществление основных прав и свобод человека и гражданина; тех, которые имеют корпоративный характер, создают преимущества для отдельных социальных групп.

2. Законодательство РФ сохраняет влияние ведомственных интересов, и это обнаруживается в содержании ряда законодательных актов либо в таких ведомственных нормативных документах, которые регулируют права граждан.

3. В законодательстве РФ присутствует мощный компонент льгот и привилегий (100 млн. человек). Право в цивилизованном измерении – это применение равного масштаба (равной меры) к неравным людям. В этом высшая справедливость правового регулирования, основной способ обеспечения равенства возможностей неравных по физическим данным, по семейному положению и др. людей. Льготы, привилегии, преференции деформируют общечеловеческие ценности в праве, а законодательство создает преимущества одним слоям населения за счет ущемления прав и интересов других слоев.

4. Законодательство РФ нестабильно, а стало быть, нет предсказуемости, нет устойчивости социальных связей. Даже на уровне Конституции РФ постоянно присутствуют предложения от пересмотра до внесения частных изменений, а отдельные компоненты отраслевого законодательства изменялись уже неоднократно и масштабно (см. схему VІІ).

Преодоление деформаций в праве и законодательстве России является проблемой комплексной, выходящей на уровень правовой системы, связанной с формированием гражданского общества, обретением государством новой роли и назначения.

47.Принципы права РФ. Понятие и классификация. В праве принципы несут нормативно-регулирующую нагрузку, т.к. они являются средством перевода в плоскость права, законодательства, правового регулирования объективных закономерностей (государственно-правовых), исходным элементом механизма их реализации. Юридические принципы поэтому нуждаются в правовом закреплении, приобретают значение обобщенных правовых требований к системе социальных связей, становятся руководством для достижения целей правового регулирования.

Получая юридическое закрепление, принципы в праве приобретают все свойства права: системность, формальную определенность, государственную обеспеченность, общеобязательную нормативность. Последнее для юридических принципов имеет особое значение и проявляется в усиленном варианте нормативности. Это свойство проявляется в обобщенном характере требований, непререкаемости (принципы не знают исключений), особой стабильности.

Юридический принцип – обусловленное природой государства и правового регулирования обобщенное требование к системе социальных связей и юридическим формам их опосредствования, являющееся способом и формой отражения государственно-правовых закономерностей и руководством для достижения целей правового регулирования.

Юридические принципы действуют в системе в зависимости от характера отражаемых ими закономерностей и сферы (области) распространения их действия. Следует различать их уровни: общецивилизационные государственно-правовые принципы (персоноцентризм, народовластие, плюрализм, свобода, справедливость, законность и др.); принципы правового государства (верховенства, господства правового закона, самоограничения власти правом, взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед своими гражданами, юридического равенства); специфические принципы права (всеобщность правосубъектности, «дозволено все, что не запрещено», «разрешено только то, что закреплено в законе», вины как условия ответственности в праве, неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение и др.), а также межотраслевые (гласность, свобода договора), отраслевые (формальное равенство субъектов гражданских правоотношений), принципы институтов права. Все эти группы принципов субординированы и находятся в системном взаимодействии.

48.Право в системе социальных норм современного общества. Общие черты, особенности взаимодействия, противоречия. В отношениях между людьми складываются нормы, регулирующие социальные связи, обеспечивающие целостность форм жизнедеятельности людей, определяющие социальный порядок в обществе. Их называют социальными нормами.

1. Социальные нормы возникают и формируются в процессе жизнедеятельности людей, определяются потребностями целесообразного поведения в условиях складывания типических, многократно повторяющихся его актов и возникновения эталонов, образцов, стереотипов поведения.

2. Это общие правила. Они распространяются на всех и каждого (не персонифицированы), действуют многократно и не исчерпываются исполнением, регулируют социальные связи непрерывно.

3. Регулируют общественные отношения, определяют формы социального взаимодействия людей.

4. Являются продуктом исторического развития, обусловлены типами культуры, системами ценностей, характером социальной организации общества в целом.

5. Располагают средствами, понуждающими к их соблюдению и исполнению – от увещевания и убеждения до применения мер государственного принуждения.

Социальные нормы – общие правила поведения людей, выражающие волю участников социальных связей, регулирующих общественные отношения в интересах упорядочивания форм их взаимодействия и поддержания целостности и самодостаточности общества.

В зависимости от предмета регулирования и механизма действия социальные нормы классифицируются на мораль, право, корпоративные, религиозные, этические, эстетические, обычаи, традиции, деловые обыкновения и др.

Право в системе социальных норм занимает особое место. Оно выделяется среди других источником (субъектом) формирования, способом внешнего выражения, характером формулирования правил поведения, механизмом их действия, особенностями обеспечения.

49.Право и правовая система в РФ. Направления модернизации правовой системы. Правовая система общества это конкретно-исторически сложившийся способ взаимосвязи и взаимодействия организационных и нормативно-юридических систем, обеспечивающих в определенной правокультурной среде регулирующее воздействие на важнейший слой социальных связей. Современные правовые системы складываются из порядка взаимодействия институционального (структуры власти), нормативного (право и законодательство), поведенческого (правоотношения) и интеллектуального (правосознание, правовая культура, юридическое мировоззрение) компонентов.

Современное континентальное право характеризуется рядом особенностей: доминирующим источником в романо-германском праве является закон (нормативный правовой акт); во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции; законодательство в романо-германской правовой семье кодифицируется; источниками права в данной правовой семье являются не только кодексы, законы, но и подзаконные акты: декреты, регламенты, указы и др.; в определённом смысле нормативное значение имеет юридическая практика (тол-кование норм права судьями); континентальное право делится на области частного права и публичного права; при наличии общих характеристик (показателей) континентальное право принято делить на романскую правовую группу (Франция, Бельгия и др.) и германскую (ФРГ, Австрия и др.). Они различаются в основном структурой, строением кодифицированных актов.

Российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье, в то же время находится в переходном состоянии. Преодоление последнего связано с интеграцией в мировое сообщество, в связи с чем в правовой системе различные ее блоки реформируются по следующим направлениям.

1. Продолжается реформирование государственных институтов, введение их в конституционный и правовой режимы, повышение эффективности их работы, достижение состояния юридической системности в целом.

2. Идет процесс реформирования законодательства: наращивания законодательного массива, повышения качества принимаемых законов, приведения в соответствие с законами массива подзаконных актов, возрастания значения и эффективности нормоконтроля.

3. Наращиваются усилия по реформированию судебной власти на институциональном (полномочия, кадровые, качества и эффективности работы), процессуально-законодательном, образовательном уровнях. В конечном счете реформирование судебной власти нацелено на повышение качества работы всех государственных институтов и государственных служащих.

4. Предпринимаются усилия по развертыванию административной реформы – ревизии функций и полномочий, сокращения избыточных структур и предметов ведения, проведение эффективной антикоррупционной работы, оздоровления нравственной атмосферы государственной деятельности.

5. Государство, наконец, нуждается в коренных переменах отношения граждан к праву, закону, определению своего места в системе ценностей современного общества. Речь идет о формировании правосознания, ценностей правовой культуры, юридического мировоззрения на основе самоидентификации, преодоления состояния правового нигилизма, негативизма, романтизма.

50.Право и мораль: автономность, взаимозависимость, противоречия. Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряется, а не отвергается.Право

и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества. Мораль и право различаются по следующим позициям.! Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.! Мораль складывается в сознании людей, не институционализирована. Право оформляется в письменных официальных источниках – нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.! Мораль – это принципы, представления оценки поведения людей. Право обладает свойством формальной определенности.! Моральные критерии оценок – добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценок. Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.! Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида (В. Гумбольдт, И. Кант). Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай сдругим так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой». В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.! Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.! Мораль обеспечивается прежде всего внутренней самооценкой (совесть), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом). Право обеспечивается принудительной силой государства. Мораль и право взаимодействуют.!Имеют совместный предмет регулирования в части, не касающейся несовпадения.!Моральные оценки проникают в право, правовое регулирование, юридическую практику через правосознание.!Мораль становится критерием в процессе реформирования правовой системы.!Право через стимулы, ограничения может способствовать формированию новых моральных ценностей, восстановлению чувства достоинства, чести, автономности, самодостаточности.!Взаимодействие права и моральных оценок является средством снятия противоречий между ними.

51.Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы занимают важное место в системе социальных норм. Они разрабатываются и принимаются корпорациями: негосударственными объединениями граждан – политическими партиями, формулирующими как партийно-политические нормы, так и нормы, регулирующие внутриорганизационные отношения; общественными организациями: религиозными, профессиональными, творческими, экономическими, социально-культурными, органами местного самоуправления, са-модеятельными организациями. Корпоративные нормы содержатся в уставах, программах, резолюциях, учредительных договорах и др.

При очевидности сходных черт права и корпоративных норм (нормативность, внешнее выражение в документах, обеспеченность) следует обращать внимание на особенности первых и вторых.

Различными являются субъекты нормотворчества. В праве это субъекты правотворчества, наделенные властными полномочиями принимать общеобязательные правила поведения. Корпоративные нормы принимаются членами ассоциации либо по их поручению.

Различаются адресаты норм права и корпоративных норм. Нормы права адресуются всем и каждому, находящимся в пределах пространства их действия (территория в пределах границ, воздушный столб, территориальные воды и др.). Корпоративные нормы действуют в территориальных пределах и по отношению ко всем и каждому (акты органов местного самоуправления), но, прежде всего, по отношению к членам корпораций, независимо от места нахождения.

Неодинаковы формы внешнего выражения правил поведения. В праве – это формальная определенность, детализированнность в сочетании с нормативной обобщенностью, логической увязанностью. В корпоративных нормах не обнаруживается высокого уровня общеобязательной нормативности, системности, нет государственной обеспеченности.

Специфическими являются средства обеспечения норм права и корпоративных норм. В праве это угроза применения мер государственного принуждения в случае правонарушения. В корпоративных нормах присутствуют только организационные средства обеспечения их соблюдения и исполнения.

Право и корпоративные нормы активно взаимодействуют.

Во-первых, выражая волю участников общественных объединений экономических, территориальных, религиозных и других корпораций в соответствии с их автономно-стью, корпоративные нормы должны соответствовать основам конституционного строя и законодательству. Регистрационные органы осуществляют нормоконтроль в соответствии с законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др.

Во-вторых, государство не вмешивается во внутриорганизационные дела общественных объединений, в отправление культа и др.

В-третьих, корпоративные нормы в ряде случаев становятся правовыми, приобретают общеобязательность, гарантируются государством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления) либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ).

52.Право и технические нормы, особенности взаимодействия. Технические нормы – это правила поведения, складывающиеся в связи с наиболее целесообразным использованием природных объектов и технических средств. Данные нормы регулируют отношения человека к явлению природы. Особенности предмета регулирования в главном отличает технические нормы от социальных, прежде всего норм права. Последние всегда регулируют отношения между людьми, общественные отношения. Отсюда следуют особенности технических норм. Во-первых, они складываются в результате взаимодействия человека и природных объектов, познания их свойств и особенностей. Во-вторых, человек в таком взаимодействии стремится обезопасить себя от неблагоприятного воздействия явлений (предметов) природы либо определить направление целесообразного их использования. В-третьих, технические нормы обеспечивают законы природы (не пили сук, на котором сидишь, не зная броду – не лезь в воду и др.). В-четвертых, ряд технических норм приобретает социальную значимость, в связи с чем появляются правила техники безопасности, правила дорожного движения и др. Но это уже юридические нормы, поскольку их реализация предполагает складывание отношений между людьми, правоотношений. Это является фактором взаимодействия технических и правовых норм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.015 с.)