Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция РФ как нормативный правовой акт. Особенности юридической природы.

Поиск

К-ия РФ 1993 года сложилась на пике противостояний социальных сил в России в конце 1993 года. Поэтому она отражает всю противоречивость посттоталитарного развития, которая даёт о себе знать и сегодня. Тем не менее, действующая К-ия – это крупный шаг на пути к формированию современной правовой системы с гуманистическим наполнением, приоритетом личности. К юр.свойствам относятся:

- верховенство К-ии в системе законодательных актов государства и ее высшая юр. сила; - ее прямое действие; - особая правовая охрана К-ии; - особый порядок изменения и пересмотра Конституции. Указанные свойства присущи К-ии РФ и последовательно в ней закреплены. В силу верховенства к-ия:1) является основополагающим источником как КП, так и других публичных и частных отраслей права; 2) активно участвует в правовом регулировании основных сфер общественной и гос. жизни; 3) определяет виды НПА и порядок их принятия; 4) устанавливает порядок действия НПА, принятых до вступления ее в силу; 5) выдвигает требование о том, что гос. органы, ОМСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию; 6) закрепляет, что конституционные конфликты и противоречия, возникающие между различными субъектами права, разрешаются на основе конституционных норм при корректирующем воздействии конституционного правосудия; 7) имеет единственного субъекта своего официального толкования, которое осуществляется на системной основе для обеспечения комплексного воздействия на правовую систему в целом. Характеристика К-ии РФ как акта высшей юр. силы, с одной стороны, подчеркивает на верховенство, с др. – указывает на правило разрешения коллизий, т.е. в случае обнаружившегося противоречия между положениями К-ии РФ и НПА приоритет всегда имеет конституционная норма. Важным юр. свойством является прямое действие К-ии на всей территории РФ. Особый порядок изменения и пересмотра К-ии предусмотрен ст. 134-137 К-ии РФ. Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля. Согласно ст. 71 К-ии РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной К-ии, как гласит ст. 72, входит в предмет совместного ведения Федерации и входящих в ее состав республик.

73.Юридическая природа закона в РФ. Виды законов. Ведущее место и определяющее значение в системе НПА имеет закон. Во-первых, закон принимается исключительно органами законодательной власти (федеральными и субъектов федерации), а также в порядке референдума населением страны. Во-вторых, закон обладает высшей юр. силой, т. е. все другие НПА принимаются на основании и во исполнение закона, а в случаях возникших противоречий между законом и подзаконными актами действует закон. В-третьих, закон регулирует наиболее важные общественные отношения среди всех социальных связей, нуждающихся в урегулировании, с помощью права. В-четвертых, закон обладает высшим авторитетом, он не нуждается ни в чьем одобрении либо утверждении, никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. В-пятых, закон принимается в особом процессуальном порядке, начала которого закладывают ст. ст. 104 - 106, 108 К-ии РФ. В-шестых, закон всегда нормативен по содержанию.

Закон – НПА, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти или населением страны, обладающий высшей юр. силой и авторитетом, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Система законов РФ (законодательство в собственном смысле слова) складывается из различных по значению и правовой системе и по юр.идической силе законов. Внутри законодательства формируется иерархия, соподчинение законов. В зависимости от значимости различают законы: конституционные (базовые), обыкновенные (текущие). К первым относятся: конституции и законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, или необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Текущие законы – это нормативные акты, изданные высшими органами гос.власти, которые регулируют обособленные общественные отношения и издаются в виде кодексов, уставов и текущих законов (к ним относятся ФЗ и законы субъектов РФ).

74.Стадии принятия законов в РФ. Стадии законодательного процесса — относительно обособленные этапы разработки, принятия и опубликования законов, урегулированные нормами КП таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Они детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами КП. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве. К-ей РФ и Регламентами палат ФС РФ предусмотрены следующие стадии.: 1) подготовка законопроекта и внесение его в ГД (право законодательной инициативы принадлежит Президенту, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ по вопросам их ведения.); 2) обсуждение законопроекта в ГД с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично); 3) одобрение СФ принятого ГД закона либо его отклонение; 4) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; 5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение ГД отклоненного СФ закона; повторное рассмотрение СФ и ГД поправок к отклоненному Президентом закону (ст. 104- 106, 108 К-ии РФ)

75.Акты Президента РФ. Виды нормативных указов. Среди подзаконных НПА выделяется роль и значение указов Президента РФ. Их своеобразие подчеркивается в ст. 90 К-ии РФ. По юр. значимости указы делятся на нормативные и индивидуальные (правоприменительные). Нормативные указы содержат нормативные предписания и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный в масштабе страны характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Указы Президета РФ не могут противоречить К-ии РФ и ФЗ, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.). В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

– указы в границах собственных полномочий;

– указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

– указы, подлежащие утверждению СФ (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генерального прокурора РФ).

Распоряжения Президента носят ненормативный характер и принимаются по оперативным вопросам гос. управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

76.Акты Правительства РФ. Очень важны и многообразны по содержанию НПА Правительства РФ. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения.Постановления являются нормативными, принимаются по наиболее важным вопросам, а распоряжения – индивидуальными документами. Эти акты можно подразделить: 1) издаваемые во исполнение Конституции, ФЗ и нормативных указов Президента; 2) акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые НПА и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).Принимаемые им акты: во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и гос.жизни; во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений; в-третьих, вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов. Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

77.Юридическая природа актов Министерств и других федеральных и региональных органов исполнительной власти. В общем объеме правового регулирования большой удельный вес занимают нормативные акты органов исполнительной власти специальной компетенции - министерств, служб, агентств. Эти акты (их традиционно называют ведомственными) чаще всего регулируют отношения, складывающиеся внутри организационных систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на не подчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Минфинансов, мин образования, ЦБ России. НПА издаются ФОИВ в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Важно отметить, что НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат гос. регистрации в Министерстве юстиции.

Кроме актов ФОИВ источником права могут являться нормативные акты гос. органов исполнительной власти, принимаемые на уровне субъектов Федерации. Их многочисленность и разнообразие обусловлены разновидностями систем организации самой исполнительной власти в субъектах Федерации. К нормативным актам этой группы относятся: указы президентов республик, постановления региональных правительств, губернаторов краев и областей, других глав администраций, а также ведомственные нормативные акты региональных органов исполнительной власти. Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

78.Акты органов местного самоуправления. Особенности юридической природы. Весьма существенно расширены полномочия ОМСУ. ОМСУ и должностные лица МСУ по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов ОМСУ, выборных и других должностных лиц МСУ, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ. НПА ОМСУ и должностных лиц МСУ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав МО, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа МО; 3) правовые акты главы МО, местной администрации и иных ОМСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом. Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения. Глава МО в пределах своих полномочий, издает постановления и распоряжения. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации, а также распоряжения. Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом.

79.Юридическая природа договоров нормативного содержания. Их виды и особенности нормоконтроля. В качестве одного из самостоятельных форм права в РФ выступает нормативный договор. Договор нормативного содержания – это соглашение двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате заключения которого устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Такой договор обладает следующими свойствами: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) как правило, возмездность; 7) взаимная ответственность сторон по обязательствам; 8) правовое обеспечение. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно К-ии РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Заметную роль в качестве источника действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно К-ии РФ (ч 3 ст. 11) разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ осуществляется как самой К-ей РФ, так и Федеративным (1992 г) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям К-ии РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно К-ии РФ (раздел II - «Заключительные и переходные положения»), действуют положения Конституции РФ. К разновидностям нормативного договора относятся и различные коллективные договоры между работодателями и профсоюзными организациями в области трудового права, которые выполняют значительную роль при регулировании трудовых отношений.

80.Нормативная природа актов локального регулирования общественных отношений. Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (н-р, правила внутреннего трудового распорядка). Помимо общих черт, присущих всем нормативным актам, локальный нормативный акт имеет некоторые специфические особенности: 1) он имеет подзаконный характер. Его основу составляют правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии с ТК локальные акты вместе с актами ОМС замыкают общую систему источников трудового права; 2) работодатель выступает как основной субъект локального нормотворчества, который может принимать локальный нормативный акт в пределах своей компетенции. При этом в локальном акте воплощение воли работников, связанной с нормотворчеством, поставлено в зависимость от усмотрения работодателя. Локальные акты, специально не предусмотренные законодательством о труде, полностью находятся во власти работодателя, однако он должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников за два месяца до их введения; 3) локальный нормативный акт предназначен только для внутреннего использования в рамках конкретной организации. Локальные нормативные акты наиболее полно регулируют трудовые отношения конкретных работников. Это выражается в том, что при их помощи формируется содержание каждого конкретного трудового договора и устанавливается перечень информации о работниках. Работник в этом случае, помимо вознаграждения за труд, получает дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, которые получает за счет средств организации. Локальный нормативный акт устанавливает правила поведения, свойственные данной организации.

81.Порядок опубликования и реализации актов локального регулирования. Их действие во времени. Законы и подзаконные НПА обнародуются путем опубликования и иным, определенным в самом акте образом. Все НПА, регулирующие права человека нуждаются в опубликовании обязательно. ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат ФС публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ". Акты Президента РФ и акты Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства РФ. В необходимых случаях законы мб оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по радио, телевидению, разосланы соответствующим органам.

Действие НПА во времени. 1. Наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, ФЗ и нормативные акты ФОИВ вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении 10 дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, - по истечении 7 дней после их официального опубликования. Также по истечении 7 дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. 2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. 3. Время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом или в специально принятом по этому поводу акте. 4. Те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия НПА связывается со следующими обстоятельствами: 1) истечением срока действия на который был принят тот или иной акт; 2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; 3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия, Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение: 1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; 2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность; 3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

82.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Действие в пространстве осуществляется по территориальному и экстерриториальному принципам. Территориальный предполагает действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Экстерриториальный принцип означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Н-р, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Действие по кругу лиц предполагает, что нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикционного правотворческого органа (как на граждан государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения: 1) действующее уголовное законодательство распространятся не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей; 2) некоторые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам и т.п); 3) свои особенности имеет действие НПА в отношении иностранцев и лиц без гражданства. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его издания. К тому или иному факту или случаю необходимо применять закон, который действовал в момент, когда произошел данный случай или имел местоданный факт. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права, уверенность граждан в стабильности их правового положения, в прочности правопорядка. В виде исключения закону иногда придается обратная сила, что должно быть специально оговорено в новом законе либо в акте о введении его в действие.

83.Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих НПА с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Целями систематизации являются: 1. создание стройной системы законодательства, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования НПА; 2. устранение устаревших и неэффективных норм права; 3. разрешение юр.коллизий; 4.ликвидация пробелов и обновление. Юр.науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие НПА сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение нормативных предписаний не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания НПА (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. К источникам неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация – это работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юр. норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. На смену ранее действовавшему большому числу юр. нормативных документов приходит новый единый акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Выделяют еще процесс консолидации – это сведение множества НПА в один укрупненный акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание правового регулирования, все действовавшие акты объединяются без изменения или проводится их редакционное совершенствование, устраняются повторы и противоречия.

84.Юридическая техника в правотворчестве. Понятие и значение. Юридическая техника в правотворчестве - совокупность правил, приемов и средств осуществления правотворческих работ, применение которых обеспечивает наиболее полное соответствие формы нормативных установлений их содержанию, доступность и обозримость массива нормативных предписаний, полноту урегулирования общественных отношений. Среди правил и приемов проведения правотворческой работы следует назвать, прежде всего, правила русского языка; правила прохождения документов в правотворческом органе; правила поиска, систематизации, хранения информации; наконец, использование унифицированных стереотипов и реквизитов формируемого документа. В процессе правотворчества следует руководствоваться следующими требованиями к форме проектов:

– логической увязкой текста проекта;

– непротиворечивостью как внутри проекта, так и между НПА;

– экономией нормативного материала при обеспечении полноты урегулирования предмета;

– точностью и ясностью языка текстов нормативных установлений;

– определенностью и единообразием используемых терминов и словосочетаний.

85.Понятие реализации нормативных предписаний. Формы их непосредственной реализации. Реализация права – это претворение, воплощение предписаний юр.норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Это мб активные положительные действия или же бездействие субъекта. Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловлено рядом обстоятельств: 1) разнообразием содержания и характера общественных отношений; 2) различием средств воздействия права на поведение людей; 3) спецификой содержания норм права; 4) положением субъектов в системе правового регулирования; 5) формой внешнего проявления правомерного поведения. Итак, выделяют следующие формы непосредственной реализации правовых предписаний: соблюдение, исполнение, использование права. Соблюдение норм права – воздержание субъектов от совершения действий, запрещенных правом. Это пассивная форма поведения субъектов. В большинстве случаев соблюдение происходит незаметно, обычно не фиксируется. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Исполнение предполагает активные действия субъектов по исполнению возложенных на них юр.обязанностей. В данной форме реализуются обязывающие нормы. Использование норм права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами; это совершение дозволенных правом действий. Никакой ответственности за неиспользование своих прав граждане не несут.

86.Применение норм права как правовая форма деятельности управомоченных субъектов. Применение норм права - организационно-правовая форма гос.деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Выделяют 2 формы правоприменения: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная форма – это властная оперативная деятельность гос.органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе права. Указанная форма есть основной способ организации исполнения положительных велений права. Правоохранительная деятельность – это деятельность уполномоченных на то органов по охране норм права от нарушений. Ее цель – контроль за соответствием деятельности субъектов права юр.предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятие соответствующих мер для восстановления нарушенного порядка, применение гос.принуждения. Особенности правоприменения: 1) это властно-организационная деятельность государства; 2) применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правоотношений (правоприменительных отношений); 3) осуществляется в особых, установленных процессуальным законом, формах; 4) это не одноактное действие, а определенный процесс; 5) всегда сопровождается вынесением индивидуального правового акта.

87.Основания применения норм права. Применение норм права - организационно-правовая форма гос.деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменительная деятельность – это одна из правовых форм гос. деятельности и ей присущи все признаки, характерные для всех других правовых форм. Вместе с тем специфическими признаются условия и предпосылки появления в сфере реализации норм права правоприменителя – органов государства, ОМСУ, должностных лиц и др. К числу таких условий и предпосылок относят: а) возникновение спора о праве (нет возврата долга, наследники не поделили наследуемое имущество); б) совершение правонарушения с необходимостью применения к правонарушителю мер гос. принуждения; в) необходимо властное распоряжение по определению нового правового статуса лица (приказ ректора о зачислении в вуз, назначение на должность, решение диссертационного совета о присвоении учёной степени и т.п.). В этих случаях на пути непосредственной реализации норм права возникают препятствия, которые преодолевает правоприменитель. В ходе его властной деятельности энергия нормативного предписания дополняется энергией властного индивидуального распоряжения – акта применения норм права. Тем самым обеспечивается реализация нормативного предписания иными средствами, в том числе принудительными.

88.Стадии применения норм права. Применение норм права - организационно-правовая форма гос.деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – единый сложный процесс, который состоит из ряда самостоятельных взаимосвязанных действий и имеет двойственную юр.природу: 1) направлен на реализацию норм материального права; 2) опосредован нормами процедурно-процессуального права. Выделяют 4 главные стадии: установление фактической основы дела; установление юр.основы дела (стадия юридической квалификации); принятие решения по делу; исполнение правоприменительного акта. На стадии установления фактической основы дела исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств осуществляется не любыми доступными средствами, а при помощи юр. доказательств, фактов (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т.д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты. Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нормами. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих установить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта. Стадия установления юр.основы дела направлена на решение вопроса о том, какая норма права м.б применена в данном случае. Правоприменитель здесь ищет официальный текст нормы права. При этом проверяются, действует ли норма на момент разрешения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу официального текста НПА, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т.д. Стадия принятия решения (оформления юр. документа) - одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер. Заключительную стадию правоприменительного процесса составляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юр. квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения. На данной стадии реализуется принятое решение.

89.Квалификационные требования к правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность отвечает определенным принципам и требованиям. Требования к правоприменительной деятельности - законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Законность. Правоприменительный орган, разрешая конкретное дело, опирается на одну или несколько норм права, относящихся к делу, строго следуя этим предписаниям и установленным нормами границам. Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. До тех пор пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа. Обоснованность. При вынесении решения проявляются, оцениваются все относящиеся к делу факты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами. Целесообразность. Имеет 2 аспекта. С одной стороны, нормативный акт с т. зр. законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. С др. стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. Справедливость. Предполагается осознание правильности решения дела с т. зр. интересов государства, общества, гарантированных личных прав и свобод. При этом недопустима подмена этих высших интересов др. интересами группы лиц или органа, местническими интересами. Справедливый акт применения согласуется с моральными и др.ценностями общества.

90.Акты применения норм права в системе правовых актов. Акт применения норм права – это официальное решение уполномоченного на то органа по конкретному юр. делу, содержащее гос.-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Акты применения норм права принимаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом. Правоприменительные акты обладают гос.-властным характером и охраняются принудительной силой государства (все, кому адресованы содержащиеся в них конкретные предписания, обязаны соблюдать и исполнять их). Акты применения права носят индивидуальный характер, т.е адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность, исходя из конкретной жизненной ситуации. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Акты применения норм права классифицируются по субъектам принятия (акты представительных органов, акты исполнительных органов, акты правоохранительных органов, акты гос.контроля, акты ОМСУ); характеру правового воздействия (регулятивные – устанавливают права и обязанности (приказ ректора о зачислении), охранительные – устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда)); по предмету правового регулирования (конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, акты применения материального и процессуального права); по юр. значению (промежуточные (вспомогательные), окончательные (основные)); характеру юр. последствий (правоконстатирующие, правоизменяющие, правопрекращающие); форме выражения (акты-документы – приговоры, указы, распоряжения, решения и др; акты-действия – словесные (устные распоряжения начальника) и конклюдентные (жесты постового полицейского); способу принятия (коллегиально или единолично); действия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.02 с.)