Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 15. Право и другие социальные явления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Соотношение государства и права. 2. Право и политика. 3. Право и справедливость. 4. Право и социальные интересы. 5. Ценность права.
1. Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства. Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса. Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права. Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же неспособно существовать без права как регулятора общественных отношений. Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством. Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества. Признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство. В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства. Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве. Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно: 1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.; 2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности; 3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям. Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.
2. Политика, как и право, сложное социальное явление. Она оказывает огромное воздействие на все стороны жизни общества и проникает во все общественные явления и процессы — идеологию, культуру, семейные, нравственные и иные отношения. Значительно ее влияние и на экономику: политика способна сгладить остроту экономических противоречий, своевременно реагировать на экономические потребности, создавать условия для нормального экономического развития; с помощью политических методов определяются наиболее целесообразные пути развития и применения экономических законов. В политике принято выделять объективные и субъективные начала. К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются экономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений. К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам, классам, партиям, к государству и т. д. Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Напомним, что термин «политика» происходит от греческого «полис», что означает город-государство. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства. Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние. Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты. Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем: 1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики; 2) политика — более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях; 3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права. Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время. Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов. Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей. Представляется более правильным исходить из того, что политика и право — два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права.
3. Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым». Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права — это тавтология (Павел, Цельс, II —III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему. Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права. По мысли Г. Гроция, право есть то, что не противоречит справедливости. Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой. Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д. Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т. д. Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного. Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе. Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений. Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости: 1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права; 2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение; 3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил.бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов; 4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания; 5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств; 6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений. Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Но требования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности. В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение. Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.
4. Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права. Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес». В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес». Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному. Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей. По мнению третьих, интерес — это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку оно целиком определяется объективными факторами. Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего. Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть. Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах — в правотворчестве и при реализации права. В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные. Как справедливо указывает проф. Ю.А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование — с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов. Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека. Поэтому одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, оказавшихся в сходной ситуации. Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей. Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей. Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства — установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса. Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса. Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи. В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов: 1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права; 2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.; 3) возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.
5. В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право -это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу. По мнению С.С. Алексеева, право обладает: -социальной ценностью; -инструментальной ценностью; -собственной ценностью. Социальная ценность права заключается в трех моментах: а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени; б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия; в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным. Инструментальная ценность означает, что право: а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства; б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь; в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни. Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов — государства, социального управления, морали и др. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности -свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно: 1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав; 2) добиться активности в поведении и действиях; 3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали; 4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем. Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.
Лекция 16. Нормы права. 1. Понятия и признаки нормы права. 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация норм права. 4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
1. Как уже указывалось, норма права — важнейшая часть социальных норм. Она частица права, его важнейший элемент, основополагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все правотворчество, процессы реализации и формирования права непосредственно связаны с понятием нормы права. Волевое содержание нормы права выражается в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов. Социально-юридическое содержание нормы права составляют общественное отношение, ставшее предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регулировании данного общественного отношения. Содержание правовой нормы облекается в соответствующую форму. Наиболее распространенная форма — юридическое предписание, которое имеет письменную и документальную формы. Иначе говоря, норма права в устной форме не существует, кроме того, нормативное предписание содержится в статьях или частях нормативных правовых актов. Норма права в юридической литературе характеризуется обычно единообразно с небольшими нюансами. Например, В.И. Гойман определяет норму права как общеобязательные, формально определенные предписания и принципы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерности такого поведения. Проф. А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы права: это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, — в письменной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. Можно привести и другие определения нормы права. В них подчеркивается, что норма права: 1) носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью; 2) содержит общеобязательное правило поведения — оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия; 3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей (например, военнослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай; 4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов; 5) облекается в письменную, документальную форму, связана с определенной процедурой применения (уголовный, гражданский процесс); 6) имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение; 8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обязанности, одновременно предоставляет конкретные права; 9) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной организации — системе. При этом норма права специализируется на выполнении определенных функций — регулятивной, охранительной, поощрительной и др.
2. Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права — гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права. Структура логической нормы выражается формулой: «если... то... иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы. Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам-правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции Российской Федерации; нормы-дефиниции — понятия преступления, наказания, соучастия, цели наказания и др. — в Уголовном кодексе. Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту. Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует. Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, например снос самовольно возведенного объекта, отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненного вреда и др. В юридической литературе разработана классификация элементов структуры нормы права. Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернативные. Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования. Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы. Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака. Диспозиции нормы права по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулируют правила поведения, например ст. 46 Конституции РФ ч. 1) — «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», ст. 57 — «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Относительно-определенные нормы права, устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 503 ГК РФ, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков. Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий. Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ). Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздействия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи. Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это характерно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет. Альтернативные санкции содержат указание на несколько возможных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет. Наконец, существуют так называемые кумулятивн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.031 с.) |