Дисбаланс в архетипическом комплексе Жена-Мать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисбаланс в архетипическом комплексе Жена-Мать



 

Сегодня мы являемся свидетелями эволюционного процесса, направленного на согласование этих двух далеко не одинаковых центральных женских функций — материнской и женской.

Мы говорили о том, что западная цивилизация сегодня переживает этап антагонизма этих энергий. В то же время, аналитическое противопоставление материнского и женского в личности способствует более тонкому их осознанию. Поскольку материнская роль существует еще в животном мире и встроена в психику живых существ на архаичном природном уровне, аспект Матери является более древним образованием в архетипической структуре личности, чем аспект Жены. До тех пор, пока архетипическая область Жены развивается и набирает духовную силу, внутренняя Мать несет излишнюю нагрузку в области женских функций.

Мы определили, что еще одной важной причиной перегрузок материнского начала стал тот факт, что мужская защищающая функция личности работает недостаточно. Поэтому внутренняя область Матери страдает от традиционного для представителей западной культуры избыточного напряжения. Незащищенная и по-женскинесчастливая,испуганная, тревожная,вечно виноватая внутренняя Мать одержима желанием "накормить и перекормить" не только детей, но и все свое окружение, спешит "спасать всех и вся — во что бы то ни стало". При дефиците мужской защиты эта архаичная потребность становится не насыщаемой — ее ничто не может удовлетворить. Реальные родители, пораженные гипер материнскими страхами, страдают от этих страхов, даже когда их взрослые дети уже создали собственные семьи и встретились с личной ответственностью за свои отношения с партнерами, свою судьбу и благополучие.

Если процесс выживания контролирует в личности гиперМать, то мы уже знаем, что она делает это жестко. От страха потерять жизнь и земные ценности, аспект Матери как самостоятельная и очень активная защитная структура личности старается захватить и подчинить себе все жизненные сферы. В реальных семейных отношениях это выражается в нарушении границ своей семьи и семей взрослых детей — вплоть до потребности воспитывать внуков не вместе со своими детьми, а вместо них. Кроме того, гиперматерински перегруженные бабушки, реже — дедушки, стремятся управлять супружескими отношениями собственных детей и других родственников. Будучи несчастливой как женщина, современная мать-бабушка внутренне часто жестоко страдает от ощущения беззащитности, переживаемого как психологическое одиночество, независимо от того, замужем она или нет. Не чувствуя внутренней и внешней истинно мужской опоры, как единственный активно действующий родовой прародитель, реальная женщина- сверхМать стремится объять и поместить внутрь себя растущие родовые ветви, охватить их своей опекой, закрыть от дождей и ветров внешнего мира, не доверяя миру и мужскому началу, испытывая перед ними вечный страх. Попытки опекаемых вырваться на свободу вызывают у нее приступы праведного родительского гнева и смертельную обиду. Отпустить питомцев означает для нее опустение ее символической утробы. Пустота воспринимается как смысловая смерть. Природа переразвития материнского феномена заключена в вечном испуге внутренней Матери, в ее стремлении включить в себя и содержать в себе как можно больше явлений и объектов — таков бессознательный смысл слепого гипер материнского механизма как защитного.

В социальной сфере нетрудно увидеть, где и как гиперматеринский феномен действует в политике и экономике, как жесткий гиперматеринский механизм проявляется в карательных государственных институтах, в области образования, игнорирующего развитие личности, и в других социальных сферах. Социальная гиперМать как большой коллективный Дракон провозглашает контролирующее и подавляющее начало в общественном сознании. Позитивная сторона этого процесса в том, что изгнание духовных сторон жизни из общественной ментальности приводит к развитию метафорических способов мышления, что обогащает символическое содержание коллективного сознания.

Очевиден парадокс: глубоко патриархальное западное общество использует главным образом не мужской, а материнский, а значит — женский способ защиты своих интересов. Таким образом, достигающий пика своего развития патриархат растерял истинные мужские силы и обрел суррогатную опору в виде материнской псевдомужественности.

Энергии Жены при таком дисбалансе излишне подавлены.

Если же инициировать в личности здоровую мужскую защиту, — неизбежно устанавливается здоровый баланс материнских и женских энергий. Вместо материнской одержимости плодить запреты и преграды всему новому возникает здоровое принятие явлений жизни, свойственное истинной женственности. Для реальных мужчины и женщины принятие состоит не только в высоко толерантном отношении к людям и событиям, но и — в постоянном принятии друг друга, в желании создавать храм отношений в собственных парах, не цепляясь и не прячась за социальные проблемы, работу и отношения с детьми и родными. Но самое главное — создавать внутренний храм гармонии между мужским и женским началами своей личности.

При здоровом балансе материнских и женских энергий внутриличностный аспект Жены наполняется животворной силой, растущий потенциал которой поддерживает все духовные эволюционные процессы. Архетипическая область Жены должна постоянно развиваться, восходя к наивысшей ступени — статусу Софии — Богини Мудрости. В союзе с материнскими энергиями, высшая женственность являет нам и образ Девы Марии. Открывается тайна ее вечной девственности — поскольку Мария представляет собой символ высокого единения материнского и женского духовных аспектов, становясь матерью, она не теряет контакта с высшими женскими энергиями. Девственность Марии символизирует это.

Особенно важна здесь еще одна закономерность: в непосредственный союз с мужским началом женское вступает именно за счет соединения с мужским прежде всего энергий Жены, а не энергий Матери. И действительно — реальная женщина способна стать матерью даже при отсутствии постоянного союза с мужчиной. Женой же она может быть, только находясь в непосредственном союзе с ним. Следовательно,недоразвитие внутриличностного аспекта Жены препятствует образованию сакрального союза мужского и женского начал, и как следствие — тормозит процесс их постоянного совместного творения, рождающего новые энергии и вечный поток жизненных сил. При недостаточной активности такого со творения возникает ощущение уходящей жизни. Таким образом, переразвитая внутренняя Мать — это результат отсутствия контакта материнских энергий с божественным женским началом, божественным смыслом материнства, суть которого открывает, как ни странно, именно высшая женственность!

Возникает конкретная духовная задача — преодолеть возникающий "замкнутый круг", где аспект Матери перегружен вдвойне, так как не сбалансирован слабым аспектом Жены и незащищен мужским началом. Поэтому Жена, находясь под прессом перенапряженного аспекта Матери, уже из-за одного этого не может полноценно развиваться: учиться вовремя восстанавливать силы мужского и делать по-женски чуткой внутреннюю Мать.

Какую же область следует инициировать в первую очередь? Здесь можно выбирать любую стратегию, но важно действовать комплексно: если инициации проводятся в адрес мужского начала, стоит в ближайших инициациях работать с женским и материнским аспектами. Тогда легко избежать различных дефицитов и напряжения в процессе терапии.

 

Поскольку сотворчество с мужским началом женского и материнского начал осуществляется именно через внутренний аспект Жены, без полноценной работы внутренней Жены материнская инстанция не может гармонично сотрудничать с мужской частью личности. Поэтому после развода, переставая быть женой, реальная женщина нередко стремится препятствовать общению мужа с их общими детьми.

Для разрешения этого противоречия женщина может использовать уже рассмотренную нами простую закономерность: символически дети являются "идеями" мужчины, воплощенными в жизнь женщиной. Следовательно, женщина, переставая быть женой мужчины в смысле социальном, навсегда остается его женой в смысле духовном! Это еще один путь реализации полигамного начала западного мужчины, открыто реализуемого мужчинами восточными. У западного мужчины по социальным канонам в определенный момент времени может быть только одна жена, но реально, в духовном плане — лишь он один знает (ощущает), сколько у него "жен", то есть — за какое количество женщин он несет духовную ответственность одновременно.

В мире Души мужчина переживает все свои связи с его женщинами и детьми одномоментно. При этом не важно, отдает ли он себе в этом отчет или нет. Если эта многоканальность не осознается мужчиной, он может чувствовать большие психологические перегрузки, переживать необъяснимые Душевные муки. Вытесненные за пределы осознания духовные связи могут пробиваться в сознание мужчины посредством различных заболеваний, так как он невольно продолжает находиться в системе когда-то созданных им отношений, но участвует в них теперь уже "вслепую". Другими словами — не он управляет этими отношениями, а они — им. Выход прост — осознать прежние отношения и привести их к максимальной гармонии реально либо — на духовном уровне.

Женщинам, которые хотят гармонизировать отношения в условиях, когда союз с мужчиной социально уже распался, также стоит обратить внимание на остающуюся духовную связь с ним. И хотя такой уровень отношений способна осознать не каждая женщина, есть смысл поддерживать зрелое исполнение своей духовной роли жены даже в отсутствии этой роли как социальной. Это может выражаться в подлинном уважении женщины к ее "бывшему" мужу как творцу их отношений в духовном плане, какими бы эти отношения не были на человеческом уровне, а также — стоит внутренне почитать мужчину как создателя детей. И даже если он физически покинул пространство семьи и ведет себя недостойно, женщине стоит продолжать выделять и улавливать ту незримую связь, которая присутствует в изначальном духовном замысле этих отношений. В то же время женщина может по-человечески сколько угодно сердиться и негодовать в адрес мужчины, не забывая, тем не менее, оставлять в своей Душе место почтению и уважению к его духовной роли. Такой подход может привести духовные отношения расставшихся мужчины и женщины к большей гармонии, несмотря на разрушенный социальный пласт этого союза. Главной целительной силой здесь способна выступить именно зрелость внутреннего аспекта Жены как земного аспекта Богини Мудрости.

В древней славянской культуре божественная Жена предстает в образе Василисы Прекрасной и Премудрой, в образах Берегинь и других божественных женских персонажей. Василисы и Берегини — символические образы божественного женского служения. Это служение герою-мужчине, а также — служение добру, любви, красоте. Это бесконечное созидание и сотворчество с мужским началом, осуществляемое во всех сферах жизни.

Что касается зрелой внутренней Матери, то она постоянно взаимодействует с волшебным женским потенциалом архетипической функции Жены, обращаясь к ней как к источникуживительных сил и равновесия. Энергии Жены ведут женское и материнское за мужским как за главным природным началом, которому ведом истинный духовный путь. Соединяясь с функцией Матери, энергии Жены возводят материнское к его божественному осознанию. Высшие духовные цели, к которым ведет мужское, освещают родовую ветвь и питают процессы ее развития. Осознание родовых целей, ради которых растут дети, способно придать взращиванию детей радостный, праздничный и одновременно — подлинный духовный смысл. Поэтому принципиально важным при излишней загрузке архетипической области Матери становится инициирование области Жены.

В практике инициационной терапии с этой целью используются архетипические темы "Берегиня", "Василиса Прекрасная", "Василиса Премудрая", "Счастливая жена", "Счастливая мать" и др. Перегруженный материнский аспект, наряду с темами "Битв с Драконом", может быть освобожден от излишнего напряжения за счет инициации на тему "Мачеха". Используются также исцеляющие темы — "Освобождение от чар для женского Я ", "Исцеление женщины", "Исцеление матери", "Исцеление жены" и др.

 

Пример.

Разведенная женщина 48-ти лет в инициации на тему "Счастливая жена" представила, что она — жена, которую муж пригласил на морскую прогулку на теплоходе. Однако героиня не могла расслабиться и наслаждаться отдыхом. Она бесконечно названивала детям — мальчику и девочке 5-ти и 8-ми лет, которые остались с няней (реально у женщины две дочери старше 20 лет). Воображаемую ситуацию помог разрешить муж (он был не похож на ее реального бывшего мужа), сказав, что теперь они будут отдыхать два раза в год — один раз только вдвоем, другой раз — с детьми. После такого мужского решения женщина почувствовала, что ее, наконец, заинтересовало, какое платье и какие украшения она наденет вечером в ресторан, куда муж еще до морской прогулки пригласил ее.

 

Следовательно, только когда мужское начало личности в состоянии взять на себя ответственность за женское и детское начала, а главное — когда мужское достаточно защищает материнское, избавляя его от привычного перенапряжения (муж в сюжете инициации пообещал, что раз в год они будут отдыхать с детьми), только в этом случаеархетипическая функция Жены получает благоприятные условия для развития и расцвета (женщина заинтересовалась, в каком платье и каких украшениях пойдет в ресторан).

 

Для увеличения мужского потенциала, защищающего внутреннюю материнскую инстанцию, в инициационной терапии проводится работа не только с архетипическими темами "Генерал", "Счастливый Муж", "Счастливый Отец", "Счастливый Дед", "Счастливый Брат" и т. п., но и со многими другими мужскими темами, так как осуществление мужской защитной функции происходит на всех архетипических уровнях.

Итак, усиление защищающего потенциала мужского начала — необходимое условие не только для освобождения материнской области от вынужденной гиперфункции, но и важнейшее условие развития энергий внутренней Жены.

 

Пример.

Разведенная женщина 38 лет в инициации на тему "Счастливая жена" представила себя юной невестой, которая в самый момент бракосочетания превращается в грудного младенца. Прямо со свадебной церемонии ее тут же похищает неизвестно откуда появившийся отец (непохожий на реального отца этой женщины). Он кладет малышку в корзину, приносит домой и растит, постоянно горюя о своей "умершей" жене. В конце образа, когда девочка подрастает, выясняется, что известие о смерти жены было ложным, и все трое, наконец, встречаются и живут счастливо.

 

В описанном примере невеста превратилась в младенца, так как бессознательное женщины, откликаясь на задание работать с аспектом Жены, как бы "спохватилось" и "запустило" процесс формирования функции Жены с того момента, на котором травмированная женственность когда-то остановилась в своем развитии. Затем в этот процесс "ворвалась" сформированная в ходе инициаций внутренняя отцовская фигура, которой принадлежит важнейшая роль в формировании аспекта Жены в личности дочери. Возникший в инициации образ "умершей жены" отражает картину крайнего подавления истинных женских энергий во внутреннем мире. Заметим, что именно мужское защищающее действие привело к восстановлению нарушенной "Внутренней Семьи". Реальный же отец участницы инициации не только не проявлял тепла в адрес дочери, но даже никогда не называл ее по имени, в то время как к сыну он относился более человечно.

 

Внутренняя семья — это здоровая внутриличностная архетипическая триада: Муж, Жена и Ребенок. Возможно, как основа будущей личности она начинает зарождаться еще во внутриутробный период на основе отношений мужа и жены друг к другу и — к будущему ребенку. Здоровье личности будущего ребенка во многом зависит не только от отношений между его отцом и матерью, но и от того, как и кого именно ждут родители — мальчика, девочку или готовы принять ребенка любого пола.

 

Таким образом, можно предположить, что первый этап созревания женственности, а также — внутриличностной архетипической области Жены, начинается еще до рождения. Это созревание стартует на информационном, духовном уровне, а именно — в мужском отцовском пространстве, окружающем и пронизывающем процесс творения и вынашивания реального ребенка. Если ребенок — девочка, в этот ранний период развития ее личности формируется ее духовный статус как будущей жены. Для возникновения здоровой архетипической области Жены необходимо изначальное отцовское благословение в виде принятия будущего ребенка как девочки. Это духовное действие будущего отца может проявляться в его принятии возможностииметьдочь, а также — в умении отца видеть в дочери любого возраста будущую женщину, которой однажды предстоит стать женой.

Имея такой уровень зрелости, отец осознанно создает вокруг дочери особое защищающее пространство, в котором созревает ее женственность. По мнению американского психотерапевта Робин Норвуд, свойства этого пространства — атмосфера безусловного принятия в дочери ее женственности, женской природы, а также — понимание, что она нуждается в безусловной мужской защите только потому, что рождается женщиной. Это принятие в здоровой ситуации осуществляется без каких-либо оговорок и выражается позже в отцовском дарении и каком-либо совместном творчестве отца и дочери. Поскольку зрелый отец принимает свою дочь безусловно, в ее личности формируется абсолютное защищающее мужское начало, которое принимает и оберегает женское вообще. Только зрелый отец может дать дочери ощущение, что она достойна любви и внимания уже потому, что родилась женщиной — той, кого по естественным природным и духовным законам мужчине следует оберегать. Мальчик же в глазах зрелого отца получает признание прямо пропорционально своим победам и достижениям.

При этом особенно важно соблюдение эмоционального приоритета отношений мужчины-отца с его женой — матерью девочки. Первой по значимости для зрелого мужчины-отца всегда остается его жена.

Чтобы восполнить отсутствие отцовского и родительского благословения и помочь взрослым женщинам стать полноценными женами, обрести гармонию в их реальном супружеском союзе, инициационная терапия располагает целым арсеналом возможностей. В их ряду особое место занимают инициации благословения: "Благословение", "Благословение отца", "Благословение матери", "Благословение родителей", "Женский храм" и др.

Инициирование внутренних энергий Жены и установление достаточно здорового баланса внутри архетипического комплекса Жена-Мать, а также — между этим комплексом и мужскими энергиями, является важнейшим условием духовного здоровья западного человека.

 

НедоКоролева

 

Экспансивный полюс архетипической функции Королевы — это та часть внутренней королевской функции, которая по расположению в пространстве архетипической мандалы наиболее близка к "земной" области. Здесь сфокусированы отрицательные силы Королевы. Если они преобладают в гипер материнской структуре, то создают феномен злой Королевы - Снежной Королевы,Королевы-мачехи. Такая внутренняя недоКоролева насаждает в пространстве личности и в отношениях между людьми ситуацию "военной диктатуры". В отличие от политики спасения и благополучия всех, которую декларирует переразвитая функция Матери, главной целью негативной Королевы становится полный тотальный контроль над окружением как результат ее парализующего страха перед миром. ГиперКоролева стремится создать вокруг себя такую среду, которая не содержала бы ни малейшей угрозы. Напряженная Королева не может рисковать, доверяя кому-либо, поэтому нуждается в утверждении абсолютных власти и авторитета. Она действует так потому, что не имеет контакта с Королем и поэтому беззащитна и воспринимает мир как опасный. НедоКоролева требует к себе гиперуважения и беспрекословного подчинения, чтобы обеспечить свою неприкосновенность. Ее контакты с миром ограничены "спусканием" инструкций и указов "сверху". При этом страх и вызванная им защитная псевдо мужская агрессия вынуждают внутреннюю Королеву блокировать обратную связь, поступающую к ней из мира, за исключением раппортов об исполнении ее воли. Таким образом, НедоКоролева оказывается духовно слепа.

Доведенная до крайней степени, женская маскулинность недоКоролевы становится легко узнаваема в облике современных женщин-тиранов, властных чиновниц или гипер бабушек, которые подавляют окружающих, не будучи в состоянии выслушать их, признать факт существования чьей-либо внутренней реальности, кроме собственной. Мы уже отмечали, что в семейной системе такие женщины (реже — мужчины) боятся выпустить из рук бразды правления, даже когда их внуки обзаводятся детьми. В социальной же сфере это причина "замораживания" процессов развития различных общественных структур, причина пресловутой косности и ригидности в политике и экономике.

Помочь внутренней Королеве подняться к ее позитивному полюсу может не только инициирование самой этой архетипической области, но и инициационная работа с предшествующими Королеве женскими и мужскими архетипическими функциями. Важно и инициирование функции Короля. Необходимаи работа с сакральным центром — точкой управления, где энергии архетипических областей Короля и Королевы достигают здорового баланса. Оздоровление королевских функций личности приводит к росту женской и мужской семейной и родовой (королевской) ответственности, развитию родового сознания как умения видеть свою ответственность не только за пределами собственной семьи, но и — развивать и исцелять духовные области, решать задачи целых родовых ветвей вплоть до решения духовных задач рода в целом.

Нередко исцеление аспекта внутренней Королевы — дело сразу многих внутренних фигур. Поскольку королевские функции находятся на определенной архетипической вершине и опираются на представителей предлежащих уровней, а также — благодаря их расположению близко к границе между "небом" и "землей" личности, то есть — между земными и духовными ее задачами, работа с областью Королевы привлекает сразу большую армию целебных архетипических сил.

 

Пример.

На продвинутой стадии терапии разведенной женщине 48 лет королева представилась опоенной зельем. Ее величество не помнила ничего о себе и своих близких. Все время, пока длилось бессознательное состояние королевы, королевством успешно правил придворный мудрец (защищающий аспект мужского начала, сформированный в ходе терапии), который не только отлично справлялся с управлением государством, но и проделал все необходимые исследования (область Разведчика), чтобы исцелить королеву и вернуть исчезнувшего короля. Он составил план (функции Генерала), который и представил очнувшейся королеве.

Пробудить сознание королевы сумела ее заботливая няня (целительный, не доминирующий материнский аспект). Она убедила отрешенную от жизни королеву принять горячие ванны и подышать ароматами целебных трав (позитивные аспекты Ведьмы и Гейши), что позволило королеве отчасти прийти в себя. С помощью втираемых в кожу особых масел няня помогла королеве обрести прежнюю бодрость, после чего убедила госпожу облачиться в королевские одежды и надеть корону.

Королева смогла сотрудничать с придворным мудрецом, смотрителем дворца и другими освободительными силами (функции мужской защиты). Злоумышленница-колдунья, правящая соседним королевством, была разоблачена как похитительница короля. Ей удалось сделать его невидимым и заточить в лесном охотничьем домике. Вскоре августейшая чета воссоединилась и стала ожидать наследника.

 

 

ГиперФея

Каким бы странным ни казалось это название, перенапряжение в области архетипической функции Феи встречается довольно часто. Великий Дракон, в структуре которого особо нагружена фигура сверхсамоотверженной Феи, может скрываться, например, под обликом милой, нежной и женственной леди или — благородного джентльмена, которые как бы "перерабатывают" на ниве служения.

Такие женщина или мужчина нередко посвящены в различные области духовного знания, активно стремятся к самосовершенствованию. Вокруг них создается творческая атмосфера и воистину созидательная жизнь. Он или она могут вести активную жизнь, управлять крупной социальной структурой или просто быть нежными матерью или отцом семейства. Обаяние и внутреннее тепло, одаренность и духовная сила привлекают к ним людей и события. Такой человек нередко является неким солнцем, эпицентром своего социального микромира. Но поскольку в глубинах личности такого человека все еще живет Великий Змей, он аккумулирует заряд неосознанной агрессии, направленный против любых уколов неблагополучия, угрожающих ему и его близким. Кроме того, нежная, довольно чуткая, но все же сверх заботливая манера материнства или отцовства, мягко и незаметно то тут, то там подменяющая собой подлинное мужское главенство и истинное женское сотворчество мужскому началу, выдают классическое пленяющее коварство Дракона. Как мы помним, главная задача Дракона — не допустить освободительной битвы, не допустить творческого единения мужской и женской стихий, препятствовать образованию их священного союза. Человек, ведомый гиперФеей, отличается от зрелого тем, что не создает необходимого инициационного (обучающего истинным мужественности и женственности) пространства для своих детей в достаточной степени, а продолжает "нежить" их, не взирая на их возраст, искушая оставаться вечными детьми.

До поры до времени внутренний Дракон может дремать, делая вид, что все духовные достижения личности сделали его ручным. Однако любая достаточно глубокая работа над собой приводит человека с внутренней гиперФеей к осознанию всей огромности и всей подлинной опасности огненного, испепеляющего содержимого Дракона как неосознаваемой защитной агрессии. Такой человек может страдать от эмоциональной зависимости в отношениях, основанной на многочисленных страхах и потребности в контроле над окружающими с целью оберечь и спасти их от ошибок, невзгод и трудностей, что свойственно гиперМатери. Еще одна опасность, исходящая от Дракона гиперФеи, состоит в том, что под звон серебряных колокольчиков Феи как внутриличностная структура он передается по наследству целым и невредимым. Дети неосознанно включают его в состав своей личности, и затем им приходится добывать победу над таким "одухотворенным" Драконом уже в более сложных условиях, так как непобежденный Дракон не только "растет", но и "плодит стада". Феномен разных степеней "неблагополучия" у детей вполне "благополучных" родителей имеет, возможно, именно такое происхождение: преувеличенная забота и гиперласка, смешанная с чувством вины за "поглощение" детей и удерживание их в семейном гнезде, лишает детей возможности проходить инициации взросления, преодолевать сопротивление мира, побеждать свои собственные слабости и негативные силы, "нападающие" извне. "Ласковый" Дракон чрезмерно заботливой Феи опаснее и хитрее любого другого Змея — он рядится в одежды духовности, выбрасывает лозунги "непротивления злу насилием" и — прочие усеченные нравственные догмы. Как и все Драконы, он нарушает границы личностей очарованных им последователей, вторгаясь в их внутренние пространства. Дракон лжедуховности может организовывать различные "движения" и идеологии. Поначалу "доброму" Дракону хочется верить и следовать как духовному водителю — до тех пор, пока не откроется, что он никого не ведет за собой к новым вершинам, а просто выгуливает своих пленников на щедрых альпийских лугах зависимости.

Битвы с такими Драконами могут потребовать даже от инициированных освободителей изрядной смекалки и сообразительности. В одной из подобных инициаций Дракон был белым и сияющим. Он говорил о своей искренней любви к Ивану-царевичу и преданности Василисе, которая вовсе не томится у него в плену, а проходит обучение как в институте благородных девиц. Чтобы победить Дракона-денди, Ивану царевичу пришлось привлечь предоставленные дружественной ведьмой сухие волшебные травы, порошок из которых, прикоснувшись к Дракону, проявил его истинный облик. Дракон оказался не только огромным, но был черным, многоголовым и свирепым. Из пустых глазниц его валил дым, а в ходе битвы бывший "духовный водитель" изо всех сил стремился сжечь Ивана вместе с конем и многочисленными друзьями-соратниками. Иван со своим воинством победил Дракона и освободил Василису, зарубив себе на носу, что каким бы красивым не казался впредь Дракон, он должен быть побежден во что бы то ни стало.

Таким образом, чтобы освободить самоотверженную внутреннюю Фею от излишней нагрузки необходимо не только инициирование собственно областей Феи и Целителя, что позволит переместить излишнюю ответственность из архетипической области Феи в мужскую область Целителя, но и — инициации битв с соответствующими Драконами.

 

СверхБогиня

На первый взгляд кажется странным предположение, что возможно негативное переразвитие функции Богини. Может ли такая высоко развитая архетипическая область личности иметь отрицательный полюс? Однако, если гипер материнская структура просвещенных и духовно развитых людей еще не изжита, она может опираться и на отрицательный полюс Богини — Богиню карающую. Застревания на обличительном пафосе в искусстве, перевес внимания в сторону высших духовных структур личности ради избегания контакта с проблемами ее "земных" компонентов, критичность в отношении к тем, кто достиг менее высоких уровней развития (духовный шовинизм) — все это особенности талантливых, но не вполне удовлетворенных жизнью людей. И, несмотря на то, что их деятельность приводит по большей части к духовному росту и развитию окружающих людей, их собственное развитие периодически сопровождается глубокими кризисами. Конечно, в ходе любой эволюции критические периоды естественны и закономерны. Но если они слишком интенсивны, сопровождаются неблагоприятными событиями или тяжелыми заболеваниями, — это выдает коварную цепкость драконьих лап.

В инициационной терапии в случае перенапряжения архетипической функции внутренней Богини используется та же классическая стратегия "разгрузки" женской области как в непосредственной работе с темой "Богиня", так и за счет инициирования мужской составляющей данной архетипической ступени. С этой целью участники инициаций могут работать с темами: "Творец", "Мудрец", "Духовный Учитель", "Великий Учитель", "Бог на Олимпе", "Языческий бог" и др. Как и при работе на других архетипических горизонталях, важны инициации на тему седьмого сакрального центра — точки, равноудаленной от позиции Творца (Духа) и Богини (Души). Этот духовный центр — точка самости — является вторым уровнем сакрального брака. Инициационная работа с ним способствует установлению баланса между высшими мужской и женской ступенями зрелости.

Пленная Гейша

 

Внутреннюю область Гейши следует рассмотреть отдельно. Тип гипер материнской структуры с опорой на пленную Гейшу имеет настолько многообразные проявления, что им можно посвящать отдельные исследования.

Если гипер материнская структура в качестве основного орудия активно использует Гейшу, — главный бессознательный расчет личности делается на беспроигрышное влияние сексуальных энергий на значимое окружение. В ход идут и внешняя привлекательность человека, и сексуальная уязвимость партнеров, которым регулярно предлагается игра "динамо" или манипуляторные сексуальные наказания-поощрения как механизм власти и контроля над людьми и отношениями.

Энергии Гейши также могут эксплуатироваться с целью захвата и пленения близких в случае эмоциональной и физической неверности. Последняя используется мужчиной (реже — женщиной) как открытое или тайное средство подавления членов своей семьи ради искусственного повышения своего личного статуса ("смотрите, я ценен для других женщин как мужчина и могу в любой момент вас покинуть!").

Функции внутренней Гейши употребляются в "военных" целях как способ эротического одурманивания, ограничивающего волю оппонента в любом споре. Подобно действию нервно-паралитических газов, эротизм внутренней Гейши может использоваться при общении в форме "боевых выхлопов" с целью сужения и ослабления сознания любого "противника". Для этого достаточно во время спора неожиданно ввести сексуальную тему или даже реплику. Можно не сомневаться — оппонент будет на некоторое время обескуражен. Здесь очевидно влияние негативного полюса Ведьмы, естественным образом включенной в архетипическую структуру Гейши. Ведьме свойственно одурманивать, наводить морок. Все это обедняет палитру отношений с представителями противоположного пола до так называемой "чистой эротики". Сексуальные темы, привлекаемые в общение в неожиданные моменты, позволяют избегать подлинного эмоционального сближения и открытости, уводят от истинного контакта. В этих целях может использоваться и порнопродукция.

Наиболее деструктивной формой агрессивного использования энергий Гейши становится преступное сексуальное использование мужчинами девочек своей семьи. Это извращенное проявление пассивной агрессии мужчины, не способного открыто противостоять огнедышащему Дракону его собственного гипер материнского комплекса. Мужчина в этом случае проецирует внутреннего Дракона на мать, сестру, жену или тещу. Этот внутренний феномен может проявляться как неожиданно возникающий мощный сексуальный импульс, направленный в адрес сестры или ребенка, чаще — маленькой девочки, олицетворяющих незащищенное женское начало. Подобного рода "сексуальность" в данном случае является разновидностью проявления пассивной агрессии мужчины, подавленный мужской потенциал которого, с одной стороны, яростно стремится к освобождению, а с другой — боится истинного Дракона и предпочитает ему любые безопасные женские объекты, хоть чем-то его напоминающие.

Поскольку вектор этой агрессии направлен не на самого внутреннего Дракона, а на его мнимое отражение, символически ситуация выглядит следующим образом. Занесенный якобы над Драконом, "меч" мужчины ненароком "промахивается", пролетая мимо Великого Змея. При этом он обрушивается на незащищенное женское, куда Дракон лишь отбрасывает тень. Бессознательная агрессия при этом успешно маскируется под сексуальное влечение и направляется в сторону наиболее безопасной из проекций Дракона в облике собственной сестры, дочери, внучки или племянницы, зачастую — любимицы матери, жены или тещи.

 

Наблюдая различные способы эксплуатации архетипической функции Гейши, нельзя не заметить, как в ходе этой эксплуатации обнаруживают себя феномены проституции и гомосексуализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.045 с.)