Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онеры имеют с точки зрения стоимости их человеческого

Поиск

капитала больше общих черт, чем различий, ассоциируе_

Мых с половым признаком.

При кластеризации персонала российских компаний

труда следует учитывать его важную особенность – разру_

шенную преемственность поколений в сфере трудовой мо_

Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала

тивации. Дело даже не в том, что разные кластеры (напри_

мер, молодые и пожилые) имеют разные ценностные ори_

ентировки и по_разному относятся к организационным

ценностям (ценности не всегда проявляются в организаци_

Онной и социальной практике), а в том, что их различие

затрудняет конструктивную профессиональную коммуни_

кацию. Это обстоятельство существенно, поскольку про_

тиводействует формированию полноценного профессио_

нального сообщества и препятствует эффективному ис_

пользованию совокупного человеческого капитала органи_

Зация в новых экономических условиях.

Рассмотрим подробнее особенности выделенных клас_

Теров и сформулируем основные направления кластерных

Различий персонала организаций в соответствии с теорией

Стоимости человеческого капитала.

Первый кластер персонала организации включает

представителей молодежной культуры (потребителей эпо_

хи постмодерна). Возрастные различия данного кластера

могут быть достаточно высоки, что связывается с культур_

Ными предпочтениями его представителей. Итак, речь

Идет о молодежной культуре – культуре современных,

«прогрессивных», достаточно прагматичных и критичес_

ки оценивающих реальность молодых людей, стремящих_

ся различными способами подчеркнуть свою самостоя_

Тельность и индивидуальность.

В последние годы произошли существенные изменения

В жизни «рядового» представителя молодежи. Активное

Использование компьютеров и телекоммуникационных

возможностей, новые взгляды на образование и работу, и

Кардинальные изменения системы ценностей в отношении

Таких базовых понятий, как семья, религия, любовь,

Кластерный анализ человеческого капитала

Дружба и т. д. Эти многочисленные изменения неизбежно

становятся источником внутренних личностных противо_

Речий, что в результате формирует совершенно особую,

новую молодежную культуру. Возникают антагонистичес_

Кие противоречия между двумя фокусами: внутренним

Фокусом, направленным на самого себя, на собственную

Личность, на глубинную индивидуальность, и внешним

Фокусом как отражением себя в окружающем мире, т. е.

рефлексией, формирующей «себя для других». Внутрен_

ний фокус – это то, каков есть индивид на самом деле, ка_

ким он желает оставаться для самого себя. Внешний фо_

кус – это то, каким индивид желает казаться для окружа_

ющих или каким он, по каким_либо причинам, должен

быть для окружающих (рис. 2.2.1).

Рис. 2.2.1. Внутренний и внешний фокусы мироощущения молодежи

Между этими двумя субъективными фокусами проис_

ходит постоянная борьба, в результате которой представи_

тель эпохи постмодерна выдвигает противоречивые, аб_

сурдные, зачастую нелепые, «виртуальные» требования к

Себе и к окружающему миру. Именно здесь базируются

причины общего «бескультурья» молодежи (а точнее, от_

Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала

вержение общепризнанных культурных и организацион_

Ных ценностей), завышенной самооценки и высокого

уровня притязаний (а зачастую показной развязности, не_

уверенности в себе и скрытого комплекса неполноценнос_

ти), нерациональных действий и экономической несамо_

Стоятельности.

Абсурдные «нелепости», противоречия, слабо поддаю_

щиеся объяснению можно обнаружить, если:

1. Составить список слов, фраз, выражений, описа_

Тельных терминов, отражающих молодежную культуру,

т. е. то, что «у всех на слуху» и без чего невозможно пред_

Ставить себе жизнь представителя современной молодежи.

2. Произвести попытку психологической декомпози_

ции: что в действительности могут означать эти описа_

тельные слова, термины, выражения, понятия. Это – спо_

Соб понять, каков истинный смысл данных культурных

артефактов, как эти артефакты способны объяснить пове_

Дение, мотивацию, стремления представителя данной

Культуры в организации.

Для объяснения того, что означает понятие «молодеж_

ная культура» как сегмент рынка труда, кластер персона_

Ла современной организации и его мотивационное поле,

приведем таблицу (табл. 2.2), которая объединяет в логи_

Чески последовательные группы различные культурные

Значения или артефакты молодежной культуры.

Взаимосвязь между первым и вторым столбцами состо_

ит в том, что второй столбец перечисляет внутренние про_

тиворечия. Первый же столбец – внешняя защитная реак_

ция на эти противоречия, оказывающая влияние на форми_

Рование свойств человеческого капитала данного кластера.

Кластерный анализ человеческого капитала

Таблица 2.2

Сравнительные характеристики «молодежной культуры»

Молодежная культура: Декомпозиция внешнего фокуса

Внешний фокус (возможные психологические

(внешние проявления) интерпретации элементов

внешнего фокуса)

Стремление подчеркнуть самосто-

Ятельность в повседневной жизни.

Стремление к индивидуальной,

Личностной, психологической

Свободе, что является причиной

Возникновения особых

Моделей мышления.

Через какие модели поведения

Внешне проявляются данные

стремления:

· поведение, подчеркивающее

Стремление быть полностью ответ-

Ственным за самого себя: самоконт-

роль, самостоятельность, ответ-

Ственность за свои поступки и

действия;

· ориентация на свои собственные

Цели и потребности. Стремление к

Саморазвитию, самоопределению,

Пониманию своей индивидуальнос-

Ти, нахождению «своего места в

жизни»;

· стремление к возможности полно-

Стью обеспечивать себя материаль-

Но (без вмешательства родителей).

· виртуальное, «компьютеризиро-

Ванное», схематичное мышление.

Внутреннее осознание зависимости

От огромного числа внешних, не

Поддающихся контролю факторов.

Как следствие – чувство страха и

Незащищенности.

В чем это проявляется внутренне:

· опасения по поводу невозможности

Получить хорошую работу с доста-

точным заработком;

· внутренние переживания как

Реакция на меняющиеся системы

Ценностей. Обострение «вечной

Проблемы поколений»: новые

требования жизни не согласуются с

Системой ценностей родителей и

Старших сотрудников и руководства

организации;

· неуверенность, страх, отчуждение,

Вызванные повышенными требова-

Ниями к скорости принятия реше-

Ний, необходимости быстрой адап-

Тации, приспособлению к новым

реалиям жизни;

· стрессы, вызванные постоянно

Возрастающим потоком порой

Совершенно ненужной информации.

Необходимость переработки этой

информации. Как следствие –

Апатия, психологическая неуверен-

Ность, нежелание что-либо предпри-

Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала

Продолжение табл. 2.2

Молодежная культура: Декомпозиция внешнего фокуса

Внешний фокус (возможные психологические

(внешние проявления) интерпретации элементов

внешнего фокуса)

Нимать. В подобных условиях

встречаются две модели мышления:

Либо модель «компьютерного

Виртуального мышления» как способ

Справиться с информационной

Перегрузкой, либо максималистская

Модель всестороннего отрицания,

Когда любые факты представляются

В «черно-белой» категоричной

форме;

· рост числа внешних факторов-

Раздражителей в виде формирую-

Щихся внешними условиями ложных

потребностей. Как следствие –

Противоречия, связанные с искусст-

Венно навязываемыми ценностями,

Эталонами, моделями поведения и

Потребления.

Самые разнообразные способы

Самоактуализации и подчеркивания

Своей индивидуальности.

Внешне проявляются в следующем:

· потребительской «эйфории»,

Превращающейся в своеобразное

Хобби (как следствие, в высоких

запросах);

· современной молодежной моде,

Направленной на формирование

Собственного неповторимого стиля,

Привлекательной внешности,

Притягательности, доступности.

Внутренний страх потери собствен-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.011 с.)