Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

Поиск

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

1. Предмет и объект изучения теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

3. Функции теории государства и права.

4. Теория государства и права как учебная дисциплина.

5.Методология теории государства и права.

Лекция 2. Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств.

1. Социальная организация первобытного общества.

2. Переход от присваивающей к производящей экономике.

3. Нормативная система первобытного общества.

Лекция 3. Основные концепции происхождения государств.

1. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

2. Города-государства.

3. Другие теории происхождения государства.

Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства.

1. Понятие государства, его признаки.

2. Сущность государства.

3. Социальное назначение государства.

4. Типология государств.

Лекция 5. Власть и её виды. Особенности государственной власти.

1. Общая характеристика власти.

2. Виды власти.

3. Государственная власть.

4. Компоненты государственной власти.

Лекция 6. Форма правления государства. Государственно-правовой режим.

1. Форма государства.

2. Форма правления государства.

3. Государственно-правовой режим.

Лекция 7. Форма государственного устройства. Межгосударственные объединения.

1. Политико-территориальная организация (государственное устройство).

2. Межгосударственные объединения.

Лекция 8. Функции государства.

1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них.

2. Классификация функций государства.

3. Внутренние функции государства.

4. Внешние функции государства.

5. Формы и методы реализации функций государства.

Лекция 9. Механизм государства.

1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства.

2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности.

3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государства.

4. Понятие, сущность бюрократии и её роль в выполнении функций государства.

Лекция 10. Политическая система и место в ней государства.

1. Понятие политической системы.

2. Структура политической системы.

3. Государство в политической системе.

4. Государство и общественные объединения.

5. государство и политические партии.

Лекция 11. Российская государственность.

1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству.

2. Марксистская теория пролетарского государства.

3. Советская форма правления.

4. Современная российская государственность.

Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания.

1. Теологическая теория происхождения права.

2. Естественно-правовая теория происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права

4. Психологическая теория происхождения права.

5. Марксистская теория происхождения права.

6. Основные концепции правопонимания.

Лекция 13. Сущность и функции права.

1. Сущность права.

2. Функции права.

3. Право в объективном и субъективном смыслах.

Лекция 14. Право в системе регулирования общественных отношений.

1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Социальные и технические нормы.

3. Виды социальных норм.

4. Общее и особенное в социальных нормах.

5. Особенности права как нормативного регулятора.

Лекция 15. Право и другие социальные явления.

1. Соотношение государства и права.

2. Право и политика.

3. Право и справедливость.

4. Право и социальные интересы.

5. Ценность права.

Лекция 16. Нормы права.

1. Понятия и признаки нормы права.

2. Структура правовой нормы.

3. Классификация норм права.

4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Лекция 17. Источники права.

1. Понятие источника (формы) права.

2. Виды источников права.

3. Законы как источник права. Виды законов.

4. Подзаконные акты.

Лекция 18. Система права.

1. Понятие системы права. Характеристика её элементного состава.

2. Система отраслей права.

3. Система права и система законодательства.

4. Материальное и процессуальное право.

5. Публичное и частное право.

6. Международное и национальное (внутригосударственное) право.

Лекция 19. Правовые системы современного мира.

1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем.

2. Краткая характеристика правовых семей.

 

Лекция 20. Правотворчество.

1. Понятие, содержание и принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества.

3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс.

4. Пределы действия нормативных правовых актов.

5. Систематизация нормативных правовых актов.

Лекция 21. Правоотношения.

1. Понятие и особенности правоотношений.

2. Состав правоотношений.

3. Юридические факты.

4. Виды правоотношений.

Лекция 22.Теория реализации права.

1. Понятие и формы реализации права.

2. Специфика правоприменительной деятельности.

3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении.

4. Акты применения права, их виды.

5. Юридический механизм реализации права.

6. Пробелы в праве.

 

Лекция 23. Коллизии в праве.

1. Понятие юридических коллизий.

2. Виды коллизий и причины их возникновения.

3. Коллизии норм права и нормативных актов.

4. Способы устранения коллизий. Превентивные меры.

5. Юридическая конфликтология.

Лекция 24. Толкование права.

1. Общее понятие толкования права.

2. Способы (приёмы) толкования права.

3. Виды толкования права.

4. Толкование норм права по объёму.

5. Интерпретационные акты.

Лекция 25. Юридическая техника.

1. Законодательная и правоприменительная техника.

2. Технико-правовые категории.

3. Юридические документы.

 

Лекция 26. Механизм правового регулирования.

1. Понимание механизма правового регулирования.

2. Структура и стадии правового регулирования.

3. Эффективность механизма правового регулирования.

 

Лекция 27. Правомерное поведение.

1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение.

2. Типология правомерного поведения.

Лекция 28. Правонарушения.

1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав.

2. Виды правонарушений, причины их совершения.

Лекция 29. Юридическая ответственность.

1. Юридическая ответственность: понятия и признаки.

2. Виды юридической ответственность.

3. Цели и причины юридической ответственности.

Лекция 30. Законность и правопорядок.

1. Три аспекта понятия законности. Её структура.

2. Принципы законности.

3. Гарантии законности.

4. Конституционная законность.

5. Правопорядок: черты, содержание, функции.

6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления.

Лекция 31. Правосознание.

1. Понятие правосознания и его структура.

2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.

Лекция 32. Правовая культура.

1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия.

2. Функции правовой культуры.

Лекция 33. Государство и гражданское общество.

1. Понятие гражданского общества.

2. Взаимодействие гражданского общества и государства.

Лекция 34. Социальное государство.

1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства.

2. Формирование социального государства в России.

Лекция 35. Правовое государство.

1. Развитие идей правового государства.

2. Признаки правового государства.

Лекция 36. Институт прав человека в России.

1. Общая характеристика. Принципы действия.

2. Классификация прав человека.

3. Юридические обязанности человека.

4. Механизмы защиты прав человека.

Лекция 16. Нормы права.

1. Понятия и признаки нормы права.

2. Структура правовой нормы.

3. Классификация норм права.

4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

 

1. Как уже указывалось, норма права — важнейшая часть соци­альных норм. Она частица права, его важнейший элемент, осново­полагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все правотворчество, процессы реализации и формирования права непосредственно связаны с понятием нормы права. Волевое содержание нормы права выражается в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов. Социально-юридическое содержание нормы права составляют общественное отношение, ставшее предметом правового регулиро­вания, а также юридические средства, используемые при регулиро­вании данного общественного отношения. Содержание правовой нормы облекается в соответствующую форму. Наиболее распространенная форма — юридическое предписание, которое имеет письменную и документальную формы. Иначе говоря, норма права в устной форме не существует, кроме того, нормативное предписание содержится в статьях или частях нормативных правовых актов. Норма права в юридической литературе характеризуется обыч­но единообразно с небольшими нюансами. Например, В.И. Гойман определяет норму права как общеобязательные, формально опреде­ленные предписания и принципы, устанавливающие меру должно­го и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерности такого поведения. Проф. А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы пра­ва: это общеобязательное правило социального поведения, установ­ленное или санкционированное государством, выраженное публич­но в формально-определенных предписаниях, как правило, — в письменной форме и охраняемое органом государства путем кон­троля за его соблюдением и применением предусмотренных зако­ном мер принуждения за правонарушения. Можно привести и другие определения нормы права. В них подчеркивается, что норма права:

1) носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;

2) содержит общеобязательное правило поведения — оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распро­страняет свое действие на всех или на большую группу людей (на­пример, военнослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов;

5) облекается в письменную, документальную форму, связана с определенной процедурой применения (уголовный, гражданский процесс);

6) имеет государственно-властный характер. Предписания нор­мы права представляют собой не пожелание или совет, как действо­вать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязатель­ное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным;

7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюде­ния нормы права государство может применить принуждение;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а воз­лагая обязанности, одновременно предоставляет конкретные права;

9) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в оп­ределенной организации — системе. При этом норма права специа­лизируется на выполнении определенных функций — регулятив­ной, охранительной, поощрительной и др.

 

2. Под структурой нормы права понимается совокупность состав­ляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную са­мостоятельность. Поскольку норма права представляет собой специфический ре­гулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, ка­кие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных усло­виях, какие санкции устанавливает государство в случае невыпол­нения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права — гипо­тезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них де­лает норму ущербной.

В науке было сформулировано уче­ние о логической норме права, под которой понимается выявляе­мое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, ха­рактеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права. Структура логической нормы выражается формулой: «если... то... иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы. Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в ча­стности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам-правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции Российской Федерации; нормы-дефиниции — понятия преступления, наказа­ния, соучастия, цели наказания и др. — в Уголовном кодексе. Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельст­ва, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту. Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представля­ет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует. Санкция нормы права — указание на неблагоприятные послед­ствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, ино­го воздействия на правонарушителей, реакция государства на тако­го рода деяния. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупреди­тельного воздействия, например снос самовольно возведенного объ­екта, отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсаци­онные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение мо­рального вреда, возмещение причиненного вреда и др. В юридической литературе разработана классификация элемен­тов структуры нормы права. Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна­тивные. Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования. Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не прини­мают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы. Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака. Диспозиции нормы права по степени их определенности делят­ся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе форму­лируют правила поведения, например ст. 46 Конституции РФ ч. 1) — «Каждому гарантируется судебная защита его прав и сво­бод», ст. 57 — «Каждый обязан платить законно установленные на­логи и сборы». Относительно-определенные нормы права, устанавливая пра­вило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкрет­ном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 503 ГК РФ, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара; сораз­мерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвоз­мездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков. Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий. Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу по­ведения, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ). Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воз­действия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорит­ся: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора куп­ли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупа­теля от исполнения договора купли-продажи. Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это харак­терно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта нака­зывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет. Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз­можных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет. Наконец, существуют так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, напри­мер, лишение права занимать какую-либо должность или занимать­ся определенным видом деятельности.

 

3. Современное законодательство состоит из разнообразных по ха­рактеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объ­ектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков). Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждо­го вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную дея­тельность государства. Критерии классификации разнообразны. В зависимости от роли норм права в регулировании обществен­ных отношений, т.е. по их функциональной роли в механизме пра­вового регулирования, выделяются две группы норм — нормы-пра­вила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления. Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы и на­правления регулирования, закрепляют правовые категории и поня­тия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они дают осно­вы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах-правилах поведения. Среди таких норм выделя­ют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефини­ции и др. Норм-принципов, норм-начал, норм-целей больше всего в Кон­ституции Российской Федерации. Например, большинство уста­новлений гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» относится именно к таким нормам. Исходные нормы занимают выс­шую ступень в иерархии нормативных установлений. В зависимости от предмета регулирования нормы подразделя­ются по отраслям (уголовно-правовые, административные, граж­данско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Мате­риальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за различные право­нарушения и т. д. Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права. Процессуальные нормы имеют много общего с нормами матери­ального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

— обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовно­го процесса, гражданского процесса, административного процесса;

— обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рас­смотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по тру­довым спорам.

Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как пра­вотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания. По форме предписания, или по методу правового регулирова­ния, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо от­ступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учреди­тельные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта пове­дения, поскольку предписывается только один вариант действий. Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант по­ведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по сво­ему усмотрению, но в законных пределах. Поощрительные нормы — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в ак­тивизации деятельности граждан, организаций в направлении, по­лезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного ре­зультата, он свободен выбирать или нет предписываемое поведе­ние, но обещание государственного поощрения — серьезный сти­мул для достижения указанного в норме результата. Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкрет­ного правомерного поведения, превосходящего обычные требова­ния и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощ­рительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъ­ектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных ус­ловий, возможностей и средств.

По средствам, используемым для регулирования обществен­ных отношений, нормы права принято классифицировать на обя­зывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Напри­мер, согласно Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохра­нять природу, окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам» (ст. 58). Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение определенных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные права или возможности совершать положительные дейст­вия. Например, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосно­венность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.

По выполняемым функциям нормы права делятся на регуля­тивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предпи­сания, устанавливающие права и обязанности участников правоот­ношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, пре­дусматривают меры наказания или иного юридического воздейст­вия на правонарушителя.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести установления, содержащиеся в разд. 2 Конституции РФ «Заключительные и пере­ходные положения». Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Рос­сийской Федерации в соответствие с положениями настоящей Кон­ституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступ­ления». Остальные нормы права принимаются без определения срока их действия, т.е. до отмены их другим актом.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на тер­ритории данного государства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионе­ров, работников районов Крайнего Севера и др. Под нормами общего содержания проф. А.В. Мицкевич понима­ет нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т.е. учреди­тельные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания — нормы, регулирующие конкретные виды обществен­ных отношений.

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др. Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной органи­зации, например правила внутреннего трудового распорядка, поло­жения о проведении конкурсов и др.

В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разно­видности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, свя­занные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъек­тов правоотношений и направленные на защиту прав, законных ин­тересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленно­стью — возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям отно­сится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмот­рением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат — возмещение вреда, ком­пенсацию потерь.

Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру — гипотезу и диспозицию. Санкция как таковая отсутствует, так как следствием несоблюдения правил, пре­дусмотренных в коллизионной норме, будет то, что коллизия не по­лучит своего разрешения. Подробнее о видах и особенностях кол­лизионных норм см. гл. 21 «Коллизии в праве».

Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права — гипотезы, диспозиции и санкции — выделяют абсолютно-опреде­ленные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

 

4. Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом нор­ма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда, воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом причин:

1.Правилами юридической техники, требующими лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ря­да норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона.

2.Необходимостью совпадения духа и буквы закона, т.е. мысль законодателя и словесное ее выражение должны совпадать. Но со временем текст акта может устаревать, поэтому формулировки, со­держащиеся в статьях акта, требуют толкования. И здесь использу­ется анализ всех трех элементов нормы права.

3.Удобство пользования актом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько или, напротив, одна норма размещается в нескольких статьях.

Итак, существует несколько способов изложения норм права в статьях нормативного правового акта. Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда. Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсыл­ка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч. 1) указывается: «Товаром по договору купли-продажи могут быть лю­бые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 настоя­щего Кодекса». А в ст. 129 говорится о том, что объектами граждан­ских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте. Или ст. 518 ГК РФ (ч. 1), по­священная последствиям поставки товаров ненадлежащего качества, дает ссылку на ст. 475 того же Кодекса, которая перечисляет различ­ные последствия передачи товара ненадлежащего качества. Это мо­гут быть и уменьшение покупной цены, и безвозмездное устранение недостатков товаров в разумный срок, и возмещение другой стороне расходов на устранение выявленных недостатков. При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответст­венность за нарушение определенных правил, а те правила, кото­рые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 143 УК РФ «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда», ст. 217 «Нарушение правил безопас­ности на взрывоопасных объектах», ст. 218 «Нарушение правил Учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковос­пламеняющихся веществ и пиротехнических изделий» и др. Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылоч­ном способе указывается конкретная статья, к которой следует об­ращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта. Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права. При абстрактном способе норма моделирует те или иные дейст­вия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ фор­мулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требо­ваний добросовестности, разумности и справедливости». Казуистический способ состоит в том, что моделируемые дей­ствия излагаются путем перечисления или указания на их индиви­дуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препят­ствия к заключению брака: а) наличие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нис­ходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица.

Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники.

 

Лекция 17. Источники права.

1. Понятие источника (формы) права.

2. Виды источников права.

3. Законы как источник права. Виды законов.

4. Подзаконные акты.

 

1. В юридической науке используется два понятия — форма права и источник права. Под формой права понимается офици­альное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний — основание права; его исходное начало, письменный доку­мент, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, ко­торые предопределяют содержание права и форму его выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов,- характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философ­ские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле оз­начает различные способы внешнего выражения норм права. Фор­мальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозна­чает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Миц­кевич). Или другое, но близкое определение: это официально-доку­ментальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значе­ния (проф. В.И. Червонюк).

 

2. Различным государствам известны следующие виды источни­ков права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая док­трина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между госу­дарствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государст­вом обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.014 с.)