Лекция 34. Социальное государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 34. Социальное государство.



1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства.

2. Формирование социального государства в России.

1. Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 г. На Западе идея социального государства возникла вслед за иде­ей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивиду­альной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое не­равенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентиро­ванной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределитель­ные процессы, достижения социальной справедливости, сглажива­ния социального неравенства между членами общества.

Конституционное закрепление термин «социальное государст­во» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации — земель. Существенные эле­менты самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным право­вым государством. Таким образом, понятия «правовое и социаль­ное государства» здесь тесно связаны и предполагают друг друга Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое госу­дарство социально-правовым. Это предполагает, что действия го­сударственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан — право на труд, на пропорциональное вознаграж­дение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку свя­заны с реализацией социальных программ государства, и постоян­ной деятельности государственных органов. Общественные ожида­ния в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, произ­водящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере.

Принцип социального государства в той или иной форме за­крепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Да­нии, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденст­вия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди об­щих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лей­бористскому правительству. Этот план послужил своего рода моде­лью для других западных государств послевоенной Европы.

Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содер­жат в себе защиты личности от негативных социальных последст­вий. Более того, социальная сфера в период формирования и раз­вития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е. каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспо­собности и т. д. Немецкий историк Г. Риттер классифицировал социальное го­сударство на три типа:

первый тип — так называемое позитивное государство, в кото­ром социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует соци­альную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля;

второй тип — собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантиро­вания со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех;

третий тип — государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Надо отметить, что указанные типы социального государства нигде в мире не были реализованы, а лишь отражают тенденции в изменении государственной социальной политики. Вместе с тем Г. Риттер отмечал, что социальное государство носит двойствен­ный характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способ­ствует росту реальной свободы человека, а с другой — таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы предпри­нимательства. Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что по­зволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что вы­ражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого го­сударство служит инструментом проведения социально ориентиро­ванной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных про­грамм и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищен­ность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязан­ность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекаю­щих из права собственности, и др., что позволит государству вы­полнять свои социальные задачи.

Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции:

поддержки социально не защищенных слоев населения (безра­ботных, пенсионеров, инвалидов и др.);

охраны труда и здоровья людей; поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

сглаживания социального неравенства путем перераспределе­ния доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;

поощрения благотворительной деятельности (посредством раз­нообразных льгот);

финансовой и иной поддержки фундаментальных научных ис­следований и культурных программ;

борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, пере­квалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;

обеспечения компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

 

2. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридиче­ски неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материаль­ную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.

Что касается свободного развития человека, то оно предполага­ет, во-первых, равный доступ к ценностям культуры; во-вторых, гарантированность личной безопасности человека; в-третьих, физи­ческое, умственное и нравственное совершенствование личности.

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий:

гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;

охрана здоровья и труда граждан;

государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

государственная поддержка людей с пониженной трудоспособ­ностью — инвалидов, пенсионеров;

развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т. д.).

Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития — экономического, культурного, социального — может устанавливать и другие. Конституционное положение о том, что Россия — социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясня­ется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданско­го общества, сниженным представлением о справедливости и равен­стве и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.009 с.)