Глава 15. Некоторые задачи оптимизации параметров инвестиционных проектов 673 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Некоторые задачи оптимизации параметров инвестиционных проектов 673



и практическую сложность. Важно, однако, подчеркнуть, что без такой оценки подобные программы всегда будут рассматриваться обществом только как затратные. И если сегодня размеры предотвращенного ущерба оцениваются (и то не всегда) противопожарными службами и изготовителями аварийно-спасательной техники, то завтра такие цифры мы должны слышать и от разработчиков и участников экологических и социальных программ.

В качестве ограничений при отборе и ранжировании проектов могут выступать как экономические (например, ограниченные объемы финансирования), так и социальные (ограничения по уровню занятости населения) и экологические (ограничения по объему вредных выбросов).

Во многих случаях при формировании программ сталкиваются с ограничениями по объемам финансирования. В этом случае оптимизация программы должна включать и установление оптимальной очередности реализации отдельных проектов. При этом имеется в виду, что доходы от реализации одних проектов могут выступать в качестве источников финансирования следующих. Рассмотрим постановку одной из задач такого типа.

Формируется государственная (или региональная, или отраслевая) инвестиционная программа, полностью или частично финансируемая из централизованных средств. В подобных случаях необходимо учитывать меняющиеся по годам максимально допустимые объемы финанси- • рования программы. При этом необходимо не только отобрать проекты, включаемые в программу, но и определить рациональные моменты начала реализации каждого из них. Математическая постановка такой задачи может иметь, например, следующий вид.

В программу необходимо включить некоторые проекты из данной совокупности, определив для каждого из них рациональный момент начала реализации. По каждому п-му проекту, при условии что он будет начат в году 5, известны потребность в финансировании в каждом Г-м году расчетного периода Кт1 и интегральный дисконтированный (к одному и тому же моменту приведения) эффект Эш. Если в некотором;-м году данный проект не только не требует финансирования, но, наоборот, обеспечивает получение доходов, которые частично могут быть использованы на финансирование других проектов программы, то под Кш будем понимать размер соответствующей части этих доходов, взятый со знаком "минус". Известны также максимальные объемы К1 ресурса, которые можно израсходовать на реализацию программы в каждом году^.

Обозначим через х^ величину (булеву переменную), равную 1, если и-й проект начинается в году 5, и 0 — в противном случае. Тогда опти-


674 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

мальные моменты начала проектов определятся из решения следующей задачи:

я^ = О или 1; ^л:^ <1 для всех п; ^1хпзКш < К1 для всех Р,

Х*А^тах- (15.5)

«г5

ПРИМЕР 15-4. Для включения в программу представлено четыре проекта, которые характеризуются величиной общественного эффекта (при норме дисконта 0,09) и потребностью в бюджетном финансировании. Эта информация приведена в следующей таблице.

 

 

 

Номер проекта Общественный эффект Потребность в финансировании по годам
       
           
           
           
           

Максимально допустимые объемы бюджетного финансирования программы в первые 4 года составляют соответственно 60, 65, 70 и 75. Проекты 1 и 2 можно сдвигать на 1 или 2 года вперед, проект 3 — на 1 год. Поэтому в данной задаче неизвестными являются величины хю, хи, х12, х20, х21, х22, х^0, л:31, х40 (например, проекту 1, начинающемуся в году 2, отвечает значение х12 = 1). Оптимальные сроки начала отдельных проектов (т. е. величины х^) определятся теперь из соотношений:

хп5 = 0 или 1 для всех и и 5;

45*10 + 55х20 + 15*30 + Юхао < 60;

20л:10 + 45л:п + 12л:20 + 55х21 + 50л:30 + 15лг31 + 16*40 < 65;

20^5 + 45л:12 + 12л:21 + 35л;22 + ^зо + 50л;31 + 30л:40 < 70;

20л:12 + 12л:22 + 8х31 + Пл:40 < 75;

218*м + 218*и.+ 218^+138Яю + 138*к+
10 1,09 1,092 1,09

138л:,2 лл- 147*з, 10_ + Т09^+ 4 30+ТО9^ + 189**>'=>пих


Глава 15. Некоторые задачи оптимизации параметров инвестиционных проектов 675

Оптимизация инвестиционных программ, по существу, предусматривается и в так называемых моделях оптимизации размещения и развития производства (см., в частности, [34, 48, 70, 71]). Упомянем также приведенные в [112, разд. 5] модель и алгоритмы оптимизации программы капитального строительства при ограничениях на годовые объемы финансирования в условиях, когда варианты строительства отдельных объектов программы различаются сроками начала и окончания строительства и распределением капиталовложений по периоду строительства.

При формировании федеральных и региональных программ ограниченность ресурсов может быть учтена, кроме того, двумя другими способами:

• расходы из федерального бюджета могут быть учтены с учетом повышающего коэффициента, отражающего дефицитность таких ресурсов;

• в расчеты может быть заложена более высокая норма дисконта (этот прием применим при оценке региональной эффективности проекта).

Как отмечалось ранее, решения о включении или невключении в программу независимых проектов могут приниматься отдельно по каждому проекту. При этом должен осуществляться предварительный выбор наилучшего из имеющихся альтернативных вариантов каждого проекта. Иная ситуация с взаимозависимыми проектами. Здесь весь комплекс проектов, включаемых в программу, должен оцениваться совместно, как один "большой" проект. Это сближает расчеты эффективности инвестиционных программ с расчетами эффективности проектов на действующих предприятиях.

Оптимизация инвестиционных программ приводит к сложным математическим моделям с большим числом разнотипных ограничений. Этому вопросу посвящена огромная литература, из которой укажем лишь [87, 112, 120, 176].

Примечание. Наряду с инвестиционными в государственные органы нередко представляются на рассмотрение программы иного типа, иногда называемые "институциональными". Как правило, они содержат достаточно четко сформулированную цель и конкретные мероприятия, направленные на ее достижение, среди которых значительное место составляют меры по изменению действующего законодательства и требования по государственной поддержке тех или иных структур или видов производств. От инвестиционных программ они отличаются следующими аспектами:

1) отсутствуют какие бы то ни было оценки эффективности важнейших проектов программы и программы в целом. Проектные материалы по большинству проектов отсутствуют;

2) обязательным элементом программы обычно является создание за государственный счет какой-либо структуры (фонда, банка, лизинговой компании);

3) многие проекты предусматривают частные инвестиции, однако заинтересованность частных инвесторов в финансировании таких проектов ничем не подтверждена. Постулируется, что предложенные меры государственной поддержки обязательно привлекут инвесторов к реализации каждого из проектов программы;


676 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

4) в числе инициаторов и участников программы часто выступают местные власти, однако какие-либо имущественные гарантии для других участников программы они не предоставляют — программа предусматривает лишь гарантии федерального правительства;

5) сроки реализации мероприятий указаны, но отсутствует механизм их ранжирования и последующего отбора, а следовательно, и механизм корректировки программы по ходу ее выполнения.

Разработкой таких программ ограничиваться нельзя, и необходимо составлять нормальные инвестиционные проекты согласно [77].

15.5. """Оптимизация управления активами и норма дисконта

Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелецплут.

Роберт Берне

Трактовка нормы дисконта как доходности наилучших альтернативных и доступных направлений инвестирования является, по-видимому, общепринятой. В расчетах эффективности конкретного проекта или программы она выступает в качестве важного параметра "окружающей экономической среды". Однако сама эта норма в чистом виде в "окружающей среде" не присутствует, проявляясь с теми или иными отклонениями в "наблюдаемых" финансово-экономических показателях (процентных ставках, фьючерсных котировках и т. п.). Именно поэтому так трудно дать какие-либо конкретные рекомендации о том, как "извлечь" эту норму из "окружающей среды". Между тем имеются математические модели, позволяющие более глубоко объяснить взаимосвязи между нормой дисконта и характеристиками окружающей среды. Некоторые наиболее простые модели такого рода излагаются ниже. Все они базируются на одном общем положении: да, норма дисконта отражает доходность наилучших альтернативных и доступных направлений инвестирования, и чтобы узнать, чему она равна, необходимо в явном виде охарактеризовать все альтернативные и доступные направления инвестирования, а затем выбрать наилучшее из них. Другими словами, предметом рассмотрения надо сделать не только оцениваемый проект, но и некоторую часть "окружающей среды".

Обратим теперь внимание, что оцениваемые нами инвестиционные проекты обычно уникальны, неделимы и нетиражируемы. Если данный проект обеспечил в некотором году получение дохода в 157 единиц, трудно надеяться, что найдется другой эффективный инвестиционный проект, для которого в том же году понадобятся вложения именно в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.012 с.)