Расчет эффекта замещения по проекту производст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет эффекта замещения по проекту производст




 


 


 


Показатели Значения показате
1. Длительность шага, мес.                            
2. Время от пуска завода, лет 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0              
3. Объем производства продукции для государственных нужд, комплектов                            
4. Закупочная цена без НДС, включая доставку, тыс. руб./комплект                            
5. Срок службы комплекта, лет                            
6. Закупочная цена заменяемой продукции без НДС, включая доставку, тыс. руб./комплект                            
7. Срок службы заменяемой продукции, лет                            
8. Количество ученических мест, оснащенных продукцией предприятия, тыс. мест                            
9. Количество комплектов заменяемой продукции для оснащения этих ученических мест                            
10. Затраты на оснащение ученических мест продукцией завода, млрд. руб. (стр. 3 х стр. 4 / 1000) 124,9 146,3 151,3 151,3 151,3 134,8 134,8              

 


 

Показатели Значения показателей
11. То же заменяемой продукцией (стр. 9 х стр. 6 / 1000) 95,3 111,7 115,5 210,8 322,6 438,1 553,6 669,1            
12. Экономия бюджетных средств при закупке продукции предприятия, млрд. руб. (стр.11 - стр.10) -29,5 -34,6 -35,8 59,6 171,3 303,3 418,8 534,3            
Переменные налоги:                            
13. • в млрд. руб. 42,3 52,1 54,3 54,6 55,3 49,7 48,5 48,6            
14. • в % к цене продукции (стр. 13/стр. 4х 1000) 33,9 35,6 35,9 36,1 36,5 36,9 36,0 36,1            
15. • в % к цене заменяемой продукции 38,1 38,1 38,1 38,1 38,1 38,1 38,1 38,1            
16. Поступления в бюджет переменных налогов при закупке заменяемой продукции, млрд. руб. 36,3 42,6 44,0 80,3 122,9 166,9 210,9 254,9            
17. Изменение ("+" — увеличение, "-" — уменьшение) налоговых поступлений при отказе от закупки заменяемой продукции, млрд. руб. (стр. 13 - стр. 16) 6,0 9,5 10,3 -25,7 -67,6 -117,2 -162,4 -206,3            
18. Итого.эффект замещения -23,5 -25,1 -25,5 33,9 103,7 186,1 256,4 328,0            

714 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

налогов, уплачиваемых по проекту, и той, которая имела бы место при отказе от реализации проекта (строка 17). Общая величина эффекта замещения (строка 18) определена как сумма бюджетных эффектов от повышения долговечности продукции и от изменения размера налоговых поступлений1.

16.2. Проекты совместной производственной деятельности

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми.

Дуглас Норт

Обычно инвестиционный проект ориентирован на одного основного участника, который разрабатывает и реализует проект. Остальные участники играют при этом вспомогательную роль, обеспечивая финансирование проекта, поставку сырья или сбыт продукции. Между тем возможны и нестандартные ситуации с несколькими основными участниками. Таковы, например, проекты с использованием лизинга (см. ниже, раздел 16.5). Приведем и другие примеры.

ПРИМЕР 16.2. Проект предусматривает создание двух предприятий, одно из которых будет производить некоторую продукцию, а второе — необходимые для первого сырье или комплектующие изделия. По такому проекту надо оценить его реализуемость и эффективность для обоих предприятий. Важно также иметь в виду, что вследствие неаддитивности налоговой системы коммерческий эффект проекта в целом будет зависеть от того, по каким ценам второе предприятие продает сырье или комплектующие изделия первому предприятию.

ПРИМЕР 16.3. Создается предприятие по производству колбасных изделий. В целях обеспечения (или расширения) сбыта своей продукции предусматривается, что его оптовые покупатели (продовольственные

1 Помимо эффекта замещения, в расчетах бюджетной эффективности подобных проектов необходимо учесть также доходы и расходы бюджета, связанные с государственной поддержкой проекта, поступления налогов и пошлин в период строительства и поступления в бюджет прочих налогов, не отнесенных к переменным. В приводимой таблице соответствующие обстоятельства не отражены и общая величина бюджетного эффекта (с учетом и без учета дисконтирования) не показана.


Глава 16. Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 715

магазины) бесплатно оснащаются холодильниками. Здесь надо учесть влияние проекта на объемы и периодичность поставок продукции оптовым покупателям, размеры запасов продукции у производителя и у покупателей, объем дебиторской задолженности. Одних только показателей создаваемого предприятия для адекватной оценки эффективности проекта недостаточно.

Как видно из первого примера, в расчетах эффективности могут встретиться ситуации, когда взаиморасчеты между участниками проекта осуществляются не по рыночным, а по специальным внутренним (трансфертным, см. раздел 3.1) ценам. Эти цены не обязательно должны задаваться в исходной информации — они могут определяться и в процессе расчетов эффективности. Обратим внимание, что использование трансфертных цен предполагает и механизм перераспределения получаемой прибыли. Такой механизм может быть двояким.

1. Дополнительная прибыль остается у потребителя или аккумулируется в структуре более высокого уровня, что позволяет ей управлять денежными потоками и централизованно определять рациональные направления инвестирования получаемой прибыли.

2. Дополнительная прибыль делится между покупателем и продавцом. Одна из возможных схем такого раздела сводится к тому, что разница между рыночной и трансфертной ценами рассматривается как специфическая форма товарного кредита покупателю. При этом, получив выручку от продажи своей продукции, покупатель должен возместить поставщику разницу в ценах и, кроме того, уплатить определенный процент (ставка такого "трансфертного" процента должна быть меньше ставки процента по кредитам коммерческих банков, но больше ставки процента по депозитам — в противном случае покупатель предпочтет пользоваться банковским кредитом либо продавец предпочтет вносить средства на депозит). Подобную схему рационально использовать в проектах, реализуемых в рамках соответствующей структуры более высокого уровня (крупной корпорации или финансово-промышленной группы). Рациональный уровень трансфертной цены при этом может быть определен по критерию максимального интегрального дисконтированного эффекта этой коммерческой структуры.


716 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

16.3. Проекты, требующие государственной поддержки

Если я жалуюсь на отсутствие поддержки, это верный признак, что я ее не заслуживаю.

Эдмунд Берк

Выше неоднократно говорилось о том, что участником проекта, может быть и государство, оказывающее поддержку проекту в той или иной форме. В данном разделе мы рассмотрим более подробно вопрос о том, какие могут быть формы государственной поддержки проекта и как учитывать эту поддержку в расчетах эффективности.

Прежде всего отметим, что такая поддержка может оказываться как проекту в целом, так и отдельным участникам проекта. Формы ее также могут быть разными, например:

• предоставление дотаций; прямое бюджетное финансирование отдельных р^абот, предусмотренных проектом;

• предоставление льготных кредитов;

• предоставление налоговых и таможенных льгот;

• предоставление разрешения на реализацию проекта или участие в нем, на экспорт производимой продукции, на добычу необходимого сырья и т. п.;

• предоставление участнику тех или иных ограниченных ресурсов, распределение которых входит в функции органов государственного управления (квот, разрешений на транспортировку газа или нефтепродуктов по экспортным трубопроводам и т. п.); передача в собственность или временное (на срок реализации проекта) пользование того или иного государственного имущества, включая и земельные участки;

• предоставление государственной гарантии на закупку определенного объема производимой продукции для государственных нужд или на получение кредита в коммерческом банке;

• предоставление иностранным и российским инвесторам государственных гарантий инвестиционных рисков.

Примечание. Важно отметить также макроэкономическую необходимость государственной поддержки инвестиционной активности в стране. В этой части, как указано в [35], от государства требуется:

1) установить держателей титулов собственности по всем имущественным активам, включая производственные фонды, землю и природные ресурсы (сейчас титулодержатели многих активов еще неясны и конкурирующие претензии на них не рассмотрены);

2) создать эффективно работающую правовую систему (прежде всего Гражданский и коммерческий кодексы);


Глава 16. Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 717

3) сформировать кредитные организации, которые могли бы финансировать инвестиционные
проекты в реальном секторе экономики (ибо нынешние банки действуют в основном как накопители
краткосрочных финансовых ресурсов);

4) сформировать страховые организации, которые могли бы давать гарантии инвести
ций.

Разумеется, необходимо также надлежащим образом сформировать и "настроить" систему налогообложения, в противном случае интересы инвесторов не будут нацелены на развитие производственного потенциала страны.

Если государственная поддержка проекта носит финансовый характер, то соответствующие денежные потоки учитываются в расчетах бюджетной и коммерческой эффективности обычным способом. Более сложен вопрос учета других форм государственной поддержки.

1. Передача имущества (ргореПу 1гат/ег). Если государство передает участнику проекта свое имущество, это должно рассматриваться как специфическая форма финансирования. Такое имущество должно быть оценено по альтернативной стоимости и учтено в составе притока денежных средств участника проекта. В момент возврата указанного имущества государству остаточная стоимость имущества (также оцененная по альтернативной стоимости) должна быть учтена в составе оттока денежных средств.

2. Государственные гарантии ($Ше %иагап1ее$). Формально государственная гарантия есть некоторая бумага, составление которой не требует сколько-нибудь существенных затрат, а выдача которой не означает одновременного поступления или расхода финансовых ресурсов. Однако это не совсем так. Гарантия является специфической формой обязательства, и чем больше такого рода обязательств взяло на себя государство, тем менее устойчиво его финансовое положение. В этой связи выдача государственных гарантий ограничивается, а любой ограниченный ресурс имеет определенную стоимостную оценку (в качестве такого рода оценки применительно к имуществу или финансовым ресурсам выступает показатель альтернативной стоимости). Таким образом, государственные гарантии также должны учитываться по своей альтернативной стоимости. В качестве первого приближения в этих целях может быть использована плата за получение гарантии коммерческих банков (в настоящее время — не менее 10—15% гарантируемой суммы).


718 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

 

16.4. Проекты, предприятии реализуемые на действующем  
    Каждый больше любит себе подобного. Данте
16.4.1. Основные особенности    
         

При оценке проектов, реализуемых на действующем предприятии, необходимо учитывать следующие их особенности.

1. Для реализации таких инвестиционных проектов могут использоваться имеющиеся на предприятии основные средства, материальные запасы и трудовые ресурсы.

2. Одним из источников финансирования таких проектов может являться амортизация основных средств и прибыль самого предприятия.

3. Норма дисконта, применяемая для расчета показателей эффективности, должна относиться к предприятию в целом. В частности, безрисковая норма дисконта должна учитывать доходность вложений капитала не только вне данного проекта, но и вне данного предприятия, а премия за риск должна учитывать всю деятельность предприятия, а не только риск, связанный с данным проектом.

4. Налоги и льготы по ним, а также возможные графики возврата кредитов, как правило, могут быть точно вычислены только по предприятию в целом, а не по данному проекту. К тому же отдельные виды общепроизводственных (накладных) расходов и некоторые налоговые платежи невозможно прямо разложить на составляющие, связанные и не связанные с реализацией инвестиционного проекта.

5. Реализация проекта оказывает влияние на технико-экономические показатели предприятия в целом и, следовательно, на объем его финансовых ресурсов. Характер и величина такого влияния зависят от эффективности проекта. Оно будет особенно сильным, если проект предусматривает технологические изменения. В этих случаях могут измениться расходы сырья, численность персонала, длительность производственного цикла и т. п., а также высвободиться отдельные виды основных средств, причем не обязательно в том подразделении предприятия, где осуществляется проект.

6. Продолжительность расчетного периода становится в определенной мере условной, ибо прекращение реализации эффективного проекта не означает прекращения деятельности предприятия. С другой стороны, даже реализация эффективного проекта на крупном предприятии может не спасти его от банкротства. Иными


Глава 16. Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 719

словами, условия прекращения реализации проекта на действующем предприятии дополнительно увязываются с финансовыми показателями предприятия в целом.

7. Непосредственным, прямым результатом реализации инвестиционного проекта, осуществляемого в одном из подразделений (цехов, участков) предприятия, является обычно увеличение объема производства промежуточной продукции (работ, услуг), потребляемой другими подразделениями предприятия. Такая продукция нередко не имеет обращения на рынке и, следовательно, не имеет рыночной цены1.

8. Реализация проекта изменяет финансовые показатели предприятия. При этом динамика финансовых показателей по предприятию в целом может не совпадать с динамикой финансовых показателей проекта. Например, проект может давать высокую прибыль на вложенный капитал, в то время как предприятие в целом останется убыточным.

9. Реализация проекта, как правило, не меняет учетной политики предприятия и условий его взаимоотношений с прежними партнерами. Взаимоотношения с новыми партнерами — участниками проекта могут быть другими.

10. Решения по отбору проектов и их реализации принимаются обычно менеджерами, а не собственниками действующих предприятий. Если при этом менеджера оценивают по краткосрочным результатам, то для него "безопасный вариант с весьма скромной доходностью может казаться более привлекательным, чем рискованный и высокоприбыльный проект. В конце концов, опасность для карьеры и вознаграждения менеджера в случае провала может быть более значительной, чем слава в случае удачи. Проблема риска при принятии ответственности за инвестиционные решения стоит особенно остро там, где менеджеры оцениваются с точки зрения краткосрочных бухгалтерских результатов. Немногие менеджеры, зная, что их оценивают по краткосрочным показателям, возьмутся за капиталовложения, требующие длительной раскрутки. Это ведет к конфликту целей, поскольку в долгосрочной перспективе этот проект может быть выгоден организации" [85]. Представляется, что в этой связи оценка менеджера должна производиться исходя из ожидаемого интегрального эффекта от предложенных или отобранных им проектов, т. е. из того же кри-

1 При наличии внутрипроизводственного хозяйственного расчета на промежуточную продукцию могут быть установлены соответствующие трансфертные ("внутрипроизводственные") цены. Использование этих цен для оценки эффективности инвестиционного проекта может привести к ошибочным решениям, поскольку такие цены установлены в условиях монопсонии (наличие единственного потребителя).


720 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

терия, по которому оценивается выгодность этих проектов для предприятия.

Приростной метод

На начальных стадиях разработки инвестиционного проекта, реализуемого на действующем предприятии, допускается приближенная оценка его эффективности приростным методом (тсгетепШ1 теФоф.

При этом методе расчет производится так же, как и для проекта, реализуемого на вновь создаваемом предприятии, с учетом следующих изменений:

• в качестве объема продаж, численности персонала, стоимости основных средств, налоговых выплат и иных объемных показателей проекта принимается обусловленное им изменение соответствующих показателей по предприятию в целом1;

• не учитываются те будущие расходы и доходы, которые возникнут в ходе реализации проекта, но которые возникли бы в том же размере и в случае отказа от него (например, платежи по ранее заключенным договорам);

• при проверке финансовой реализуемости проекта дополнительно учитываются возможности финансирования проекта за счет средств предприятия. В этих целях, как отмечалось в разделе 10.2, в расчет притока средств от операционной деятельности включаются собственные средства предприятия — поступления от деятельности предприятия, не связанной с проектом, размер которых и распределение по шагам расчетного периода должны быть заданы в исходной информации;

• норма дисконта принимается на уровне, относящемся к предприятию в целом, и учитывает не только риск, связанный с данным проектом, но и риски, связанные с другими видами деятельности предприятия.

Приростной метод является приближенным методом оценки инвестиционного проекта на действующем предприятии. Применяя этот метод, как правило, нельзя определить абсолютный эффект осуществления проекта для предприятия, но можно установить, выгоден ли он предприятию, и выявить целесообразность государственной поддержки проекта, ее рациональные размеры и формы. Этот метод рекомендуется применять только для предприятий с относительно устойчивым

1 Такое изменение может быть и отрицательным по знаку (например, если реализация инвестиционного проекта обусловливает сокращение численности персонала или дебиторской задолженности), а также нулевым (если проект не влияет на какие-либо затраты или доходы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.044 с.)