Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В отношениях с внешним миром

Поиск

1) это стремление к постоянному контролю над окружающими ради избегания всех возможных и невозможных опасностей, которым человек бессознательно заранее противостоит, коллекционируя при этом различные страхи и большой заряд бессознательной агрессии;

2) это потребность сделать всё за других, не доверяя им и даже серьезно перегружая себя, чтобы потом горько обижаться за то, что кто-то любит "прокатиться за наш счет";

3) это "кормление и перекармливание" других с целью максимально приблизить их к себе и отбить у них желание "охотиться" самостоятельно, что создает зависимые отношения;

4) это повышенная критичность и раздражительность, хроническое обесценивание окружающих ради ощущения собственной значимости;

5) это нарушение границ и вторжение на чужие личностные территории, в том числе — с "благими намерениями", переходящее, в конце концов, в "топтание чужих посевов". Особенно страдают в этом смысле отношения, предполагающие эмоциональную близость, так как здесь для полноценного взаимодействия вторжения недопустимы — напротив, гармоничные отношения предполагают наличие у каждой из сторон своего собственного, никем не нарушаемого личностного пространства.

6) Вторжения необходимы Дракону гиперМатери для наведения своего безопасного на ее взгляд "порядка" в реальности другого человека и установления там собственной логики по причине невозможности тратить усилия на рассматривание внутреннего мира другого — то есть на установление контакта с другим человеком. Это исходит из неосознаваемого постулата "мир опасен", откуда следует, что опасен любой мир, в том числе и внутренний мир другого человека.

7)ГиперМатери всегда "некогда". Она "в ссоре со временем" — ее внутреннее время замерло, как замирают от страха. Поэтому, убегая от небытия, она всегда очень торопится, невольно избегая состояний покоя и созерцания, как избегают смерти. Этот внутренний "торопыга" не рискует расслабиться и довериться течению жизни, считая, что на решение задач выживания может "не хватить времени".

8) Постоянная тревога гиперМатери по поводу будущего не позволяет человеку находиться в настоящем, что крайне обедняет его контакты с миром.

В отношениях с внутренним миром

1) гипер материнская структура враждебна и агрессивна по отношению к другим частям личности, что проявляется в ее способности вызывать огромное внутреннее напряжение в виде чувства вины, склонности к самоограничениям, самоотвержению и самобичеванию, отчуждению от собственного тела, свойственных нашим западным современникам и современницам;

2) крайнее сгущение аутоагрессивных свойств внутреннего Дракона проявляется в психосоматических расстройствах, которые можно рассматривать как нападения Дракона на "мирные селения" собственной личности. Психосоматические нарушения как головы Дракона усиливают механизм эмоциональной зависимости в отношениях, так как являются неосознаваемым средством контроля и манипулирования окружающими.

 

Как обладатели гипер материнской структуры мы можем иметь интеллект любого уровня, вплоть до высочайшего, быть одареннейшими и даже гениальными людьми, обладать неподдельным обаянием, быть энергичными, располагать к себе людей, иметь высокий социальный статус.

Ощущения, которые вызывает у окружающих одаренный человек, управляемый Великим Драконом, можно описать в такой последовательности: сначала он распространяет вокруг себя облако комфорта и уюта, некое искушение, внушающее желание передать ему ответственность за решение собственных проблем, что снижает со временем чувство вашего собственного достоинства. Затем вы замечаете, что несвободны в своих проявлениях, и у вас растет непреодолимое желание как можно скорее освободиться от взаимодействия с этим человеком — желание вырваться на свободу.

В отличие от этого феномена, общение со зрелым человеком любого пола, то есть общение с человеком, личность которого опирается на здоровое, защищающее мужское начало, вызывает у окружающих прилив уверенности в собственных силах, вдохновение и творческую активность. Зрелый человек неизбежно инициирует других, содействуя продвижению людей на более высокие уровни мужской и женской духовной зрелости. При взаимодействии с ним у окружающих не толко появляется больше энергии, но и — возникает желание брать ответственность. Рядом с таким человеком легко чувствовать себя самим собой.

 

Итак, гипер материнская структура сама по себе полезна тем, что способна инициировать процессы отделения от материнского, родительского мира, подталкивая мужское и женское начала к созреванию. Однако, если внутренний Дракон приобретает во внутреннем космосе патологически большие размеры, гораздо большие, чем необходимо для инициирующего эффекта, то он становится альтернативой развития, здоровья и личностной зрелости человека любого пола.

Глава 4. Анима и Анимус в западном мире

 

Современный Анимус (мужское начало в женщине)

Мы уже определили, что "сильные" женщины при ближайшем рассмотрении вовсе не являются обладательницами сильного Анимуса. Их действительной опорой являются псевдо мужские свойства гипер материнской структуры. Истинное же мужское начало так называемой "сильной" женщины подавленно и ослабленно. Поэтому "сильные" женщины вступают в отношения со "слабыми", то есть — недостаточно зрелыми мужчинами, которыеснеизбежной точностью отражают инфантильное, депривированное состояние истинного мужского начала "сильной" женщины.

Слово "слабый" при упоминании о мужчине попало в кавычки не случайно. Теун Марез в своей книге "Мужское и женское" открывает одну мужскую тайну: слабых мужчин практически не бывает. По Т. Марезу, многим мужчинам просто выгодно притворяться слабыми, в то же время по-настоящему слабых мужчин очень мало. Дело тут лишь в той степени, с которой мужчина проявляет или не проявляет свою мужскую силу, находится или не находится с этой силой в сознательном контакте.

На наш взгляд, самым точным и естественным индикатором зрелости Внутреннего Мужчины (Анимуса) в личности женщины является его отношение к ее женственности, а не качественные характеристики его мужской силы. Как уже не раз упоминалось, лишь защищая и оберегая женское (и включенное в него детское), мужское в полной мере проявляет свое истинное предназначение. Эта закономерность действует как во внутреннем, так и во внешнем мире. Если реальная семья страдает от дефицита мужской, а следовательно, и женской зрелости, инициации мужского и женского начал личности даже одного представителя этой семьи позволяют сформировать более здоровую структуру личности и у других членов семьи. Они получают так называемую вторичную терапию, или — вторичное инициирование. Обычно на изменения работающего над собой одного из членов семьи вся семья сначала реагирует активным сопротивлением, а затем — вторичными изменениями позитивного характера.

Итак, слабость Анимуса женщины проявляется в дефиците защищающей функции ее Внутреннего Мужчины. Например, недовольство женщины своим телом — это не только следствие доминирования во внутреннем мире женщины аспектов негативной Ведьмы (в сказках это отражается в уродливом и скрюченном облике ведьмы), но в то же время — результат холодного, отчужденного отношения подавленного внутреннего мужского начала (травмированного фрагмента Анимуса) к ее женственности. Холодная, незащищающая позиция Анимуса может быть определена и причинами, описанными ниже.

 

Пример.

Женщине женщине 42-х лет, имеющей опыт развода с мужем, в инициации "Исцеление мужчины" ее Внутренний Мужчина представился в виде бездыханного тела, которое не только не подавало признаков жизни, но и не имело сознания. Он не видел и не слышал суетившихся над ним сердобольных женщин. По мере развертывания сюжета инициации на помощь несчастному пришли Ведьма, Фея и Богиня. Они долго исцеляли его, наполняя его тело различными энергиями и, наконец, достигли промежуточного результата — мужчина встал, смог ходить, обрел физическую силу. Но у него, по выражению участницы инициации, не было собственного Я, не было Души. Исцеление продолжили мужские персонажи — участнице инициации представилось, что по их инициативе мужчина долго учился в школе рыцарей, пока, наконец, смог отправиться на границы королевства, чтобы служить в пограничном рыцарском полку.

 

Этот сюжет обнажает глубокую травму в области Анимуса. Отец участницы инициации вырос в семье, где было трое детей, лишенных отца. С подросткового возраста он страдал от алкогольной зависимости, на почве чего отец и мать участницы инициации развелись, когда ей было 10 лет. В 41 год живущий отдельно от семьи отец получил черепномозговую травму, стоившую ему жизни. Дочери в момент его смерти было 13 лет. В результате Анимус женщины получил множественные травмы, подобные недугам ее отца — отсутствие жизненных сил и мужского самоосознания. Такая "мертвенность" в области Анимуса привела к тому, что первое замужество стало возможным в жизни этой женищины только после 35 лет, причем ее муж страдал сниженной мужской ответственностью и отказывался кормить семью.

Сознание участницы инициации предприняло в ходе этого сюжета символическое исцеление травмированного мужского аспекта. Как видим, мужские и женские персонажи, пестовавшие "слабую", безжизненную мужскую фигуру, представлены одновременно и фигурами индивидуального бессознательного (сердобольные женщины, обучающие мужчины), и образами, пришедшими на помощь из архетипического слоя коллективного сознания (Ведьма, Фея и Богиня как архетипические функции личности стали активно действовать в сюжетах участницы инициаций в результате инициационной терапии).

 

Если в описанном случае мужское начало женщины сформировалось на основе "впитывания" (интроецирования) образа ее отца-алкоголика, "слабого" в плане мужественности и отцовства, то в других случаях слабость и незрелость Анимуса может выражаться в жесткой, подавляющей позиции отца, когда он выступает "злодеем" по отношению к дочери или сыну. В таком случае сюжет инициации разворачивается в противоположном ключе.

 

Пример.

В сюжете инициации на тему "Освобождение от чар для мужского Я " женщина 34-х лет, переживашая развод, увидела, что в качестве жены прислуживает грубому и жестокому мужчине, который обращается к ней лишь с помощью крика и оскорблений.

В реальной жизни отец этой женщины был груб и жесток с матерью, а дочь старался не замечать. Чтобы купить дочери новую одежду, мать должна была обманывать отца, собирая в тайне от него деньги для дочери. Это говорит о крайне подавленном положении женского в личности отца.

Швейцарский психоаналитик Мария-Луиза фон Франц в своей книге "Психология сказки" (Б. С. К., Санкт-Петербург, 1998 год) отмечает, что "угрожающее воздействие Анимуса и женскую защитную реакцию на него обычно трудно разделить, так тесно они слиты, и это лишний раз напоминает нам о двойственном характере, который носит деятельность Анимуса. Анимус способен либо превращать женщину в парализованное в своих действиях пришибленное существо, либо, наоборот, делать ее очень агрессивной. Женщины становятся или мужеподобными и самоуверенными, или, наоборот, демонстрирующими в своем поведении склонность к рассеянности, как если бы их Душа во время общения была где-то в другом месте, что возможно, и делает их очаровательно женственными, но несколько похожими на сомнамбулу…"

Как мы уже не раз отмечали, агрессивной женщину делает деструктивно-агрессивный компонент гиперматеринской защиты (Дракон). Этот компенсаторный механизм включается в ответ на незащизающую позицию Анимуса. Развивающаяся женственность при этом становится жертвой сразу двух внутренних злодейских фигур — гиперматеринской структуры как "злодейки"-мачехи и "злодея" — незащищающего Анимуса. Дважды подавленная женственность попадает, таким образом, в эволюционную ситуацию "в лесу под елкой", где ее оставил слабый "старик-отец". Из-за отсутствия в области Анимуса защищающих сил, то есть за неимением во внутреннем мире Ивана-царевича, который встретится красавице и станет ее супругом-защитником, женственность может оставаться "в лесу под елкой" бесконечно долго. Там она поневоле становится той самой сомнамбулой — очаровательной, но завороженной, спящей красавицей.

Тем не менее, "слабость" неинициированного, подавленного гипер материнской структурой мужского начала в личности женщины сама по себе не может представлять большой проблемы, так как мужское, в каком бы состоянии оно не было, продолжает содержать в себе неиссякаемый могучий потенциал в непроявленном виде.

Сказки — сокровищница сакрального знания — показывают нам, что "слабость" мужского преодолима, и это преодоление является одним из этапов развития мужественности — доблестный освободитель так или иначе однажды все таки спасает красавицу. Важен здесь лишь параметр времени — насколько рано или поздно это происходит.

Современная проблема западной цивилизации кроется в том, что процесс созревания мужского и женского начал в личности западного человека часто затягивается на более долгий срок, чем предполагается в сказках. Одна из причин этого "застревания" — пресловутые гигантские размеры, которых достигла гипер материнская структура в коллективном бессознательном западной цивилизации, имеющей огненную драконью ментальность. Сказки указывают на молодость соединяющихся в счастливом союзе персонажей. Влюбленные герои в сказках символизируют как духовные начала, так и потентное состояние мужского и женского, их силу и богатейшие ресурсы. В то же время, молодость сказочных героев — указание на то, что достаточно зрелыми мужчина и женщина могут быть и в молодом возрасте. В реальной жизни мы наблюдаем сегодня духовный инфантилизм куда более взрослых, хотя и весьма адаптированных в социуме людей.

Из тех же сказок известно, что истинноемужское пребывает в инфантильном состоянии до тех пор, пока не придет его час отправиться с освободительной миссией в глубины бессознательного и победить там пресловутого Дракона ради освобождения плененной женственности. Заметим, что уже сам момент начала движения в направлении освобождения женского является достаточным, для того, чтобы мужское перестало воспринимать себя как слабое и начало проявляться как истинное. Важно только, чтобы, погрузившись в глубины Я, в "царство теней", в знаменитое "тридевятое царство" — мужское не забыло, зачем туда отправилось, а осознанно продолжало свой освободительный марш вплоть до полной победы над темной стороной Я.

Мы уже отмечали, что истинное мужское может стартовать как в облике Ивана-царевича, так и в виде Иванушки-дурачка. Последний символизирует наиболее глубокие слои развивающейся части Анимуса. В каком облике Анимус отправляется к своей заветной цели, зависит не только от степени его травмированности, но и от объема свободного от подавления потенциала, то есть от объема той части Анимуса, которая содержит идеальный здоровый мужской компонент. Он формируется за счет "вбирания" героических черт отца, а также — реальных людей и персонажей, созданных коллективным сознанием — идеальных мужских фигур эпоса, героев фильмов и литературных произведений.

Что касается огромного потенциала истинного мужского, Иванушка-дурачок (подавленная часть Анимуса) и прекрасный Иван-царевич (здоровая часть Анимуса) обладают им в равной мере. Почему этот потенциал символизируют такие разные мужские персонажи? Вероятно, заложенное в сказках сакральное знание стремится сообщить нам таким образом, что достичь полноты мужской зрелости возможно из любого стартового положения.

Образ Иванушки можно таже рассматривать как подростковое недоразвитие мужского, а образ Ивана-царевича — как отражение гораздо более зрелого, чем Иванушка-дурачок, стартового состояния мужского начала личности. Иван-царевич — это не юноша, а молодой муж, которому следует лишь "проверить" свои силы. Иван-царевич уже способен вступить в контакт с истинным женским началом, потому что уже достаточно инициирован как победитель, он смело идет в бой и способен выиграть освободительную битву за женственность.

Иванушка же в начале сказки обычно лежит на печи и слывет "дурачком" в мужских делах, хотя скрытый зарядего силы не вызывает сомнений это истинные мужские энергии! Доказательством тому неизменно становится конец сказки, где Иванушке-дурачку удается преобразиться в добра молодца и вступить на более высокую мужскую ступень зрелости — стать мужем царевны и получить "полцарства в придачу" (символ мужской половины личности), то есть стать Царем — зрелым мужчиной.

Итак, женское в личности женщины способно развиваться гармонично только под защитой целостного (интегрированного), то есть зрелого Анимуса. Вот что говорит об этом Роберт А. Джонсон в своей книге "ОНА. Глубинные аспекты женской психологии": "развитие женщины может продолжаться, если Анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только сможет (курсив наш) ".

Мы рассмотрели, что в идеальном случае здоровый Анимус формируется во взаимоотношениях дочери со зрелыми отцом и матерью. Вполне зрелым может считаться отец, который осознает ответственность не только за благополучие семьи, но и за судьбу своего рода. Здоровая мать свободна от претензий к своему мужу, являющемуся отражением ее зрелого мужского начала. Такая женщина инициирует дочь своим примером, вовремя осуществляя "вынашивание" (восполнение мужских сил) в адрес мужа и таким образом обучая дочь поддерживающей и со творящей мужскому женской роли. Для формирования зрелого Анимуса в личности девочки при отсутствии отца достаточно и внешней фигуры любого заменяющего отца зрелого мужчины, который заботится о ее матери и о самой девочке.

Как ни парадоксально, мы считаем, что если девочку воспитывает одна мать, Внутренний Мужчина которой является достаточно зрелым (инициированным), и следовательно защищающая функция которого достаточно сформирована, а его контакт с женской частью личности — достаточно гармоничен, у дочери формируется здоровый Анимус.

Универсальный путь формирования у женщины зрелого Анимуса — осознанная духовная работа, осуществляемая ею в этом направлении. Гармоничные условия для такой внутренней работы может предоставить инициационная терапия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.244 (0.015 с.)