Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации



Наука всегда оказывается неправой. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Бернард Шоу

При оценке эффективности инвестиционных проектов может возникнуть необходимость учета специфических особенностей организационно-экономического механизма их реализации. В настоящей главе рассматривается специфика расчетов эффективности в четырех ситуациях:

• проект предусматривает производство продукции для государственных нужд;

• участником проекта является действующее предприятие;

• реализация проекта предусматривает аренду (лизинг) основных фондов;

• взаимоотношения инвестора и государства устанавливаются соглашением о разделе продукции.


Глава 16. Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 707

16.1. Проекты производства продукции для государственных нужд

Правительство не решает проблем, оно их финансирует.

Рональд Рейган

Добрым словом и револьвером вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом.

Аль Капоне

Продукция, производимая в соответствии с проектом, может не только реализоваться на свободном рынке, но и закупаться государством. Наличие государственного заказа на производство продукции обеспечивает большую устойчивость рынка сбыта и в то же время увязывает финансовое положение предприятия с финансовыми возможностями государства. Указанные обстоятельства соответственно изменяют уровень риска, связанный с проектом, и должны быть учтены при оценке его эффективности (см. главу 11).

Если же проект не только предусматривает производство продукции для государственных нужд, но и требует государственной поддержки, оценка его эффективности имеет, кроме того, ряд особенностей.

Начнем с того, что общественная и региональная эффективность такого проекта определяются исходя из рыночных цен на всю производимую продукцию с учетом требований пп. 9.1.1 и 10.5.2. В то же время условия предоставления государственной поддержки могут предусматривать льготные условия продажи продукции государству по сравнению с другими покупателями. Это ведет к перераспределению ЧДЦ проекта в пользу государства. В подобных ситуациях (кроме расчетов общественной эффективности) необходимо учитывать, что рыночная цена продукции может отличаться от той, по которой она закупается государством. Закупочная цена является предметом соглашения предприятия с государством и должна одновременно обеспечить:

• финансовую реализуемость проекта и как следствие получение прибыли от функционирования предприятия, достаточной для погашения кредитов, осуществления текущих инвестиций и создания необходимых финансовых резервов;

• конкурентоспособность продукции предприятия;

• возможно больший положительный бюджетный эффект.

Практически это делается путем проведения вариантных расчетов эффективности проекта при разном уровне и динамике проектируемых закупочных цен. При этом нижний предел цены продукции должен обеспечивать приемлемую эффективность участия предприятия в проек-


708 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов

те и допустимый уровень безубыточности производства (см. раздел 11.8). Верхним пределом цены продукции, имеющейся на внутреннем или мировом рынке, является отпускная цена такой продукции, установленная предприятиями—производителями или поставщиками. По продукции, отсутствующей на рынке или недоступной, верхний предел цены устанавливается в техническом задании на проектирование (например, в виде предельного уровня рентабельности) или согласовывается с государственными органами.

Далее, одним из основных аргументов в пользу государственной поддержки проекта становится его бюджетная эффективность. При определении показателей бюджетной эффективности подобных проектов в дополнение к указанным в разделе 10.6 денежным потокам (бюджетные расходы по поддержке проекта, налоговые поступления в бюджет и др.) необходимо учитывать прямой и косвенный эффекты замещения (сИгес1гер1асетеп1е]$ес1, т<Игес1гер1асетеп1е$ес1) продукцией предприятия традиционно закупаемой государством продукции.

Прямой эффект замещения отражает экономию государственных расходов на закупку продукции данного предприятия по сравнению с закупкой эквивалентного количества аналогичной продукции на внутреннем и/или внешнем рынке, косвенный — разницу в доходах бюджета (от поступлений НДС, акцизов и пошлин) по этим вариантам.

Исходной информацией для расчета прямого эффекта замещения являются данные о потребительских характеристиках и прогнозируемых закупочных ценах аналогичной продукции. Продукция предприятия может быть товаром однократного или длительного пользования — для них расчет эффекта замещения производится по-разному.

А. В первом случае прямой эффект замещения определяется в следующем порядке:

1. По каждому виду продукции-аналога определяется коэффициент эквивалентности, выражающий количество единиц этой продукции, заменяющей (в сфере конечного государственного потребления) одну единицу продукции проектируемого предприятия.

2. В расчет принимается один (замыкающий) вид продукции-аналога, по которому произведение цены и коэффициента эквивалентности является наименьшим.

3. Для каждого га-го шага прямой эффект замещения рассчитывается по формуле

Э^=Цттат-к-Ут-(цт-Ц^/г}ут,

где Цт! ]\%— цена соответственно продукции предприятия и продукции-аналога на га-м шаге (без учета НДС, акцизов и пошлин); Ут — проектируемый объем закупок продукции предприятия на га-м шаге; к коэффициент эквивалентности для продукции-аналога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.004 с.)