Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шкала благополучия отношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если отношения своевременно и гармонично восходят по эволюционным ступеням, можно говорить о неком классическом пути их развития. Существуют и различные виды отклонений от естественного пути, когда отношения между мужчиной и женщиной "застревают" в кризисных точках или образуют "петли", "заколдованные круги". Чтобы понять механизмы такого "застревания", чтобы успешно и вовремя справляться с такого рода "заторами" и "пробками", инициационная терапия использует так называемую "Шкалу благополучия отношений". Она была создана в ответ на запросы участников инициаций, которых интересовали не только причины одиночества или проблем в отношениях, но и — типы и подтипы развивающихся отношений мужчины и женщины. "Шкала благополучия отношений" в качестве основного критерия использует ответственность мужского начала личности любого пола как ведущего и правящего в отношениях, а также — раскрывает эволюционное значение одиночества как некого этапа в процессе развития личности мужчины или женщины. Поскольку мы стоим на позиции, которая гласит, что от природы ведущим творцом отношений является, прежде всего, мужское начало (как реальный мужчина, так и Внутренний Мужчина каждой женщины), шкала представляет мужско-женский союз с точки зрения отношения мужчины (и мужского) к его функциям в паре. Подход, учитывающий ведущую роль мужского начала в создании любых (и внешних, и внутренних) отношений позволяет преодолеть путаницу, связанную с исследованием мужской и женской ответственности за характер отношений. Мы уже не раз прояснили, что если в личности мужское начало не справляется со своими защищающими функциями, женское ее начало подвергается гипернагрузке. Если мужское начало личности достаточно защищает женское и детское, женское начало расцветает, а детское — благоденствует. Если говорить о реальной женщине, которая неудовлетворенна своими отношениями с мужчиной, то анализ с точки зрения ведущей роли мужского начала освещает, прежде всего, состояние, в котором находится ее Анимус, и ту позицию, которую Анимус занимает в адрес ее женственности. Суть отношений женщины с мужчиной полностью аналогична сути взаимоотношений ее внутренних мужского и женского начал. Что касается мужчины, то его отношения с реальной женщиной строятся на основе того контакта, который существует у него с Внутренней Женщиной, то есть — с его глубинной женственностью, Душой (чувствами, их оттенками, их динамикой и пр.). Если мужчина не вполне доволен тем, какие отношения складываются у него с реальной женщиной, то и его контакт с Внутренней Женщиной оставляет желать лучшего. Итак, обратимся к одному из вариантов классификации мужско-женских отношений — шкале благополучия отношений.
Отметим на вертикальной линии позицию "0", и условимся, что вертикаль выше "0" представляет собой область достаточно гармоничных отношений между мужчиной и женщиной — область достаточно счастливых пар. Шкала ниже "0" — область недостаточно счастливых пар — символизирует отношения, страдающие от различных видов дисгармонии. Саму же точку "0" можно определить как область безбрачия или одиночества. Близко расположенные на шкале виды недостаточной и достаточной мужской ответственности, которые приведены ниже, в реальной жизни могут наблюдаться в поведении одного и того же человека, в одной и той же паре. Задачи нашего анализа требуют разделить и ранжировать виды неблагополучия и благополучия мужско-женских отношений, так как любая дифференциация — это важная часть преодоления проблемы, способ создания ресурсов для ее решения.
— Область недостаточно счастливых пар
Выход из пространства независимого одиночества в область Достаточно счастливых пар Рис. 9. Шкала благополучия отношений между мужчиной и женщиной.
Если рассматривать шкалу по мере движения от "0" вниз, мы наблюдаем область зависимых отношений. Эмоциональная зависимость порождает некую псевдо любовь, то есть отношения, которые наполнены сильными чувствами, но отличаются тем, что партнеры рано или поздно начинают ощущать, что так или иначе скованы друг другом, и это мешает им двигаться и развиваться. В зависимых союзах люди связаны тем, что другой неосознанно воспринимается как необходимое условие для прохождения неудовлетворительно пройденных этапов роста собственной личности.
В области недостаточно счастливых пар на уровне "-1" стоят пары, в которых мужчина не любим женщиной. Пострадавший в детстве от материнской холодности мужчина живет с женщиной, которая его не любит. В этом случае оба страдают от эмоциональных лишений, но выдерживают парное соглашение оставаться вместе. На первый взгляд такая пара может казаться вполне благополучной, но на деле истинная женственность обоих партнеров находится "в плену". Холодная, заколдованная внутренняя женственность - результат ее подавленного, незащищенного положения. Именно в таком положении находилось и женское начало матери нелюбимого мужчины. "Плененность" женского начала его избранницы говорит о том, что ее отрыв от отца еще не произошел, так как ею не пройден еще более ранний этап развития — естественное единение дочери с отцом благодаря укрывающему крылу его защищающей и оберегающей силы, единению, которое проявляется для девочки как безусловное отцовское принятие. В норме в ответ на такое принятие цельный образ отца со всеми его достоинствами и недостатками также принимается, "впитывается" созревающей личностью дочери. В частности, принимается и злодейская (негативная) часть его личности, энергия которой при столкновениях с развивающейся, победоносной частью ее Анимуса переходит в функцию защиты. В случае с нелюбимым мужчиной собственный внутренний Злодей женщины не признан и "выселен" за границы основной структуры ее личности. На вид этот Злодей беззлобный и домашний. Злодеем же эту часть мужского начала делает отсутствие доступа в изобильные "райские сады" женственности, невозможность подпитаться ее целебными силами. Он как бы приговорен томиться у Священных врат в эту волшебную страну. Туда не пускает его бессознательный запрет "быть счастливым, быть любимым". Таков был отец нелюбящей женщины. Она носит в себе внутренний запрет "быть счастливой женщиной" в полной мере. В эмоциональном плане такой союз символически можно описать как семейную жизнь Снежной Королевы, согласившейся выйти замуж за Кощея Бессмертного. Несмотря на то, что Кощей с виду мягкий и сентиментальный, — то есть, мужчина сознательно дорожит отношениями и "служит" женщине, — вытесняемая часть агрессии мужчины и женщины передается их детям, и их отношения с представителями противоположного пола напоминают уже поле боя за освобождение пленненой женственности и восстановление прав отчужденной мужественности. При этом страждущий любви Кощей (как реальный мужчина, так и внутренний Кощей женщины) может эмоционально "пленять" не только жену, но и детей. О дочери, которую до поры до времени принято держать при родителях, он нередко тайно вздыхает как о единственной женщине, чьим сердечным теплом он надеется согреть свою Душу. Поэтому внутренне он не спешит отдавать ее "сопернику" — возможному избраннику дочери. В этом случае отец может "позволять" дочери достигать любых успехов, кроме успехов на личном фронте. Иначе говоря, отец-Кощей не благословляет дочь именно на женское счастье. Поэтому дочь такого мужчины, чтобы отделиться и сбежать во взрослую жизнь, может неосознанно вести себя по-мужски, достигая высоких социальных результатов. К браку же она относится как к "стрессу" или "плену". Она не заинтересована в контакте со своей женственностью, которую "сторожит Кощей", и воспринимает женское умение сострадать как слабость. Надевая маску "воина" и позиционируя себя, как успешного мужчину, она неосознанно рассчитывает обескуражить несчастного Кощея и таким образом "улизнуть" от его негласных притязаний. Мальчик в семье с плененной женственностью лишен опыта мужественности, так как истинная мужественность проявляется только в отношении к женственности, а отец-Кощей, страждущий исцеления и женского тепла, еще далек от истинной защищающей мужской позиции. Поэтому сын ищет заветную инициирующую мужскую силу не у отца, а у других мужчин, что может привести и к гомосексуальной ориентации. На уровне "-2" находятся пары, где мужчина болен. Заболевание мужчины несет женщине подспудный сигнал: "на меня как на мужчину не очень-то надейся". Так неосознанно отвергается женское начало реальной, и, прежде всего — Внутренней Женщины болеющего мужчины. Известно, что женское имеет исцеляющие свойства. Отвергая подавляющую власть своей собственной внутренней гиперматеринской структуры (Дракона), мужское Я такого мужчины отвергает вместе с тем и женское. Болезнь мужчины прочитывается реальной женщиной как приглашение быть для него, прежде всего, матерью. Дракон, не допускающий союза мужского и женского начал, принимает здесь уважаемый облик Заболевания. Пара попадает к нему в плен, и не исключено, что попытки их детей освободиться от "больничной" власти Дракона будут переводиться на язык симптомов тела, способствуя эмоциональной глухоте. Девочка в такой семье обучается у матери подавлять свою неудовлетворенность и агрессию, превращаясь в "сестру милосердия", либо может отражать вовне вытесняемую агрессию матери и становится бунтаркой, фраппирующей семейные нормы и ценности. Мальчик может страдать от депрессий, так как не получил инициаций на тему "как быть успешным мужчиной в отношениях с женщиной", но опираясь на свою внутреннюю материнскую часть, он вполне может стать "хорошей матерью" в своей собственной семье. Правда, остается нерешенным вопрос: как его дети узнают, что такое мужественность? Уровень "-3" представлен парами с некормящим мужчиной. Он мучается в поисках работы либо страдает от невысоких заработков или подавляющего начальства, не дающего ему "пробиться", а чаще — тяготится всеми проблемами кормильца вместе взятыми. Синдром "некормления" может проявляться и неявно. В этом случае заработки мужчины вполне обеспечивают потребности семьи или даже очень высоки, но мужчина при этом внутренне противится своей функции кормильца — демонстрирует свою нелюбовь к работе, крайнюю усталость, прямо или завуалировано жалуется на неприятности на работе, открыто проклинает свое дело и т. п. Такие признаки перегрузки в области мужской функции кормления (обеспечения) сигналят о возможности некоторого "сползания" пары вниз по шкале благополучия отношений, так как длительное перенапряжение может привести к потере мужских энергий, и, к — охлаждению мужчины в адрес женщины. Так или иначе, "некормящий" мужчина посылает женщине примерно такой бессознательный сигнал: "я не вполне могу поддерживать наш союз, у меня для тебя ничего нет" или "…у меня на тебя нет сил". Так выглядит бессознательная попытка мужчины путем "измора" вырваться из-под влияния своего внутреннего Дракона — материнского гиперкомплекса, спроецированного им на женщину. Пассивная природа такого вида псевдо сражения с Драконом заключается для мужчины в его бессознательной провокации в адрес женщины и одновременно — в адрес его внутреннего Змея: "если я не буду тебя хорошо кормить, возможно ты исчезнешь, станешь меньше, умрешь с голоду, уйдешь сам (а)". Реальная женщина в такой паре может то помогать мужчине; то гневаться, взваливая всю ответственность за выживание на себя; то испытывать чувство вины из-за того, что мужчина "не жалеет себя ради семьи". У детей в этих условиях ценности обладания материальными благами и количество затрачиваемых на это усилий сливаются с ценностью межчеловеческих отношений. Дракон приобретает облик материальных благ и борьбы за них, чем отныне измеряется качество отношений, глубина любви и преданности. Девочка вырастает излишне обидчивой и чувствует себя значимой как женщина в зависимости от подарков, "вложений" в нее мужчины. Мальчик становится ранимым мужчиной, обиженным на "хищниц-женщин", потому что чувствует себя используемым и эксплуатируемым, лишь только его женщине что-либо потребуется. Он рьяно следит за тем, чтобы никто не смел "ездить на нем". Уровень "-4", где мужчина отвергает женщину, отражает пару, в которой мужчина хронически недоволен женщиной по каким-либо причинам. Претензии вполне респектабельного и заботливого мужчины могут иметь самый широкий разброс — от внешне вполне законных (плохая хозяйка) до совершенно абсурдных (мало зарабатывает, плохо выглядит, словом, "не такая"). Женщина мучается от чувства вины, сменяемого вспышками страха быть брошенной. Однако оба сохраняют союз с надеждой победить (понятно, Дракона) в этом затянувшемся турнире. Дракон мужчины принимает личину Красного Рыцаря поспевшей мужской агрессии, которого мужчина проецирует на женщину и которого ему давно пора одолеть внутри себя. Женщина стремится завоевать, наконец, признание отвергающего мужчины, чего ей не удалось в полной мере сделать в ее детских отношениях с отцом. Их дети, отождествляя себя с матерью, нередко принимают "огонь" на себя и могут быть склонны к самопожертвованию в угоду недовольному отцу. Идентифицируясь же с отцом, дети могут быть настроены против матери, обращаясь с ней как с "козлом отпущения". В их собственных мужско-женских союзах они могут избегать оценивать партнера. Такой "скромный" Дракон способен сослужить "медвежью услугу", поскольку здравый смысл в отношениях никогда не бывает лишним. В результате дети из такой семьи могут выбирать в партнеры откровенных "мучителей". Кроме того, у девочки в качестве защитной реакции может возникнуть желание "быть невидимой, незамечаемой" мужчиной, так как в этом случае символически появляется шанс избегнуть его оценок и критики. В крайнем выражении такая защита может принять форму анорексии (непринятие пищи, сопровождающееся явлениями дистрофии). Мальчик в результате отвержения матери отцом может носить в себе иллюзию, что Дракон уже повержен. А поскольку "некого" побеждать, он стремится придерживаться бессознательной стратегии "вне борьбы" и поэтому не ставит себе высоких целей. Обзаведясь семьей, он невольно машет на себя и свою семью рукой, и живет по принципу — "что есть, то и ладно". Союз на уровне "-5", где мужчина изменяет, представляет собой особо острую форму недостатка ответственности в отношениях, так как в некоторых случаях непосредственно связан с угрозой жизни. Измена — это в каком-то смысле духовное покушение на партнера, поэтому многими она переживается так же тяжело, как и смерть. Послание, которое мужчина, посылает женщине, изменяя ей, звучит как шантаж: "Для других я ценен, а ты не ценишь меня! Оцени меня непременно очень высоко, независимо от моих достоинств и реальных возможностей, или я уйду!" Мужчина, изменяя женщине, как бы "вострит свой меч", оттачивает свою мужественность и любуется ею, как застывшей музейной ценностью. Если он "застревает" на этом этапе любования и из-за новых отношений с другой женщиной надолго отдаляет момент осознания, для чего же на самом деле нужна ему сверкающая мужская сила, он может "остаться ни с чем". Другая женщина является другой лишь на первый взгляд. Пресловутая социальная вторичность роли любовницы представляет собой традиционный "плен", где положение женщины подобно заточению сказочной Василисы в башне, куда Иван-царевич регулярно приходит на свидания, пробираясь туда "огородами" и ловко "обманывая" тем самым Дракона. Перспектива "освобождения" Василисы бесконечно откладывается Иваном на потом, так как он очарован своей находчивостью и наслаждается глупым положением Дракона больше, чем завоеванием Василисы.
Нередко собственно понимание того, что сила и решительность (меч) нужны мужчине именно для счастья исполнения Великой Защиты женского начала — как Внутренней Женщины, так и реальной главной женщины его жизни, — приходит, когда отношения с женщиной необратимо нарушены. В этих случаях для их полного восстановления нужно уже больше времени и сил, чем когда-то требовалось на их строительство. Эти новые усилия можно сравнить с духовными затратами, необходимыми, чтобы вырастить нового ребенка. Женщина в такой паре тяжело переживает свою беззащитность, но внешне терпелива и гибка. Однако она явно или неявно старается сама защищать свое достоинство, и ее подсознательная агрессия в адрес мужчины со временем может зашкаливать до уровня духовной войны с ним. Дракон такой пары принимает облик лжи или замалчивания, и детям в их собственных отношениях между полами достается доля ярых правдоискателей. Девочка из такой семьи позже будет искать и не находить, а однажды найдя — защищать свое женское достоинство в собственных отношениях с мужчиной, а мальчик, взрослея, — избегать битв с драконами путем легких побед над теми, кто слабее, учреждая в паре со своей женщиной игру "Поймай меня, если сможешь". Эта разновидность псевдо сражения с Драконом (и одновременно подавления женственности — как Внутренней, так и реальной женщины) может казаться занятной до преклонного возраста. Но как бы то ни было, постоянное "убегание" от Великого Змея изматывает мужчину и лишает его ощущения мужского достоинства. На уровне "-6" — мужчина бьет женщину. Это результат усиленного давления неинициированной мужской агрессии на область женского, рождающее подспудное желание показать, "кто здесь главный". Душа мужчины, бьющего женщин, стонет от боли. Другими словами, его Внутренняя Женщина переживает во внутреннем мире пытки и насилие, и в отчаянии посылает ему сигналы sos. Эти сигналы он и стремится уничтожить, уничтожая свою реальную женщину. Воспринимая эти импульсы как непонятную эмоциональную боль, мужчина воссоздает свою внутреннюю ситуацию снаружи, причиняя боль реальной женщине. При этом он облегчает собственные страдания лишь на момент избиения. Женщина такого мужчины имеет в своем собственном внутреннем мире беспощадного Злодея, который притесняет и мучает ее женское. Побои со стороны мужчины приносят временное облегчение и женщине-жертве, так как ей предоставляется возможность открыто противостоять, гневаться и жаловаться в ответ на внутреннее подавление, которое агрессор-мужчина выносит наружу. Поскольку на внутреннее, непроявленное вовне самоподавление она не может реагировать осознанно, ее бессознательные реакции принимают лишь форму болезней или несчастий. Дети такой пары невольно берут на себя в качестве главной задачу обеспечения безопасности выживания. Они встречаются в жизни с необходимостью "победить в драке", и нередко это помогает им преодолевать немалые трудности. Основная сложность состоит для них в наследовании внутреннего боя между мужским и женским началами, боя за получение каждым из них привилегии выживать без другого. Позиция "без другого" становится здесь неосознаваемым синонимом безопасности.
Уровень "-7" — мужчина пьет. Его безответственность достигает крайней точки — состояния детского неведения и младенческого "всасывания". Он как бы сообщает женщине: "Покорми, защити, спаси меня!" Женщина запирает свою женственность на замок и становится ему "родной матерью", которая то спасает, то ругает свое нерадивое "дитя". Дети, потесненные со своего детского места "маленьким" отцом, оказываются внутренне растерянными и преждевременно взрослеют. Вырастая, они могут искать в своих партнерах упрямых малышей, которых надо кормить и пеленать. Кроме того, они могут быть излишне склонны к иллюзиям и защитам по типу ухода от реальности, так как в семьях алкоголиков постоянно присутствует иллюзия, что пьющий может сам в любой момент перестать пить, но лишь из упрямства не делает этого. Мальчики и девочки в таких семьях хуже дифференцируют функции полов и духовные различия между ними. Их могут раздражать разговоры на тему "мужского и женского".
Все описанные нарушения вполне устранимы с помощью любых психотерапевтических и других духовных усилий. Что касается практического опыта инициационной терапии, он показывает: если инициировать мужское начало личности в направлении освоения защитных функций в адрес женского и детского ее начал, — основные разногласия между внутренними мужским и женским аспектами личности устраняются за довольно краткий для терапии срок — от 6 месяцев до 2-3 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.013 с.) |