Кандидат психологических наук, г. Киев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат психологических наук, г. Киев



 

Предисловие 2


Несмотря на то, что тема взаимоотношений мужчины и женщины стара как
мир, тайна гармонии между представителями "сильного" и "слабого" полов до
сих пор не раскрыта. В книге "Мужчина и Женщина — тайна
сакрального брака" автор приоткрывает завесу этой тайны и показывает путь к успешным отношениям в паре. Он лежит через обретение зрелости с помощью инициаций — незаслуженно забытого наследия предков.

Путем архетипического анализа автор показывает, каким образом отсутствие инициаций, направленных на своевременную сепарацию (эмоциональное отделение от родительской семьи) приводит к подавлению мужских и женских энергий у человека любого пола. Многолетний практический опыт, описанный в книге, убеждает, что инициационная работа с использованием мужских и женских архетипических персонажей или архетипических тем — один из эффективных способов обретения истинной зрелости. Например, инициация "Благословение" предстает одним из мощнейших духовных ритуалов смены типа ответственности. Во время благословения происходит символическое умирание ведущего положения ролей дочери или сына, что позволяет родиться новым ролям — мужа или жены.

Читателям книги предстоит увидеть, что бурные страсти между мужчиной и женщиной — не что иное, как псевдо любовь. Она относится к области зависимых отношений. Вот почему нередко женщина, выйдя замуж "по любви", впоследствии начинает ощущать себя "томящейся в плену и ожидающей избавителя, за которого она готова принять как первого встречного, так и собственного ребенка". Вот почему пылкий влюбленный муж со временем тоскливо смотрит по сторонам в поисках женщин, у которых он мог бы найти подтверждение своей неутвердившейся мужественности. Истинная же любовь — спокойное глубокое чувство духовно зрелых людей. Оно подобно незримо льющемуся потоку света, дарящему ощущение легкости, свободы и в то же время - наполненности и причастности.
Принято считать, что если тему мужского и женского поднимает женщина,
то она в споре с мужчинами поет оду женственности, и наоборот. Автор этой книги убеждена, что именно мужское начало — невидимое у женщины, и очевидное у мужчины - отвечает за развитие личности в первую очередь, именно мужское прежде всего призвано защищать и вести личность за собой. В книге показано, как от зрелости мужской части личности зависит расцвет ее женского начала и благополучие человека в целом.

Мужские и женские "несовершенства" получают в этой работе свое обоснование как признаки классических этапов духовного созревания мужчины и женщины. О волшебных женских свойствах — умении принимать, накапливать и сохранять, — говорится, что они во внутреннем мире человека любого пола прежде всего должны служить мужскому началу, а только затем — детскому, от чего детская часть личности отнюдь не страдает, а только приобретает. Так и во внешнем мире — здоровая пара мужчина-женщина отражается во внутреннем мире их ребенка как мужская и женская половинки его Я, становясь основой его личностной целостности.

Книга сочетает в себе глубокий анализ с доступностью и красочностью изложения. Она может быть интересна самому широкому кругу читателей.


Елена Короткова,
кандидат психологических наук, г. Ростов-на-Дону

 

 

Предисловие 3

Подобно завороженному ребенку,

опуститесь на колени перед… природой,

в какие бездны ни вел бы указуемый ею путь;

иначе вы ничему не научитесь.

Т. Гексли

Основные понятия инициационной терапии базируются на представлениях, данных К. Г. Юнгом об архетипах, то есть как их определил Р. А. Уилсон в своей книге "Психология эволюции": "Боги, богини, демоны, лешие и другие персонификации программ ДНК, которые управляют нами". То же заметил основоположник семантики Альфред Кобжинский: "Те, кто правит символами, правит нами". Если мы не научимся управлять своими символами, ими будут управлять другие силы.

В инициационной терапии даны практические основы такого управления. Они представляют собой хорошо и эффективно работающий духовный инструмент постижения внутреннего мира человека.

Приоритет мужского и женского начал, их совместное сосуществование внутри одной психической реальности беспокоили многие архаичные общества, сторонников герметизма и гностицизма. В средневековье особенно глубокий интерес к этому вопросу обнаруживал Леонардо да Винчи, а также — одна из самых загадочных инициатических организаций — орден Тамплиеров.

В алхимии символом совершенной Великой Работы выступал гермафродит — в буквальном значении этого слова: сплав в одном лице бога Гермеса с богиней Афродитой. Леонардо был зачарован гермафродитами настолько, что исписывал соответствующими рисунками лист за листом. Эти впечатления великого мастера были посвящены не внешней, а внутренней — психической реальности человека.

В недавно опубликованной работе, посвященной анализу портрета загадочно улыбающейся Моны Лизы, утверждается, что ею был не кто иной, как сам Леонардо. Исследователи доктор Дигби из клиники Модсли в Лондоне и Лилиан Шварц в лаборатории Белл в США с помощью изощренной компьютерной технологии независимо друг от друга совместили портрет с лицом художника и получили в результате полное совпадение черт. Может быть, то была просто одна из остроумных шуток художника, предназначенная для потомков, но есть и другая возможность: Леонардо, будучи алхимиком, придерживался идеи о достижении Великой Работы, то есть — гармоничного соединения противоположностей, преодоления дуальности мира.

Некоторые верят, что это достижение может иметь столь глубокое физическое воздействие, что возможна даже перемена пола — вероятно, отражением этой концепции и является Мона Лиза. Гермафродит символизирует также момент оргазма — полное слияние мужчины и женщины, временное исчезновение границ между ними, мистическое осознание слияния со Вселенной.

В убранстве готических соборов есть много любопытных фигур — от демонов до Зеленого Человека. Но некоторые из них выглядят довольно странно: элемент каменной резьбы Нантского собора изображает женщину, смотрящуюся в зеркало, хотя ее затылок есть лицо старика. А в Шартрском соборе резная Царица Савская имеет мужскую бороду! (Л. Пикнет, К. Принс, 1997).

Соединение мужского и женского проявляется и в известном физиологическом факте: в организме как мужчины, так и женщины синтезируются мужские и женские половые гормоны в различных для мужчин и женщин пропорциях, что подразумевает наличие определенных структур личности, носящих женские и мужские черты.

В то же время, современная наука отмечает не только различия в строении и структуре мужского и женского мозга, но и тот факт, что мужчины и женщины по-разному используют свой мозг. В решении комплексных ментальных задач женщины в основном стремятся использовать обе полусферы: эмоциональный, чувствительный правый мозг и разговорчивый, аналитический левый. Поэтому женщине свойственно более широкое отношение к жизни. Мужчины же, больше используя для решения задач левый мозг, в первую очередь фокусируются на конкретных проблемах.

Наблюдается и взаимопроникновение мужской и женской частей личности друг в друга. В древнем Китае считали, что все вовремя приходит, и вовремя уходит, то "инь", то "ян" набирают силу, и на грани Великого предела ("Тай-цзы") начинается обратный путь, они меняются местами (Григорьева, 1992).

Тот, кто хочет научиться использовать все преимущества мужской и женской частей своей личности, наладить их диалог и творческое сотрудничество, получит результат в виде постепенного изменения окружающей физической реальности.

Одним из современных путей установления гармоничного единства мужской и женской частей психики является метод инициационной терапии. Метод подразумевает наличие во внутреннем мире человека определенных архетипических программ. Чтобы они работали полноценно, предлагается введение дополнительного ключа в виде сюжетной темы инициации, которая "запускает" архетипическую программу или "перезагружает" ее.

В теории инициационной терапии выделена иерархия таких программ, описывающая их от наиболее простых к более сложным, а также — выявлена фрактальность архетипических областей, то есть их самоподобие, не являющееся идентичностью. Если сознание структурировано упорядоченными фракталами, это формирует личность как самоподдерживающуюся систему с очень высокими адаптивными способностями.

Наиважнейшее место в архетипической системе личности занимают описанные автором книги сакральные центры, которые представляют собой пограничные области между горизонтально связанными мужскими и женскими архетипическими функциями. Именно по состоянию пограничного слоя взаимодействующих между собой мужской и женской структур можно судить о состоянии системы личности в целом и о тенденциях в ее поведении и развитии.

Но самое главное — это то, что инициационная теория, достаточно ясно отражая невыразимую сложность внутреннего мира, содержит в себе богатый практический подход к управлению здоровьем и состояниями человеческой Души.

Вячеслав Винокуров,

врач, специалист по биоэлектрографии, г. Ростов-на-Дону

О последователях К. Г. Юнга

 

В наши дни не только в психологических, но и в более широких культурных кругах можно наблюдать вторую (после 1910 — 1920-х гг.) волну интереса к психоанализу и альтернативным течениям глубинной психологии, прежде всего, к юнгианству.

Выход книги Т. Б. Василец "Мужчина и Женщина - тайна сакрального брака" представляется знаменательным на фоне неутихающих разговоров о гендерной идентичности (понятие более чем расплывчатое), маскулинизации женщин и феминизации мужчин, феминизме, "катастрофе мужского характера", а также в свете весьма популярных ныне дискуссий о роли женщин в истории, о женщинах во власти и т. д.

Нередко имеет место искусственное противопоставление мужского и женского принципов в разных сферах культурной жизни, прежде всего во взглядах на власть, доминирование, устройство семьи и общества. При таком противопоставлении исконное архетипическое различие и противоречие мужского и женского трактуется не как источник творчества, развития, созидания и предпосылка интеграции, но как повод к конфронтации и борьбе.

Юнг полагал, что в Душе каждого мужчины содержится неосознаваемый в полной мере образ Женщины, аккумулирующий все эмоциональные аспекты ранних отношений с матерью и все отвергаемые и подавляемые в социуме женственные (фемининные) черты мужской психики. Эта структура получила латинское обозначение "Анима" (Anima — дословно "Душа"). Аналогичный компонент в психике женщины, интегрирующий маскулинные черты и определяющий отношения с представителями "мужского мира", получил название Анимус. Согласно этой концепции, каждый человек независимо от пола в психологическом отношении является андрогином, и его осознанная половая идентичность (мужская или женская) дополняется противоположной по назначению бессознательной подструктурой — Анимой или Анимусом. Осознать и принять женскую (в случае мужчины) или мужскую (в случае женщины) неосознанную часть своей Души — это не менее важная задача индивидуального развития, чем поиск своей "половины" во внешнем мире. И одновременно это шаг к пониманию значимых Других — партнеров, возлюбленных. Собственно в этой точке и открывается путь к сакральному браку.

Как мужское и женское приходят к союзу, согласию, интеграции в Душе человека, какие пути и символы этой интеграции предлагают индивидууму социум, культура, различные духовные традиции и практики? Этот вопрос давно уже стал ключевым для юнгианской мысли. Исследование этой довольно запутанной и всегда актуальной проблематики, будь то накопление феноменологических данных или разработка психотерапевтических методик, представляет большой интерес и может оказаться весьма полезным для решения самых различных, как научных, так и житейских задач.

В свете сказанного уверен, что оригинальная работа моей коллеги Татьяны Василец найдет достойный отклик у читателя.

 

 

Филатов Филипп Робертович,

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ЮФУ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.017 с.)