Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 19. Правовые системы современного мира.

Поиск

1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем.

2. Краткая характеристика правовых семей.

 

1. В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным ис­торическим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т. д. В со­временном мире насчитывается около 200 государств, следователь­но, около 200 национальных правовых систем. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм пра­ва. Правовая же система — более широкое понятие и наряду с инсти­туциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству. Одновременно с понятием «правовая система» используется по­нятие «правовая семья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, кото­рые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понима­ния нормы права. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи. В юридической литературе были предложены и иные критерии для классификации правовых семей. Например, известный иссле­дователь правовых систем мира, современный французский ученый Р. Давид в свое время предложил для такой классификации два главных критерия: 1) идеологический, к которому он относил рели­гию, философию, факторы экономической и социальной структу­ры; 2) особенности юридической техники. Исходя из указанных критериев Р. Давид выделял три правовые семьи: романогерманскую, англосаксонскую и социалистическую, полагая, что все ос­тальные семьи, которые можно вычленить, представляют собой мо­дификацию этих трех семей. Другие критерии для классификации были предложены немец­ким ученым К. Цвайгертом. Главным критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой сис­темы; своеобразие юридического мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На данной основе К. Цвайгерт выделял восемь правовых семей, или, как он называл, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ис­лама, индусское право, дальневосточное право. Таким образом, своеобразие источников права и идеологиче­ские факторы признаются главными критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять право­вых семей: романо-германская; семья общего права (англосаксон­ская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусуль­манская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая. Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у от­дельных групп семей.

 

2. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецеп­ции (восприятия, заимствования) римского права в XII —XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и сиcтема кодексов, например гражданский, уголовный, процессуаль­ный.

Среди источников права большое место отводится подзакон­ным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным, и следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для реше­ния аналогичных дел. Правовая доктрина играет основную роль в процессе право­творчества. При правоприменении она используется лишь при тол­ковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения извест­ных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений. Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным пра­вом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и консти­туционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов. Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) су­щественно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что глав­ными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обоб­щая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принци­пы — прецеденты, составляющие систему общего права. Помимо указанных семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права — они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каж­дому новому делу нужна новая норма права, но создавать преце­денты вправе не любые суды, а лишь Верховный суд Англии, со­стоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на част­ное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; 6) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости пред­ставляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмот­рении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и воспол­няли пробелы в общем праве и вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право — это право парламентско­го происхождения;

3) придание важного значения формам судопроизводства, про­цессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полно­мочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и админи­стративной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консоли­дирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает ос­таваться прецедентным по своему характеру.

Как уже отмечалось, в структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские коло­нии, а также право США, которое имеет своим источником англий­ское право, но отличается большим своеобразием. Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с преце­дентным правом действует система законодательства. Но законода­тельные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки де­лаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстан­ции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах — и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов — конституции своих штатов.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве само­стоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на нацио­нально-культурных и географических факторах. Самобытность славянской правовой семьи определяется сле­дующими моментами:

самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI —XI вв. имели собственные государст­венные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации; особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основан­ная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллек­тивизма, кооперативности; тесной связью государства и права с православной ветвью хри­стианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности; будучи прямым наследником Византийской империи, славян­ская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позд­нее — рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридиче­ским приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализ­мом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романогерманскую правовую модель, а с другой — правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тя­готение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время ко­лониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии. Другая особенность латиноамериканских государств — заимст­вование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публич­ного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США. К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодатель­ства, т.е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и не­функционированием парламентов.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств — Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию и отличает­ся большой самобытностью. Несмотря на близость к континенталь­ной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романогерманскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняет­ся сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое со­трудничество данных государств. Для скандинавской правовой семьи характерно развитие коди­фицированного законодательства, ему не присущ прецедент как ис­точник права, не придается, как в английском праве, большое зна­чение процедуре и процессуальным нормам.

Мусульманское право относится к религиозным правовым сис­темам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, тер­минов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. Особенности мусульманского права состоят в следующем.

1.Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяс­нении и толковании для практического использования. По содер­жанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо пода­вать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2.Выделяются четыре главных источника мусульманского пра­ва: Коран — священная книга мусульман, где собраны речи и про­поведи пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источ­ник — Сунна — сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-рели­гиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник — Иджма — согла­сие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник — Кияс (Кийяс) — суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не мо­жет противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3.В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусуль­манское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению су­дьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается просто­той, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требова­ния, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций. Семейное право представлено «правом личного статуса» и регу­лирует не только семейные, но и наследственные и некоторые дру­гие отношения. Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религи­озном комплексе — индуизме и составляет одну из религиозно-тра­диционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Ма­лайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении. Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регули­рующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи харак­терны:

1.Связь с кастовой системой, основной догмой которой являет­ся положение о том, что все люди с рождения разделены на опреде­ленные социальные иерархические группы — касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мо­раль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосова­нием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них — отлучение от касты.

2.Источником права и религии считаются веды — сборники ин­дийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по су­ществу, правила поведения.

3.Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества от­дельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имуще­ства. Поэтому в период британской колонизации, даже после введе­ния системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4.Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на тру­ды и комментарии ученых, представлявших собой описание обыч­ного права.

5.После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского пра­ва, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право ин­дусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследова­нии, об усыновлении и др., которыми современные судьи руково­дствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается касто­вых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содер­жит «вызов национальному правосудию».

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государ­ства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъ­ективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права — идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа уста­навливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал. В соответствии с африканским обычным правом брачный дого­вор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть соб­ственником земли, противоречит существующим обычаям. Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе. Таким образом, в обычном праве регулирование сводится пре­имущественно к сфере частного права — семейных отношений, обя­зательств гражданского характера, наследования, отношений зе­мельной собственности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отно­шения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные су­ды, которые разбирали споры на основе обычного права. После об­ретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других — временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Не­которые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мада­гаскар, Сенегал, Нигерия).

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др. Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрица­тельное отношение к праву вообще. Японцы, например, традицион­но отождествляют право исключительно с уголовным законода­тельством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, доб­ровольного соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочита­ют решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд об­ращаются после того, как исчерпаны все другие способы разреше­ния конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между сами­ми людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфлик­тов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают об­разцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, со­гласно которой основная ячейка общества — семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколь­ко на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не уда­лось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии. Япония избрала путь кодифицированного законодательства с пре­имущественным влиянием романо-германской правовой семьи; пре­цедент не является источником права, а главным источником счита­ется закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Струк­тура японского права — отраслевая. К основным отраслям относят­ся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; тру­довое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, нацио­нальная правовая система Японии представляет собой сложное пе­реплетение действия законодательных актов и традиционных пред­ставлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрь­ской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистиче­ских государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

является идеологизированным типом права, поскольку основы­вается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социали­стического права как высшего типа;

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет сво­ей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, — пролетариата и крестьянства. В действитель­ности формально декларируемые цели права сводятся к закрепле­нию интересов партийно-государственной верхушки;

устанавливает узконормативное понимание права, отождеств­ляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы на­селения;

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются глав­ным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заня­ла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение государствен­ного имущества в уголовном законодательстве устанавливается бо­лее строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую дея­тельность и распределение социальных благ;

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключи­тельность. В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалисти­ческие по своему характеру конституции и законы.

 

Лекция 20. Правотворчество.

1. Понятие, содержание и принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества.

3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс.

4. Пределы действия нормативных правовых актов.

5. Систематизация нормативных правовых актов.

 

1. Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права. Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене норма­тивных правовых актов. Правотворчество представляет собой:

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус обще­обязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество — это государственная по своему характеру деятельность, направ­ленная на регулирование общественных отношений, совершенство­вание действующего законодательства, установление новых поряд­ков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общест­венных отношений, формулированием правил поведения, опреде­лением механизма их реализации и рядом других процессов, тре­бующих больших знаний, умения, профессионализма;

процессуальную деятельность. Она имеет определенные ста­дии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процес­са правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинте­ресованными органами и лицами, с действующей системой законо­дательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: закон­ность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, сис­темность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными. Принцип законности предполагает: принятие нормативных правовых актов только теми субъекта­ми, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах; оформление определенной процедурой; выбор формы акта должен соответствовать содержанию прини­маемого акта; новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможно­сти принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законо­проекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует воз­можность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями.

Принцип научности включает в себя: разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых ак­тов и норм; учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой; учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требу­ет специальных знаний, навыков, умения и даже определенного та­ланта.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотвор­ческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законода­тельства, не противоречить действующим актам, не содержать кол­лизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие дан­ной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. По­следнее — более широкое понятие, чем правотворчество, и вклю­чает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление по­требности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, право­творчество есть завершающий этап процесса правообразования, ре­зультат правообразования и его конечный результат.

 

2. В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправле­ния, непосредственное правотворчество народа (референдум), деле­гированное правотворчество, локальное правотворчество. Законотворчество — один из распространенных и ведущих ви­дов правотворчества.

Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избирае­мые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют ис­ходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на осно­ве и во исполнение законов. Характеристика законов и их виды подробно рассмотрены в главе об источниках права, поэтому огра­ничимся приведенными положениями.

Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органа­ми исполнительной власти. Оно предназначено для детализации за­конов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оператив­ного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти. Каждый исполнительный орган власти принимает только те ак­ты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) принято от­носить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку рефе­рендум является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Для непосредственного правотворчества характерны следую­щие особенности:

1) решения референдума обладают высшей юридической силой;

2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и мо­гут быть отменены только другим референдумом;

3) референдум основывается на принципах свободы и добро­вольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъяв­лением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

4) организация и проведение референдума осуществляются го­сударством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

Делегированное правотворчество относительно новый для на­шей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федерации не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать право­творчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать норма­тивные акты по вопросам местного значения. Это право делегирова­но им государством.

Собственное правотворчество органов местного самоуправле­ния, как уже указывалось, можно отнести к делегированному право­творчеству. Государство своим законодательством наделило предста­вительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные право­вые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муни­ципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативно­го содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государст­венными органами на добровольной основе и служат базой для при­нятия других правовых актов и совершения юридических действий. Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работни­ков, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворче­ство относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на из­дание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленче­ские задачи. Локальные акты издаются руководителями организа­ций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридиче­ского действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

 

3. Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность, процессуальность, стадийность. В литературе называют разное число стадий — от трех до шес­ти — девяти. Так, в учебнике «Теория госу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.014 с.)