Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13. Сущность и функции права.

Поиск

1. Сущность права.

2. Функции права.

3. Право в объективном и субъективном смыслах.

 

 

1. В философии под сущностью любого явления понимается сово­купность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью во­лю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Единого представления о сущности права, присущего всем вре­менам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неиз­менными во все времена и эпохи. В юридической науке сложилось два главных подхода к опре­делению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, ис­пользуя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над об­щенародными, а национальные интересы — над общечеловечески­ми. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматри­вает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не озна­чает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необ­ходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но глав­ным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двой­ственном характере сущности права. С одной стороны, право выра­жает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновре­менно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социаль­ный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общест­ва, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не ис­ключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следова­тельно, право не исключает принуждения, но исключает принужде­ние в форме насилия и подавления. С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общест­венных противоречий. Аналогичное определение сущности права формулирует проф. О.Э. Лейст. Он пишет, что право существует только в неоднородном обще­стве, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сосло­вий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддер­живать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общест­венных отношений, охраняемую государственным принуждением. По мнению О.Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое пере­мирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, ста­бильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный пра­вопорядок, который обеспечивается соответствующим аппаратом судебных и других правоохранительных органов. В юридической литературе предлагается сущность права трак­товать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, доц. В.Л. Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность — в узаконенный произвол. Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспечен­ную государством сбалансированную волю общества, установлен­ную в форме общеобязательных предписаний меры свободного по­ведения человека в типичных социально значимых отношениях. Против такого определения трудно возражать. Однако данная сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не мо­жет не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.

 

2. В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей об­щественного развития. Социальное назначение права — в урегули­ровании, упорядочении общественных отношений, придании им оп­ределенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных ус­ловий для развития общества. Другие ученые полагают, что функции права — это главные на­правления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Однако большинство отечественных ученых считают, что поня­тие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и со­циальное назначение права, и вытекающие из этого назначения спо­собы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует пони­мать основные направления правового воздействия на общест­венные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общест­венные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, напри­мер охранительная функция, присущая уголовному, администра­тивному и другим отраслям права);

правовых институтов;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функ­ции права на внутренние и внешние. Внутренние функции права — это способы юридического воз­действия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юриди­ческие функции права. Внешние функции права находятся как бы за пределами само­го права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую, посредством ее право аккумули­рует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную — способность права выражать определен­ную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и форми­рование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля — стимулирует определенное поведе­ние и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения об­щества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения непра­вомерных действий;

4) информационно-регулирующую — информирует о возмож­ностях того или иного социально значимого поведения и способст­вует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юриди­ческих) функций, то среди них выделяют две главные, или основ­ные, функции — регулятивную и охранительную. При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функ­ция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий. Проф. С.С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую. Регулятивная статическая функция воздействует на общест­венные отношения посредством закрепления их в отдельных пра­вовых институтах или их правового статуса, например закрепле­ние правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правово­го статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д. Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии на общественные отношения посредством оформления их дви­жения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслужи­вание средствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др. Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение неже­лательных, чуждых данному обществу отношений. Охранительная функция проявляет свое действие не только то­гда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут насту­пить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты. Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, ус­тановления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством. В юридической литературе выделяют также неосновные собст­венно юридические функции: компенсационную, ограничитель­ную и восстановительную. Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе неза­конно уволенного, возмещение морального вреда. Ограничительная функция направлена на ограничение некото­рых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства. Не допускается пропаганда социальной, расо­вой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации). Восстановительная функция направлена на восстановление на­рушенного права, прежнего правового положения, возврат неза­конно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, по­скольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица. Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования. Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и органи­заций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряют­ся или порицаются государством. Ориентационное воздействие позволяет выработать у лично­сти правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний. Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

 

3. Как известно, содержание права составляют нормы права, т.е. правила поведения. При этом определяющим, ключевым мо­ментом в содержании права является волевая сторона, т.е. запрограммированность на воплощение в жизнь конкретных моделей поведения участников общественных отношений. Воля — сложная психологическая категория, субъектами кото­рой выступают отдельный человек, объединение людей, т.е. кол­лектив, класс, общество в целом. Воля в праве имеет государствен­ный характер, поскольку правовые нормы создаются специальным аппаратом государственной власти, а содержание права закрепля­ется в формализованном виде — в текстах нормативных правовых актов, а также в других юридических источниках. Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается кри­терий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения. Понятие «объективное право» близко по своему значению поня­тиям «закон», «законодательство», хотя эти понятия (право и за­кон) не тождественны. Вместе с тем объективное право — исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юридические возможности людей и других субъектов общественных отношений. Как объективное явление объективное право обладает качест­вами:

а) всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;

б) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данно­го государства;

в) способностью определять рамки юридической свободы участ­ников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбо­ра варианта действий в пределах, установленных законом;

г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в об­ществе и средством защиты правоотношений.

Надо, однако, иметь в виду, что право представляет собой един­ство объективного и субъективного. Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные пра­ва возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закре­пленных в законах и других нормативных правовых актах. Таким образом, субъективные права являются результатом пре­творения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями. И если объективное право «не прикреплено» к конкретному субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого, кто попадает в сферу действия нормы права, то субъективное право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе объективного права. Например, решение судебного органа, акт гла­вы администрации, решение органа милиции или другого админи­стративного органа и т. д. Для субъективного права характерны:

а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общест­венных отношений;

б) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

в) возникновение в результате правоотношения как его содер­жания;

г) защита и охрана государством.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть ре­зультат реализации объективного права. Объективное право пред­шествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека. Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусст­венным образованием, так как формируется государством, кото­рое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.011 с.)