Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческой свободы в целом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее развитие концепции отражено в издании «Millennium development Goals» _ «Цели развития тыся_ челетия» (ЦРТ), предложенном ООН для оценки эффек_ тивности действий по реализации политики развития че_ ловеческого потенциала в странах мира. 189 государств_ Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала 10 Костаков В., Попов А. Интенсификация использования трудового по_ Тенциала // Социалистический труд. – 1982. № 7. С. 62. Врублевский В. К. Развитой социализм: труд и НТР. – М., 1984. С. 196, 240. членов ООН взяли на себя обязательство достичь этих це_ лей к 2015 г. Система ЦРТ имеет три уровня. В ней содер_ Жится восемь важнейших целей развития, для каждой из которых указан перечень задач, а по каждой задаче разра_ ботан набор статистических индикаторов (они будут при_ Ведены ниже). Параллельно развивалась и концепция трудового по_ тенциала, определяющая «ресурсный» подход к формиро_ Ванию трудовых ресурсов национальной экономики. Этот Подход развивался советскими авторами В. Костаковым и А. Поповым, которые определяли трудовой потенциал страны как «соответствующие трудовые ресурсы, рассмат_ Риваемые в единстве их количественной и качественной сторон»10. Количественную сторону трудового потенциа_ Ла, по их мнению, составляет население трудоспособного возраста, а качественную сторону – половозрастная струк_ тура населения, уровень образования, профессиональная подготовка и мобильность. Авторы не разграничивают ка_ Тегории «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы», что Представляется необоснованным в связи с отсутствием в понятии «трудовой потенциал» комплекса навыков и спо_ Собностей к проактивному поведению. Похожую точку зрения высказывал В. К. Врублевский, который понимал под трудовым потенциалом не все тру_ довые ресурсы, а лишь ту их часть, которая занята в об_ Щественном производстве. При этом к трудовым ресурсам Он относил субъектов труда – «людей, коллективы людей, Которые образуют трудовые ресурсы общества»11. Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала Иную точку зрения высказывали сторонники «фактор_ ного» подхода, которые исходили из характеристики каче_ Ственной стороны трудового потенциала. Так, И. С. Маслов характеризовал трудовой потенциал следующим образом: «Трудовой потенциал служит обобщающей характеристи_ кой совокупной способности к труду, которой определяют_ Ся возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения, а также обще_ ства в целом по участию в общественно_полезной деятель_ ности (при данном уровне производительных сил и произ_ Водственных отношений)»12. И. С. Маслов разграничивает Понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы» и определяет их соотношение следующим образом: «…по от_ Ношению к трудовому потенциалу трудовые ресурсы и Совокупный работник выступают как конкретные его Носители»13. Продолжается исследование «трудового потенциала» и в экономической литературе 90_х гг. С. Радько и А. Афа_ Насьева исследуют трудовой потенциал с точки зрения его Сохранения и максимизации прибыли предприятия. В данном случае категория «трудовой потенциал» исследу_ Ется на микроуровне. Задача состоит в том, чтобы выбрать Приоритетные компоненты, отслеживать их изменение и Своевременно принимать меры для улучшения ситуации На предприятии или в отрасли. К основным элементам, формирующим структуру че_ ловеческого капитала, обычно относят: · капитал образования (знания – общие и специальные); · капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, практический опыт); Трудовые ресурсы: эффективность использования / Отв. ред. И. С. Маслов. – М., 1988. С. 6. Там же. С. 7. Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала · капитал здоровья; · обладание экономически значимой информацией (на_ пример, информированность о ценах и доходах); · капитал миграции (обеспечивающий мобильность ра_ ботников); · капитал культуры (национальной или корпоративной); · мотивация экономической деятельности. Впрочем, среди экономистов нет согласия относитель_ Но внутреннего состава человеческого капитала. Основная причина заключается в том, что исследователи по_разно_ му связывают данное понятие с живой человеческой лич_ ностью – одни отождествляют их, другие нет; соответ_ Ственно сложились две различные точки зрения. Согласно первой из них, капиталом являются не толь_ ко знания и способности человека, но и сам он как физи_ ческое существо. Виднейший представитель данного под_ хода – Дж. Кендрик. Помимо «неосязаемого человеческо_ го богатства», включающего фонды образования, здоровья и мобильности, он вводит в расчеты дополнительное поня_ Тие «осязаемого человеческого богатства», состоящего из аккумулированных издержек содержания детей до трудо_ Способного возраста. Согласно другой точке зрения, преобладающей среди Подавляющего большинства исследователей, человек как Физическое существо не образует капитала, поскольку предметом купли_продажи является не он сам, но лишь услуги его труда. Эта позиция представляется более убе_ Дительной. Действительно, представлять самого человека В качестве капитала можно разве что в рабовладельческом обществе. Возможно, при низком уровне развития произ_ Водительных сил затраты на детей еще можно отнести к Особой форме капитальных вложений и рассматривать их Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала как страховой фонд на случай нетрудоспособности родите_ лей. Но в условиях развитой социально_ориентированной Экономики дети уже не являются для старшего поколения «экономическим активом». Поэтому вряд ли правомерно Аккумулировать издержки их содержания в особый фонд «осязаемого человеческого богатства». На подобной пози_ ции стоит большинство отечественных авторов, занимаю_ щихся изучением процессов нематериального накопле_ ния. Вместе с тем и в отечественной экономической лите_ ратуре имеются примеры расчетов «осязаемого человечес_ кого богатства» – так называемых «демографических ин_ Вестиций» или попытки рассчитать «цену детей». Существует и предельно расширенное толкование по_ Нятия «человеческий капитал». Некоторые экономисты Включают в него не только производительные качества индивидов и способность получать доход, но и соци_ альные, психологические, мировоззренческие, культур_ ные свойства и свободы людей14. Например, умение вести себя в быту и на работе, заводить знакомства, устанавли_ вать и поддерживать деловые связи и отношения, дисцип_ линированность, организованность и порядок, способ_ Ность поддерживать стабильность в семье и обществе, Предпочтения и интересы неэкономического характера, мировоззренческие и морально_этические качества. Так, по словам Л. Туроу, «человеческий капитал… включает такие свойства человека, как уважение к поли_ Тической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспита_ ния и образования... Все общества хотят создать индиви_ 14 Человеческое развитие: новое измерение социально_экономического Прогресса // Учебное пособие под общей ред. проф. В. П. Колесова (МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью_Йорк). – М.: «Права человека», 2000. Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала дуума с определенными будущими предпочтениями... Об_ Щество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно по_ тому, что они изменяют будущие или текущие предпочте_ ния таким образом, что последние становятся совместимы_ ми со стремлениями общества (или большинства в обще_ Стве). Такие изменения в предпочтениях имеют ценность Для общества, но не обязательно для индивидуума»15. Применительно к конкретной организации эти каче_ ства могут проявляться через лояльность и трудовой по_ тенциал работника, которые при наличии соответствую_ щего уровня компонентов человеческого капитала (моти_
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.215 (0.006 с.) |