Глава 3. Гипермать — Великий дракон (великий паук) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Гипермать — Великий дракон (великий паук)



…Забытые боги превращаются в демонов.

Г. Бедненко

Практика инициационной терапии показала, что на начальных стадиях инициационной работы в подавляющем большинстве случаев мужские персонажи, возникающие в сюжетах участников инициаций, страдают от слабости и дефицита энергии. Возникающие в образах воины или рыцари представляются либо неподвижно стоящими средь чистого поля, либо — стремятся как можно скорее пополнить запасы своих жизненных сил: едят, спят, делают или добывают оружие (не имея его изначально). Таким образом, на символическом уровне видно, что в настоящее время — момент завершающего "витка" патриархата — истинное мужское начало у западных людей недостаточно инициировано. В то же время его главной задачей является защита личности. Мужское ответственно за выживание и развитие человека.

В результате неполной активности мужского во внутреннем мире неизбежно возникает перенапряжение в пространстве незащищенного женского начала, а именно - перенапряжение его материнской области. Дело в том, что как только мужское не откликается на решение вопросов выживания, включается дублирующий его архаичный защитный механизм — внутренняя материнская структура. Она также ответственна за выживание и мгновенно подменяет мужскую защищающую функцию, если та ослаблена.

Задачу защиты материнская структура решает инстинктивно и глубоко бессознательно. Незащищенное материнское стремится нарастить свои силы, непомерно "раздуваясь" и "разрастаясь" внутри личности, занимая собой ее основные пространства. Для этого она использует свое центральное положение в структуре личности и быстро мобилизует на службу как "земные", так и "небесные" женские архетипические силы защитной природы. Это означает, что незащищенное материнское в целях выживания аккумулирует в себе энергии негативных полюсов всех женских архетипических функций. Так консолидируются наиболее агрессивные силы Ведьмы и Амазонки, используются эротические энергии Гейши, игнорируется содействующий мужскому статус Жены, активируются узурпаторская сторона Королевы, беспредельная самоотверженность Феи и — карающая ипостась Богини.

Материнское, будучи слепой и инстинктивной защитной функцией, обладает способностью накапливать и взращивать все, что попадает в ее символическую утробу. Когда внутренняя Мать лишена мужской защиты,она в первую очередь невольно переживает архаичный страх уничтожения — страх смерти. Внутренняя материнская структура взращивает и плодит страх смерти, превращая его во множество других страхов. Это образует порочный круг, так как порождаемые ею же страхи провоцируют Мать еще интенсивнее наращивать защитную активность, чтобы противостоять всем возможным и невозможным опасностям.

Таким образом, внутренняя незащищенная Мать непрерывно готовится "к войне". Поскольку она неустанно посылает "сигналы sos" наиболее воинственным и агрессивным полюсам всегда готовых в бой архетипических функкций Ведьмы и Амазонки, манипулирует чарами Гейши, привлекает властную, экспансивную, захватническую часть Королевы (рис. 4) — в личности образуется преувеличенный защитный механизм агрессивной женской природы — гиперМать. К. Г. Юнг считал, что материнский комплекс символизирует фигура Дракона. Огнедыщащий Дракон гипер материнской структуры является самым крупным внутренним препятствием, встающим между мужским и женским началами.

Дракон гиперМатери непримирим, силен и агрессивен, внутри же он переполнен страхами и высокими напряжениями.

Таким образом, Дракон, включающий злую Ведьму, сверх воинственнуюи гипер ответственную Амазонку, пленную Гейшу, собственно испуганную Мать и излишне властную недо Королеву, гипер Фею и карающую Богиню, — стремится активно дублировать мужские оборонительные функции. При этом драконья стратегия остается исключительно женским эшелоном защиты. Мы назвали такой тип защиты псевдо мужским.

Привлечение в состав гипер материнской структуры негативных полюсов Феи и Богини смягчают ее. Дракон в этих случаях представляется внешне более лояльным и даже "ласковым", но это не устраняет главной бессознательной стратегии гиперМатери — стремления подменять собой мужские энергии за счет своей псевдо мужской защитной активности.

Итак, внутренняя гипер материнскаяструктура Дракон — переполнена страхом не выжить, охватывающимвсе уровни жизни. Этот страх выражается в опасении не получить чего-либо вовремя, в тревогеи боязни не справиться, потерять, упустить и т. п.Страхи рождают большое внутреннее напряжение, которое компенсируется слепой архаичной агрессией. Заполняя основное пространство гипер материнской структуры, а, следовательно, и личности, такая агрессия подавляет истинные мужские и истинные женские энергии.

Таким образом, внутренний Дракон обладает огромным воинственным потенциалом псевдо мужской природы. Не даром в сказках он похищает прекрасное женское существо и держит его взаперти, вдали от суженного. Разлучая мужское и женское начало, Дракон-гиперМать препятствует их сближению, взаимному познанию и как следствие — их сакральному союзу (рис.5).

Как и все защитные механизмы, гипер материнская структура отличается большой косностью. Из схемы на рисунке 5 можно увидеть, как мужское начало, пассивно защищаясь от давления со стороны гипер материнского комплекса, совершает ответное давление.В результатеструктура Дракона смещается в сторону женского, еще больше подавляя его, и не уступая ни пяди своего "собственного" пространства. Таким образом, истинно женское во внутреннем мире подавляют сразу две инстанции: ущемленная гиперМатерью мужская часть личности и — сама гипер материнская структура, Дракон. Они давят в направлении истинного женского одновременно, поэтому женское в западной культуре крайне подавлено, что и выражается в его нещадной эксплуатации как людьми, так и различными социальными институтами. Имея в виду беспощадную эксплуатацию женского, можно сказать, что западный мир продал свою Душу технократическому Дьяволу.

Рис. 4. Образование "Великого Дракона" ("Великого Паука")

Рис. 5. Подавление гипер материнской структурой истинных мужской и женской энергий

(двойной ряд стрелок в области Дракона символизирует двойное подавление женского начала).

 

На рисунке 5 показано, как во внутреннем пространстве личности мужское начало пассивно сопротивляется гипер материнской структуре. Подавленное мужское не в силах победить Дракона, поэтому пытается лишь досадить ему. В результате, надавливая на драконью структуру, мужское только "смещает" ее, автоматически притесняя хрупкое истинное женское начало. Поскольку все агрессивные энергии женского призванны "в боевые ряды" гипер материнской структуры и находятся во чреве самого Дракона, давление оказывается направленным на плечи наиболее беззащитных аспектов женского, лишенных какой бы то ни было агрессии. В символике сказок это положение женского отражено в образе падчерицы, гонимой мачехой (гиперМать) и незащищенной отцом (пассивное мужское). Двойной ряд стрелок на рисунке 5, направленных в сторону женского в области гипер материнской структуры, символизирует двойное давление, которое выпадает на плечи хрупкого женского.

Напрашивается простая стратегия проведения инициационных битв с Драконом, которая представлена во всех сказках и мифах как главное средство устранения препятствий к соединению мужского и женского начал. Однако, когда инициационная терапия еще только нарабатывала свой начальный опыт, и участники инициаций часто выбирали популярную у них тему "Битва с Драконом" даже на самых ранних этапах работы, такая стратегия не была достаточно успешной — Драконы оказывались либо не побежденными, либо состоявшиеся победы были не полными. Героя-освободителя накануне "битвы" нередко одолевал "морок", у него появлялись "гринписовские" настроения. "Освободитель" (женщинам в такой инициации предлагается представить себя мужчиной, которому предстоит сразиться с Драконом и освободить его пленницу), увидев Дракона, вдруг вспоминал, что "зверушек убивать не хорошо", и предпочитал битве разговор или другое приятельское взаимодействие с Драконом, пытаясь задобрить его. В одном случае герой даже пригласил Дракона к себе на свадьбу, нимало не смущаясь тем, что его невеста в момент светского разговора "защитника" и Дракона все еще томилась в плену. У других участников инициаций, "освободитель", избегая битвы, норовил покататься на Драконе или даже выпить с ним пива.

Сегодня очевидно, что это были преждевременные "битвы", так как они проводились еще до того, как мужское начало получило достаточное количество инициаций, чтобы обрести силы, необходимые победителю. Для достижения полной и абсолютной щапобеды над Драконом мужское должно духовно окрепнуть. При недостатке мужских защищающих сил полноценная битва неосуществима: Драконы либо уменьшаются до крошечных, безопасных размеров, либо — принимают облик детской игрушки с расчетом вызвать к себе жалость и избежать сражения. Так действуют включенные в драконью природу свойства негативной Ведьмы. Притворяться, дурманить сознание, наводить морок — ее характерные тактические маневры.

Очевидно, что если детское Я еще не получило достаточно любви и принятия, если оно еще имеет ненаполненные безусловной любовью пустоты, — возникающие в сюжетах инициаций маленькие или плюшевые драконы символизируют состояние продленного детства и излишней зависимости от родителей. Во избежание эффектов "топтания на месте" и "хождения по кругу", детское Я должно пройти подготовку к успешным инициационным сражениям в ходе специальной работы с детскими травмами, а затем - предварительныесепарационные инициации. Только тогда мужское начало личности становится готовым к тренировке его защитных функций.

 

Присутствие морочащего сознание негативного аспекта Ведьмы в структуре внутреннего Дракона выражается и в таких ситуациях, когда в групповой работе даже после успешных битв с Драконом участники иногда ощущают повышенную сонливость или отмечают, что их внимание расфокусированно. Поэтому в инициационной терапии существуют жесткие правила безопасности — после "битв" с Драконом или Кощеем в течение 48 часов не следует садиться за руль. Что же касается отреагирования материала инициационных образов — рисования фрагментов сюжета и создания словесного описания "битвы" — это следует делать строго в день проведения инициации!

Итак, наиболее успешными "сражения" с Драконами становятся по мере вызревания мужских защищающих сил личности. Для достижения такого уровня зрелости следует использовать не только алгоритм "восхождения" инициационных тем по семи ступеням архетипической лестницы снизу вверх, но и — многие дополнительные темы, тренирующие мужские защищающие функции ("Витязь", "Доблестный рыцарь", "Рыцарский турнир", "Встреча со злодеем", "Три богатыря" и др.).

После успешных "битв с Драконами" у участников инициаций появляется уверенность в себе, снижаются или исчезают зависимые формы поведения, рождаются новые цели, появляется больше решительности и главное — расширяется зона осознанной ответственности человека за свою судьбу. Инициированной личности легко совершать поступки, которые откладывались на протяжении долгого времени, легко "распутывать" застарелые узлы в отношениях с близкими, с представителями противоположного пола. Эти революционные перемены, имеющие иногда острый характер, по заключению самих участников инициаций, поднимают их на более высокий уровень автономии, делают более уравновешенными. Независимо от происходящих вокруг событий, человек начинает переживать спонтанные состояния счастья.

Что касается побежденного Дракона, то победы трансформируют его силы в полезные и дружественные защитные ресурсы. Он имеет свойство появляться в сюжетах последующих инициаций уже "без приглашения". Здесь Дракон выступает в качестве верного друга или преданного слуги и с большой готовностью исполняет приказы и пожелания мужских и женских персонажей. Это говорит об интеграции огромного потенциала Дракона в целостную структуру личности. Такая интеграция — результат неоднократных символических побед над Драконом: Внутренний Мужчина как победитель становится обладателем сокровища неисчерпаемых сил побежденного Змея.

Непобежденный же Дракон, даже (и особенно!) если он выглядит очень милым, является классическим препятствием, альтернативой сакральному союзу мужского и женского начал, альтернативой целостности и зрелости личности. С одной стороны, существование такого препятствия совершенно естественно, так как соответствует законам развития личности, по которым происходит освобождение мужского и женского аспектов Я от власти и опеки внутренних родительских фигур. Однако, не побежденный вовремя, Дракон приобретает слишком большие размеры. Такое гипер препятствие может тормозить достижение зрелости, не позволяя мужскому и женскому аспектам Я охватить и включить в себя материнскую и отцовскую фигуры. Мужское начало не может избегнуть решения своей наиважнейшей внутренней задачи — "оседлать", как диких коней, бессознательные силы Дракона, сделав их своими ресурсами.

По своей природе Дракон является соборным символом внутренней агрессии, некой универсальной "силосной ямой", собравшей одновременно все отрицательно заряженные импульсы, рождающиеся во внутреннем мире. Фигура Дракона "переплавляет" своем чреве эти энергии, в результате чего образуется некая заряженная "магма". Ее пламя Змей извергает в случае необходимости.

После победы над Драконом "магма" становится уникальным резервуаром энергий и используется личностью в ее созидательных целях. Будучи интегрированной, включенной в целостную структуру Я, эта сила становится управляемой. Она больше не давит изнутри, а служит задачам человека "верой и правдой". Побежденный Дракон представляет собой сокровище, пойманную суть некогда бушующей великой стихии, содержащей в себе все силы природы, силы самой жизни, а, кроме того, — тайные знания и вечную мудрость.

Таким образом, наиболее актуальной задачей современного мужского начала является проживание важнейшей из инициаций — неотложной победы над внутренним Драконом. Речь идет не только о своевременной для каждого реального мужчины победе над внешними и внутренними препятствиями на пути к личному счастью, но и — о победоносных качествах Внутреннего Мужчины, которые целесообразно инициировать каждой женщине.

Пока женщина находится на самых ранних этапах развития своей женственности, то в ее отношении к мужчине доминируют самые архаичные материнские женские свойства: она излишне жалеет мужчину, живет его жизнью, жертвует собой, берет на себя мужскую ответственность, по-матерински спасает и чрезмерно оберегает его. Робин Норвуд, автор книги "Не будьте рабой любви" (М., изд. "Букмэн", 1999 г.) называет такую женщину "женщина, которая любит слишком сильно". По наблюдениям Р. Норвуд, подобная установка характерна для женщин, не получивших в родительских семьях признания именно их женственности. Их ценили за усердие в делах, за хорошую учебу, то есть "за подвиги", как мальчиков, а не безусловно — как представительниц прекрасного пола. Поэтому хорошее отношение к себе девочка привыкла завоевывать трудом и достижениями. Строить отношения она умеет, лишь опекая близких, жертвуя ради них собой, как свойственно матери.

Вот как символически проявился облик гиперматеринской структуры в образе одной из участниц инициаций.

 

Пример.

Разведенная женщина 37 лет, работая с темой "Царевна-лягушка", представила себя огромной лягушкой, превосходящей по размерам всех остальных лягушек на болоте. Целыми днями она присматривала за многочисленными лягушатами, которых приводили к ней на день другие лягушки. По ночам же на животе большой лягушки расстегивалась потайная змейка и оттуда выходила маленькая девочка, ростом с Дюймовочку. Девочка разминала ножки, гуляя по листьям кувшинок, но при малейшем шорохе пугливо пряталась обратно внутрь огромного живота лягушки.

 

Таким образом, гипер материнская структура как фрагмент женского может быть расщеплена на грозную Мать (Мачеху) и испуганную Маленькую Девочку (инфантильную женственность).

Поскольку укоренившаяся в личности гипертрофированная материнская позиция женщины питается многочисленными тревогами и страхами, поскольку гиперМать стремится сделать все "вместо" другого, "за" другого, так как, по ее бессознательному ощущению, все вокруг — "дети" и никто не в состоянии справиться с задачами так же хорошо, как она сама, это неизбежно подавляет и затормаживает все процессы развития. Отношения с миром по типу "мать-дети" исключает формирование эротического аспекта в личности женщины. Гиперматеринский защитный механизм реальной женщины ограничивает ее женственность, не допуская ее в зрелые отношения с реальным мужчиной. Но мы видим и безусловную логику этого запрета — при переразвитом материнском начале женственность находится на детской стадии развития, она предстает маленькой девочкой, которой рано и опасно вступать в отношения с мужчиной. Поэтому материский аспект заменяет женское начало собой и строит материнско-сыновние, а не мужско-женские отношения в паре.

Итак, вледствие "консервации" женственности современная западная женщина часто страдает от острого дефицита женских качеств: здоровых эротизма и гедонизма, умения восстанавливать силы, используя свое природное целительское могущество, умения радоваться жизни и насыщать все вокруг этой радостью. Современную женщину как мать и маленькую девочку одновременно одолевают тревоги и страхи, которые не свойственны зрелой женственности, обладающей волшебными силами созидания и преобразования мира.

Доминантный гипер материнский комплекс базируется на переразвитии таких псевдо мужских качеств как властность, жесткость, стремление к контролю и управлению через высокий уровень инициативы и активности, напористость и непреклонность. На первый взгляд может показаться, что это эффективные и беспроигрышные защитные механизмы для любого Я. И действительно, все эти качествасопровождают высокую социальную успешность. Но более глубокий анализ открывает трагичность положения, в котором оказалось на закате патриархата женское начало западного мира: сила псевдо мужского приспособления к жизни лишает женское подлинной мужской защиты — единственного условия, при котором возможно свободное восхождение женственности к ее божественным вершинам, а значит — великого праздника жизни: расцвета женственности.

Что касается гиперматеринской структуры личности, то она может проявляться не только в виде активной мужеподобной функции, но и в диаметрально противоположной форме. Если часть ее агрессии направлена вовне, на защиту личности от окружающего мира и людей, то другая часть агрессии направляется внутрь самой личности. При более пристальном рассмотрении можно увидеть оборотную сторону описанных выше псевдо мужских свойств гиперМатери. Здесь таится не только неосознанный страх смерти, который легче осознать как страх не выжить, не справиться с чем-либо, проиграть, но и чрезмерные чувства вины и долга. На уровне обыденного сознания это знакомая всем нам тревога, на флаге которой начертано"Как бы чего не вышло!". Важно, что гипер материнская структура несет в себе и пресловутый страх перед будущим.

Сгущаясь, все эти виды внутреннего напряжения могут принимать вид непроизвольных ауто агрессивных действий: нечаянного нанесения вреда себе или имуществу, панических атак, болезней, депрессий, в том числе — депрессии "в маске", проявляющейся через различные психосоматические провокации. Аутоагрессивные свойства гиперМатери могут проявляться у женщин и в тотальном самопожертвовании, в привычке во всем себе отказывать, в потребности ограничивать, винить или жалеть себя.

Воздействие Дракона гиперМатери на личность мужчины может проявляться как в прямой или пассивной его агрессивности, адресованной, прежде всего, женщинам, так и в "глухом" погружении в себя, доходящем до аутичности, в самоограничениях контактов с реальностью. Мужчина в этом случае допускает вторжение и нарушение другими его личностных границ, может оказаться в ситуации, когда его подавляют другие люди. В частности, он чувствует себя подавляемым женщинами. При этом запас его бессознательной агрессии чрезвычайно велик. Очевидна простая закономерность: чем больше подавлен мужчина, тем больше его внутренний Дракон. Для женщины же — внутренний Дракон тем больше, чем более она конфликтна и агрессивна либо — чем больше склонна к самозакланию и гипертрофированному самопожертвованию.

Нередко можно обнаружить оба вектора реализации агрессии гиперМатери одновременно — как направленный наружу, на контроль и подчинение окружающего мира, так и — аутоагрессивный, действующий против собственной личности и ее глубинных потребностей.

Возможно, излишние полнота или худоба, как и случаи булимии и анорексии, являются результатом подавления женского начала Великим Драконом. Он символически "пожирает" женское в виде неконтролируемых объемов поедаемой снаружи пищи (булимия) как энергии жизни, имеющей женскую природу. В другом случае Дракон (гиперматеринская защитная структура) может пленять женское не через поглощение его, а — через ограничения и лишения, которым он подвергает женственность. Дракон "запирает" женское, лишая его притока энергии — и тогда мы наблюдаем отказ человека от пищи (анорексию).

Так в некоторых сказках ведьма держит красавицу в башне, не позволяя ей взаимодействовать с окружающим миром. Подавляя женское начало, Ведьма консервирует и подавляет само явление жизни — возможность наслаждаться жизнью, радоваться и расцветать. Налицо феномен плененной женственности, действие сверхактивного запрета на женственность. Именно поэтому нервная анорексия наиболее часто возникает у подростков-девочек, реже — у фемининных (женственных) подростков — мальчиков.

Итак, когда личность женщины вынужденно опирается на экспансивную псевдо мужественную природу внутренней материнской защиты, подменяющую собой ослабленный Анимус (мужское начало в личности женщины),женщина склонна к контролю и агрессивному поведению в адрес окружающих ее людей — к роли "злой мачехи", гипер маскулинной матери. Если же вектор агрессии материнской гиперзащиты направлен внутрь, на саму женщину — она переживает аутоподавление, отказывая себе в удовлетворении собственных потребностей и принося себя в жертву мужчине и семье, как делает мать по отношению к маленьким детям, — гипер фемининная мать. Еще раз подчеркнем, что обе эти защитные стратегии Дракона (гиперматеринского феномена) могут сосуществовать в личности одной и той же женщины (одного и того же мужчины) одновременно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.183 (0.025 с.)