Божественное мужское (Творец, Дух) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Божественное мужское (Творец, Дух)



(Творец, Великий учитель, Священник, Дух)

К. Г. Юнг указывал на архетип Уробороса, символизирующий Яйцо Творения. Он представляет собой змею (дракона), кусающую себя за хвост. Уроборос отражает вечное вращение циклов жизни и смерти. Спускаясь в мир и проявляясь в нем, Божественное Яйцо как изначальная целостность распадается на два фундаментальных начала — Великое Мужское и Великое Женское. В Великом Мужском, в свою очередь, выделяется архетип Великого Отца, а в Великом Женском — архетип Великой Матери.

Таким образом, Великое Мужское начало является частью божественного сознания — Божественным мужским началом.

Работая в инициационной терапии на седьмом мужском архетипическом уровне, мы поначалу довольно долго, следуя Б. Уилкинсону, использовали понятие Священник. Однако в ходе инициационной практики появилось много просьб участников инициаций изменить или дополнить это название высшей мужской ступени. "Я чувствую, что здесь — нечто большее, чем Священник", — так выразила одна из участниц инициаций общее впечатление. Универсальным названием, обозначающим седьмую мужскую ступень, стало архетипическое понятие Творец.

Творец - символ творящих, созидательных сил мужской природы. Наиболее универсальной формой выражения этой архетипической ипостаси является понятие Божественное мужское начало. Сегодня в инициационной терапии для работы на седьмой мужской ступени для задания тем инициаций успешно используются персонифицированные образы Творца, Духовного Учителя, Великого Учителя, Мудреца, Великого Мастера, Священника и т. п. Участники инициаций выбирают наиболее адекватные их запросам образы, символизирующие высшие мужские силы.

Природа "небесных" мужских архетипических функций вводит сознание в область Духа. "Небесные" мужские ступени архетипической мандалы не только ведут обыденное сознание к божественному, но и предлагают человеку еще одну доступную технологию воссоздания себя по тому самому "образу и подобию Божию". Если на пятой ступени Король (Царь-Отец) выступает символом великой ответственности и великой заботы, а на шестой мужской ступени Целитель олицетворяет силы возрождения, то седьмой мужской архетипический уровень представляет собой высший аспект мужской зрелости, указывающий на божественную творческую инстанцию — область Духа. Не зря царские особы всех времен и народов преклоняют головы и колена перед представителями высшего духовенства, на которых обыденное сознание проецирует высшие мужские аспекты Духа. Дух продолжает творить всегда, он ведет по путям человеческого и надчеловеческого развития.

Поскольку для работы на уровне архетипической функции Творца в инициационной терапии долго использовался образ Священника, приведем его характеристики. Разумеется, здесь не следует соотносить название Священникс каким-либо конкретным религиозным содержанием.

Во внутренних сюжетах Священникнередко представляется участникам инициаций в момент, когда он решает вопрос о взаимоотношениях со своей возлюбленной, ищет пути устранения препятствий между ним и его любимой. Например, женщина 40 лет, представила себя Священником, который, выбирая между духовным саном и своей избранницей, нашел путь, который вывел его на такой уровень сознания, где любовь к женщине и любовь к Богу оказываются вне противоречий. В других внутренних сюжетах Священник представал благословляющим влюбленную пару, сбежавшую от строгих и непримиримых родителей. Нередко в сюжетах инициаций Священник благословлял мужчину или женщину в их детском возрасте, что говорит о потребности детского слоя Я в отцовской поддержке и отцовских инициациях.

Таким образом, внутренний Священник помогает мужскому не только устанавливать гармоничный контакт с женским, но и — оберегать, духовно питать детское начало личности.

Зрелый внутренний Священник представляет собой духовную функцию, благодаря которой человек любого пола контактирует со своей Душой, умеет заглянуть в глубину Души других людей, понимает их сокровенные помыслы, помогает им обрести внутренее равновесие. Умение точно понимать состояние других необычайно важно для счастливого семейного бытия. Священник — Душевед, он не только поддерживает в сложные моменты, но и примиряет противоречивые душевные процессы за счет выведения сознания на более высокие, бесконфликтные уровни. Поскольку любая система может бесконечно развиваться лишь благодаря развитию ее элементов, закон успешного управления семейной системой (паствой) заключается в поддержке созидательных интересов отдельных членов семьи или родовой ветви. Без активно действующей функции Священника во внутреннем мире происходит отчуждение, отсекание травмированных областей личности от ее центральной осознающей области Я. Вытесненные в бессознательное аффективные переживания могут в любое время "устроить бунт", нарушив планы сознательной части Я.

 

Внутренний Священник помогает не только осознавать, но и проживать чувства в полной мере. Он учит не бояться сильных чувств, принимать себя и других, благословляет на принятие созидательных решений. Хорошо работающая функция внутреннего Священника является источником уверенности и спокойствия, позволяет человеку любого пола чувствовать себя самим собой.

И напротив, инфантильность, то есть неинициированность функции Священника приводит к нарушению контактов с людьми. Одним из примеров служит сюжет инициации, которую прошла женщина 38 лет, имевшая жалобы на многолетнее непонимание со стороны мужа и детей. Священник представился ей пятилетним мальчиком, который на детском карнавале был одет в черный костюм священника. Женщина почувствовала растерянность при виде мальчика в сутане и — острое желание помочь ему вырасти.

Нетрудно заметить, как умение понимать и принимать реальность других подготавливается на предыдущих ступенях созревания мужского начала. Зрелый Разведчик отправляется во внешний мир не только ради себя, но уже и ради известных ему, заранее выявленных им интересов реальной (и Внутренней) женщины, ради интересов их детей (и Внутреннего Ребенка — детской части личности). Значит, он умеет заглянуть в глаза и Души тех, за кого несет ответственность, ради них рискует собой. Зрелый Защитник умея защитить себя, защищает других. Полноценного Кормильца можно с полным правом назвать внутренним менеджером — он обладает высокой компетентностью, хорошо осведомлен о нуждах своих подопечных, знает все об их вкусах, желаниях и предпочтениях, поэтому способен обеспечить им необходимые комфорт и уют. Генерал, как функция главенства, берет на себя еще более полную ответственность за близких, он принимает решения, от которых зависят судьбы дорогих ему людей. Король (Царь-Отец) возглавляет не только семью, но и род, на род. Целитель хранит и восстанавливает созданное до него, указывает возможные пути развития вперед и вверх. Соединяясь в архетипической функции Священника, все эти умения предыдущих мужских ступеней подготавливают его зрелость.

У архетипической позиции Священника есть и отрицательный полюс. В области негативного полюса эта функция, сгущаясь, приобретает такие человеческие слабости как создание монополии на пути и способы духовного развития. На негативном полюсе Священник не предлагает, а диктует, каким путем следует развиваться, что приводит к обесцениванию других путей развития и даже — к строгим запретам на них. Этим грешат тоталитарные политические режимы и многие религиозные доктрины. Очевидно, что полирелигионость является совершенно закономерным этапом духовной эволюции человечества. Но тот факт, что почти каждая конфессия стремится монополизировать пути развития сознания, выглядит, с одной стороны — трагично, с другой — комично.

Не секрет, что жесткость идеологических запретов бывает и полезна. Это справедливо для тех случаев, когда человек находится в самом начале духовного восхождения и нуждается в опоре в виде рамок и строгих правил. В других случаях такие запреты нужны, когда кто-то ставит для самого себя необычайно высокие духовные задачи. Лишения и ограничения могут служить при этом необходимым рычагом для духовных достижений, прорывов и взлетов. Однако, чем более высокие этапы проходит человек в своей духвной эволюции, тем больше ценит он свободу выбора путей развития.

Божественное мужское содержит в себе божественную Аниму (женское начало). Если говорить о божественном мужском начале, отраженном в архетипической функции Священника, то влияние божественной Анимы незримо проявляется в том, что Священник умеет прощать, он чуток и внимателен, скромен и ненавязчив. Эта чуткость и мягкость, способность к принятию и состраданию являются свойствами божественного женского, они открывают мужским энергиям доступ к наиболее глубоким слоям человеческой Души. Так высшее женское начало служит мужскому. Наш внутренний Священник, как проявление осознанности Духа, как точка осознания нашего Божественного Я, дает личности силу покоя как силу высшего знания и со знания — совместного с высшим началом знания.

Функция Священника так же, как и функция Целителя, включена в более масштабный архетип Великого Учителя. Инициации на тему "Творец", "Мудрец", "Великий мастер", "Великий Учитель", "Духовный Учитель" всегда ресурсны и часто содержат сюжеты, в которых устанавливаются отношения благоденствия как в мужско-женских союзах, так и в масштабах целых государств.

Божественное мужское служит божественной женственности. Р. Джонсон в своей книге "ОН. Глубинные аспекты мужской психологии" упоминает о том, что Гете к концу своей жизни осознал, в чем заключается истинное назначение мужчины - в служении женщине, и тогда женщина будет служить ему. Служение своей глубинной женственности как естественное следование своей Душе — путь к истинной гармонии для мужского начала.

На уровне Творца созидательная мужская сила восходит к абсолютному пику — постижению Души и Духа. Если реальный мужчина имеет зрелого внутреннего Творца, то он хорошо осведомлен о тайных движениях Души его реальной женщины. В этом случае она вполне может чувствовать себя богиней. У такой женщины ее внутренний высший мужской аспект, ее Творец также является достаточно осознанным. Дети у зрелых родителей отличаются высоким творческим потенциалом и чуткостью.

Становится более понятным, почему жене в Библии отписаны только две функции — помогать мужу и подчиняться ему. Для женщины помогать и подчиняться своему Разведчику и Защитнику, Кормильцу и Генералу, Королю (Царю-отцу), Целителю и Творцу означает не что иное, как жить в благоденствии, то есть — в земном Раю.

 

В любых инициациях на тему "Божественного мужского" участники могут испытывать трансцендентные переживания — им представляются световые потоки, столбы света, разноцветные сферы и т. п. Присутствие таких феноменов в ходе инициационного сюжета обладает огромной позитивной трансформирующей силой.

 

Божественное женское (Богиня, Душа)

Для работы на седьмой архетипической женской ступени используется персонифицированный образ Богини. Это уровень высшего сознания женственности.

С одной стороны, как мы уже отмечали, существует описанная К. Г. Юнгом архетипическая картина погружения божественного сознания в слои проявленного мира, когда Яйцо Творения (Уроборос) "раскалывается" на Божественное мужское и Божественное женское начала. С другой стороны, важно помнить, что, эволюционируя, женское начало, как прекрасный побег, поднимается, растет от земного материнского уровня все выше и выше, достигая однажды высоких ступеней — могущества Божественной женской силы.

В сюжетах инициаций на тему "Богиня" эти два процесса встречаются и отражаются в эпизодах, когда богиня, спускаясь на землю и получая опыт земной жизни, в то же время не теряет своих божественных сил и высшей осознанности. Она привносит в земную жизнь волшебство исполнения замыслов, легкость решения задач, свет и радость созидательной любви. Трудно переоценить богатство ресурсов, содержащихся в сюжетах на эту тему. Все без исключения реальные женщины — участницы инициаций на тему "Богиня", — представляя себя богиней, сначала наслаждались высокой степенью могущества, полнотой энергий и возможностей в высшем мире, а затем неизменно изъявляли желание спуститься с небес и жить земной жизнью, став женой обыкновенного мужчины. При этом все они непременно хотели сохранить силы и возможности небожительницы.

Так, в сюжете одной из участниц инициаций, богиня огня, спустившись на колеснице, запряженной летающими конями, увидела играющего на флейте пастуха. Богиня оставила колесницу на берегу озера, приняла облик земной женщины и подошла к своему избраннику. Вскоре влюбленные стали мужем и женой. Тем не менее, богиня всегда следила, чтобы ее колесница оставалась на месте, чтобы иметь возможность в любой момент вернуться в свой небесной мир, чтобы получить там необходимую поддержку и силы для решения задач земной жизни.

Работая с архетипической темой "Богиня" можно наблюдать, как раскрывается высшее предназначение женских энергий — их вечное космическое служение Божественному мужскому началу. В сюжетах инициаций на тему "Богиня", представляясь земной женой, Богиня нередко помогает супругу с неземной скоростью осознать и преодолеть возникающие трудности. Например, во внутреннем сюжете 40-летней женщины богиня вовремя оказалась рядом с раненным возлюбленным и исцелила его смертельные раны в кратчайший срок. В другом примере богиня, наоборот, помогая любимому исцелится от ран, ощутила неземное терпение и поняла, что может ждать исцеления, сколько угодно долго, так как ей, как бессмертной богине, некуда спешить — она обладает запасом сил и времени, равных вечности.

Контакт с божественными женскими энергиями во все времена воспевается поэтами, любимцами муз — божественная женственность дарит им вдохновение и озарения. Богиня как проявленный образ Души находится под вечным покровительством Духа — Божественного мужского начала.

ВечныйДух, сила которого включенна в природу функции Богини, дает ей высшую степень защищенности и тем самым делает ее автономию безусловной. Поэтому Богиня неуязвима, бессмертна и всегда молода. Богиня управляет силами природы и космоса, и решает задачи посредством осознанного внутреннего действия — мысли и чувства. Ее Анимус — Божественный Логос. Он представляет собой мысль как высшую мужскую волю, обеспечивая Богине необходимые силы и средства для осуществления ее замыслов.

Плоды союза высших мужского и женского начал — это божественная любовь, служение, миссионерство, меценатство, героизм, озарения — те моменты взлетов человеческого духа, которые движут цивилизации, остаются в коллективном сознании в виде нетленных знаний, архетипических образов и сюжетов.

Функции Богини отличаются от функций Феи тем, что последняя осуществляет конкретную адресную помощь, действуя для этого непосредственно в земном мире. Богиня же символизирует наиболее высокие уровни сознания. Как небожительница она с помощью одной только мысли может мгновенно решить проблемы, на решение которых Фее понадобится больше времени и усилий. Когда Богиня спускается на землю для решения особых задач — происходят судьбоносные перемены большого масштаба. Находясь в контакте с вечным Духом, Богиня (Душа) действует не только мгновенно, но и безошибочно.

Богиня обладает силой воссоздавать, воскрешать мужское начало, если оно претерпело разрушения. Так, в египетской мифологии известен сюжет о богине Изиде, собравшей рассеченный злодеем на 26 кусков труп ее супруга Осириса. В сказочных сюжетах тоже нередко встречается тема восстановления-исцеления женским персонажем тела убитого возлюбленного с помощью мертвой воды, а затем оживление его с помощью живой воды. Воссоздающая, возрождающая сила женского начала, запечатленная в том числе и в образе исцеляющей воды, имеет божественную природу и может быть использована любой реальной женщиной, которая инициирует в себе эти свойства женственности. В результате контакта с божественной женственностью мужские силы могут получать незримую, но поистине волшебную поддержку.

Божественная женственность способна не только воскрешать, но и инициировать растущее мужское начало, выводя его на уровень божественного сознания. Вот что говорит об этом один из античных мифов: "Деметра (богиня плодородия) взяла на свое попечение младенца Демофоонта, последнего сына [царя] Келея и Метаниры… Деметра нянчила Демофоонта, но не кормила и не поила его всем тем, что пьет и ест смертный ребенок, а пестовала как бога. Натирала благовонными мазями, а ночью погружала в огонь очага, чтобы стал он бессмертным. Но однажды Метанира увидела этот обряд и закричала в страхе. Деметра разгневалась, приняла свой божественный облик, обвинила Метаниру в обычном скудоумии смертных и сказала, что если бы ей не помешали, она бы сделала младшего царского сына бессмертным" [1].

Как видим, земное материнское понимание того, как растить мужское начало, отличается от божественного. Земная часть матери с ее инстинктом сохранения жизни находится в противоречии с божественным материнским сознанием. Деметра погружала младенца в огонь, так как огонь символизирует Дух. Погруженный в огонь как в область высшей мужской осознанности, будущий царь соединялся со знанием о своем предназначении. Кроме того, мужская зрелость невозможна без интеграции в целостную структуру личности духовного понимания смерти. Каждый герой побеждет, в первую очередь, свой страх смерти. Это делает его неуязвимым. Только преодолев страх смерти, люди оказываются способными выполнять задачи нечеловеческой сложности. Принятие своей смерти выступает для героя как признание приоритета духовной стороны жизни над земной ее стороной. Духовные задачи могут быть масшабными и нередко выходят за пределы одной человеческой жизни. Понимание их масшабности является божественным осознанием. Именно этот уровень сознания пыталась инициировать Деметра в царском сыне, погружая его в огонь.

Таким образом, реальная женщина, развивая божественное начало своей женственности, может достичь такого уровня зрелости, когда сможет инициировать любого мужчину, излучая особое принятие и создавая среду, которая сделает мужчину взрослее и/или исцелит его. Помогая маленькому или взрослому мужчине увидеть реальные моменты проявления его мужского духа, мужской духовной и земной силы, женщина, как и Деметра, способна сделать "царского сына бессмертным".

В обыденной жизни можно встретить и мужчин, и женщин, женское начало которых уже прикоснулось к божественной зрелости. Их легко узнать по непреходящему сиянию глаз, по высокому строю Души, по смелости и внутренней неуязвимости, по независимости и созидательному стилю жизни — они делают то, чего до них не было, но отчего жизнь преобразуется в сторону все большей гармонии. Их следы никогда не связаны с разрушением. Реальные мужчины и женщины, имея в структуре личности высоко развитое женское начало, талантливы, практически здоровы, легко находят выход из сложных ситуаций, реализация их замыслов встречает своевременную поддержку со стороны мира в виде благоприятных событий и/или оптимального стечения обстоятельств. Женщина, достигая зрелости Богини, в любом возрасте может быть духовной водительницей рода, оберегая постоянным и активным внутренним благословением все поколения своей родовой ветви. Образ такой удивительной женщины описан в романе Людмилы Улицкой "Медея и ее дети" [24].

Что касается мужчин, то можно полагать, благородным называют именно того мужчину, Анима которого уже достигла высокого уровня зрелости — коснулась Божественной женственности. Контакт со своей внутренней Богиней, со своей Душой, делает мужчину обаятельным, надежным, созидающим, верным. Постоянное самовосстановление сил за счет чуткости и могущества энергий его зрелой внутренней женственности делает его наполненным, и как следствие — дающим и дарящим. Такой человек не ищет признания, не копит обид, не соревнуется с женщинами. Внутренний свет его Божественной женственности согревает и возрождает все кругом, а мужская сила действует точно и всегда созидательно. В реальной жизни он неизменно проявляет себя как прогрессивный Король, надежный Отец, успешный Целитель. Понятие "настоящий мужчина" указывает не только на зрелость мужского начала, но и на зрелость внутренней женственности такого мужчины. В этом смысле целостность — характеристика такой личности, которая не только в достаточной степени достигла в своем развитии и мужской, и женской вершин зрелости, но и несет в себе священный плодотворный союз мужского и женского начал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.019 с.)