ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связей между мужскими и женскими функциями личности.



Архетипическая мандала образована двумя диагоналями — мужской и женской. Мужская диагональ включает семь мужских, женская диагональ — семьженских функций. Легко увидеть семь горизонтальных уровней или ступеней, ведущих вверх — от области Земли к области Неба: от более "земных" слоев личности к более "небесным" ее слоям. Каждая ступень представлена одной мужской и одной женской функцией. Например, на первом горизонтальном архетипическом уровне находятся Ведьма и Разведчик, на втором — Амазонка и Защитник и т. д. Каждая архетипическая горизонталь соответствует более высокому уровню мужской и женскойзрелости.

Взаимосвязи между мужскими и женскими архетипическими функциями

Итак, архетипическая мандала позволила увидеть закономерности, характеризующие горизонтальные и вертикальные связи между мужскими и женскими архетипическими функциями личности.

Горизонтальные связи

1. Каждая вышестоящая архетипическая функция на мужской или женской диагонали включает в себя свойства всех предшествующих ей архетипических функций того же пола.Эти свойства гармонично и слаженно "работают" на каждой новой ступени. Например, Амазонкаимеет такие черты предшествующей ей функции Ведьмыкак агрессивность и отсутствие постоянного партнера. Но, в отличие от скрытной Ведьмы, Амазонка обладает этими чертами открыто и демонстративно.

2. Каждая мужская и женская архетипическая функция обладает внутренним пространством, имеющим два полюса — негативный и позитивный. Созревая, мужская или женская функция как бы движется от своего негативного полюса к позитивному. Например, если негативный полюс Ведьмы отражен в образе старой скрюченной колдуньи-отшельницы, то по мере приближения к своему позитивному полюсу, Ведьма добреет, может помолодеть, становится все привлекательнее и все более включенной в социальные взаимодействия. Наиболее выраженные черты позитивного полюса отражает помогающая Ведьма. Развивая свои позитивные свойства, женское начало поднимается на следующую ступень зрелости — уровень Амазонки. Здесь все качества, приобретенные позитивной Ведьмой, сохраняются и обогащаются за счет достижений нового уровня зрелости, уровня Амазонки. Ее красота и здоровье становятся неотъемлемыми чертами женского, а агрессивная природа "земных" энергий Амазонки отныне служит интересам личности открыто — утверждается природное женское достоинство.

Амазонка, в свою очередь, проходит путь от яростной мужененавистницы (негативный полюс) до надежной соратницы мужчины в достижении наиболее трудных целей (позитивный полюс) и т. д.

3. Еще одна закономерность проявляется в том, что мужские и женские архетипические функции, расположенные на одной горизонтали, никогдане дублируют друг друга полностью,несмотря на то, что содержат явные и неявные аналогии и имеют характерные для своего горизонтального уровня способы взаимодействия. Например, Ведьма и Разведчик — охотники за знаниями, они стремятся изведать мир. При этом Ведьма стремится познать, прежде всего, мир внутренний. Она увлеченно изучает способы влияния на него — ее зелья и заговоры могут излечить человека или заморочить его. Разведчик же больше стремится к знаниям о мире внешнем, так как эта мужская функция отвечает, прежде всего, за постижение внешнего мира и выживание в нем.

4. "Земные" мужские (Разведчик, Защитник, Кормилец) и"земные" женские (Ведьма, Амазонка, Гейша) архетипические функциинаходятся в областях мандалы, противоположных пространству своего пола.

Ведьма, Амазонка и Гейша располагаются в мужской области, выполняя задачи, во многом аналогичные мужским. Ведьма — не толькособирательница тайных знаний, но и блюстительница границ иинтересов личности. Амазонка — один из передовых боевыхресурсов личности, а Гейша — величайшая дипломатка,хранительница связей между мужским и женским мирами. Очевидно, что эти аспекты "земных" женских функций во многом аналогичны мужским задачам. Охрана границ, боевые умения и дипломатия — исконно мужские свойства, поэтому энергии Ведьмы, Амазонки и Гейши оказались в мужской области.

Задачи мужских "земных" архетипических персонажей также имеют сходство с женскими, но не копируют их. Разведчик смело и широко налаживает контакты с миром, многое узнает. Все это очень напоминает женскую общительность и неуемное женское любопытство. Защитник защищает и спасает слабых, оберегает женщин и детей, как безусловно защищает своего ребенка женщина-мать. Кормилец, как и мать, стремится обеспечить (прокормить) своих подопечных всем необходимым для жизни. Расположение этих мужских архетипических фигур в женской области указывает на то, что они, на первый взгляд, зеркалят соответствующие функции женского. В то же время, Разведчик любопытен не по-женски, он собирает информацию осознанно, чтобы сократить путь, ведущий к достижению целей личности. Защитник по-мужски сконцентрирован и неэмоционален. Защищая, он не станет действовать на основе инстинктивных импульсов, как это делает женщина. Кормилец также действует по-мужски масштабно. Он не просто кормит, а создает материальный щит как некий потенциал, который работает и обеспечивает комфортное выживание — он строит дом, создает производство или организовывает другие процессы обеспечения жизни.

Таким образом, сходство функций мужского и женского начал не означает их полной аналогии.

5.Еще одна важная особенностьмужскихиженских архетипических функцийзаключается в том, каждая функция содержитэлементы противоположного пола как некие "встроенные" ресурсы, как неотъемлемые структурные компоненты, благодаря которым достигается андрогинная целостность каждой архетипической функции.

Так "земные" женские архетипические персонажи имеют "встроенный" в саму их структуру мужской феномен — направляющийАнимус. Метла — фаллический атрибут Ведьмы, ее мужской волевой аспект, дающий скорость и возможность перемещаться в нужном направлении.

Амазонка неотделима от таких мужских атрибутов как конь и оружие. Как и метла Ведьмы, они имеют мужские свойства скорости и стремления в необходимом направлении, но конь и оружие добавляют мужские силу и победоносность Амазонке. Если Амазонка находится в здоровом контакте с мужской защищающей функцией, она становится надежным резервом, способным вовремя подстраховать в трудную минуту Защитника — ее "коллегу" по защитной архетипической функции.

Гейша, в свою очередь, обладает такими элементами мужского как эротическое и эстетическое искусство обольщения. Это ее универсальное оружие, ее тайная сила, которая имеет свойство по-мужски проникать в сознание и по-мужски овладевать им. Покорять сердца — суть "роковой женщины". Такая экспансия свойственна мужскому началу. Исцеляющий и все наполняющий эротизм Гейши включает мужскую творческую силу, и одновременно - мужскую природную выносливость.

Если мужской элемент, включенный в "земные" женские функции (Ведьма, Амазонка, Гейша) можно считать направляющим, то женское, "встроенное" в "земные" мужскиефункции (Разведчик, Защитник, Кормилец), имеет помогающуюприроду. Образ Яги-помощницы широко известен и символизирует материнский слой помогающей Анимы героя-освободителя. Баба Яга часто выступает кормящей и оберегающей проводницей Ивана, ищущего путь к своей суженной, плененной злодеем.

Как мы уже отмечали, Разведчику помогают такие женские качества как любопытство и общительность, артистизм и внимание к мелочам. Эти женские качества Разведчика удваивают его продуктивность, обогащают его потенциал. Для классического Защитника визитной карточкой являются такие женские свойства как молодость, красота и романтизм. Кормилец (добытчик, охотник) открыто несет в себе женско-материнское желание заботиться, которое развивает его потребности питать, насыщать, обеспечивать.

Итак, помогающая Анима включена во все "земные" мужские архетипические функции, а направлюящий Анимус — во все "земные" женские.

Архетипические фигуры Женыи Мужа находятся в самом центре мандалы. Их невозможно представить друг без друга. Здесь взаимное проникновение мужского и женского достигает своего пика: каждая из этих архетипических функций может появиться только в момент возникновения другой — мужем можно быть, только когда есть жена, и наоборот. Муж и Жена создают друг друга в полном смысле слова. Следовательно, они могут и возрождать друг друга, если в архетипической области личности на уровне Муж-Жена произошли какие-либо разрушения.

В реальной жизни для женщины утрата реального мужа символизирует критический момент в развитии ее внутренней архетипической функции Мужа. Аналогично утрата реальной жены для реального мужчины — свидетельство неблагополучия в области его архетипической функции Жены.

Взаимосозидание функций Мужа и Жены не означает, что реальный мужчина, не имеющий жены, обязательно является незрелым как муж. То же самое верно и для реальной незамужней женщины. Речь идет в первую очередь о взаимосозидании функций Мужа и Жены как внутренних структур личности. Именно во внутреннем мире они функционируют в паре. Если у женщины, зрелой как Жены, нет реального мужа, общение с ней инициирующее влияет на мужчин, помогая созревать их архетипической функции Мужа. И для мужчины, если он не женат, но в структуре своей личности имеет зрелую функцию Жены, любые женщины, взаимодействуя с ним, становятся более зрелыми как потенциальные жены.

В инициационной терапии для работы с центральной областью личности Муж-Жена используются специальные темы для инициаций — "Василиса Прекрасная", "Иван-царевич", "Свабедный пир", "Счастливый муж", "Счастливая жена", а также — "Исцеление мужа", "Исцеление жены". Сюжеты этих инициаций показывают, как происходит взаимное восстановление поврежденных функций на уровне Муж-Жена. Например, в одном из таких сюжетов участница инициации на тему "Счастливая жена" представила, что из-за грудного ребенка, которого она не в силах кому-либо доверить, она не может отправиться с мужем на праздник, посвященный очередной годовщине их свадьбы. В реальной жизни эта женщина разведена и у нее взрослые дети. Ситуацию в сюжете инициации "Счастливая жена" помог уладить воображаемый муж: он убедил жену оставить ребенка ненадолго у его матери, и прадзник состоялся.

В этом примере архетипическую область Жены помогают укрепить силы мужского защищающего начала. Возможность воспользоваться помощью матери мужа свидетельствует о достаточной зрелости Внутреннего Мужчины участницы инициации. Материнский комплекс уже не властвует, а служит ресурсной областью мужской половинки Я. Предложение возникшего в образе мужа прибегнуть к помощи именно его матери — это приглашение напряженного в материнской области женского начала к доверию и к дальнейшему, более глубокому взаимодействию с потенциалом мужских сил, который оставляет ответственность за собой и защищает в этом случае бережно, по-матерински.

Что касается "небесных" женских архетипических фигур (Королевы, Феи, Богини), то они несут в себе творящий Анимус, а мужские "небесные" персонажи (Король, Целитель, Творец) - со-творящую Аниму.

Так, Королеве в качестве ее мужского аспекта служат казна, армия и власть, благодаря которым исполняется ее королевская воля, осуществляются ее нововведения и реформы. Волшебная палочка Феи также символизирует мужское творческое начало. Мужские свойства Богини — ее всезнание, опирающееся на божественный Логос, и — ее могущество как признак присутствия в ней мужской божественной воли, творящей мир с помощью мысли.

Со-творящая Анима привносит в структуру "небесных" мужских персонажей вдохновение и поэзию. Она делает процесс творения неизбежным, прекрасным и возвышенным. Король как глава государства реализует свое женское начало в учредительской функции — он порождает новые социальные структуры, а также — творит институт наследников. Женское начало Короля проявляется в красоте его одежд и эстетике убранства королевских покоев. Целитель обладает женскими состраданием и утонченностью восприятия. Творец (Духовный Учитель, Дух) несет в себе свойственные божественной женственности доброту и любовь.

6.Вся рассматриваемая "небесная" область в целом(пространство архетипической мандалы над горизонтальной осью) имеет свойство быть более мужской, а "земная"(пространство мандалы под горизонтальной осью)- более женской. Исследуя архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское — это деление на небесное-мужское(Творец, Целитель, Король, Королева, Фея, Богиня) и земное-женское (Ведьма, Амазонка, Гейша, Защитник, Кормилец, Разведчик).

Архетипический центр Муж-Генерал - Жена-Мать занимает в мандале граничное положение между архетипическими Небом и Землей, и относится к обеим духовным стихиям — и к "земной", и к "небесной". Это указывает на особую — связующую, центральную роль сакрального центра Муж-Жена в структуре личности человека. Другими словами, первый уровень сакрального брака, возникающий на ступени Муж-Жена, является первым уровнем исцеления и достижения целостности Я.

Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга, как нельзя более точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 2).

Рис. 2. Мандала Инь-Ян — проникновение женского начала(темное поле)в мужское(светлое поле)и мужского — в женское.

7.Кривая линия, являющаяся внутренней границей между мужским и женским в мандале Инь-Ян, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части этой мандалы с внешним миром. Своей протяженностью условная внутренняя граница говорит о том, что взаимоотношения между мужским и женским началами во внутреннем мире не менее важны, чем отношения этих частейс миром внешним.

Другими словами, наша задача в этой жизни не только познавать мир внешний и налаживать с ним гармоничные связи, но и— налаживать отношения во внутреннем космосе — между мужским и женским его аспектами. Мы приходим, чтобы достичь сакрального брака. И усилий эта внутренняя задача требует ничуть не меньше, чем более очевидные задачи выжить и успешно адаптироваться в реальном мире.

Инициационная терапия — один из увлекательных современных методов внутренней работы, помогающих в достижении этой цели.

Вертикальные связи

Отражаемые квадратной мандалой вертикальные связи между мужскими и женскими архетипическими функциями еще ждут своих исследователей, так как на сегодня они выявлены еще недостаточно.

Вертикальный уровень Ведьма-Творец отражает исторический антагонизм двух полярных духовных подходов к постижению внутреннего мира. Ведьма представляет практическую сторону использования духовных знаний. Функции Ведьмы включают народную медицину, магию и оккультизм. На уровне высшей мужской архетипической ступени есть целый спектр подходов к исследованию Души и Духа. Если высшее мужское олицетсворено в образе Священника или Духовного Учителя, то это символизирует ортодоксальный подход к познанию внутреннего мира человека, а значит — ту часть коллективного сознания, которая следует известным духовным канонам. Это относится к различным конфессиям и духовным школам. Если для обозначения божественного мужского уровня сознания использовать понятие Творец, появляется свобода выбора духовных путей, возниткает творческое многообразие способов развития сознания.

Вертикаль Разведчик-Богиня тоже выделяет два противоположных полюса познания: Разведчик символизирует практический, рациональный взгляд на мир, больше олицетворяетофициальную науку, а Богиня — иррациональное, духовное понимание мира.

Вертикаль Амазонка-Целитель указывает на полярно отличные друг от друга способы выживания личности. Амазонка достигает успеха за счет своей эгоцентричности, конкурентности и концентрации внимания на целях во внешнем мире, Целитель — за счет глубокого понимания мира внутреннего и установления надежных связей между внутренним и внешним мирами.

На вертикали Защитник-Феяантагонизм мужских и женских функций уступает их духовной тождественности. Защитник и Фея предстают как архетипическая пара, которая отражает красоту и специфику мужского и женского предназначений. Защитник — всегда предстает как герой, прекрасный и внешне, и внутренне, поскольку стремление зрелой мужественности оберечь женское — само по себе прекрасно. Специфика мужской функции быть защищающей свойственна всем мужским уровням зрелости. Фея — также отражает волшебную природу и красоту женственности в целом. Она не стареет, обладает неисчерпаемой силой и несет в себе бесконечные возможности восстановления мужских освободительных сил.

Вертикаль Гейша-Король содержит в себе множество глубоких значений: благородство и романтизм, загадочность любовных чар и звон клинков, соперничающих за первенство. В то же время, очевидно, что на этом уровне символически проявляется и социальное неравенство мужской и женской позиций. Король - повелитель, Гейша — наложница. Налицо социальный конфликт мужского и женского в патриархальном мире: женское используется, а мужское — учреждает такое положение вещей.

Вертикальная линия Кормилец-Королева представляет аспект мужского служения женщине.

х х х

Несмотря на многообразие вертикальных и горизонтальных связей мужского и женского начал, важно, что, достигая развития своих положительных полюсов, мужские и женские архетипические функции становятся способны гармонично взаимодействовать между собой на любых уровнях и в любых направлениях.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.012 с.)