Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В поисках истинного женскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современные западные женщины не вполне представляют, каково это — быть женщиной, с трудом могут перечислить истинно женские ценности. Мы с почтением и нежностью относимся к материнству, но стоит признать, что в коллективном сознании западного мира давно и незаметно произошла подмена содержания изначально более широкого понятия "женское" более узким понятием "материнское", в то время как "материнское" — является одним из важнейших, но далеко не единственным составляющим природы женского. Культ материнства — единственного проявления женского, которое абсолютно признано патриархальным миром, — почти полностью заполнил собой представление о женской природе, выхолостив ее и затрудняя тем самым путь к познанию сокровенных тайн женственности, а значит — глубин человеческой Души. Кроме того, современные психоаналитики считают, что священная ипостась матери, наряду с женскими, содержит в себе немало мужских черт: например, материнские ответственность и чувство долга; сила и выносливость; стремление защищать, содержащее немалую инстинктивную агрессию; способность проявлять героизм и бесстрашие, когда речь идет о выживании потомства. Сакральная ( духовная)же сторона женского с ее могущественной животворящей, все возрождающей способностью к восстановлению сил, волшебным искусством взращивания, способностью к насыщению всего живого целебными энергиями и магией эроса, — всё еще облачена в неумолимую и непроницаемую для обыденного сознания паранджу. Важно, что и материнское предназначение женщины получило в коллективном западном сознании глубокие повреждения, оказавшись отчужденным от истинно женского начала. Всем известны суровые воспитательницы детских садов, деспотичные учительницы в школах, строгие матери, неумолимые и неприступные, лишенные способности к состраданию, перегруженные обязанностями обеспечить выживание и не имеющие ни возможности, ни сил по-женски излучать в мир красоту и умиротворение, целебные для любой живой Души. Подавляющая, лишенная женской чуткости фигура учительницы, которая в присутствии девочек в течение десяти школьных лет унижает их одноклассников — подрастающих мужчин, стала горьким плодом той же патриархальности. Мы наблюдаем парадокс: насаждая незащищающие женское мужские ценности и подавляя тем самым чистую женственность, патриархальность западного мира породила современного монстра — "военизированные" защитные женские силы, некую женскую псевдо мужественность, которая, как опухоль, разрастается в пространстве коллективного сознания, подавляя, в свою очередь, мужское начало, что неизбежно ведет патриархат к очередному закату.
Андре Ван Лизбет, автор книги "Тантра. Культ женственности" отмечает: "Женские ценности состоят из любви, привязанности, истинных человеческих отношений, близости к природе и жизни. Женщина еще и мать, и хранительница очага… Женскими по природе являются также танец, поэзия, литература; кроме того, теплота очага, животные, живые цветы, прикладные искусства и, конечно же, дети… Однако самыми истинными и глубокими ценностями женщины считаются те, что возвышают все рациональное до высот иррационализма, который тревожит все жестко выверенное, научное, в общем, патриархальное" (с. 103). В современном обществе женское, являясь скорее содержанием бессознательного, нежели сознания, с одной стороны, беспощадно эксплуатируется и потребляется мужским миром: процветают проституция с ее растущим многообразием форм, не знает границ хищное потребление сферой бизнеса эротической природы женского в области рекламы, порнографии и т. д. С другой стороны, притесняемое женское является заветным сокровищем, к которому жадно стремятся и мужчины, и женщины. Как мы уже отмечали, для ищущих свое счастье мужчин это выражается в непрерывном поиске "настоящей любви" и в результате — в частой смене женщин. Не имея контакта с собственной Внутренней Женщиной, современный западный мужчина превратился в этом смысле в бедного странника, который заблудился в поисках своей "единственной и неповторимой". Мужчины страдают от неутолимой романтической тоски по "идеальной женщине", той самой блоковской незнакомке, не подозревая, что она тихо манит не из-за следующего угла, а — из глубин Души. Однако, как истинная женщина, она до тех пор не явится и не предстанет сознанию во всем своем божественном сиянии, пока не будет полностью освобождена из очередного эволюционного плена, пока не будет найдена и защищена мужчиной в лабиринтах его собственной Души. Для женщин же поиск женственности сегодня оборачивается, как ни странно, ростом их воинственности и агрессивности. Потеряв доверие к мужчинам, они больше не видят в них своих освободителей. Современные женщины считают задачу найти и вызволить из культурального плена вечное сокровище женственности — своей собственной, женской задачей. Секрет успеха освобождения женственности в то же время лежит на поверхности — это должно быть не действие, а взаимо действие мужских и женских сил, как внутренних, так и внешних. В любой сказке и любом мифе представлен точный сценарий вызволения женского начала из плена теневых сил. Освобождение при этом всегда является мужской задачей, а путь героям-овободителям указывают именно женские персонажи.
Картину подавления женского во внутреннем мире западного человека ярко иллюстрирует гениальный фильм Ларса вон Триера "Догвиль": жители мифического города Догвиля сначала сомневаются, помогать ли юной незнакомке, которую преследуют гангстеры. Позже жители Догвиля начинают использовать гостью для удовлетворения различных нужд, в том числе — и сексуальных. Они приковывают ее цепью к огромному железному грузу, чтобы не убежала. Грейс — так зовут героиню — безропотно работает на жителей города с утра до ночи. Она любит доморощенного философа Тома, жителя Догвиля. Но Том не способен защитить ни девушку, ни свой город. Он лишь строит различные теории в поисках гипотетической справедливости. При этом Том бездействует. Действительно, мужское начало западной цивилизации, как и Том, находится в поиске духовности. Но инфантильность Тома, залюбовавшегося своим интеллектуальным поиском, препятствует глубокому контакту с божественными силами Души — сакральной стороной женственности. Это угрожает тотальным уничтожением жизни: когда ущемляется женственность — подавляется и сама жизнь. Не найдя своего защитника, Грейс возвращается к отцу — беспощадному гангстеру (западному сознанию), от которого она и бежала: незащищенная женственность, утопая в ценностях бездуховного мира, поглощается тьмой безвекторных мужских сил. Теперь она очищает мир не через жизнь, а через смерть: прибыв в Догвиль, гангстеры, по распоряжению Грейс, уничтожают его. Так западная цивилизация каждый день уничтожает свои собственные плоды, если в них нет достойного места Грейс — нет осознания божественной природы женственности.
Исследуя истинную женственность, Андре Ван Лизбет пишет следующее: "Коулавали-Тантра говорит: "Мы должны пасть ниц перед всякой женщиной: будь она в расцвете своей молодости или почтенной старости, красивой или безобразной, доброй или ворчливой. Нельзя ни злоупотреблять ее терпением, ни злословить о ней и причинять ей страдания. Все эти действия отвращают ее от своего предназначения…" (с. 98). Андре Ван Лизбет приводит в своей книге рассуждения Луи Пауэлса из его книги "Женщина — редкость": "Тайна женщины не ограничивается ее биологическим полом и проникает во всю ее психологическую организацию. Женщина в высшей степени интуитивна в силу своей чувственности и восприимчивости к космическим ритмам. Ей ведомы тайны жизни, здоровья, растений и цветов… В нашем современном мире… женщины все более осознают свою значимость. Однако недостаточно только равенства ее с мужчиной, она должна снова стать настоящей женщиной. А вот она-то и исчезла. Как и почему?.. Большинство мужчин, женившись на посредственных, изворотливых подделках их самих, обнимают себя же. Они видят на улицах себя, разве только с чуть более широкими бедрами и чуть более длинной шеей и одинаково затянутых в трикотаж. Мужчины заключают брак со своим зеркальным отражением… Настоящая женщина редка. Ее кожа подобна мрамору, ее бедра — священная амфора. Она ниспровергает троны и останавливает время. Она - средоточие мира. Куда текут реки, плывут облака, летят птицы? К своему пристанищу — Женщине. Но Женщина — редкость… Надо спасаться бегством при ее появлении, так беспощадны ее любовь, ненависть и сострадание… (курсив наш)" (с. 100). "…Открыть истинную женщину — это великая милость Божья!.. Воссоединение с ней провозглашает благосклонность Бога. Какая странная встреча! Она неожиданно появляется в толпе своих фальшивых двойников, а мужчина, увидевший ее, содрогается от желания и страха. Наконец рассеивается его долгий самообман, его жизнь, наконец, обретает свою истинную значимость" (с. 101). Подытоживая эти наблюдения, Андре Ван Лизбет предлагает следующие выводы: "Первый: мужчина, познавая женщину, постигает сущность бытия. Всякая женщина воспитывает нового мужчину, направляет его на путь к Всесущему. Второй: патриархальная система, лишив мужчину истинных женщин, сделала опасным его первенство. В ответ на это женщина должна сознательно стремиться к открытию спящей в ней Женщины; пройдет долгое время, но она освободится от своего кокона" (с.101). По поводу того, что "всякая женщина…направляет" мужчину "на путь к Всесущему", важно отметить, что различные духовные школы не однозначно решают вопрос о том, кто кого ведет к высшей реальности — мужчина женщину или женщина мужчину. Для нас очевидно, что один из важнейших этапов на пути духовного прозрения — именно гармонизация взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Женщина, от рождения владеющая чувственным способом познания мира, общаясь с мужчиной, дарит ему этот уникальный опыт, а мужчина, в свою очередь, постигая мир, прежде всего, через Логос - разум, рассудок, и рациональное видение, — помогает женщине осознать, осмыслить ее духовный путь. Поэтому духовными учителями чаще всего оказываются именно мужчины, а женщинам легче осваивать практическую, интуитивную сторону целительства. Из чего же складывается "женское счастье"? Разумеется, кроме отцовского благословения для счастливой женской судьбы необходимо благословение матери. Психологи Ефимкина Р. П. и Горлова М. Ф. в своей работе "Психологическая инициация женщины", опубликованной в 4 номере журнала "Семейная психология и семейная психотерапия" за 2000 год, используют понятие инициированная женщина. Они отмечают, что когда "мать дает дочери разрешение быть женщиной, дочь… выбирает "своего" мужчину на рынке женихов". Если же "мать запрещает дочери быть женщиной, дочь выбирает асексуальность", что выражается в таких формах поведения как: подчинение матери (дочь остается "девочкой" — игры "Динамо", "Дурочка"); протест (дочь превращается в "шлюху" — множество партнеров, браков и пр.); изоляция (дочь превращается в "синий чулок", в "бабушку" — уход в религию, в работу и т. п.). Авторы, приводя примеры запрещающих текстов матери ("Не пойдешь гулять, пока не сделаешь все уроки!"), в ответ на неизбежный на вопрос, каким образом дочери дается разрешение на развитие ее женственности, упоминают о личном примере матери. Полностью соглашаясь с мнением авторов, мы все же хотим детально определить, что же именно представляет собой этот личный материнский пример? Здесь в нашей культуре существует некая опасная недостаточность, граничащая с пустотой. Мы наблюдаем большой дефицит соответствующих традиций, ритуалов и других институтов, инициирующих развитиеженственности. Другими словами, в западной культуре женскому началу в процессе своего формирования остро недостает некого духовного "чертежа" или "плана", по которому женское могло бы строить себя. Недостает, потому что женские инициации загадочным образом "вычеркнуты" из культурного слоя, будто они не прошли строгой патриархальной цензуры, будто отменены неким "демоническим" волеизъявлением. Это мешает современному человеку найти верное решение вечного духовного уравнения "мужское-женское". Чистые женские образы, приютившиеся в искусстве, пронизаны болью, они занимают слишком призрачное место в коллективном западном сознании. Быть может, таинственный апостол "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, напоминающий ряду исследователей молодую женщину, ведает глубину этой тайны: куда и за что изгнано истинное женское из западной культуры? Оставаясь благодарными авторам вышеупомянутой статьи за их живую классификацию типов поведения дочерей, не получивших женских инициаций, ведущих к зрелости, мы считаем, что подчинение, протест и изоляция — следствия крайних, то есть невротическихформ запрета на женственность. Такой запрет неосознанно исходит от матери, которая инфантильна как женщина. Чаще встречается ситуация частичного материнского разрешения или запрета на "выбор жениха". Каким бы не было даваемое дочери материнское разрешение (благословение) быть женщиной и женой, оно никогда не выходит за рамки некого внутреннего образца, который мать несет в самой себе. Насколько зрелым является Внутренний Мужчина самой матери, на отношения с таким женихом и получает разрешение ее дочь. Таким образом, одного только материнского разрешения на "выбор жениха" еще не достаточно для полноценной женской инициации, тем более — для достижения дочерью полноты женского счастья. Важно, на какой уровень отношений в смысле их зрелости и с каким именно мужчиной благословляет мать свою дочь. А это зависит от уровня именно женской зрелости самой матери. При дефиците женской зрелости всегда остается возможность психологической работы с женственностью. В результате проживания соответствующих мужских, женских и сюжетных инициаций, женщина способна подняться по ступеням женской зрелости на любую желаемую высоту. Инициационная терапия имеет богатый многолетний опыт в этой области и предлагает желающим такую возможность. Инициированная, зрелая женщина, обладающая всеми истинными женскими энергиями (подробнее о них — позже), благословляя дочь на отношения с мужчиной, умеет также передать ей знание о тайнах взаимодействия мужского и женского начал, о сакральных ступенях, ведущих к женскому счастью. Зрелая женственность несет в себе, прежде всего, уважение к мужскому духовному главенству. Она со -творит мужской воле, исцеляет мужские раны, восполняет мужские силы, иначе говоря — "вынашивает" периодически истощающееся мужское (см. главу "Вынашивание — суть женского"). Эти функции женского противоположны материнской гиперопеке с ее удушающими заботой и контролем. Что же касается сексуальности, это, конечно, далеко не единственная характеристика женственности. Материнское разрешение дочери быть женщиной в первую очередь должно инициировать умение дочери поддерживать контакт со своими природными женскими силами, суть которых — способность к с- мир ению. Смирение — высочайший уровень женской духовной силы, принятие событий жизни в их полноте, умение видеть и чувствовать гармонию в любых явлениях жизни (чувствах, состояниях, отношениях, ситуациях, физических процессах). С мир ение — это интуитивное восприятие высших смыслов происходящего. С мир ение означает активное духовное действие по при мир ению между собой противоречивых явлений. С мир ить - значит, направить события жизни в мир ное русло, уметь со отнести их друг с другом, при мир ить, достичь у мир отворения и их гармоничного течения. Другие свойства женского — принимать, накапливать и сохранять. Эти функции смещены в область материнских свойств женского. Если материнское начало гармонично включено в женское и подчинено ему как иерархически более высокому духовному началу, то свойства принимать, накапливать и сохранять не образуют в области женского "раздутых", "опухолевых" структур. Излучение женственности насыщает все вокруг, питая окружающий мир радостью и жизнеутверждающим смыслом. В норме все эти волшебные свойства женского в первую очередь должны быть адресованы мужскому началу, а затем - детскому. Коллективная мировая женственность, к которой подключено сознание любой женщины, включает и такие неотъемлемые качества женского как верность и чистоту. Вер ность — этоне только отсутствие измен, но и естественная верность всему, что исходит от мужчины (как внешнего, так и внутреннего): его действиям, его замыслам. Слово вер ность имеет общий корень со словом вера. Здесь имеет место и такой смысл: верность — вера в своего мужчину, которая эволюционно стоит до веры в Бога. До верие мужчине — фундаментальное свойство зрелой женственности. Мужчинам хорошо известно, что ничто так не вдохновляет их, как полное доверие со стороны женщины. Предвидим сомнения наших читательниц: "Как можно доверять мужчине, если он лжет женщине, обижает ее?" Речь идет о доверии самому процессу отношений с мужчиной. Если поведение мужчины не допустимо для женщины — она свободна реагировать так, как подсказывают ей чувства, и даже быть противоречивой в своем поведении. Но если говорить о развитии женственности — мужчина своим негативным поведением всегда "высвечивает" самые темные уголки Души своей женщины, вольно или невольно указывает ей, по каким ступеням женской зрелости ей следует еще подняться. В то же время мужчина показывает женщине, насколько еще несовершенен ее Внутренний Мужчина, ее внутренний рыцарь. Ч ист ота — этоприродная девственность женского, ист ечение потока женственности из некой божественнойпервозданности. Слово "ч ист ота" имеет общий корень со словами " ист ок", "ист ина". Чистота — это женское умение ч увствовать ист инное. В мифе Апулея "О Психее и Эросе" героиня спускается за волшебной амброзией в царство Аида, чтобы попасть к богине Персефоне — вечной девственнице, мастерице волшебных превращений. Истинная женственность девственна, что указывает на ее неразрушимую божественную природу. Тантра говорит, что женщина любого возраста девственна перед каждой близостью с мужчиной. Чистая женственность вечно девственна по сути своей природы, а значит — неуничтожима, могущественна и созидательна как божественное начало. Чистая женственность чужда осуждения, обид или гнева. Она, даже будучи многократно попранной в мире людей, остается неубиваемой и неизменно сияющей в мире духовном. В одном из телевизионных интервью знаменитая актриса Татьяна Окуневская рассказала, что в годы сталинских репрессий, когда ее держали в застенках КГБ и регулярно вызывали на "допрос", заставляя стоять обнаженной перед следователями, она думала: "С моим телом они могут сделать все, что угодно, но со мной — ничего. Что бы они ни сделали, все равно это буду Я!" Этот взлет на высочайший уровень сознания, где женственность пребывает в вечной девственной целостности и где она защищена мужским щитом самого Духа, подтверждает идею о непреходящем созидательном могуществе высшего женского начала. Истинное женское содержит в себе и такое свойство как склонность к самопожертвованию. Чистая женственность имеет природное стремление служить мужскому. Духовное служение мужчине является проявлением высочайшей женской силы. При этом внешне женщина может казаться беззащитной и слабой. Но ее самоотверженное служение мужчине приводит к обновлению его Души и сознания, к восхождению его к высотам Духа. Эта сила истинной женственности отразились в образах Сонечки в "Преступлении и наказании" Ф. Достоевского, Эсмеральды в "Соборе Парижской Богоматери" В. Гюго, героинь Оноре де Бальзака в его "Блеске и нищете куртизанок" и в др. классических произведениях. Эти персонажи открывают чистоту женственности, которую не могут запятнать условности патриархального мира, чистоту, которую люди жаждут обрести и, едва прикоснувшись к ней, не могут удержать, как сказочную Жар-Птицу. Однако именно она веками вдохновляет поэтов и художников. Итак, сакральные свойства женского известны зрелой женщине и инициируются ею в подрастающей дочери. Наряду с отцовским благословением, разрешение быть счастливой женщиной своим примером дает дочери именно зрелая мать — истинная женщина, в структуре личности которой уже встретились, успешно взаимодействуют и со творят мужское и женское начала. Зрелая мать вовремя видит в дочери явление женственности, создает для нее достойные условия развития, помогает дочери осознать ее женское предназначение, учит со творчеству с мужским миром. Это со творчество подчинено точным законам гармонии: мужское творит мир, а женское — вдохновляет мужское на творение, наполняет сотворенный мужчиной мир любовью и красотой. Плодами сакрального союза являются все виды энергий жизни, все, что питает личность и Душу в процессе развития. И мужчина, и женщина, достигая в структуре своей личности духовного (сакрального) брака, внутренне свободен, что означает, прежде всего, свободу от эмоциональной зависимости от других людей и внешних обстоятельств. Он переживает счастье как фоновое состояние, на которое временно накладываются повседневные эмоции и чувства.
х х х
"Каков же глубинный механизм разногласий в отношениях между мужчинами и женщинами? И главное — как преодолеть эти противоречия?" - вот вопросы, которые зияют сегодня на небосводе западной культуры, вставая каждый день раньше солнца. Как уже упоминалось, ответы мы искали вместе с мужчинами и женщинами, которые задались целью создать гармоничные отношения в своих союзах и семьях. Вы помните, что суть работы в русле инициационной терапии заключалась в многократном проживании участниками инициаций опыта сказочных и мифологических героев и героинь, преодолевающих препятствия на пути к совместному счастью. Наша цель состояла в создании условий для необходимых внутриличностных изменений, имеющих целью достижение все более высоких ступеней мужской и женской зрелости, а также — гармоничного союза мужского и женского начал. К счастью, эти условия уже давно созданы и "узаконены" в архетипическом слое коллективного сознания. Испокон веков для всех желающих существуют "справочники" и даже "энциклопедии" достижения мужской и женской зрелости. Это те самые сказки и мифы. Они являются богатейшими поставщиками архетипических тем, подробными инструкциями по проведению инициаций. Пройти инициацию на любую из выбранных тем помогают неисчерпаемые возможности символического сознания человека, питающего воображение. Выбираемые мужчинами и женщинами архетипические темы переживаются ими как воображаемые внутренние сюжетыисказки с глубоко индивидуальным содержанием, отражающим особенности актуальных взаимоотношений мужского и женского начал в личности каждого конкретного человека. Теперь, чтобы ответить на поставленный выше вопрос о способах решения современных проблем во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, перейдем к выводам, которые появились в результате нашей практической работы в инициационной терапии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.011 с.) |