Глава 7. Отношения между мужчиной и женщиной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Отношения между мужчиной и женщиной



…там, где есть зависимость, взаимоотношения невозможны.

Ошо

Этапы развития отношений

Отношения между мужским и женским началами во внутреннем мире человека зеркально отражаются в стадиях развития взаимоотношений между реальными мужчиной и женщиной.

1. Начальным этапом развития отношений можно считать этап поиска. Он представляет собой поиск отражений своих внутренних мужской и женской частей в реальных людях — представителях противоположного пола.

В сказках поиск для героев-мужчин — это их знаменитый поход за счастьем, поиски приключений. Для героинь — это выборы женихов, классически устраиваемые царями для своих дочерей. Эти сюжеты отражают здоровые каноны поисковой активности: мужчина сам завоевывает свое счастье, это происходит в состязаниях, борьбе, преодолении себя и различных препятствий. Женщина же получает в женихи победителя состязаний, устроенных ее отцом. Другими словами, она получает жениха, одобренного отцом, что говорит о важнейшем моменте передачи отцовской ответственности избраннику дочери. Таким образом, сказки учат, что поисковый опыт женщины должен осуществляться под крылом отцовской защищающей функции или под покровительством сильного мужчины. Наиболее гармоничная ситуация, когда будущего избранника женщины в первую очередь тестирует ее отец.

Поскольку сегодня личность многих женщин формируется в условиях отсутствия отцовской защиты, покровительственную функцию вполне может выполнять и внутреннее здоровое мужское начало личности женщины, инициированное до уровня действующего отцовского защищающего начала.

Снижение отцовской функции в современном западном обществе привело к тому, что сегодня этапу осознанного поиска партнера предшествует более бессознательный вид поисковой активности. Его можно выделить как нулевую стадию поиска. Мы назвали ее телесной. Речь идет о намеренно обезличенном процессе удовлетворения людьми своих сексуальных потребностей, хотя полного обезличивания эти отношения никогда не достигают. Любые, даже самые мимолетные интимные контакты между мужчиной и женщиной, имеют бесконечную духовную глубину. Отрицание этой глубины служит незрелому человеку всего лишь попыткой защититься от страха проникновения в эти глубины, а также — от страха отвержения и от ощущения своей некомпетентности в области человеческих отношений.

Высокий уровень такой компетентности характерен лишь для зрелого человека. Особенно важна здесь зрелость мужского феномена личности. Когда мужское достигает зрелости, оно восходит на ступень отцовства, которое является отражением божественного отцовского начала. Поэтому очевидна связь: в какой степени реальные отцы эмоционально игнорируют своих детей, в такой же степени лишены духовного опыта отношений их взрослеющие дети.

Телесный этап поиска продиктован инстинктивными мотивами, которые в отсутствие отцовской защиты выступают как обнаженный архаичный механизм продолжения рода. Инстинктивная природа нулевой (телесной) стадии поиска содержит и вполне определенную духовную цель: найти свою истинную половину путем "сексуального тестирования". Телесная стадия поиска распространена не только в молодежной среде, но и среди людей других возрастных групп, когда они заняты поиском "спутника жизни".

На стадию поиска возвращаются все, кто пережил крушение отношений, а также — женатые мужчины и замужние женщины, переживающие семейные, возрастные и прочие личностные кризисы. Мужчины и женщины, не имеющие пары, живут в состоянии поиска, не всегда полностью осознавая это. Навязчивый и болезненный поиск партнера — признак определенной незрелости личности. Это утверждение предполагает простой вывод: инициирование созревания личности приносит избавление от напряжения и навязчивости поиска.

На этапе поиска нередко заключаются браки и рождаются дети. Однако, для достижения гармоничных отношений одних только поисковых мотивов недостаточно. В процессе поиска его участники стремятся, прежде всего, к такому важному эмоциональному компоненту отношений как узнавание. Как только узнавание осуществляется, отношения переходят на следующий, более высокий этап развития.

П. Суть отношений на этапе узнавания в том, что мужчина и женщина как бы узнают друг в друге своих Внутренних Мужчину и Женщину.

Встреча с человеком, который в достаточной степени отражает те или иные особенности внутренних мужского и женского аспектов личности, приносит состояние особого восторга. Это известный период влюбленности, который, нисколько не умаляя его духовного значения, в аналитическом смысле можно рассматривать как момент удачного "выбрасывания проекций" мужчиной и женщиной друг на друга. На этом этапе партнеры впервые действительно находят и узнают мужскую и женскую части своей личности друг в друге. Мужчина находит в возлюбленной значимые для него идеальные черты своей Внутренней Женщины, а женщина находит в своем избраннике особенно актуальные для развития ее женственности идеальные черты ее Внутреннего Мужчины. Чувства, которые при этом испытывают влюбленные, обладают огромной силой и выводят сознание на весьма высокий, божественный уровень восприятия. Это происходит потому, что контакт с идеальным полюсом своего Внутреннего Мужчины для женщины, и — с идеальным полюсом своей Внутренней Женщины для мужчины, — это контакт с божественными энергиями мужского и женского начал во внутреннем космосе. Такие энергии дают ощущения восхищения, восторга и экстаза.

Итак, сначала на партнеров проецируются идеальные полюса мужского и женского начал. Но по мере дальнейшего развития отношений на партнеров, как на экран, проецируются все более негативные полюса, содержащие травмированные фрагменты Анимы (женское в мужчине) и Анимуса (мужское в женщине), те их части, которые требуют исцеления в первую очередь. Благо, партнеры с космической точностью содержат во внутреннем мире достаточное количество подходящих друг другу как идеальных, так и поврежденных мужских и женских аспектов.

Другими словами, любая женщина, вступая в отношения с мужчиной, может быть уверена, что наряду с привлекающими ее чертами, в его личности содержатся и "раненные" аспекты мужественности, характерные для "ранений", которые имеет и ее Внутренний Мужчина. А мужчина, вступая в отношения с женщиной, обязательно встретит наряду с прекрасными чертами, привлекающими его, те незрелые аспекты женского начала, которые характерны для его собственной Внутренней Женщины.

Отсюда следует и обратное — когда мужчина и женщина завершают отношения и окончательно расстаются, это говорит о том, что "зеркальность" партнеров перестает иметь место в той степени, которая необходима для их дальнейшего созревания как мужчины и женщины. Нередко мужчина и женщина перестают быть отражениями друг для друга из-за того, что структура личности только одного из них изменяется со скоростью, отличной от скорости изменений другого.

 

В сказках узнавание -влюбленность соответствует тому моменту сюжета, когда происходит встреча прекрасных героев. Влюбленность, которую обычно символизирует чудесное знакомство героев, является только начальным, стартовым моментом отношений. На языке сказок и мифов опыт коллективного сознания подсказывает нам, что момент встречи мужчины и женщины не является достаточным для заключения гармоничного союза. Поэтому в парное пространство влюбленных героев вскоре вторгаются разлучающие силы, а благословляющие персонажи рано или поздно указывают им путь преодоления препятствий к их грядущему союзу.

Итак, влюбленным всегда предстоит целый ряд испытаний-инициаций, а значит — необходимость пройти целый ряд этапов в развитии отношений. Восхождение по "лестнице отношений" — неизбежный труд, и только поднявшись по этим священным ступеням, мужчина и женщина достигают совместного счастья.

Ш. Этап узнавания (влюбленности) сменяется этапом удовлетворения неудовлетворенных потребностей. Это период исцеления внутренних травм, проживание тех недопройденных и даже "пропущенных" этапов личностного развития, где детские потребности партнеров не удовлетворялись или удовлетворялись недостаточно. В связи с этим образовались определенные психологические дефициты и "дыры в Я " (Г. Аммон). К ним относятся раннее детское желание безусловной любви (любите меня таким, каков я есть!), когда малыш нуждается в полном и абсолютном принятии (отзеркаливании), понимании и своевременных заботе и участии. Такие дефициты в Я могут относиться к телесным, творческим и другим потребностям. На этапе удовлетворения потребностей мужчина и женщина невольно и страстно ожидают от партнера в свой адрес тех поступков, действий и того отношения, которых они не дождались или не достаточно получили в детстве от родителей.

Имеющаяся здесь "зеркальность" отражений мужчины и женщины друг в друге объясняется еще и тем, что каждый из партнеров и в самом деле содержит в структурах своей личности богатый потенциал для удовлетворения (или псевдоудовлетворения) неудовлетворенных потребностей другого.

В целом, на этапе удовлетворения потребностей мужчина и женщина, как младенцы, стремятся к "всасыванию". Они хотят получить, вобрать, впитать недостающие любовь и принятие не только друг от друга, но и от родительских семей и даже родовых ветвей друг друга. Ими правит острое желание максимально насытить свое Я, заполнить его пустоты, то есть получить всё, что можно, от некоего большого малодифференцированного объекта — "родительского мира", "первичной группы". Ведь именно взаимоотношения с "родительским миром" когда-то привели к ощущению острого дефицита в области формирующегося Я, что переживается как неуверенность в себе. Этот "большой питающий объект" бессознательное мужчины и женщины жадно ищет и ложно обнаруживает в партнере.

Нередко здесь используется принцип "удовлетворения от обратного". Например, если женщина в детстве была отвергнута отцом (матерью), она находит мужчину, который будет ее отвергать. В таких отношениях женщина получает, наконец, не реализованную в детстве возможность бросить все свои силы на то, чтобы мужчина все-таки признал ее "во что бы то ни стало!". У женщины в этом случае проявляется гипертрофированная детская потребность в признании не только ценности ее личности, но и в признании ее растущей женственности. Если удовлетворения этой потребности не происходит или оно недостаточно, отношения между мужчиной и женщиной могут застрять на этапе взаимных ожиданий и обид. Примером такого застревания служит замкнутый круг расставаний-примирений в отношениях с зависимыми (алкоголизм, наркомания и т. п.) партнерами. В этих случаях существует известная последовательность в поведении и отношениях зависимых партнеров. Например: "срыв алкоголика" — гнев близких — чувство вины и "иллюзорное исправление" алкгоголика — новый "срыв" и т. д. На первый взгляд период "иллюзорного исправления" дает женщине желанные тепло и принятие, но, будучи основанными на чувстве вины мужчины, они являются суррогатными и реально не приводят к насыщению потребности в принятии. Поэтому зависимые отношения могут длиться годы и десятки лет, вращаясь по одному и тому же замкнутому циклу, описанному выше.

Что касается мужчины как участника отношений на стадии удовлетворения неудовлетворенных потребностей, то, не сумев психологически отделиться от матери и не имея зрелого мужского образца в лице своего отца, он невольно стремится к отношениям с авторитарной женщиной. Главным его бессознательным мотивом становится желание сначала завоевать, а затем — победить ее, чтобы все-таки однажды освободиться из-под ее контролирующего влияния. Всего этого, будучи мальчиком, мужчина не достиг в отношениях с доминантной матерью и поэтому зависит от нее эмоционально. Иллюзию победы и освобождения дают не только алкоголизм и наркомания, но и трудоголизм, а также — другие инфантильные формы поведения, в основе которых лежит избегание мужской духовной ответственности за отношения.

Итак, на этапе отношений, где происходит удовлетворение неудовлетворенных потребностей, партнеры ожидают и требуют друг от друга абсолютной любви и безусловного принятия, столь недостающих им с детства. Поскольку этап удовлетворения потребностей носит характер взаимной зависимости, а последняя, как форма пленения, всегда вызывает желание освободиться, такие отношения скрывают большие запасы вытесненной агрессии, которая время от времени прорывается наружу. Эту же агрессию можно направить на преодоление трудностей в ходе испытаний-инициаций, что и предлагает сделать инициационная терапия. В этом случае агрессия становится "горючим", необходимым для путешествия в глубины Души, а затем — для движения вперед.

 

В символике сказок содержится указание на прямой выход из "заточения в подземелье" неудовлетворенных потребностей. Это все та же символика битв со злодеями — внутренними травмами, отщепленной агрессией и пр. Это период борьбы с темными аспектами личности за освобождение чуда женской природы, исполненного целебных сил. Иначе говоря, для освобождения сказочной красавицы — сокровища высшей женственности — необходимо одолеть весь комплекс внутренних несовершенств, содержащийся в поврежденных областях мужского и женского начал.

При недостатке ресурсов в области защищающей функции мужского и восстанавливающих сил женского у партнеров в этот период могут возникать депрессии, психосоматические нарушения и болезненные разрывы отношений.

Если мужчина и женщина преодолевают этап удовлетворения потребностей, сумев насытить дефициты в Я за счет получения необходимого признания со стороны партнера и его семьи, а также — за счет своих социальных успехов или — напрямую работая над изменениями в личности и т. п., отношения поднимаются на следующую ступень — этап обмена.

1У. На этапе обмена происходит освобождение от проекций. Партнеры обретают возможность видеть друг в друге реальных людей, а не осколки своих внутренних достоинств, несовершенств или фрагменты семейных фигур из детства. Относительно автономные и целостные, в основном освободившиеся от зависимости, партнеры теперь естественным образом дополняют друг друга, ощущая каждый свою ценность для себя и для другого. На этом этапе расставания не слишком болезненны, а совместное созидание становится более продуктивным, чем когда-либо ранее. Мужчина и женщина обмениваются своими специфическими качествами и свойствами: он дает ей свою мужские защищающую волю и силу, она ему — женские целебную поддержку и заботу. Они уже способны легко воспринимать друг друга такими, какие они есть, уже могут любоваться ("ах, какой (какая) ты замечательный (ая)!"), а не гордиться ("посмотрите, какой (какая) ценность у меня есть!") друг другом, как на предыдущем этапе отношений. Каждый в состоянии осознавать и ценить отличную от своей собственной реальность другого и ее неизбежные изменения.

Внутренний союз между мужской и женской частями личности мужчины и женщины на этапе обмена уже заключен и плодоносит. Сакральные мужская и женская силы любого из партнеров, соединившись в достаточной степени, как универсальный генератор "вырабатывают" теперь во внутреннем мире все необходимые для счастья и развития личности энергии. В этом секрет здоровой духовной независимости зрелых партнеров. Причем привязанность и здоровые формы зависимости имеют место на этапе обмена, но не являются "цементом", на котором держатся отношения, как на предыдущих этапах.

В сказочных сюжетах это соответствует финальному супружескому соединению много испытавших героев. Внешний мир уже не таит угроз их отношениям, такому союзу свойственно в качестве некого целого вступать в смелые контакты с миром. Отношения здесь отличаются наличием здоровых границ между парой и окружающим миром. Достигая обмена, пара отличается точным восприятием физического времени, реальной ответственностью партнеров друг перед другом и по отношению к внешним явлениям. Здесь наиболее полно проявляется возможность строить свою жизнь и жизнь вокруг себя в соответствии со своими замыслами и мечтами, быть причиной происходящего, быть самими собой.

У. Отношения обмена на последующих этапах развития отношений между мужчиной и женщиной приводят к накоплению огромных внутренних ресурсов и возникновению потребности отдавать свои силы и опыт, дарить любовь и избыток жизненной энергии не только друг другу, но и миру. Поэтому пятый этап отношений мы назвали этапом отдавания.

Не смотря на то, что столь высокая ступень в развитии отношений представляет собой значительную духовную вершину, она не обязательно достигается в преклонном возрасте, в заключительный период совместной жизни мужчины и женщины. Зрелые мужчина и женщина любого возраста, вступая в новые отношения, могут сразу оказаться на этапе отдавания.

Попадая в эмоциональную атмосферу пары, достигшей этой ступени, люди чувствуют себя "как дома", более ярко ощущают в их присутствии собственную ценность и неизменно получают от общения с такой парой толчок к дальнейшему развитию. Иначе говоря, на этапе отдавания, пара инициирует окружающих. Причем, происходит это независимо от того, насколько участники такого взаимодействия осознают эти процессы. Отношения на этапе отдавания отличаются умением зрелой пары осознанно или неосознанно гармонизировать мир вокруг, изменять его в созидательном направлении, создавать и транслировать новое.

Для описания этапа отдавания подходит не только образ супружеской четы, благополучно пестующей многочисленных внуков и правнуков, но и образ пары, владеющей вечно плодоносящим садом. Консервирование овощей и фруктов достигло у них уже такого масштаба, что из-за заполняющих дом банок некуда поставить ногу. В этой ситуации раздавать запасы другим — естественная потребность, единственный способ сохранять в доме уют и порядок.

На символическом языке это соответствует моменту сказочного сюжета, когда соединившиеся в счастливом союзе герои достигают в конце повествования непременно царского положения: заключая супружеский союз, сказочные жених и невеста становятся Царем и Царицей.

х х х

 

Рассматривая этапы развития отношений, легко увидеть, как велика целебная сила самого процесса взаимоотношений для духовного развития как мужчины и женщины, так и их потомства.

Важно отметить, что нередко отношения в супружеских парах имеют характеристики сразу нескольких этапов. Условное деление процесса эволюции отношений на этапы — удобный способ анализа и осмысления этого процесса. В жизни он протекает так же, как цветение растений: одни уже отцветают, другие — только начинают цвести, но в определенные периоды мы можем видеть цветы и тех, и других растений одновременно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.02 с.)