Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Их влияние на оценку его стоимости. В связи с этим рядСодержание книги
Поиск на нашем сайте
авторов выдвигают дополнительные компоненты челове_ ческого капитала и новые структуры, оказывающие вли_ Яние на его развитие. В частности, некоторые авторы выделяют понятие «ин_ Теллектуальный капитал». Так, по определению В. Гойло, «материальной сущностью интеллектуального капитала выступает невещное, но реальное творческое достояние от_ Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала дельного человека, коллективов и всего общества. Социаль_ ной же сутью здесь предстает характер владения, распоря_ Жения и пользования этими достояниями, т. е. другими словами, интеллектуальный капитал – это знания, инфор_ мация»20. И далее автор определяет специфику интеллекту_ Ального капитала, которая состоит в том, что знания не подвержены физическому отчуждению или экспроприа_ ции, и информация может выноситься на рынок бесчислен_ Ное множество раз21. Отметим, что взаимосвязь интеллектуального и челове_ ческого капитала весьма неоднозначна. Например, ряд ав_ торов22 утверждает, что понятие «интеллектуальный капи_ Тал» – это разновидность «человеческого капитала», так как включает в себя объем знаний и информации, накоп_ ленный человеком. С такой трактовкой сложно согласить_ ся. Проблема здесь состоит в том, что эти авторы не замеча_ ют различий между человеческим капиталом и его инфор_ Мационным порождением. Поэтому имеет смысл привести Более широкую трактовку интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал организации состоит23: · из рыночных активов (брэнд, товарный знак, порт_ фель заказов); · интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, ноу_хау и т. д.); · человеческих активов (человеческий капитал как коллек_ тивное знание и творческие способности сотрудников); 20 Гойло В. Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и между_ Народные отношения. 1998. № 11. С. 68. Там же. С. 74. Там же. С. 78. Мариничева М. Управление знаниями: идеальная схема, эффективно Работающая на практике // Менеджмент сегодня. М., 2002. № 2. С. 178. Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала · компетенций как проявление человеческого капитала сотрудников; · инфраструктурных активов (технологии, информаци_ онные системы и базы данных, управленческие ноу_ Хау, организационные структуры, информационные Сети и электронные ресурсы и т. д.). Отметим весьма категоричное утверждение Л. Эдвин_ сона и М. Мэлоуна, что «понятие интеллектуального ка_ Питала начинает доминировать в методах стоимостной оценки организаций, поскольку именно оно отражает ди_ намику организационного развития и созидания стоимос_ ти. Только оно учитывает тот факт, что изменения совре_ Менных предприятий происходят так быстро, что все, на что остается полагаться, это талант и преданность сотруд_ Ников компаний»24. Таким образом, облик интеллектуального капитала в рамках фирм принимают информация и знания, относящие_ Ся к человеческим активам. В отличие от хорошо знакомых экономистам осязаемых основных и оборотных активов (та_ ких как земля, оборудование, сырье, деньги) этот вид капи_ тала почти невидим и неосязаем и не поддается традицион_ Ным оценкам. Т. Стюарт уточняет: «Это знание, которыми владеют рабочие...; это электронная сеть, со скоростью света Распространяющая информацию в пределах компании, что Позволяет ей реагировать на изменение рыночной ситуации быстрее конкурентов; это сотрудничество между компани_ ей и клиентами, которое укрепляет узы между ними, при_ Влекающие потребителей снова и снова»25. Edvinsson L., Malone M. S. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. — N. Y., 1997. Stewart T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organization. — N.Y., 1997. Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала Иными словами, интеллектуальный капитал представ_ ляется чем_то вроде «коллективного мозга», аккумулиру_ ющего научные и обыденные знания работников, интел_ лектуальную собственность и накопленный опыт, обще_ Ние и организационную структуру, информационные сети И имидж фирмы. Все эти элементы рассматриваются как факторы, от которых в той или иной степени зависит со_ здание богатства современного общества, и именно их со_ вокупность определяет скрытые источники ценности, на_ Деляющие некоторые компании, действующие в основном в самых передовых отраслях, необычно высокой рыноч_ Ной оценкой. Если теперь учесть такие компоненты человеческого потенциала, как продолжительность жизни, а следова_ тельно, и состояние здоровья граждан, уровень образова_ Ния и его доступность, благосостояние, доходы населения, обеспеченность работой, то ясно, что человеческий и ин_ Теллектуальный капиталы имеют ряд не только общих компонент, но ряд существенных отличий. Следователь_ Но, человеческий капитал и интеллектуальный капитал являются двумя независимыми множествами, пересекаю_ Щимися по определенной группе компонентов. Рис. 2.1. Соотношение человеческого и интеллектуального капитала Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала В то же время эти множества постоянно оказывают Друг на друга непосредственное влияние. В частности, без Необходимости сохранения и преумножения здоровья граждан, воспроизводства здорового поколения, повыше_ ния доступности и качества образования, роста уровня жизни граждан, решения проблем занятости, являющих_ Ся компонентами человеческого капитала, невозможно дальнейшее развитие интеллектуального капитала. С дру_ Гой стороны, развитие интеллектуальной собственности, Рыночных и инфраструктурных активов невозможно без достаточно высокого уровня развития человеческого капи_ тала. А высокий уровень интеллектуального капитала в об_ Ществе позволяет обеспечить высокие темпы обновления Технологий и создать необходимые условия для сохранения здоровья граждан, повышения уровня жизни и, следова_ Тельно, развития человеческого капитала. Таким образом, Эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидно, что составляющие интеллектуального капи_ Тала неоднородны. Несмотря на то что все они порождены Человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде Знаний, неотделимых от обладающих ими сотрудников, а Другие образуют своего рода среду, объективные условия применения этих знаний для повышения конкурентоспо_ собности фирмы. В частности, в структуре интеллектуаль_ ного капитала выделяют две крупные составные части: Часть компонентов, пересекающуюся с множеством Человеческого капитала и воплощенную в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способнос_ тей к нововведениям, а также в общей культуре, филосо_ фии фирмы, ее внутренних ценностях; 2) структурный капитал, включающий инфраструк_ турные и рыночные активы и интеллектуальную собствен_ Ность. Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала Основное различие между этими составными частями заключается в том, что если первая, будучи в полном смыс_ Ле неосязаемым фактором, неотделима от сотрудников организации и не может быть скопирована или воспроизве_ дена ни в одной другой организации, то структурный капи_ тал в целом или его отдельные элементы, имеющие объек_ Тивное и вполне материальное существование, могут быть скопированы, воспроизведены или отчуждены в пользу ка_ кой_либо иной фирмы или даже отдельной личности. Рыночную стоимость компании определяют оба типа Активов, но первым из них, в отличие от второго, она не Может распоряжаться по своему усмотрению, так как он фирме не принадлежит. Иначе говоря, одним из важней_ ших источников силы корпорации становится ресурс, ко_ торым она не в состоянии владеть безраздельно, что ко_ ренным образом отличает современную ситуацию от суще_ Ствовавшей в индустриальном обществе. Эта простая констатация приводит к парадоксальному Выводу: человеческий капитал не может быть отнесен не
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.007 с.) |