Тал можно рассматривать через призму долгосрочных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тал можно рассматривать через призму долгосрочных



инвестиций в человека. По мнению Г. Беккера, под чело_

веческим капиталом понимается комплекс таких приобре_

тенных и унаследованных качеств, как образование, зна_

ния, полученные на рабочем месте, здоровье и ряд дру_

Гих2. К подобной точке зрения пришел и Т. Шульц. Он

Отмечал: «Образование – это одна из форм человеческого

капитала. Она является человеческой потому, что стано_

вится частью человека, и она капитал, поскольку пред_

ставляет собой источник будущих удовлетворений или бу_

дущих заработков, либо того и другого вместе»3, т. е. на_

ряду с накоплением обычного капитала происходит и на_

Копление способностей человека.

По мнению С. А. Дятлова, «человеческий капитал по_

лучает определение как категория общественного воспро_

изводства»4 и включает как образовательные, так и ин_

Формационные ресурсы человека.

Becker G. Investment in Human Capital; Theoretical Analysis // The

Journal of Political Economy. 1962. Vol. LХХ. P. 45.

Schultz T. Resources for Higher Education: an Economistis View // The

Jounal of Political Economy. Vol. 76. P. 328.

Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб., 1996. С. 5.

Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала

Авторы коллективной монографии «Человеческий ка_

питал России на рубеже ХХI века» подчеркивают, что «че_

ловеческий капитал» обладает самостоятельной формой

движения, свойством самовозрастания и аккумулирова_

ния, имеет качественные и количественные характеристи_

Ки, выражает определенные экономические отношения5.

Некоторыми авторами понятие человеческого капита_

Ла трактуется весьма узко, как «имеющийся у каждого

запас знаний, способностей и мотиваций»6. Столь же по_

Верхностное определение этого понятия можно найти в

российской «Экономической энциклопедии». Здесь чело_

веческий капитал определяется как «особый вид капита_

ловложений, совокупность затрат на развитие воспроиз_

Водственного потенциала человека, повышение качества и

Улучшение функционирования рабочей силы. В состав

объектов человеческого капитала обычно включают зна_

ния общеобразовательного и специального характера,

Навыки, накопленный опыт»7.

Д. Грейсон определяет человеческий капитал как наибо_

лее важный ресурс в обществе: «Человеческий капитал –

Это наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем

Природные ресурсы или накопленное богатство. Именно

человеческий капитал, а не заводы, оборудование и произ_

водственные запасы, является краеугольным камнем кон_

курентоспособности, экономического роста и эффективно_

сти»8. В этом определении прослеживается четкая взаимо_

Связь человеческого капитала с трудовыми ресурсами.

Человеческий капитал России на рубеже ХХI века: Монография / Под

Ред. И. В. Ильинского. СПб., 1999. С. 23.

Там же.

7 Новолодская Г. Человеческий фактор – наиболее ценный ресурс // Фи_

Нансовый бизнес. 1998. № 6. С. 24.

Там же.

Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала

Одно невозможно без другого. Тем самым постулируется

вклад человеческого капитала в эффективность экономи_

Ческого процесса как на уровне конкретной организации,

Так и на уровне национальной экономики.

Современные трактовки понятия подчеркивают, что

человеческий капитал определяется как:

1) комплекс приобретенных, развитых и унаследован_

Ных качеств каждого человека, являющихся источником

его будущих достижений и/или будущих заработков;

Мера сформированных в результате инвестиций и

накопленных индивидом или коалицией индивидов спо_

собностей и качеств, которые при целесообразном исполь_

зовании приводят к росту конкурентоспособности органи_

зационно_управленческой структуры;

Категория общественного воспроизводства и одна из

компонент общественного богатства;

4) важнейший ресурс конкурентоспособности, эконо_

мического роста и эффективности организационно_управ_

ленческих структур и национальной экономики в целом;

5) фактор инновационного развития;

Форма проявления производительных способностей

человека;

Активный вклад каждого человека в повышение

конкурентоспособности конкретной организации и в соци_

ально_экономическую жизнь общества.

Следовательно, человеческий капитал предполагает не

Только наличие комплекса приобретенных, развитых и

унаследованных индивидуальных качеств человека, кото_

рые могут стать залогом его эффективной социально_эко_

номической деятельности и высокой адаптационной спо_

собности, но и наличие инициативности человека, вызы_

Вающей у него склонность к проактивному поведению.

Глава 2. Социокультурные и гендерные аспекты человеческого капитала

Поэтому понятие человеческого капитала является более

широким понятием по отношению к понятию человечес_

Кого потенциала, также часто применяемого в рамках

Данной концепции.

Понятие человеческого потенциала предполагает нали_

Чие комплекса нереализованных возможностей человека,

Которые могут стать залогом его эффективного вклада в

конкурентоспособность организации и развитие нацио_

Нальной экономики, но только если человек мотивирован

К этому, желает принимать участие в реализации целей

Фирмы, брать на себя ответственность, постоянно учиться

и развиваться, участвовать в разработке и внедрении пере_

довых инноваций, в социально_экономической жизни об_

Щества в целом.

Человеческий потенциал может так и остаться комп_

Лексом нереализованных возможностей человека, и при

отсутствии реального спроса со стороны экономики и об_

щества, а также без тщательно разработанных механиз_

мов формирования трудовой мотивации с учетом особен_

Ностей конкретного работника никогда не будет применен

На практике. Следовательно, наличие человеческого или

трудового потенциала9 вовсе не определяет их практичес_

кую реализацию и непосредственное воздействие на эко_

Номический рост и инновационное развитие.

При этом развитие человеческого и трудового потенци_

ала является залогом формирования необходимой струк_

туры и качества человеческого капитала. Развитие же на_

Выков и способностей к проактивному поведению на базе

9 Эти понятия не равнозначны. Трудовой потенциал предполагает выде_

Ление тех возможностей, навыков, знаний и способностей человека, которые

непосредственно относятся к его трудовой деятельности. Таким образом, тру_

Довой потенциал – это категория более узкая по своей сути, чем потенциал

Человеческий.

Мотивация персонала с позиции концепции человеческого капитала

Комплекса гуманитарных технологий позволит включить

человеческий капитал в процесс воспроизводства и увели_

Чения общественного богатства. В частности, комитет

ООН по планированию развития еще в 1987 г. рекомендо_

Вал провести исследование гуманитарных издержек

структурной перестройки экономики. Результаты иссле_

дований, проведенные под руководством Махбуба уль_

Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, легли в основу

Концептуального подхода к человеческому развитию и

Были озвучены в форме доклада «Развитие человеческого

Потенциала: забытое измерение стратегии развития» на

Расширенном заседании комитета.

С 1990 г. ПРООН начала выпускать ежегодный «Док_

лад о развитии человеческого потенциала», в котором рас_

ширила понятие развития человеческого потенциала и ак_

Центировала внимание на оперативных указаниях для

Разработчиков национальной политики.

Дальнейшее расширительное толкование концепция

Человеческого потенциала получила в трудах А. Сена.

По мнению индийского ученого, развитие является про_

цессом расширения человеческих свобод, без которых не_

Возможно оценить уровень развития. Базовые свободы

Обогащают сам процесс развития. Такая фундаментальная

Установка отличается от инструментального взгляда на

Свободу как на средство развития. В данном случае само

развитие рассматривается как процесс расширения обще_



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.017 с.)