Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связей между мужскими и женскими функциями личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Архетипическая мандала образована двумя диагоналями — мужской и женской. Мужская диагональ включает семь мужских, женская диагональ — семьженских функций. Легко увидеть семь горизонтальных уровней или ступеней, ведущих вверх — от области Земли к области Неба: от более "земных" слоев личности к более "небесным" ее слоям. Каждая ступень представлена одной мужской и одной женской функцией. Например, на первом горизонтальном архетипическом уровне находятся Ведьма и Разведчик, на втором — Амазонка и Защитник и т. д. Каждая архетипическая горизонталь соответствует более высокому уровню мужской и женской зрелости. Взаимосвязи между мужскими и женскими архетипическими функциями Итак, архетипическая мандала позволила увидеть закономерности, характеризующие горизонтальные и вертикальные связи между мужскими и женскими архетипическими функциями личности. Горизонтальные связи 1. Каждая вышестоящая архетипическая функция на мужской или женской диагонали включает в себя свойства всех предшествующих ей архетипических функций того же пола. Эти свойства гармонично и слаженно "работают" на каждой новой ступени. Например, Амазонка имеет такие черты предшествующей ей функции Ведьмы как агрессивность и отсутствие постоянного партнера. Но, в отличие от скрытной Ведьмы, Амазонка обладает этими чертами открыто и демонстративно. 2. Каждая мужская и женская архетипическая функция обладает внутренним пространством, имеющим два полюса — негативный и позитивный. Созревая, мужская или женская функция как бы движется от своего негативного полюса к позитивному. Например, если негативный полюс Ведьмы отражен в образе старой скрюченной колдуньи-отшельницы, то по мере приближения к своему позитивному полюсу, Ведьма добреет, может помолодеть, становится все привлекательнее и все более включенной в социальные взаимодействия. Наиболее выраженные черты позитивного полюса отражает помогающая Ведьма. Развивая свои позитивные свойства, женское начало поднимается на следующую ступень зрелости — уровень Амазонки. Здесь все качества, приобретенные позитивной Ведьмой, сохраняются и обогащаются за счет достижений нового уровня зрелости, уровня Амазонки. Ее красота и здоровье становятся неотъемлемыми чертами женского, а агрессивная природа "земных" энергий Амазонки отныне служит интересам личности открыто — утверждается природное женское достоинство. Амазонка, в свою очередь, проходит путь от яростной мужененавистницы (негативный полюс) до надежной соратницы мужчины в достижении наиболее трудных целей (позитивный полюс) и т. д. 3. Еще одна закономерность проявляется в том, что мужские и женские архетипические функции, расположенные на одной горизонтали, никогда не дублируют друг друга полностью, несмотря на то, что содержат явные и неявные аналогии и имеют характерные для своего горизонтального уровня способы взаимодействия. Например, Ведьма и Разведчик — охотники за знаниями, они стремятся из вед ать мир. При этом Ведьма стремится познать, прежде всего, мир внутренний. Она увлеченно изучает способы влияния на него — ее зелья и заговоры могут излечить человека или заморочить его. Разведчик же больше стремится к знаниям о мире внешнем, так как эта мужская функция отвечает, прежде всего, за постижение внешнего мира и выживание в нем. 4. "Земные" мужские (Разведчик, Защитник, Кормилец) и "земные" женские (Ведьма, Амазонка, Гейша) архетипические функциинаходятся в областях мандалы, противоположных пространству своего пола. Ведьма, Амазонка и Гейша располагаются в мужской области, выполняя задачи, во многом аналогичные мужским. Ведьма — не толькособирательница тайных знаний, но и блюстительница границ иинтересов личности. Амазонка — один из передовых боевых ресурсов личности, а Гейша — величайшая дипломатка, хранительница связей между мужским и женским мирами. Очевидно, что эти аспекты "земных" женских функций во многом аналогичны мужским задачам. Охрана границ, боевые умения и дипломатия — исконно мужские свойства, поэтому энергии Ведьмы, Амазонки и Гейши оказались в мужской области. Задачи мужских "земных" архетипических персонажей также имеют сходство с женскими, но не копируют их. Разведчик смело и широко налаживает контакты с миром, многое узнает. Все это очень напоминает женскую общительность и неуемное женское любопытство. Защитник защищает и спасает слабых, оберегает женщин и детей, как безусловно защищает своего ребенка женщина-мать. Кормилец, как и мать, стремится обеспечить (прокормить) своих подопечных всем необходимым для жизни. Расположение этих мужских архетипических фигур в женской области указывает на то, что они, на первый взгляд, зеркалят соответствующие функции женского. В то же время, Разведчик любопытен не по-женски, он собирает информацию осознанно, чтобы сократить путь, ведущий к достижению целей личности. Защитник по-мужски сконцентрирован и неэмоционален. Защищая, он не станет действовать на основе инстинктивных импульсов, как это делает женщина. Кормилец также действует по-мужски масштабно. Он не просто кормит, а создает материальный щит как некий потенциал, который работает и обеспечивает комфортное выживание — он строит дом, создает производство или организовывает другие процессы обеспечения жизни. Таким образом, сходство функций мужского и женского начал не означает их полной аналогии. 5. Еще одна важная особенность мужских и женских архетипических функций заключается в том, каждая функция содержит элементы противоположного пола как некие "встроенные" ресурсы, как неотъемлемые структурные компоненты, благодаря которым достигается андрогинная целостность каждой архетипической функции. Так "земные" женские архетипические персонажи имеют "встроенный" в саму их структуру мужской феномен — направляющий Анимус. Метла — фаллический атрибут Ведьмы, ее мужской волевой аспект, дающий скорость и возможность перемещаться в нужном направлении. Амазонка неотделима от таких мужских атрибутов как конь и оружие. Как и метла Ведьмы, они имеют мужские свойства скорости и стремления в необходимом направлении, но конь и оружие добавляют мужские силу и победоносность Амазонке. Если Амазонка находится в здоровом контакте с мужской защищающей функцией, она становится надежным резервом, способным вовремя подстраховать в трудную минуту Защитника — ее "коллегу" по защитной архетипической функции. Гейша, в свою очередь, обладает такими элементами мужского как эротическое и эстетическое искусство обольщения. Это ее универсальное оружие, ее тайная сила, которая имеет свойство по-мужски проникать в сознание и по-мужски овладевать им. Покорять сердца — суть "роковой женщины". Такая экспансия свойственна мужскому началу. Исцеляющий и все наполняющий эротизм Гейши включает мужскую творческую силу, и одновременно - мужскую природную выносливость. Если мужской элемент, включенный в "земные" женские функции (Ведьма, Амазонка, Гейша) можно считать направляющим, то женское, "встроенное" в "земные" мужские функции (Разведчик, Защитник, Кормилец), имеет помогающую природу. Образ Яги-помощницы широко известен и символизирует материнский слой помогающей Анимы героя-освободителя. Баба Яга часто выступает кормящей и оберегающей проводницей Ивана, ищущего путь к своей суженной, плененной злодеем. Как мы уже отмечали, Разведчику помогают такие женские качества как любопытство и общительность, артистизм и внимание к мелочам. Эти женские качества Разведчика удваивают его продуктивность, обогащают его потенциал. Для классического Защитника визитной карточкой являются такие женские свойства как молодость, красота и романтизм. Кормилец (добытчик, охотник) открыто несет в себе женско-материнское желание заботиться, которое развивает его потребности питать, насыщать, обеспечивать. Итак, помогающая Анима включена во все "земные" мужские архетипические функции, а направлюящий Анимус — во все "земные" женские. Архетипические фигуры Жены и Мужа находятся в самом центре мандалы. Их невозможно представить друг без друга. Здесь взаимное проникновение мужского и женского достигает своего пика: каждая из этих архетипических функций может появиться только в момент возникновения другой — мужем можно быть, только когда есть жена, и наоборот. Муж и Жена создают друг друга в полном смысле слова. Следовательно, они могут и возрождать друг друга, если в архетипической области личности на уровне Муж-Жена произошли какие-либо разрушения. В реальной жизни для женщины утрата реального мужа символизирует критический момент в развитии ее внутренней архетипической функции Мужа. Аналогично утрата реальной жены для реального мужчины — свидетельство неблагополучия в области его архетипической функции Жены. Взаимосозидание функций Мужа и Жены не означает, что реальный мужчина, не имеющий жены, обязательно является незрелым как муж. То же самое верно и для реальной незамужней женщины. Речь идет в первую очередь о взаимосозидании функций Мужа и Жены как внутренних структур личности. Именно во внутреннем мире они функционируют в паре. Если у женщины, зрелой как Жены, нет реального мужа, общение с ней инициирующее влияет на мужчин, помогая созревать их архетипической функции Мужа. И для мужчины, если он не женат, но в структуре своей личности имеет зрелую функцию Жены, любые женщины, взаимодействуя с ним, становятся более зрелыми как потенциальные жены. В инициационной терапии для работы с центральной областью личности Муж-Жена используются специальные темы для инициаций — "Василиса Прекрасная", "Иван-царевич", "Свабедный пир", "Счастливый муж", "Счастливая жена", а также — "Исцеление мужа", "Исцеление жены". Сюжеты этих инициаций показывают, как происходит взаимное восстановление поврежденных функций на уровне Муж-Жена. Например, в одном из таких сюжетов участница инициации на тему "Счастливая жена" представила, что из-за грудного ребенка, которого она не в силах кому-либо доверить, она не может отправиться с мужем на праздник, посвященный очередной годовщине их свадьбы. В реальной жизни эта женщина разведена и у нее взрослые дети. Ситуацию в сюжете инициации "Счастливая жена" помог уладить воображаемый муж: он убедил жену оставить ребенка ненадолго у его матери, и прадзник состоялся. В этом примере архетипическую область Жены помогают укрепить силы мужского защищающего начала. Возможность воспользоваться помощью матери мужа свидетельствует о достаточной зрелости Внутреннего Мужчины участницы инициации. Материнский комплекс уже не властвует, а служит ресурсной областью мужской половинки Я. Предложение возникшего в образе мужа прибегнуть к помощи именно его матери — это приглашение напряженного в материнской области женского начала к доверию и к дальнейшему, более глубокому взаимодействию с потенциалом мужских сил, который оставляет ответственность за собой и защищает в этом случае бережно, по-матерински. Что касается "небесных" женских архетипических фигур (Королевы, Феи, Богини), то они несут в себе творящий Анимус, а мужские "небесные" персонажи (Король, Целитель, Творец) - со-творящую Аниму. Так, Королеве в качестве ее мужского аспекта служат казна, армия и власть, благодаря которым исполняется ее королевская воля, осуществляются ее нововведения и реформы. Волшебная палочка Феи также символизирует мужское творческое начало. Мужские свойства Богини — ее всезнание, опирающееся на божественный Логос, и — ее могущество как признак присутствия в ней мужской божественной воли, творящей мир с помощью мысли. Со-творящая Анима привносит в структуру "небесных" мужских персонажей вдохновение и поэзию. Она делает процесс творения неизбежным, прекрасным и возвышенным. Король как глава государства реализует свое женское начало в учредительской функции — он по рождает новые социальные структуры, а также — творит институт наследников. Женское начало Короля проявляется в красоте его одежд и эстетике убранства королевских покоев. Целитель обладает женскими состраданием и утонченностью восприятия. Творец (Духовный Учитель, Дух) несет в себе свойственные божественной женственности доброту и любовь. 6. Вся рассматриваемая "небесная" область в целом (пространство архетипической мандалы над горизонтальной осью) имеет свойство быть более мужской, а "земная" (пространство мандалы под горизонтальной осью)- более женской. Исследуя архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское — это деление на небесное-мужское (Творец, Целитель, Король, Королева, Фея, Богиня) и земное-женское (Ведьма, Амазонка, Гейша, Защитник, Кормилец, Разведчик). Архетипический центр Муж-Генерал - Жена-Мать занимает в мандале граничное положение между архетипическими Небом и Землей, и относится к обеим духовным стихиям — и к "земной", и к "небесной". Это указывает на особую — связующую, центральную роль сакрального центра Муж-Жена в структуре личности человека. Другими словами, первый уровень сакрального брака, возникающий на ступени Муж-Жена, является первым уровнем ис цел ения и достижения цел остности Я. Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга, как нельзя более точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 2). Рис. 2. Мандала Инь-Ян — проникновение женского начала (темное поле) в мужское (светлое поле) и мужского — в женское. 7. Кривая линия, являющаяся внутренней границей между мужским и женским в мандале Инь-Ян, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части этой мандалы с внешним миром. Своей протяженностью условная внутренняя граница говорит о том, что взаимоотношения между мужским и женским началами во внутреннем мире не менее важны, чем отношения этих частейс миром внешним. Другими словами, наша задача в этой жизни не только познавать мир внешний и налаживать с ним гармоничные связи, но и — налаживать отношения во внутреннем космосе — между мужским и женским его аспектами. Мы приходим, чтобы достичь сакрального брака. И усилий эта внутренняя задача требует ничуть не меньше, чем более очевидные задачи выжить и успешно адаптироваться в реальном мире. Инициационная терапия — один из увлекательных современных методов внутренней работы, помогающих в достижении этой цели. Вертикальные связи Отражаемые квадратной мандалой вертикальные связи между мужскими и женскими архетипическими функциями еще ждут своих исследователей, так как на сегодня они выявлены еще недостаточно. Вертикальный уровень Ведьма-Творец отражает исторический антагонизм двух полярных духовных подходов к постижению внутреннего мира. Ведьма представляет практическую сторону использования духовных знаний. Функции Ведьмы включают народную медицину, магию и оккультизм. На уровне высшей мужской архетипической ступени есть целый спектр подходов к исследованию Души и Духа. Если высшее мужское олицетсворено в образе Священника или Духовного Учителя, то это символизирует ортодоксальный подход к познанию внутреннего мира человека, а значит — ту часть коллективного сознания, которая следует известным духовным канонам. Это относится к различным конфессиям и духовным школам. Если для обозначения божественного мужского уровня сознания использовать понятие Творец, появляется свобода выбора духовных путей, возниткает творческое многообразие способов развития сознания. Вертикаль Разведчик-Богиня тоже выделяет два противоположных полюса познания: Разведчик символизирует практический, рациональный взгляд на мир, больше олицетворяетофициальную науку, а Богиня — иррациональное, духовное понимание мира. Вертикаль Амазонка-Целитель указывает на полярно отличные друг от друга способы выживания личности. Амазонка достигает успеха за счет своей эгоцентричности, конкурентности и концентрации внимания на целях во внешнем мире, Целитель — за счет глубокого понимания мира внутреннего и установления надежных связей между внутренним и внешним мирами. На вертикали Защитник-Фея антагонизм мужских и женских функций уступает их духовной тождественности. Защитник и Фея предстают как архетипическая пара, которая отражает красоту и специфику мужского и женского предназначений. Защитник — всегда предстает как герой, прекрасный и внешне, и внутренне, поскольку стремление зрелой мужественности оберечь женское — само по себе прекрасно. Специфика мужской функции быть защищающей свойственна всем мужским уровням зрелости. Фея — также отражает волшебную природу и красоту женственности в целом. Она не стареет, обладает неисчерпаемой силой и несет в себе бесконечные возможности восстановления мужских освободительных сил. Вертикаль Гейша-Король содержит в себе множество глубоких значений: благородство и романтизм, загадочность любовных чар и звон клинков, соперничающих за первенство. В то же время, очевидно, что на этом уровне символически проявляется и социальное неравенство мужской и женской позиций. Король - повелитель, Гейша — наложница. Налицо социальный конфликт мужского и женского в патриархальном мире: женское используется, а мужское — учреждает такое положение вещей. Вертикальная линия Кормилец-Королева представляет аспект мужского служения женщине. х х х Несмотря на многообразие вертикальных и горизонтальных связей мужского и женского начал, важно, что, достигая развития своих положительных полюсов, мужские и женские архетипические функции становятся способны гармонично взаимодействовать между собой на любых уровнях и в любых направлениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.012 с.) |