Какой породы Дракон? (типы гиперматеринских структур) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой породы Дракон? (типы гиперматеринских структур)



 

Чтобы компетентно сражаться с Драконом, необходимо знать о нем как можно больше. Внимательно всматриваясь в природу гиперматеринской структуры, можно увидеть ее неоднородность и многообразие сил, которые она использует. Иными словами, существуют внутренние Драконы разных пород. Рассмотрим, как возникает этот феномен.

Как мы уже выяснили, по праву находясь на архетипической карте в области мужского пространства, Ведьма, Амазонка и Гейша являются природным защитным механизмом женского, дублирующим функции мужского (см. рис. 4). Переразвитие этого механизма, особенно — негативных областей Ведьмы и Амазонки, - дает избыток женской маскулинности. Поэтому можно говорить об особом "боевом" отряде гипер материнской структуры — так называемом ведьминско-амазонском комплексе. Такой союз двух "боевых" женских энергий часто доминирует в гипер материнской структуре. По нашим наблюдениям, в прозападном мире личность с доминированием ведьминско-амазонского комплекса представляет собой особенно распространенный тип.

В пространстве гипер материнской структуры могут доминировать и другие женские аспекты. Таким образом, разновидности гипер материнской структуры зависят от того, на какие внутренние архетипические силы она опирается в первую очередь.Доминирование различных энергий внутри гиперМатери можно представить как главенство одной из голов Великого Дракона над другими. При этом порода (тип) Дракона определяется тем, на какую из его голов возложена основная ответственность, а значит — и основная нагрузка.

Условно выделенные ниже типы гипер материнских структур описаны в их крайних проявлениях. У реальных людей они могут быть выражены с различной степенью интенсивности и в разных сочетаниях.

 

ГиперВедьма

Итак, когда основной опорой гиперМатери является негативная Ведьма, — в личности женщины или мужчины могут преобладать, с одной стороны, такие особенности как склонность к истерическим реакциям и агрессивность, а с другой — обостренные ранимость и обидчивость. Негативная Ведьма, таким образом, отвечает за повышенную внешнюю и внутреннюю конфликтность личности. Сгущенный негативный полюс архетипической области Ведьмы можно назвать гиперВедьмой. Она переполнена многочисленными страхами, которые стремится компенсировать за счет жесткого агрессивного контроля над окружающим миром. Кроме того, гиперВедьма несет в себе избыточное чувство вины, отвержение себя и своего тела.

Аутоагрессия гиперВедьмы может проявляться и как "добыча внимания" через бессознательное "коллекционирование" женщиной разнообразных заболеваний, благодаря которым она "держит" близких в зоне своего контроля. Так действует во внутреннем космосе Ведьма,крайнеперенапряженная возложенной на нее защитной миссией. Она может направлять избыточную агрессию даже в адрес собственной личности и физического тела, что становится причиной различных самоограничений и психосоматических проблем. Например, инсульт, можно расценить как самооколдовывание. Не исключено, что его можно избежать, если своевременно пройти инициации, адресованные функциям внутренней Ведьмы, а также - поработать над достижением баланса энергий Ведьмы и Разведчика.

Многие сказки щедро указывают на то, что негативная Ведьма символизирует вытеснение телесных потребностей, неприятие и отвержение себя, своего тела, самоподавление и подавление окружающих. Именно поэтому сказочная Ведьма предстает в облике уродливой, согбенной и коварной старухи.

Итак, если в личности человека доминирует негативная Ведьма,он агрессивен, пассивно-агрессивен либо направляет агрессию на себя. Все перечисленные виды агрессии могут быть смешаны в его реакциях и поведении. Это проявляется как повышенная критичность к окружающим, с одной стороны, и — как склонность к самобичеванию, с другой. Гипертрофированная Ведьма может создавать ситуации, когда человек сам портит что-либо в процессе своей деятельности, нечаянно вредит себе или другим, затем глубоко сожалеет об этом. Поведение, спровоцированное негативной внутренней Ведьмой, отличается также действиями "изподтишка" и скрытой враждебностью в адрес окружающих.

ГиперМать как структура личности, опирающаяся на негативный полюс внутренней Ведьмы,иногда проявляется в феномене "беснующихся старушек". Глубоко пожилые женщины порой становятся жертвами своей Ведьмы, которой уже ничто не противостоит в их внутреннеми мире. В этом случае гиперВедьма как часть личности отдает на заклание сознание и телесные функции человека, оставаясь верной паранойяльной идее "выжить во что бы то ни стало" даже отдельно от тела или остальных частей личности. В этом случае развиваются такие виды старческой деменции, беспомощности или инсульта, которые неизбежно подчиняют себе всех членов семьи, крепко привязывая их к пожилой женщине (реже — мужчине), так как за ней необходим постоянный уход. Это позволяет уже более бессознательно, но по-прежнему крайне жестко контролировать близких.

Символическое извержение пламени Дракона может в таких случаях принимать в вид нарушений нормальных процессов жизнедеятельности — вплоть до фонтанов фекалий как бессознательных выбросов избыточной агрессии, или, наоборот, — в виде неконтролируемого поглощения пищи и тому подобного. Близкие "одержимой" женщины сами оказываются "в плену" у ее внутренней гиперВедьмы. Недаром в сказках Ведьма часто похищает героев, стремится не только пленить, но и съесть похищенного ребенка. Феномен гиперВедьмы отражает одновременно как внутренний процесс одной личности, так и — родовую силу. Порой она поглощает поколение за поколением, поскольку избыточное доминирование негативного полюса архетипа Ведьмы в личности может привести не только к стратегии удерживать подле себя и мучить детей, но и к собственному бесплодию или к бесплодию у детей. А ведь феномен гиперВедьмы — это только одна из голов Великого Дракона!

Тем не менее, ситуация может быть легко исправлена, если хотя бы один из членов семьи способен вступить в контакт со своим внутренним Драконом и на уровне символического сознания одержать над ним необходимое количество побед. Работа по разряжению агрессивного потенциала внутреннего Дракона может проходить любым способом — как в процессе терапии, так и в ходе самостоятельной работы. Что касается последней, очень успешным оказалось создание собственных сказок на эту тему (см. главу "Практическое драконоведение"). Можно достигать побед и с помощью иных глубинных техник — например, медитаций и т. п. В любом случае, направленный символический контакт с Драконом зарекомендовал себя как интенсивная и весьма быстродействующая практика по утилизации больших запасов вытесненной агрессии.

Итак, если негативная Ведьма излишне используется личностью как основной защитный механизм, функционирование этой архетипической области не только подвергается перегрузкам, но и возбуждает активность самых негативных свойств Ведьмы. Поскольку негативный полюс Ведьмы — это деструктивная по своей природе защита интересов личности с помощью искажения реальности: излишней критики, обмана, запутывания, одурманивания, наведения морока, удерживания, пленения и других видов подавления, — осознать действие этих механизмов в себе бывает особенно сложно. Внутренняя Ведьма "запутывает" как другие части личности, так и реальных людей, с которыми человек взаимодействует.

Итак, беспрепятственное воцарение гиперВедьмы внутри личности наносит ей очевидный вред. Талантливый, активный и даже высоко успешный человек любого пола, страдая от избыточного влияния защитной функции внутренней Ведьмы, как ни странно, имеет все основные характеристики этого персонажа. Он жалуется на эмоциональное одиночество (Ведьма живет в лесу или на болоте), недоволен собой, своей внешностью, своим возрастом (негативная Ведьма имеет запущенный вид, стара и уродлива). Такой человек может страдать от различных заболеваний (согбенная фигура Ведьмы). Он критично настроен в адрес других людей (Ведьма в сказках противостоит другим персонажам — строит им козни); полон страхов и агрессии (Ведьма ворчит, запугивает, неволит, разлучает, обесценивает).

 

Особенно широко известно проявление коварной природы негативного полюса Ведьмыв создании знаменитых любовных треугольников — муж, жена и любовница. Женщина, оказавшаяся в роли любовницы, оказывается в роли сказочной Ведьмы. Всем известны сказки, где Ведьма пытается устранить избранницу героя, принимая ее облик и пытаясь занять ее место в брачной паре. Так проявляется и внутренняя Ведьма участвующего в треугольнике мужчины — во-первых, он проецирует свою Ведьму на любовницу, во-вторых, неверный мужчина, лавируя между своими женщинами, не случайно действует не прямо, по-мужски, а — с помощью хитрости и обмана. Иногда коварный стиль негативной Ведьмы проявляется и в том, что мужчина с разной степенью открытости может демонстрировать любовницу жене. Так его внутренняя Ведьма соревнуется с женственностью жены — демонстрация здесь равносильна символическому нападению сказочной Ведьмы на героиню и опускание ее на дно реки с камнем на шее.

Что касается обманутой жены, то ее Внутренняя Ведьма, перенапрягаясь в защитной активности, попадает с ситуацию острого кризиса — ее сил явно не хватает для защиты достоинства личности, и это пробуждает поиск новых защитных сил. Так возникает огромной силы толчок к восхождению женственности на более высокие ступени зрелости — женщина, переживая измену мужчины, вынуждена не только гораздо более глубоко осознать самое себя, но и — убедиться в недостаточности ведьминской защиты, доминирующей в ее личности. Обманутая жена для разрешения ситуации начинает привлекать женские силы более высоких архетипических ступеней, а именно — силы Амазонки (женщине нередко приходится решать проблему самостоятельного выживания), Гейши (она начинает по-новому заботиться о своей женской привлекательности и умении восстанавливать силы мужчины) и — собственно Жены (на карту поставлена именно эта ее роль, женщина впервые серьезно задумывается, какова она как жена). Но самое главное — при образовании любовного треугольника инфляция внутренней ведьминской защиты стимулирует мощный толчок развития мужской защищающей функции женщины! В личности обеих женщин — как обманутой жены, так и любовницы — Внутренний Мужчина начинает активно созревать.

Итак, участие Ведьмы в возникновении любовного треугольника сигнализирует об эволюционном витке, толкающем женские и мужские энергии всех участников треугольника к восхождению по ступеням зрелости. Ведьма на этом пути — только первая ступень.

Однако, не каждой женщине в процессе развития ее женственности суждено оказаться в роли разлучницы, изгоняющей конкурентку-невесту с ее законного места. Если соответствующий период соперничества с матерью за внимание отца проходил у девочки в условиях достаточного проявления отцовской любви, защищающей и благословляющей дочь именно на женское счастье, то есть если девочка была защищена мужскими энергиями, функция ее внутренней Ведьмы не перегружена и тяготеет к своему позитивному полюсу. У нее преобладают такие созидательные свойства Ведьмы как стремление к накоплению знаний, умение управлять внутренними силами и силами природы, использовать их в целебных целях, восстанавливать растраченную энергию, хранить духовные ценности, указывать путь, делиться накопленным опытом. Мы уже знаем, что позитивная Ведьма ведает тайные тропы, ведущие мужское и женское друг к другу, является проводницей в глубокие слои бессознательного — в подземный мир "мертвых", а значит — мир вытесненных, изгнанных из области Я бессознательных процессов.

В инициационной терапии целительские свойства Ведьмы инициируют такие архетипические темы как: "В гостях у Бабы Яги", "Полезная Баба Яга", "День рожденья Ведьмы" и т. п. Что касается темы "День рожденья Ведьмы", то она используется как спонтанно, так и на продвинутых этапах инициационной терапии, когда инициированы все 14 архетипических функции личности. В последнем случае участник инициации представляет, как к его внутренней Ведьме на день рождения приходят все мужские и женские архетипические персонажи, дарят ей подарки, отмечают ее заслуги по защите интересов личности, предлагают ей новую, более легкую и интересную деятельность из области вышеперечисленных функций позитивного полюса Ведьмы.

 

Кроме того, снизить избыточное напряжение внутренней Ведьмы помогает инициирование архетипических функций Разведчика, а также работа с первымсакральным центром — точкой знания (осведомленности, компетентности). В ходе таких инициаций происходит "перекачка" избыточной энергии Ведьмы в область истощенного Разведчика. Это приводит к постепенному сокращению занимаемого Ведьмой внутреннего пространства.

Во внутренних сюжетах старая Ведьма принимает молодого Разведчика как гостя, угощает его пирогами, дарит ему талисманы.Набирая силы, Разведчик приносит Ведьме дичь, становится старше. По мере созревания функций Ведьмы, все большерасцветает ее позитивный полюс. При дальнейших инициациях в "точке знания" Ведьма и Разведчик становятся ровесниками, создают любовный союз.

Развитие Ведьмы подготавливает женское к переходу на вышестоящий уровень Амазонки.

ГиперАмазонка

 

Доминирующий в гипер материнском комплексе негативный полюс Амазонки проявляется в поведении человека любого пола как конкуренция и борьба по поводу и без повода. Главной ценностью личности становятся в этом случае победа и ощущение превосходства над другими. Человек добивается реальных успехов, но переживает и декларирует свою успешность так, что это заставляет окружающих съеживаться или негодовать, будто в них мечут копья. Гипер амазонский комплекс женщины становится грозой для окружающих мужчин — они невольно чувствуют себя проигравшими или заранее отвергнутыми рядом с гиперАмазонкой. При этом красота, физическая сила и привлекательность не покидают женщину до глубокой старости, а психосоматические нарушения имеют часто именно гинекологический характер в силу агрессии Амазонки против энергий истинной женственности. Если носитель гиперамазонского комплекса — мужчина, он до глубокой старости предпочитает проявлять боевую отвагу и истинный воинский задор в победах над… женщинами. Так его внутренняя Амазонка конкурирует со своими товарками в лице реальных женщин, часто в большом количестве окружающих такого мужчину.

Бессознательная агрессия гиперАмазонки против женственности проявляется у женщин, занимающихся боди-билдингом. Не только их тела приобретают мужские очертания, но известно, что и гормональные, и психологические изменения, сопровождающие растущую телесную маскулинность этих женщин, протекают по мужскому типу. Возможно, боди-билдинг для женщин возник как результат активности людей, у которых архетип Амазонки крайне перегружен функцией защиты. Мужское начало, как бы искусственно "выжатое" из женского тела и доведенное до некого абсурдного совершенства в облике спортсменок боди-билдинга, производит, с одной стороны, угрожающее и пугающее впечатление насилия над женской природой, а с другой — выглядит комично и даже уродливо.

Интересен тот факт, что подавляющие женственность негативные мужские сказочные и мифологические фигуры, чаще всего также представлены комичными и уродливыми персонажами — злодеями, несущими свойства недоразвития мужского. Уродливость злодейских персонажей стремится к символическому абсурду: Карлик Черномор и вечный дистрофик Кощей Бессмертный имеют довольно жалкий вид. Бармалей — одноногий и одноглазый, да и прочие сказочные антигерои несут символику мужского уродства, суррогатной мужской силы. Могучий прессинг конкурирующей с мужским миром гиперАмазонки олицетворяет ту внутреннюю область личности, где гипер материнский комплекс особенно сильно "сдавливает" мужское начало, где плотность "сжатия" мужского наиболее высока. Феномен "сдавливания" приводит к искажению и деформации мужского — к злой уродливой "мужественности", лишенной подпитки женскими энергиями, несущими красоту форм. Поэтому символическое пространство сказок представляет псевдомужественных злодеев, в то время как истинное мужское является прекрасной (символ контакта с женственностью) и защищающей, а не разрушающей силой. Истинное мужское действует толькона стороне добра.

Сказки показывают, что само по себе подавление истинных мужских энергий является не аномалией, а — классическим эволюционным этапом духовного развития. В лице злодеев образное сознание знакомит нас с силами негативного Анимуса. ГиперАмазонка влияет на его формирование, активно подавляя мужское начало, она создает феномен искаженных мужских злых сил.

Злодейские персонажи представляют злое начало отца, оно представляет собой как подавленное истинное мужское, так и тот же гипер амазонский комплекс с его избытком псевдо мужских сил. "Мужское" начало такого отца сформировалось в результате "впитывания" в структуру его Я особенностей его родителей, пораженных гипер материнской структурой. В этом случае, отец, в личности которого доминирует, например, Кощей или Злой Карлик, становится для своей дочери источником нездорового Анимуса — причиной недоразвития ее Внутреннего Мужчины.

Интересно, что негативный Анимус (Кощей) действует подобно гипер материнской структуре и полностью противоположен защищающему полюсу истинного мужского (Ивану-царевичу). Для сыновей и дочерей мужчины-Кощея ситуация складывается так, как если бы в лице отца они имели дело с мужеподобной женщиной или — с антицарем (Кощей — царь подземного мира). Стратегия подавленного мужского полностью соответствует стратегии гиперматеринской структуры по идеологии. "Злая" мать и "злой" отец действуют через наложение ограничений, лишают детей свободы и света, конкурируют с ними, провоцируют на конфликты, неустанно сражаются с детьми по любому поводу, открыто или тайно захватывают и пленяют их.

ГиперАмазонка, как и гиперВедьма, играет одну из ведущих ролей в формировании феномена "злых" родителей — подавляющая сила гиперАмазонки является одной из главных сил, угнетающих истинные мужское и женское начала.

В практике инициационной терапии для сокращения влияния гиперАмазонки и достижения здорового баланса мужской и женской энергий горизонтали Амазонка-Защитник, ведется работа не только с темами "Амазонка" и "Защитник", нотакже — проводитсяинициация второго сакрального центра: точки защиты. Кроме проживания темы "Защитник", очень полезна работа с дополнительными архетипическими сюжетами этой мужской области. Например, эффективна универсальная мужская тема "Три богатыря", а также темы "Витязь", "Доблестный рыцарь". Стоит использовать и темы, инициирующие осознание мужской защищающей инициативы и ответственности: "Витязь на распутье", "Посвящение в рыцари", "Рыцарский турнир". Важны и темы исцеления — например, "Исцеление Защитника", "Исцеление героя" и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.004 с.)