Юридическая природа и виды актов официального толкования норм права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая природа и виды актов официального толкования норм права.



Интерпретационные акты – юр. документы, принимаемые в результате официального нормативного толкования предписаний законодательства управомоченными субъектами и имеющие формально обязательное значение. Различают акты аутентического и акты легального толкования в соответствии с разновидностями официального толкования. Акты аутентического толкования по юр. силе приравниваются к разъясняемым положениям нпа, поскольку эту работу осуществляет субъект правотворчества. Субъект толкования вправе выходить за пределы толкуемого нормативного предписания. Юр.природа актов легального толкования несколько иная. Они принимаются субъектами правоприменительной деятельности, имеющими специальные полномочия толковать нормативные предписания, принятые субъектами правотворчества. Акты легального толкования, во-первых, ориентированы на разъяснение предписаний законодательства по вопросам судебной практики; во-вторых, не имеют самостоятельного, отдельного от толкуемой нормы значения; в-третьих, формальная обязательность таких актов обеспечивается угрозой отмены решения по делу в случае неиспользования или неквалифицированного использования рекомендаций. Одновременно следует обособить акты официального толкования положений К-ии РФ (постановления). КС РФ, разъясняя такие положения, формирует правовые позиции, обязательные даже для законодателя в случае неконституционности закона.

Кроме того, по внешней форме различают письменные (имеют определенную структуру и реквизиты) и устные акты толкования. По юр.значимости: акты нормативного толкования (распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма) и акты казуального толкования (относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц). По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т.п.

96.Пробелы в законодательстве. Восполнение и преодоление пробелов. Пробел в законодательстве – полное или частичное отсутствие в действующей системе законодательства конкретной нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Иными словами пробел в законодательстве имеет место тогда, когда жизненный случай нуждается в правовом урегулировании, но нет нормативного предписания, которое прямо регулирует это отношение. Пробелы возникают по объективным и субъективным причинам. К первым относится неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений, связей, явлений, которые не предвидел и не мог предвидеть законодатель и которые действующими нормами права еще не предусмотрены. Вторые связаны, во-первых, с несовершенством законодательства, ошибками и упущениями законодателя, некомпетентностью, неспособностью полно и глубоко изучить предмет правового регулирования. Во-вторых, с недостатками юр.техники. Следует видеть два пути устранения пробелов в законодательстве. Первый – восполнение пробела, которое осуществляет субъект правотворчества в связи с принятием нового нормативного предписания. Второй – преодоление пробела субъектами правоприменительной деятельности в связи с применением аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона – распространение в процессе правоприменительной деятельности на не урегулированный конкретным предписанием законодательства жизненный случай др. нормативного предписания, регулирующего сходные отношения (ст. 6, п. 1 ГК РФ). Следует принять ко вниманию то, что недостаточно не только отсутствие нормативного предписания, но и отсутствие соглашения сторон и обычая делового оборота. Аналогия права предполагает в случае отсутствия конкретных и сходных предписаний законодательства применение общих принципов и смысла законодательства (ст. 6, п. 2 ГК РФ). Применение аналогии закона и аналогии права не допускается в УП.

97.Понятие и состав правового отношения. Правоотношение – юр.связь между субъектами данного правоотношения, основным содержанием которой являются субъективные права и юр. обязанности, возникающая на основе норм права в случае предусмотренных ими юр. фактов. Правовые отношения в самом общем смысле – общественные отношения, урегулированные нормами права. Существуют такие правовые отношения, которые по своей сути не мб неправовыми: административные, конституционные, уголовные, процессуальные и др. Эти правоотношения представляют самостоятельный вид и тип общественных отношений. Правовые отношения характеризуются составом. В нём всегда присутствуют субъекты, содержание, объекты, юр. факты. Субъекты правовых отношений – это лица (индивидуальные, коллективные), которые участвуют в правоотношениях как носители субъектных прав и юр. обязанностей. Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности – способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр. обязанности. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Юр. обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Объекты правоотношений характеризуются как материальные или нематериальные блага, по поводу получения, передачи и использования которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов правоотношений. Юр. факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

98.Субъекты правоотношения. Субъекты правоотношений – это участники правоотношений (люди и их объединения), выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. В любом правоотношении дб не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Субъекты правоотношений подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные субъекты (физ. лица) – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты – это гос. органы, негосударственные организации, хозяйственные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом. Гос. органы, должностные лица, ОМСУ, деятельность которых имеет властно-организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др. Коммерческие и некоммерческие организации участвуют в хозяйственной деятельности и обладают статусом юр. лиц. Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности – способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Правоспособность – способность лица иметь права и исполнять юр. обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юр. лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физ. лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка. Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юр. обязанности. Дееспособность физ.лиц мб неполной, полной, ограниченной, отсутствующей.

1. Неполная дееспособность зависит от возраста и подразделяется на: а) дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет), объём которой с точки зрения возможностей лица определяется ст. 28 ГК РФ. Недостающая дееспособность здесь восполняется родителями, усыновителями, опекунами; б) дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет определяется ст. 26 ГК РФ, в которой говорится о больших возможностях лица совершать не только мелкие бытовые сделки, но и распоряжаться заработкам или другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими и др. Недостающая дееспособность мб восполнена родителями, усыновителями, попечителями. Для лиц от 14 до 18 лет дееспособность мб определена в полном объёме при заключении брака или объявлении эмансипации в условиях действия ст. 27 ГК РФ.

2. Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста.

3. Лицо мб ограничено в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Над ним устанавливается попечительство.

4. Лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, мб признано судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ). Для юр. лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают. Кроме того, правоспособность и дееспособность юр. лиц имеют уставный характер. Деликтоспособность (способность на деликт) – способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физ. лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В УП по некоторым преступлениям – с 14 лет.

99.Правосубъектность физических лиц. Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности – способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Правоспособность – способность лица иметь права и исполнять юр. обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юр. лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Для физ. лиц наследственная правоспособность может возникнуть до рождения ребенка. Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юр. обязанности. Дееспособность физ. лиц может быть неполной, полной, ограниченной, отсутствующей.

1. Неполная дееспособность зависит от возраста и подразделяется на: а) дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет), объём которой с точки зрения возможностей лица определяется ст. 28 ГК РФ. Недостающая дееспособность здесь восполняется родителями, усыновителями, опекунами; б) дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет определяется ст. 26 ГК РФ, в которой говорится о больших возможностях лица совершать не только мелкие бытовые сделки, но и распоряжаться заработкам или другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими и др. Недостающая дееспособность может быть восполнена родителями, усыновителями, попечителями. Для лиц от 14 до 18 лет дееспособность может быть определена в полном объёме при заключении брака или объявлении эмансипации в условиях действия ст. 27 ГК РФ.

2. Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста.

3. Лицо мб ограничено в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Над ним устанавливается попечительство.

4. Лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признано судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ). Для юр. лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают. Кроме того, правоспособность и дееспособность юр. лиц имеют уставный характер. Деликтоспособность (способность на деликт) – способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физ. лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В УП по некоторым преступлениям – с 14 лет.

100.Правосубъектность юридических лиц. Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права (т.е. правоспособность и дееспособность).

Принято различать общую универсальную и специальную правоспособность.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (именно такой правоспособностью обладают граждане).

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридических лиц лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности прямо зафиксированы в его учредительных законах.

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц остается специальная правоспособность. Универсальная правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Представляются, что учредители коммерческой организации могут сузить объем ее правоспособности, т.е. сделать ее специальной. Для этого необходимо лишь запретить в уставе организации конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет ее деятельности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращаются в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специального разрешения (лицензий). Кроме того, законом может быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц (так, права, основанные на праве хозяйственного ведения, по распоряжению своим имуществом могут быть обусловлены получением согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно различать предмет их уставной деятельности и конкретные правоотношения по одушевлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставный деятельности организации.

Однако право совершения сделок купли-продажи (например, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их активной деятельности. Таким образом, в совершении гражданского оборота, конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставный деятельности.

В отличие от граждан, у юридического лица правоспособности дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей - это прерогатива, так называемого органа юридического лица.

101.Организации как субъекты правоотношений. Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений мб как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство. Гос. организации подразделяются на три группы: 1. органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством; 2. учреждения, выполняющие разнообразные соц. функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.); 3. предприятия, занимающиеся хоз. деятельностью. Гос. организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юр. лиц. В соответствии с ГК РФ юр. лицом признается организация, которая имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Негосударственные организации также могут иметь статус юр. лица либо выполнять вспомогательную работу (родительский комитет школы). Они выступают субъектами как частноправовых, так и публично-правовых отношений.

102.Государство как субъект правоотношений. Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Особой организацией выступает само государство. Особенность государства как участника правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство участвует в правоотношениях через гос. органы, должностные лица, ОМСУ, деятельность которых имеет властно организационный характер, участвуют в публично-правовых (процессуальных) правоотношениях. Результатом этого участия становится принятие нормативных правовых, индивидуальных актов, актов надзорной деятельности и др. Государство регламентирует статус участников правоотношений, является субъектом международных отношений. Государство вступает как в конституционно-правовые отношения (с субъектами РФ), так и в отношения гражданско-правовые (н-р, при заключении договора поставки для государственных нужд, в отношениях по распоряжению гос. собственностью и др.), в отношениях, связанных с привлечением к ответственности проявляется, прежде всего, статус государства как управомоченного лица.

Содержание правоотношений. Правомочия и юридические обязанности.

Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр.обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц и юр. содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в следующих правомочиях: а) праве на положительные действия; б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица; в) праве притязания – приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юр. обязанности со стороны обязанного лица. Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может существовать вне правоотношения (абсолютное право собственности, н-р, либо обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе). Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается: а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица; б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица; в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях; г) в обязанности нести юр. ответственность за совершенное правонарушение.

104.Объекты правоотношений. Понятие и классификация. Объекты правоотношений характеризуются как материальные или нематериальные блага, по поводу получения, передачи и использования которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов правоотношений. Вся совокупность разнообразных объектов правоотношений классифицируется на следующие виды: Предметы материального мира – это такие, в создание, воспроизводство, поддержание которых человек не вкладывает средства, общественно необходимый труд. Вещи и ценности – все то, что подлежит стоимостной оценке, во что вложено общественно необходимое количество и качество труда. Услуги – полезный результат действий. Личные нематериальные блага – жизнь, безопасность, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т. п. Продукты духовного творчества – предметы, удовлетворяющие эстетическим запросам и иным потребностям.

105.Юридические факты в правоотношениях. Фактические составы. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им юр. статус в целях их урегулирования, упорядочения. Это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юр. факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юр. факты классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юр. факты делятся на события и деяния. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (пожары, наводнения, землетрясения). Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (техногенные аварии). Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее (буран, наводнение). Деяния (действия или бездействия) – это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Деяния, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). Среди юр.фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (н-р, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза – прекращает, а перевод на др. форму обучения в том же вузе видоизменяет данное правоотношение). К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных гос. органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, завещания, и т. д.). В литературе указывается на юр.факты-поступки длящегося характера, н-р создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения. Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые «юр.составы», т.е. сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Фактический состав - это система юр. фактов, необходимая для наступления юр. последствий (возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Простые составы - это комплексы фактов, между которыми существует «свободная» связь. В таком составе факты могут накапливаться в любом порядке. Сложные (связанные) - это системы фактов, между которыми существует взаимообусловленность, зависимость. Факты должны накапливаться в строго определенном порядке.

106.Материально-правовые и процессуальные правоотношения. Особенности взаимодействия. Виды правоотношений, возникающих на острове норм права, выделяются в зависимости от оснований или признаков классифи­кации. По отраслевой принадлежности выделяются: конституци­онные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на ос­нове норм материального права и регулируют общественные отно­шения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и но­сят организационный, управленческий характер, т.е. предусмат­ривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.

107.Право и общественные отношения. правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные правом. Право как регулятор общественных отношений.

В свою очередь, правовое регулирование – это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Правомочия, обязанности, ответственность, которыми наделяются участники общественных отношений, превращая их в субъектов правоотношений, заключены в нормах права или иначе, что одно и то же – в «положительном» (позитивном) праве, в объективном праве (законах, прецедентах, правовых обычаях и т.д.). Поэтому правоотношение в своей основной характеристике – это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение – это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.

Правоотношение – это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования, о котором речь шла выше (запреты, дозволения, управомочия), распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни. Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своем конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.

Но поскольку действие, реализация нормы права обеспечивается возможностью государственного принуждения, то государство всегда незримо, но весьма мощно присутствует в правоотношении, в качестве «третьего нелишнего». Оно подчас и свидетель правоотношения, и грозный контролер, и поручитель, и обеспечитель, а порой и конкретный участник. Все зависит от того, о каком правоотношении идет речь, каково конкретное содержание нормы, воплощаемой в поведении субъектов правоотношения.

Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения (трудовые, семейно-брачные, имущественные и т.п.), хотят приобрести те или иные права и обязанности. Им это нужно для достижения своих целей, устойчивого обеспечения своей жизнедеятельности. Но и тогда, когда правоотношения возникают добровольно, по воле и желанию самих участников, все равно за их плечами поднимается грозный лик государства как надежного обеспечивающего начала. Это прежде всего возможность обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Это и возможность привести в действие весьма мощный, скрежещущий, неумолимый механизм государственного принуждения. Государство в правовых нормах устанавливает юридическую ответственность за нарушение прав, неисполнение обязанностей, которая и может наступить в случаях, когда субъект правоотношения будет признан в установленном порядке правонарушителем.

Однако многие правоотношения возникают и помимо воли и желания субъектов – событие порождает их (например, стихийные бедствия, смерть наследодателя и т.п.). И в этих случаях в правоотношении участвует государство как контролер, как гарант тех правомочий и обязанностей, которые распределены среди конкретных субъектов конкретных правоотношений.

Словом, теория права выделяет различные грани взаимодействия нормы права и правоотношений.

108.Взаимодействие правовых средств, стадий правового регулирования, правовых режимов. Регулирование общ. отношений - главная функция права. Право - многогранное явление, призванное регулировать общ. отношения. Право можно рассматривать и как средство для разрешения практически значимых задач об-ва, для удовлетворения интересов людей. Такой подход называется инструментальным, в рамках которого исследуются пр. средства. Будучи явлением культуры, право выступает в качестве цели об-ва, как инструмент управления средством регулирования общественных отношений. Под правовыми средствами понимают те юр.инструменты, с помощью которых право служит как регулятор общественных отношений. В качестве правовых средств выступают: нормы права; правоприменительные акты; договоры; юр.факты; субъективные права; юр. обязанности; запреты, льготы, поощрения, наказания и др. Признаки правовых средств: 1) выражают собой юр.способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; 2) отражают информационно-эстетические кач-ва и ресурсы права, что придает им особую юр силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов; 3) выступают основными элементами действия права; 4) приводят к юр.последствиям, конкретным результатам; 5) обеспечиваются гос-вом. Стадии: 1. Формирование нормативной основы (процесс создания и общего действия юр.норм). 2. Включает правоотношения, возникающие на основе юр.фактов и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности; осущ. индивидуализация прав и обяз-й. 3. Реализация прав и обязанностей (процессы соблюдения, исполнения, использования и применения) 4. Юр. последствия (при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения). Различные сочетания правовых средств, способов, а также типов правового регулирования образуют соответствующие правовые режимы. Правовой режим – обособленный порядок правового регулирования, выражающийся в характере взаимодействия большего или меньшего объема правовых средств и способов, обеспечивающих оптимальность в достижении целей урегулирования социальных связей. 1. Правовой режим – это обособленный узел законодательства (отрасль, подотрасль, институт и т.д.). 2. В правовом режиме специфическими становятся способы и средства правового регулирования. 3. Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования и его результатами – обеспечения прав и законных интересов субъектов права. Правовые режимы классифицируются по ряду оснований: – по предмету правового регулирования выделяют конституционный, гражданско-правовой, административный и т.п. режимы; – по блокам правового регулирования – материально-правовой и процессуальный; – в зависимости от субъектов правотворчества – общефедеральный, субъектов федерации, ведомственный, муниципальный, локальный; – в зависимости от правового статуса субъектов – граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без гражданства и др.

109.Правовые формы государственной деятельности в механизме правового регулирования. Механизм правового регулирования – динамический институт правовой системы. Свойство динамизма ему придают правовые формы государственной деятельности. Так, к нормативной основе постоянно подключается правотворчество как фактор обновления законодательства РФ, а также официальная интерпретационная деятельность. Акты официального толкования создают условия для правильной реализации нормативной основы механизма правового регулирования. К правоотношениям в случаях возникновения спора о праве, совершения правонарушения, необходимости определить новый правовой статус лица подключается правоприменительная деятельность. Акты применения норм права восполняют недостающую энергию норм права в преодолении препятствий, встречающихся на пути правореализации. Для нормального функционирования механизма правового регулирования необходимо осуществлять контрольно-надзорную деятельность – нормоконтроль, надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц. Последние являются важными, поскольку механизм правового регулирования может действовать только в режиме законности.

110.Законность в правовой жизни современного общества. Понятие, субъекты, нормативная база. Законность – это явление многогранное и универсальное, соотносимое со всеми институтами правовой системы общества. Она характеризует правовой порядок формирования гражданского общества, является правовым способом взаимодействия государства и общества, структур власти и населения страны, средством приведения общества к согласию, равновесию и благополучию. В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (ст. 15 К-ии РФ). 2. Законность – метод гос. руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом, метод законности предполагает развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. 3. Законность – это гос.-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юр. обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей. Законность – конституционное требование к состоянию правовой системы по реальному выражению права в законодательстве, а также соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права. Правовая база законности может рассматриваться в узком смысле (законодательство) и в широком смысле – законы и подзаконные акты, тяготеющие к соответствию Праву – международным стандартам основных прав и свобод граждан. Современное конституционное право, учитывая прямое действие норм К-ии РФ, становится фундаментом, правовой базой законности (блок норм К-ии). В другом блоке этой базы можно видеть иерархию законов – конституционных законов, основ законодательства (рамочных законов), кодификационных законов, обыкновенных законов. В соответствии с п. 2. ст. 15 К-ии РФ к субъектам относятся органы гос. власти, ОМСУ, должностные лица и после этого – граждане и их объединения. В литературе органы государства, ОМСУ, должностные лица рассматриваются как субъекты законности, а граждане – как субъекты правопорядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.037 с.)